Программа дополнительного образования

Дополнительное образование-это процесс освоения знаний,способов деятельности,ценностных ориентаций,направленных на удовлетворение интересов личности,её способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации,входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчёркивается важность и значение системы дополнительного  образования детей,способствующей развитию склонностей,способностей и интересов социального и профессионального самооп...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 с.Спасское





Программа дополнительного образования

















2013 г.

1. Пояснительная записка.

Дополнительное образование - это процесс свободно избранного ребенком

освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая

- максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,

- обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную

значимость учащихся,

- даёт шанс каждому открыть себя как личность,

- предоставляет ученику возможность творческого развития по силам,

интересам и в индивидуальном темпе,

- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования

на принципах реального гуманизма,

- активно использует возможности окружающей социокультурной и

духовной пищи,

- побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и

самоанализу,

- обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в

жизнедеятельности школьного коллектива.

Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотелось бы, чтобы оно было более

жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое

образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе

создана целевая программа дополнительного образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.

2. Цели и задачи программы.

Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи:

 формирование условий для создания единого образовательного пространства;

 изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании;

 расширение различных видов деятельности в системе дополнительного

образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и

потребностей, учащихся в объединениях по интересам;

 создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного

образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;

 определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;

 развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального

опыта;

 создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей,

 воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве;

 сохранение психического и физического здоровья учащихся.

3. Концептуальная основа дополнительного образования школы.

Основное назначение дополнительного образования - развитие мотиваций

личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах

личности.

Дополнительное образование - практико-ориентированная форма организации

культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное образование -проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Дополнительное образование - непрерывность, системность в образовательной системе. Дополнительное образование - форма реализации педагогического принципа природосообразности. Дополнительное образование - условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

При организации дополнительного образования детей школа опирается на

следующие приоритетные принципы:

- принцип непрерывности и преемственности,

- принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового

и дополнительного образования,

- принцип вариативности,

- принцип гуманизации и индивидуализации,

- принцип добровольности,

- принцип деятельностного подхода,

- принцип творчества,

- принцип разновозрастного единства,

- принцип открытости системы.

Функции дополнительного образования:

образовательная - обучение ребёнка по дополнительным образовательным

программам, получение им новых знаний;

воспитательная - обогащение культурного слоя общеобразовательного

учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе

четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их

приобщение к культуре;

информационная - передача педагогом ребенку максимального объема

информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может

усвоить);

коммуникативная - это расширение возможностей, круга делового и дружеского

общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;

рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления

психофизических сил ребенка;

профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым

видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая

предпрофессиальную ориентацию.

интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

компенсаторная - освоение ребенком новых направлений деятельности,

углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих

эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего

образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в

избранных им сферах творческой деятельности; социализация - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков

воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для

жизни;

 самореализация - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых

формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное

саморазвитие.

4. Содержание дополнительного образования школы.

Программы дополнительного образования в школе имеют следующие направленности:

- общекультурная

- социальная

- общеинтеллектуальная

- духовно-нравственная

Общекультурная направленность.

Целью общекультурной направленности является приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, способность оптимального общего развития каждого ребенка.

Общеинтеллектуальная направленность.

Целью общеинтеллектуальной направленности является приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений.

Социальная направленность.

Целью социальной направленности является формирование навыков развитие экологически сообразного поведения у младших школьников, совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Духовно-нравственная направленность.

Целью духовно-нравственной направленности является формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, ориентация на общечеловеческие ценности.

Приоритетными задачами являются:

- воспитание эстетической чуткости

- воспитание чувства красоты

- формирование эмоционально-ценностного отношения через художественное творчество

- восприятие духовного опыта человечества, как основы приобретения личностного опыта и самосозидания

- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях и природных явлений единстве живой и неживой природы

- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни

- развитие альтернативного решения в выборе способов решения экологических проблем

- ведение здорового образа жизни, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды

- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности

Содержание дополнительного образования школы.

Занятия в детских творческих объединениях организуются по группам:

 1-й год обучения (15-25 человек) - 1час в неделю (34 часа в год);

 по программам, сроком реализации 1 год, рассчитанным на 34 часа, занятия

проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности реализуются специалистами

Занятия в спортивных секциях ведут профессиональные тренеры.

Тренировки способствуют компенсации повышенного уровня интеллектуальной деятельности, сочетанию умственной и двигательной активности (волейбол, теннис, акробатика).

© 2010-2022