Положение о методической работе в образовательной организации /из опыта работы/

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 36»

Утверждено

Приказ № 253

от 31.12.2008 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о методической работе

в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 36»


1. Общие положения


1. 1. Методическая работа в Лицее проводится с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, качества подготовки квалифицированных рабочих.

1.2. Основными задачами методической работы являются:

- совершенствование содержания, форм и методов обучения и воспитания, органической взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся;

- повышения педагогического и профессионального мастерства руководящих и инженерно-педагогических работников лицея;

- внедрение в практику результатов научно-педагогических исследований, методических рекомендаций, передового педагогического и производственного опыта, достижений научно-технического прогресса;

- комплексное методическое обеспечение образовательного процесса.

1.3. Общее руководство методической работой в Лицее осуществляет директор. Непосредственным организатором методической работы в целом по лицею является заместитель директора по учебно-методической работе. Конкретную методическую работу организуют и проводят: с преподавателями общетехнических и специальных дисциплин - заместитель директора по учебно-производственной работе; с мастерами производственного обучения -старший мастер; с преподавателями общеобразовательных предметов - заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам; с преподавателями общественных дисциплин, классными руководителями и библиотекарем - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

1.4. Участие в методической работе обязательно для всех инженерно-педагогических работников Лицея.

2. Организация методической работы


2.1. В Лицее проводится коллективная и индивидуальная методическая работа.

Формами коллективной работы являются: педагогический совет, методический совет, методические комиссии, инструктивно-методические совещания, проблемные семинары, семинары - практикумы, лектории, школы передового опыта, научно-практические, читательские конференции, педагогические чтения и другие.

К индивидуальной методической работе относятся самообразование руководителей и сотрудников Лицея и методическая работа администрации лицея с педагогическими кадрами. Конкретные формы методической работы в учебном заведении определяет педагогический совет.

2.2. Деятельность педагогического совета

2.2.1. Педагогический совет является коллегиональным органом Лицея, координирующим направления учебно-воспитательной работы, учебно-производственной деятельности.

2.2.2. В состав педагогического совета входят директор, его заместители, педагогические работники Лицея. Председателем педагогического совета является директор Лицея.

2.2.3. Педагогический совет:

- выбирает варианты содержания образовательных программ;

- принимает формы и методы образовательного процесса и способов их реализации;

- разрабатывает образовательные программы и учебные планы, годовые календарные учебные графики;

- организует работу по распространению передового опыта и повышению квалификации педагогических работников;

- обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования;

- принимает решения об организации, проведении и результатах промежуточной и итоговой аттестации, осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Лицея;

- решает вопрос об отчислении обучающихся, переводе обучающихся на следующий курс, восстановлении обучающихся;

- обсуждает в случае необходимости успеваемость и поведение отдельных обучающихся в присутствии их родителей (законных представителей);

- принимает решение о награждении обучающихся похвальными грамотами за отличное овладение профессией и примерное поведение в Лицее, за особые успехи в изучении отдельных предметов;

- координирует в Лицее деятельность общественных (в том числе детских, и молодежных) организаций (объединений), не запрещенную законом.

2.2.4. Работа педагогического совета осуществляется в соответствии с планом, который составляется на учебный год, рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором Лицея. В разработке плана принимают участие заместители директора, старший мастер, председатели методических комиссий под руководством директора Лицея. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания совета. В целях более тщательной подготовки вопросов, их всестороннего и глубокого обсуждения могут создаваться комиссии или творческие группы. На заседания совета могут приглашаться методические работники учебно-методических организаций территориальных управлений, родители, обучающиеся лицея.

2.2.5. Педагогический совет собирается не реже одного раза в два месяца. Педагогический совет правомочен решать выносимые на его рассмотрение вопросы, если в его заседании участвуют не менее двух третей его членов.

Решения педагогического совета Лицея принимаются большинством присутствующих на заседании членов и носят рекомендательный характер.

2.2.6.При равном количестве голосов решающим является голос председателя педсовета. Директор Лицея в случае несогласия с решением педагогического совета приостанавливает выполнение решения, выносит вопрос для его повторного обсуждения.

2.2.7. По вопросам, обсуждаемым на заседании педагогического совета, выносятся решения с указанием сроков и исполнителей, а также лиц, осуществляющих контроль за их выполнением.

2.2.8. Организацию работы по выполнению решений педагогического совета осуществляет председатель совета совместно с заместителем директора по учебно-методической работе. Исполнительными органами являются методические комиссии и методический совет. Решения педагогического совета обязательны для всех работников и учащихся Лицея. Информация о результатах выполнения решений заслушивается на очередном заседании совета.

2.2.9. На заседании педагогического совета ведется протокол. Протокол подписывается председателем и секретарем совета. В протокол записывается номер, дата заседании, количество присутствующих, повестка заседания, краткое содержание выступлений, предложений, замечаний, принятое ранение. К протоколу прилагаются материалы по обсуждаемому вопросу.

Нумерация протоколов ведется от начала учебного года. Книга протоколов педсовета нумеруется постранично, прошнуровывается, скрепляется подпись директора и печатью Лицея. Протоколы педагогического совета хранятся в делах Лицея.

2.3. Методический совет Лицея создается в целях активизации методической работы, учебно-методической работы, распространения педагогического и методического опыта.

2.3.1. Методический совет создается из числа высококвалифицированных инженерно-педагогических работников и руководителей методических комиссий на основании приказа директора лицея в количестве до 7 человек.

2.3.2. Методический совет осуществляет свою работу на основе плана работы Лицея на текущий учебный год.

2.3.3. Координацию работы методического совета осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе, председателем методического совета является директор.

2.3.4. Функции методического совета:

- определение приоритетных направлений методической, учебно-методической деятельности Лицея;

- планирование и организация системы методической деятельности в Лицея;

- обобщение и распространение педагогического опыта;

- организация школ мастерства, методических семинаров, презентаций, олимпиад, конкурсов;

- помощь в подготовке педагогических работников к аттестации;

- рецензирование методических материалов.

2.3.5. Полномочия методического совета:

- заседание методического совета считается правомочным при 2/3 состава;

- решение принимается открытым большинством голосов; носит рекомендательный характер и оформляется протоколом;

- методический совет имеет право вносить предложения для рассмотрения на педагогический совет.

2.4. Деятельность методических комиссий

2.4.1. Методическая комиссия Лицея - методическое объединение педагогических работников, создаваемое в целях совершенствования организации методической работы, повышения деловой квалификации педагогических кадров, обобщения, систематизации передового педагогического опыта, внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий и создания действенной системы мониторинга учебно-воспитательного процесса.

2.4.2. Методическая комиссия может быть создана при наличии трех и более педагогических работников, ведущих обучение по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам, профессиям. Преподаватели - общеобразовательных дисциплин участвуют в работе районных методических объединений.

2.4.3. Методические комиссии создаются на учебный год. Перечень и персональный состав всех комиссий устанавливаются приказом директора лицея.

2.4. 4. Руководство каждой методической комиссией осуществляет ее председатель, назначенный приказом директора на учебный год из числа наиболее опытных, подготовленных педагогов, имеющих, как правило, высшее профильное образование. Ему производится доплата в установленном порядке.

2.4.5. Методическая комиссия ежемесячно проводит заседания.

2.4.6. Общее руководство работой всех методических комиссий осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе.

2.4.7. Содержание деятельности методической комиссии:

- систематическое информирование педагогов методических комиссий о нормативно-правовых актах Министерства образования России, министерства образования Нижегородской области;

- разработка рабочих программ в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов начального профессионального образования;

- разработка учебных программ дополнительного образования, в том числе платных образовательных услуг;

- разработка необходимых изменений, дополнений, уточнений к указанным программам и учебным планам;

- разработка, создание и совершенствование комплексного методического обеспечения предметов, профессий;

- выработка единых требований к содержанию работы учебных кабинетов, лабораторий, мастерских;

-организация максимально эффективного учебно-воспитательного процесса по своим дисциплинам, профессиям;

- повышение педагогической и профессиональной квалификации членов комиссии, оказание помощи начинающим педагогическим работникам в подготовке и проведении занятий и внеклассных мероприятий; самообразование, организация взаимопосещений занятий; организация открытых занятий, их анализа и оценки;

- изучение, анализ и оценка процедуры и результатов контроля учащихся: текущего, тематического, промежуточных и итоговых аттестаций, проверочных и контрольных работ, тестовых опросов;

- разработка и реализация мер по улучшению результатов промежуточных и итоговых аттестаций;

- изучение, анализ, отбор и внедрение в образовательный процесс: эффективных педагогических и воспитательных технологий, методов и методик; достижений передового педагогического опыта; достижений науки и техники; учебников, учебных и методических пособий, технических средств обучения и контроля;

- подготовка инновационных учебных и методических пособий, материалов, дидактических материалов, наглядных пособий, технических средств обучения и контроля;

- подготовка их к тиражированию и распространению;

- участие в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе.

2.4.8. Каждая методическая комиссия ежегодно в каждом учебном году ведет следующую документацию:

- паспорта комплексно-методического обеспечения;

- сведения о преподавателях и мастерах производственного;

- анализ работы методической комиссии за три года;

- материалы мониторинга преподаваемых дисциплин, производственного обучения;

- план работы на учебный год;

- протоколы заседаний комиссии;

- отчетные материалы о работе комиссии;

- иная документация, связанная с деятельностью комиссии.

2.4.9. План работы методической комиссии разрабатывается в начале учебного года и утверждается на ее заседании. План работы должен включать следующие основные направления работы методической комиссии:

- совершенствование учебно-воспитательной работы;

- организация контроля учебно-воспитательного процесса;

- повышение теоретического уровня и деловой квалификации педагогов;

- изучение, анализ, отбор и внедрение эффективных достижений науки и педагогического опыта.

2.4.10. Каждый член методической комиссии имеет право:

- высказывать свое мнение, замечания, возражения и предложения по любому из обсуждаемых комиссией вопросов;

- выступать с педагогической инициативой по совершенствованию образовательного процесса;

- выступать с инициативой и участвовать в организации и проведении экспериментальной педагогической работы.

2.4.11. Каждый член методической комиссии обязан участвовать в деятельности методической комиссии, в реализации ее решений.

Каждое заседание методической комиссии протоколируется. Протокол заседания методической комиссии должен содержать: порядковый номер протокола и дату заседания; общее число членов комиссии и количество участвующих в заседании; фамилии и должности приглашенных; повестку дня заседания; краткое содержание докладов, выступлений, предложений, замечаний участников заседания, принятые по каждому пункту повестки дня решения и итоги голосования по ним.

2.4.12. Решения комиссии принимают простым большинством голосов своих членов. Решение методической комиссии должно быть конкретным с указанием ответственного, исполнителей и срока исполнения.

2.4.14. Методическая комиссия Лицея несет ответственность за:

- качество подготовки учащихся;

- подготовку рекомендаций на педагогов методической комиссии для прохождения аттестации и присвоения квалификационных категорий;

- взаимодействие с социальными партнерами по профилю обучения (работодателями, профессиональными союзами, органами исполнительной и законодательной власти, общественными организациями, средствами массовой информации);

- передачу в информационно-методический кабинет завершенных и отрецензированных методических разработок преподавателей и мастеров производственного обучения.

2.5.Инструктивно-методические совещания проводятся руководителями подразделений лицея по мере необходимости для информации, оперативного изучения и обсуждения нормативных актов, отдельных методических вопросов, постановки конкретных учебно-воспитательных и производственных задач, текущего инструктирования инженерно-педагогических работников.

2.6. Проблемные семинары, семинары-практикумы, лектории, школы педагогического опыта организуются в целях углубленного изучения наиболее важных вопросов учебно-воспитательного процесса, пропаганды и внедрения конкретного педагогического и производственного опыта.

2.7. На научно-практических конференциях и педагогических чтениях обсуждаются актуальные педагогические проблемы, система работы лучших образовательных учреждений, инженерно-педагогических работников, рассматриваются доклады и другие материалы по отдельным вопросам педагогической теории и практики, подводятся и обсуждаются результаты экспериментальной и исследовательской работы, проводимой в лицее.

2.8.Самообразование инженерно-педагогических работников лицея включает повышение их педагогического, культурного уровня и профессиональной квалификации путем самостоятельного изучения методической, научной, технической и другой литературы; освоение и творческое использование педагогического и производственного опыта, достижений науки и техники.

2.9. Методическая работа администрации профессионального лицея с инженерно-педагогическими работника осуществляется постоянно и включает:

- изучение и анализ работы преподавателей, мастеров производственного обучения, классных руководителей и оказание им конкретной помощи в овладении педагогическим мастерством, совершенствовании методики проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий;

- участие в подготовке открытых уроков, других занятий, индивидуальных и групповых консультаций, оказание помощи сотрудникам в составлении планов индивидуальной методической работы, подготовке докладов и выступлений на конференциях, педагогических чтениях, во внедрении методических рекомендаций, достижений науки и техники;

- изучение и распространение педагогического опыта работы преподавателей, мастеров производственного обучения, классных руководителей, развитие творческой инициативы.

3. Планирование и учет методической работы


3.1. Методическая работа планируется в виде самостоятельного раздела в перспективных и текущих планах профессионального лицея.

3.2. Планы работы методических комиссий составляются на учебный год и являются составной частью единого плана методической работы лицея.

3.3. Отчетными документами о коллективной методической работе являются краткие протоколы педагогических советов, заседаний методических комиссий, методического совета.

3.4. Результатом индивидуальной методической работы инженерно-педагогических работников наряду с повышением качества знаний, умений и навыков обучающихся является создание комплексного методического обеспечения по предмету, профессии; разработка методических рекомендаций, учебно-наглядных и других пособий, подготовка рефератов, докладов, выступлений.

3.5. Для оказания помощи инженерно-педагогическим работникам в осуществлении методической работы в профессиональном лицее может создаваться информационно-методический кабинет, основными задачами которого являются:

- накопление и систематизация материалов по вопросам учебно-воспитательной и методической работы;

- подготовка информации о достижениях науки и техники, технологии производства;

- создание условий для подготовки инженерно-педагогических работников и руководящих работников к учебным занятиям и внеурочным мероприятиям, внедрению исследовательской и экспериментальной работы.

3.6. Работа по систематизации материалов в информационно-методическом кабинете ведется под руководством заместителя директора по учебно-методической работе. В работе кабинета участвуют на общественных началах председатели методических комиссий, преподаватели, мастера производственного обучения, работники библиотеки и другие сотрудники.

7

© 2010-2022