Сценарий педсовета «Воспитательная система класса»

Данная работа - сценарий проведения педагогического совета для заместителя директора по воспитательной работе. Тема педсовета «Воспитательная система класса». Цель: методическая помощь классным руководителям в процессе формирования воспитательной системы класса; выявление проблем в работе руководителей классных; раскрыть и научить моделированию системы; Классные руководители приходят на педсовет с характеристикой своего класса и планом воспитательной работы. В течение всего педсовета работают...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет «Воспитательная система класса».

Цель педагогического совета - оказать методическую помощь классным руководителям в формировании воспитательной системы класса, научить моделированию системы, выявить основные проблемы в работе классных руководителей, наметить пути их решения.

План педагогического совета:

1.Тема, цели и задачи педагогического совета.

2.Понятие воспитательной системы класса.

3.Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса. Моделирование воспитательной системы класса.

4.Описание воспитательной системы класса.

5.Подведение итогов педагогического совета. Принятие решения педагогического совета.

Проведение педагогического совета:

Классные руководители приходят на педсовет с характеристикой своего класса и планом воспитательной работы.

В течение всего педсовета работают эксперты (учителя-предметники, не имеющие классного руководства). Их задача: фиксировать выводы, сделанные участниками педсовета, записывать предложения, сделанные по ходу педсовета, помечать те проблемы, которые вскрываются по ходу педсовета, для рассмотрения их в дальнейшем на совещаниях, семинарах, педсоветах.

Часть 1.

В последние годы значительно возрос интерес учителей к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, которые пытаются моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным.

Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:

- ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;

- воспитательная система класса - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;

- системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;

- в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;

- воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей в процессе их развития.

Тема сегодняшнего педсовета сформулирована так: «Воспитательная система класса как педагогическое явление. Моделирование воспитательной системы класса». Результатом нашей работы сегодня должны стать разработанные и описанные воспитательные системы классных коллективов нашей школы.

Что же такое воспитательная система класса и почему на данном этапе развития всей воспитательной системы школы возникла необходимость ее моделирования и описания? Сегодня мы ответим на этот вопрос и постараемся понять, из каких элементов состоит воспитательная система класса.

Часть 2.

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Важно определить, какие компоненты являются составляющими системы. В научно-методической литературе выделяют 5 наиболее существенных и важных:

1.Индивидуально-групповой.

2.Ценностно-ориентационный.

3.Функционально-деятельностный.

4.Пространственно-временной.

5.Диагностико-аналитический.

Моделируя воспитательную систему класса, классный руководитель должен знать: с кем он работает, что хочет получить от своей работы, сколько времени займет у него достижение поставленных задач и в каком жизненном пространстве он будет работать, а также он должен суметь вовремя скорректировать свою деятельность и грамотно оценить результаты своей работы.

Здесь же необходимо сказать и об этапах развития воспитательной системы класса:

1.Проектирование системы. Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности коллектива.

2.Становление системы. Уделяется внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива.

3.Стабильное функционирование системы. Активно развивается самоуправление, система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей, доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива, жизнь классного коллектива строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством в коллективе.

4.Завершение функционирования системы. Для четвертого этапа характерны две тенденции: первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива, вторая - искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности в классе.

Часть 3.

Итак, перейдем к моделированию отдельных элементов воспитательной системы класса.

Первый компонент воспитательной системы класса - индивидуально-групповой компонент. Вашему вниманию предлагается таблица, которую нужно наполнить необходимым содержанием (педагогам предлагается поработать в группах по 4-5 человек в течение 5 минут)

Схема 1.

Кто, по вашему мнению, должен участвовать в создании, управлении, развитии воспитательной системы класса?

Какова роль каждого в создании, управлении и развитии воспитательной системы?


В результате работы мы можем сделать вывод, что в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса участвуют:

- классный руководитель;

- учащиеся класса;

- родители учащихся;

- педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.

Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель. Очень часто приходится замечать: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ориентиры преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и самостоятельностью. Не случайно при смене классного руководителя значительные изменения претерпевает воспитательная система класса.

Отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы. Однако не всегда классный руководитель умело реализует свои субъектные полномочия. Нередко отсутствие теоретических знаний и практических умений не позволяют достичь желаемого результата.

Важнейшей составляющей индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны. Они - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся. Классному наставнику необходимо увидеть и понять специфические черты ученического сообщества, определить уровень развития коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать оптимальные формы и способы построения воспитательной системы.

Проблемы создания и функционирования воспитательной системы не могут не волновать родителей, администрацию школы, учителей-предметников и других взрослых, участвующих в жизнедеятельности класса. Родители не должны оставаться за рамками процесса моделирования и функционирования воспитательной системы.

Еще А.С.Макаренко говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный страх и риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, точного единого подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.

Второй компонент воспитательной системы класса ценностно-ориентационный. Воспитания без цели не бывает, т.к. характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Сейчас мы предлагаем каждому классному руководителю выбрать из имеющихся целей воспитания ту, которая является приоритетной для вас. Если среди предложенных вы не найдете таковой, то допишите сами (педагоги работают каждый самостоятельно по предложенной форме в течение 5 минут).

Выберите приоритетные задачи работы:

- формирование творческой личности учащихся. Обладающей интеллектуальной, этической культурой;

- способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей;

- создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям;

- интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся;

- сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся;

- выработка готовности к самостоятельной жизни и труду, подготовка к инициативной деятельности в разных сферах;

- развитие навыков поискового мышления;

- формирование экологической культуры;

- воспитание у детей патриотических чувств гражданина России;

- укрепление здоровья учащихся. валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенствование;

- способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации, анализе жизнедеятельности класса;

- другое (дописать).

На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и взрослыми. Они не только регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации воспитательного процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного коллектива, определяют и принципы построения воспитательной системы класса.

Мы предлагаем каждому классному руководителю выбрать из имеющихся принципов воспитания те, которые являются приоритетными для вас. Если среди предложенных вы не найдете таковых, то допишите сами (педагоги работают каждый самостоятельно по предложенной форме в течение 5 минут):

Выберите приоритетные принципы построения воспитательной системы класса:

- принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей;

- принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций;

- принцип индивидуализации и дифференциации;

- принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса;

- принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы;

- принцип сотворчества детей и взрослых;

-принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки;

- принцип открытости и доброжелательности;

- принцип равенства всех участников воспитательного процесса;

- другое (дописать).

Чаще всего принципы формулируются в виде заповедей жизни в классе. Например, таким образом:

1.Познай себя - это интересно!

2.Сотвори себя - это необходимо!

3.Утверди себя - это возможно!

4. Прояви себя - это реально!

Третьим компонентом воспитательной системы класса является функционально-деятельностный компонент. Он складывается из таких элементов, как:

1.Системообразующий вид деятельности, формы, методы организации совместной деятельности и общения.

2.Основные функции воспитательной системы класса.

3.Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.

Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного коллектива. От чего, по вашему мнению, зависит выбор содержания деятельности вашего класса?

- от ваших возможностей как классного руководителя;

- потребностей ребят;

- целей воспитания, поставленных перед собой коллективом.

Мы вновь предлагаем вам выбрать то содержание деятельности вашего коллектива, которое подойдет коллективу учащихся, которым вы руководите. Здесь можно выделить несколько направлений деятельности (педагоги работают самостоятельно в течение 5 минут)

1.Перед тем как начать выделять приоритетные направления деятельности, ответьте на вопрос: считаете ли вы, что деятельность вашего класса должна носить общественную направленность?

- да;

- нет;

-не знаю.

2.Содержание деятельности классного коллектива:

(выбрать не более 5-7)

- серия классных часов с определенной тематикой;

- работа литературного клуба;

- совместные трудовые дела;

- встречи с интересными людьми;

- проведение народных праздников;

- подготовка концертов;

- проведение походов, экскурсий;

- подготовка выставок творчества;

- проведение олимпиады знаний;

-спортивные игры;

- выпуск еженедельной газеты;

- театральные постановки;

- посещение выставок;

- посещение музеев;

- дискуссии, диспуты, спор-клубы;

- благоустройство класса, школы, микрорайона;

-озеленение класса, школы, микрорайона;

-развлекательные мероприятия;

-свободное общение;

-деловые игры;

-внеклассные мероприятия по отдельным предметам;

-поручения в классе;

-работа органов ученического самоуправления в классном коллективе;

-поисковая деятельность;

-шефская помощь младшим;

-забота о людях (помощь ветеранам, пожилым в районе);

-экологический марафон;

-изобретательство;

-техническое творчество;

-охрана, благоустройство памятников.

3.А теперь ответьте : могут ли носить общественную направленность те дела, которые вы выбрали?

-да;

-скорее да, чем нет;

-скорее нет, чем да;

-нет.

Сравните свой ответ с ответом на первый вопрос.

Изучение воспитательной практики классных руководителей, успешно работающих с учащимися, показывает, что они, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - в широком спектре деятельности выделяют какой-то один вид в качестве системообразующего и с его помощью строят воспитательную систему класса, формируют неповторимую индивидуальность («лицо2 классного коллектива). Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания» - тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты. Наиболее популярными вариантами реализации данного подхода являются:

- разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Досуг», «Общение», «Здоровье», «Образ жизни»;

- объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек»;

- систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, нравственный, коммуникативный, эстетический, физический;

- формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени.

В качестве приоритетного и системообразующего используются различные виды и направления деятельности. Выбор системообразующего вида деятельности зависит прежде всего от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений.

Четвертый компонент воспитательной системы класса -пространственно-временной.

Он состоит из таких элементов, как:

1.Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

2.Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых, место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

3.Этапы становления и развития воспитательной среды.

Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство. В котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.

Основным «местом жительства» класса, как правило. Является учебный кабинет. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка. Давайте попытаемся ответить на вопрос, как можно сделать учебный кабинет таким, чтобы, заходя в него, ребята вспоминали о своем коллективе, о тех делах, которые совместно готовились и проводились, о друзьях и т.д., чтобы один кабинет не был похож на другой.

1.как сделать так, чтобы у каждого класса было свое «место жительства»?

2.Какую информацию о классе и в какой форме должен содержать в себе кабинет?

Сейчас я попрошу классных руководителей написать на листке ответы на эти два вопроса и передать экспертам (время работы 5 минут).

Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения, т.е. воспитательная система класса должна стремиться быть открытой, коллектив не должен замыкаться в себе, он должен искать встреч с интересными и полезными ему людьми и коллективами. У каждого класса в школе есть свой круг общения. Поэтому давайте сейчас попробуем рассказать о тех связях с внешней средой, которые есть у классов (педагогам предлагается в течение 5 минут заполнить схему взаимодействия класса с социумом).


Контакты класса.


----------- класс


В каждом классном коллективе нашей школы уже сформированы какие-то элементы воспитательной системы: у кого-то хорошо прописаны цели деятельности, у кого-то продумано содержание деятельности и т.д. Сейчас же важно определить, на каком этапе развития ваша система, и на основе этих выводов посмотреть: верно ли сформулированы задачи деятельности, правильно ли подобрано содержание, и вовремя скорректировать работу.

Пятый компонент - диагностико-аналитический, включает в себя следующие элементы:

- Критерии эффективности воспитательной системы. Это вопрос, наверно, еще одного педагогического совета, поэтому остановимся пока на тех критериях эффективности воспитательной системы, о которых уже шла речь и которые есть у каждого классного руководителя в копилке.

- Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. Формы и способы анализа, оценки полученных результатов. У каждого классного руководителя они свои, и мы попробуем их сформулировать при описании воспитательной системы своего класса.

Следует также заметить, что в педагогической науке проблема исследования эффективности учебно-воспитательного процесса остается в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Критерием эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:

- воспитанность учащихся;

- защищенность и комфортность ребенка в классе;

- удовлетворенность учащихся и их родителей жиэнедеятельностью в классе;

- сформированность классного коллектива;

- репутация класса;

- проявление индивидуальности («лица») классной общности.

В соответствии с данными критериями подбираются методы и приемы изучения результативности воспитательного процесса.

Часть 4.

Итак, мы с вами попытались описать отдельные элементы воспитательной системы класса, которые представляют сложность в формулировании и изложении.

Сейчас я предлагаю вам попробовать описать воспитательную систему вашего класса, используя материалы пед. совета , используя свои наблюдения, идеи, результаты вашей многолетней работы . Чтобы облегчить ваш труд, мы предлагаем примерный план, по которому нужно охарактеризовать воспитательную систему в своем классе.

В завершение работы вы без труда сможете сделать вывод, над какими вопросами построения системы еще следует подумать (педагоги работают в течение 15 минут).









Примерный план описания воспитательной системы класса.

1. Класс - его наименование и тип (общеобразовательный, математический, коррекционный и т.д.), год его создания, количество учащихся, девочек, мальчиков.

2. Классный руководитель - фамилия, имя, отчество, образование, пед.стаж, продолжительность работы с данным классом, наличие званий и наград, увлечения, интересы.

3. Цель воспитательной системы:

- как формулируется;

- кто участвовал в ее выдвижении (учащиеся, родители, классный руководитель);

- интересы и потребности учащихся и родителей;

- соответствие поставленной цели выдвинутым школой задачам воспитания;

- принципы построения воспитательной системы класса.

4. Коллектив класса и особенности его развития (уровень развития коллектива).

5. Родители учащихся, их активность и включенность в жизнедеятельность класса.

6. Педагоги и другие взрослые, которые играют роль в воспитании учащихся класса.

7. Воспитательный процесс, содержание и способы построения деятельности, общения и отношений в классном коллективе:

- приоритетный вид деятельности, способствующий формированию индивидуальности класса;

- другие виды деятельности, которые имеют значение для жизнедеятельности классного коллектива;

- взаимосвязь учебно-познавательной и внеурочной деятельности ( в каких формах появляется);

- отношения в коллективе между мальчиками девочками, детьми и взрослыми, одноклассниками и учащимися других классов, наличие лидеров в коллективе, их влияние на жизнедеятельность класса, наличие органов самоуправления в классе, комфортность и защищенность ребенка в коллективе;

- стиль, формы и способы работы классного руководителя, «изюминки» во взаимодействии педагога с детьми и их родителями, владение различными методиками диагностики и умение проанализировать свою работу.

8.Внутренняя и внешняя среда как жизненное пространство коллектива:

- учебный кабинет («место жительства класса»);

- друзья класса из школьного коллектива и ближайшего социального окружения;

- место и роль класса в общешкольном коллективе.

9. Репутация класса, наличие символики (гимн, герб, флаг, любые другие отличия, атрибуты), наличие традиций в его жизнедеятельности, достоинства, трудности и проблемы в создании классной воспитательной системы, перспективы развития воспитательной системы класса.

При описании воспитательной системы класса можно использовать схемы, таблицы, планы работы, алгоритмы и т.д. Описание ведется в свободной повествовательной форме. Когда работа закончена, несколько вариантов описания воспитательных систем классов заслушивается.

Часть 5.

Решение педагогического совета.

1. Классным руководителям продолжить работу по развитию и становлению воспитательной системы класса. Приступить к реализации задач развития классных воспитательных систем, которые сформулированы педагогическим советом школы.

2.Классным руководителям обратить внимание на включенность родительской общественности в управление воспитательной системой класса. Привлечь представителей родительского комитета классов к процессам целеполагания, планирования и анализа жизнедеятельности классного коллектива.

3. Активизировать деятельность школьных и классных органов ученического самоуправления. Создать условия для участия детей и подростков в построении, управлении и развитии воспитательной системы класса.

4. Провести семинар для классных руководителей по вопросам изучения результативности воспитательной системы, методам, приемам, формам и способам анализа деятельности классного коллектива. (Ответственный - зам. директора по воспитательной работе Новикова Е.В.)

© 2010-2022