КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОУ ИРМО «МАЛОГОЛОУСТНЕНСКАЯ СОШ» Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования. Решение этих проблем требует ц...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ


КОНЦЕПЦИЯ

СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОУ ИРМО «МАЛОГОЛОУСТНЕНСКАЯ СОШ»


Введение

Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.

Нормативными основаниями для разработки настоящей концепции являются следующие документы:

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования);

2.Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы;

3. Концепция региональной системы оценки качества образования.

Актуальность разработки ШСОКО

Изменение целей образования и условий его получения тесно связано с обновлением подходов к определению и оценке качества образования. Повышение эффективности управления невозможно без своевременного получения надежной и достоверной информации о состоянии системы образования. В этих условиях создание ШСОКО, обеспечивающей поступление объективной информации о состоянии и развитии системы образования, становится неотъемлемой составляющей совершенствования управления качеством образования в школе.

Для соблюдения принципа единой концептуальной основы оценки качества образования ШСОКО методологически строится на тех же основаниях, что и РСОКО:.

К таким основаниям относятся принципы:

ШСОКО строится на тех же принципах, что и РСОКО:

- компетентностного подхода к оценке индивидуальных достижений обучающихся, что обеспечит единство результатов обучения, воспитания и развития;

- использование унифицированных стандартизированных показателей качества образования, что обеспечит возможности достоверного сравнения качества образования различных учащихся и образовательных учреждений региона;

- использование объективных (преимущественно тестовых) методов сбора информации, что обеспечит объективность оценки;

- ориентация на три типа оценочных процедур: внешняя оценка, обеспечивающая независимую объективную информацию о качестве образования, внутренняя оценка, обеспечивающая гибкость и адаптивность объекта управления качеством на рынке образовательных услуг, самооценка, включающая аспект субъективного отношения к качеству собственной образовательной деятельности;

- открытость и доступность результатов оценки качества образования для потребителей образовательных услуг. И данных принципов вытекают цели и задачи ШСОКО:

Основная цель ШСОКО

- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в ОУ, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;

-получение объективной информации о состоянии качества образования в ОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

Основные задачи ШСОКО:

-формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений Обучающихся школы для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;

- оценка состояния и эффективности деятельности школы;

- выявление факторов, влияющих на качество образования;

- разработка учебно-методических материалов по оценке различных аспектов качества образования;

- содействие повышению квалификации работников школы, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

I. Основные положения ШСОКО

Основные положения ШСОКО базируются на ключевых понятиях, определенных в Федеральном законодательстве в сфере образования. К таким ключевым понятиям относимы следующие:

образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения Обучающихся установленных государством образовательных уровней.

система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.

качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

система школьной оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку общеобразовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных программ с учётом запросов основных пользователей результатов школьной системы оценки качества образования.

Создание школьной системы оценки качества образования будет способствовать достижению следующих целей:

- выстраивание механизма получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой практике информации, как условия и базы для реализации процедур управления качеством образования на институциональном уровне с привлечением общественности.

- повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг (учащихся и их родителей, работодателей и др.) для принятия обоснованных решений, связанных с образованием;

- индивидуализации образования;

- созданию инструментов общественного участия в управлении образованием школы;

- повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых и деятельности школы;

- содействие внедрению в практику инновационных технологий обучения и воспитания школьников.

II. Функционирование ШСОКО

ШСОКО функционирует в форматах внутренней и внешней оценки качества образования.

  1. Система внутренней оценки качества образования

Цель: создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии образовательного процесса в школе и основных показателях его функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Задачи:

  • разработка и использование нормативных материалов и методик диагностики;

  • систематическое и всестороннее изучение качества реализуемого образования;

  • создание механизма мониторинговых исследований на школьном уровне;

  • координация деятельности всех субъектов контроля и мониторинга образовательного процесса;

  • совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности администрации, педагогов школы .

Основные функции внутреннего мониторинга:

  • Обеспечение регионального стандарта качества образования и ФГОС и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования;

  • Аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания;

  • Экспертиза и диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы;

  • Информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования;

  • Обеспечение внешних пользователей информацией о развитии образования в школе.

Система объектов внутреннего мониторинга:

1. Качество образовательных результатов

- Предметные результаты обучения (уровень обученности, качество обученности, результаты ЕГЭ, результаты итоговой аттестации за курс основной школы, готовность к продолжению образования)

- Метапредметные результаты обучения (УУД)

- Личностные результаты обучения

- Динамика состояния здоровья

- Достижения учащихся на конкурсах и олимпиадах, соревнованиях

- Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов

2. Качество реализации образовательного процесса

- Основные образовательные программы по предметам

- Дополнительные образовательные программы

- Реализация учебных планов и рабочих программ

- Качество преподавания

- Качество внеурочной деятельности

- Удовлетворенность учащихся и родителей уровнем преподавания.

3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.

- Материально-техническое обеспечение

- Информационно-развивающая среда

- Санитарно-гигиенические и эстетические условия

- Медицинское сопровождение

- Кадровое обеспечение - повышение квалификации

- Документооборот, нормативно-правовое обеспечение

Меня этот раздел совсем не впечатлил, может что-то взять со следующего материала? (можно сократить)

4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Иркутской области, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:

  • качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам);

  • качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;

  • качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации;

  • воспитательная работа;

  • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

  • эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы;

  • состояние здоровья обучающихся.

4.4. Реализация школьной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.

4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя:

  • единый государственный экзамен для выпускников 11-ых классов;

  • государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9-ых классов по новой форме;

  • промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;

  • мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому языку, математике и литературному чтению;

  • участие и результативность в школьных, муниципальных, областных, региональных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

  • мониторинговое исследование обучающихся 1-го класса «Готовность к обучению в школе и адаптация»;

  • мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-ых и 10-ых классов;

  • мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований.

4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя:

  • результаты государственной аккредитации;

  • эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;

  • программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе;

  • оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

  • обеспеченность методической и учебной литературой;

  • оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);

  • оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;

  • диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5, 10 классов в период адаптации;

  • оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента обучающихся;

  • анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;

  • оценку открытости школы для родителей и общественных организаций анкетирование родителей.

4.4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя:

  • степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям;

  • реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии;

  • доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием.

4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:

  • степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;

  • качество планирования воспитательной работы;

  • охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;

  • наличие детского самоуправления;

  • удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом;

  • исследование уровня воспитанности обучающихся;

  • положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся.

4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:

  • аттестация педагогов;

  • отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);

  • знание и использование современных педагогических методик и технологий;

  • образовательные достижения обучающихся;

  • подготовку и участие в качестве экспертов ГИА, ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;

  • участие в профессиональных конкурсах разного уровня.

4.4.7. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя:

  • наличие медицинского кабинета и его оснащенность;

  • регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;

  • оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы;

  • оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время);

  • оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;

  • диагностика состояния здоровья обучающихся.

2.Система внешней (независимой) оценки качества образования

2.1.Оценка качества индивидуальных достижений обучающихся

Технология оценки индивидуальных достижений в ШСОКО строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает следующие направления:

- разработку, развитие и использование показателей и алгоритмов сбора информации в рамках внутреннего контроля индивидуальных достижений учащихся для различных субъектов оценки (самих учащихся в рамках самооценки, учителей);

- организацию и контроль реализации внутренней оценки индивидуальных достижений учащихся различными субъектами оценки (самими обучающимися в рамках самооценки, учителями) в соответствии с нормативно принятыми сроками и алгоритмами;

- учет в процессе подготовки экспертных заключений результатов внутренней оценки, анализ объективности результатов внутренней оценки.

- разработку, развитие системы внешнего контроля, включающего периодичность, содержание и правила внешней оценки индивидуальных достижений обучающихся;

- организацию экспертных комиссий, включающих представителей общественности, потребителей образовательных услуг, специалистов соответствующего профиля;

- проведение внешней независимой экспертизы текущих индивидуальных достижений обучающихся;

- проведение ЕГЭ как формы итоговой независимой экспертизы индивидуальных достижений обучающихся;

- введение документов, подтверждающих когнитивные и внеучебные достижения учащихся, создание условий, обеспечивающих достоверность содержащихся в них сведений;

- подготовку адресных экспертных заключений для всех субъектов образования, потребителей образовательных услуг и других заинтересованных лиц.

2.2. Оценка качества образовательных программ

Технология оценки качества образовательных программ в ШСОКО строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает следующие направления:

- разработку, развитие и использование показателей и алгоритмов сбора информации в рамках внутреннего контроля образовательных программ для различных субъектов оценки (учащихся, органов управления образованием, представителей системы обеспечения образовательного процесса, учителей, педагогов);

- организацию и контроль реализации внутренней оценки образовательных программ различными субъектами оценки (обучающимися, органами управления образованием, представителями системы обеспечения образовательного процесса, учителями и педагогами) в соответствии с нормативно принятыми сроками и алгоритмами;

- учет в процессе подготовки экспертных заключений результатов внутренней оценки, анализ объективности результатов внутренней оценки;

- разработку, развитие системы внешнего контроля, включающего периодичность, содержание и правила внешней оценки образовательных программ;

- организацию экспертных комиссий, включающих представителей общественности, потребителей образовательных услуг, специалистов соответствующего профиля;

- проведение внешней независимой экспертизы качества реализуемых образовательных программ;

- введение документов, подтверждающих качество образовательных программ, создание условий, обеспечивающих достоверность содержащихся в них сведений;

- подготовку адресных экспертных заключений для всех субъектов образования, потребителей образовательных услуг и других заинтересованных лиц, в том числе для министерских комиссий, отвечающих за разработку образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

2.3. Оценка качества деятельности образовательных учреждений

Технология оценки деятельности образовательных учреждений, включая кадровый аспект и систему обеспечения образовательного процесса в ШСОКО строится также с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает следующие направления:

- разработку, развитие и использование показателей и алгоритмов сбора информации в рамках внутреннего контроля качества деятельности образовательного учреждения для различных субъектов оценки (учащихся, органов управления образованием, представителей системы обеспечения образовательного процесса, преподавателей);

- организацию и контроль реализации внутренней оценки качества деятельности образовательных учреждений различными субъектами оценки (обучающимися, органами управления образованием, представителями системы обеспечения образовательного процесса, учителями в соответствии с нормативно принятыми сроками и алгоритмами;

- учет в процессе подготовки экспертных заключений результатов внутренней оценки, анализ объективности результатов внутренней оценки;

- разработку, развитие системы внешнего контроля, включающего периодичность, содержание и правила внешней оценки деятельности образовательных учреждений;

- организацию экспертных комиссий, включающих представителей общественности, потребителей образовательных услуг, специалистов соответствующего профиля;

- проведение внешней независимой экспертизы деятельности образовательных учреждений;

- участие в аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений как формы итоговой независимой экспертизы компетентности педагогических и руководящих работников и в целом деятельности образовательных учреждений;

- введение документов, подтверждающих качество деятельности образовательных учреждений, создание условий, обеспечивающих достоверность содержащихся в них сведений;

- подготовку адресных экспертных заключений для всех субъектов образования, потребителей образовательных услуг и других заинтересованных лиц.

Необходимо сочетание независимых (внешних) оценок качества образования (оценок, полученных в результате независимых от образовательного учреждения/организации и от системы образования в целом процедур, стандартизированных и универсальных) и сложившейся практики самообследования образовательных учреждений, результаты которого рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности, что предполагает дальнейшее развитие практики публичной отчетности о различных аспектах деятельности образовательного учреждения.

III. Нормативно-правовое обеспечение ШСОКО

Общие принципы проведения оценочной деятельности в сфере образования закреплены в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в других нормативных правовых актах.

Система правового регулирования оценки качества образования будет охватывать:

- разграничение полномочий между федеральным, региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательного учреждений в вопросах сбора и обработки информации о качестве образования, расчета показателей качества образования и принятию управленческих решений;

- определение статуса и полномочий организаций, осуществляющих оценку качества образования;

- нормативное закрепление процедур оценки качества образования, включая определение периодичности их проведения;

- определение процедур сбора, хранения и публикации данных о качестве образования, порядке доступа заинтересованных организаций к этим процедурам;

- регламентацию процедур апробации и стандартизации инструментария оценки качества образования;

- порядок профессиональной сертификации выпускников учреждений профессионального образования;

- регламентацию деятельности по общественной аккредитации в различных российских, иностранных и международных общественных, научных и промышленных структурах, включая процедуры сертификации аккредитационных структур;

- регламентацию процедур сбора материалов и публикации докладов о состоянии качества образования разных уровней.


© 2010-2022