- Преподавателю
- Директору, завучу
- КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кириленко Т.А. |
Дата | 15.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОУ ИРМО «МАЛОГОЛОУСТНЕНСКАЯ СОШ»
Введение
Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.
Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.
Нормативными основаниями для разработки настоящей концепции являются следующие документы:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования);
2.Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы;
3. Концепция региональной системы оценки качества образования.
Актуальность разработки ШСОКО
Изменение целей образования и условий его получения тесно связано с обновлением подходов к определению и оценке качества образования. Повышение эффективности управления невозможно без своевременного получения надежной и достоверной информации о состоянии системы образования. В этих условиях создание ШСОКО, обеспечивающей поступление объективной информации о состоянии и развитии системы образования, становится неотъемлемой составляющей совершенствования управления качеством образования в школе.
Для соблюдения принципа единой концептуальной основы оценки качества образования ШСОКО методологически строится на тех же основаниях, что и РСОКО:.
К таким основаниям относятся принципы:
ШСОКО строится на тех же принципах, что и РСОКО:
- компетентностного подхода к оценке индивидуальных достижений обучающихся, что обеспечит единство результатов обучения, воспитания и развития;
- использование унифицированных стандартизированных показателей качества образования, что обеспечит возможности достоверного сравнения качества образования различных учащихся и образовательных учреждений региона;
- использование объективных (преимущественно тестовых) методов сбора информации, что обеспечит объективность оценки;
- ориентация на три типа оценочных процедур: внешняя оценка, обеспечивающая независимую объективную информацию о качестве образования, внутренняя оценка, обеспечивающая гибкость и адаптивность объекта управления качеством на рынке образовательных услуг, самооценка, включающая аспект субъективного отношения к качеству собственной образовательной деятельности;
- открытость и доступность результатов оценки качества образования для потребителей образовательных услуг. И данных принципов вытекают цели и задачи ШСОКО:
Основная цель ШСОКО
- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в ОУ, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;
-получение объективной информации о состоянии качества образования в ОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
Основные задачи ШСОКО:
-формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений Обучающихся школы для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;
- оценка состояния и эффективности деятельности школы;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- разработка учебно-методических материалов по оценке различных аспектов качества образования;
- содействие повышению квалификации работников школы, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
I. Основные положения ШСОКО
Основные положения ШСОКО базируются на ключевых понятиях, определенных в Федеральном законодательстве в сфере образования. К таким ключевым понятиям относимы следующие:
образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения Обучающихся установленных государством образовательных уровней.
система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.
качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
система школьной оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку общеобразовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных программ с учётом запросов основных пользователей результатов школьной системы оценки качества образования.
Создание школьной системы оценки качества образования будет способствовать достижению следующих целей:
- выстраивание механизма получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой практике информации, как условия и базы для реализации процедур управления качеством образования на институциональном уровне с привлечением общественности.
- повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг (учащихся и их родителей, работодателей и др.) для принятия обоснованных решений, связанных с образованием;
- индивидуализации образования;
- созданию инструментов общественного участия в управлении образованием школы;
- повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых и деятельности школы;
- содействие внедрению в практику инновационных технологий обучения и воспитания школьников.
II. Функционирование ШСОКО
ШСОКО функционирует в форматах внутренней и внешней оценки качества образования.
-
Система внутренней оценки качества образования
Цель: создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии образовательного процесса в школе и основных показателях его функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Задачи:
-
разработка и использование нормативных материалов и методик диагностики;
-
систематическое и всестороннее изучение качества реализуемого образования;
-
создание механизма мониторинговых исследований на школьном уровне;
-
координация деятельности всех субъектов контроля и мониторинга образовательного процесса;
-
совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности администрации, педагогов школы .
Основные функции внутреннего мониторинга:
-
Обеспечение регионального стандарта качества образования и ФГОС и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования;
-
Аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания;
-
Экспертиза и диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы;
-
Информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования;
-
Обеспечение внешних пользователей информацией о развитии образования в школе.
Система объектов внутреннего мониторинга:
1. Качество образовательных результатов
- Предметные результаты обучения (уровень обученности, качество обученности, результаты ЕГЭ, результаты итоговой аттестации за курс основной школы, готовность к продолжению образования)
- Метапредметные результаты обучения (УУД)
- Личностные результаты обучения
- Динамика состояния здоровья
- Достижения учащихся на конкурсах и олимпиадах, соревнованиях
- Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов
2. Качество реализации образовательного процесса
- Основные образовательные программы по предметам
- Дополнительные образовательные программы
- Реализация учебных планов и рабочих программ
- Качество преподавания
- Качество внеурочной деятельности
- Удовлетворенность учащихся и родителей уровнем преподавания.
3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.
- Материально-техническое обеспечение
- Информационно-развивающая среда
- Санитарно-гигиенические и эстетические условия
- Медицинское сопровождение
- Кадровое обеспечение - повышение квалификации
- Документооборот, нормативно-правовое обеспечение
Меня этот раздел совсем не впечатлил, может что-то взять со следующего материала? (можно сократить)
4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Иркутской области, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:
-
качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам);
-
качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;
-
качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации;
-
воспитательная работа;
-
профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
-
эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы;
-
состояние здоровья обучающихся.
4.4. Реализация школьной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя:
-
единый государственный экзамен для выпускников 11-ых классов;
-
государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9-ых классов по новой форме;
-
промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;
-
мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому языку, математике и литературному чтению;
-
участие и результативность в школьных, муниципальных, областных, региональных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
-
мониторинговое исследование обучающихся 1-го класса «Готовность к обучению в школе и адаптация»;
-
мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-ых и 10-ых классов;
-
мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований.
4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя:
-
результаты государственной аккредитации;
-
эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;
-
программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе;
-
оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
-
обеспеченность методической и учебной литературой;
-
оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);
-
оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;
-
диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5, 10 классов в период адаптации;
-
оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента обучающихся;
-
анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;
-
оценку открытости школы для родителей и общественных организаций анкетирование родителей.
4.4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя:
-
степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям;
-
реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии;
-
доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием.
4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:
-
степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;
-
качество планирования воспитательной работы;
-
охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;
-
наличие детского самоуправления;
-
удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом;
-
исследование уровня воспитанности обучающихся;
-
положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся.
4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:
-
аттестация педагогов;
-
отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);
-
знание и использование современных педагогических методик и технологий;
-
образовательные достижения обучающихся;
-
подготовку и участие в качестве экспертов ГИА, ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
-
участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
4.4.7. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя:
-
наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
-
регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;
-
оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы;
-
оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время);
-
оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
-
диагностика состояния здоровья обучающихся.
2.Система внешней (независимой) оценки качества образования
2.1.Оценка качества индивидуальных достижений обучающихся
Технология оценки индивидуальных достижений в ШСОКО строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает следующие направления:
- разработку, развитие и использование показателей и алгоритмов сбора информации в рамках внутреннего контроля индивидуальных достижений учащихся для различных субъектов оценки (самих учащихся в рамках самооценки, учителей);
- организацию и контроль реализации внутренней оценки индивидуальных достижений учащихся различными субъектами оценки (самими обучающимися в рамках самооценки, учителями) в соответствии с нормативно принятыми сроками и алгоритмами;
- учет в процессе подготовки экспертных заключений результатов внутренней оценки, анализ объективности результатов внутренней оценки.
- разработку, развитие системы внешнего контроля, включающего периодичность, содержание и правила внешней оценки индивидуальных достижений обучающихся;
- организацию экспертных комиссий, включающих представителей общественности, потребителей образовательных услуг, специалистов соответствующего профиля;
- проведение внешней независимой экспертизы текущих индивидуальных достижений обучающихся;
- проведение ЕГЭ как формы итоговой независимой экспертизы индивидуальных достижений обучающихся;
- введение документов, подтверждающих когнитивные и внеучебные достижения учащихся, создание условий, обеспечивающих достоверность содержащихся в них сведений;
- подготовку адресных экспертных заключений для всех субъектов образования, потребителей образовательных услуг и других заинтересованных лиц.
2.2. Оценка качества образовательных программ
Технология оценки качества образовательных программ в ШСОКО строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает следующие направления:
- разработку, развитие и использование показателей и алгоритмов сбора информации в рамках внутреннего контроля образовательных программ для различных субъектов оценки (учащихся, органов управления образованием, представителей системы обеспечения образовательного процесса, учителей, педагогов);
- организацию и контроль реализации внутренней оценки образовательных программ различными субъектами оценки (обучающимися, органами управления образованием, представителями системы обеспечения образовательного процесса, учителями и педагогами) в соответствии с нормативно принятыми сроками и алгоритмами;
- учет в процессе подготовки экспертных заключений результатов внутренней оценки, анализ объективности результатов внутренней оценки;
- разработку, развитие системы внешнего контроля, включающего периодичность, содержание и правила внешней оценки образовательных программ;
- организацию экспертных комиссий, включающих представителей общественности, потребителей образовательных услуг, специалистов соответствующего профиля;
- проведение внешней независимой экспертизы качества реализуемых образовательных программ;
- введение документов, подтверждающих качество образовательных программ, создание условий, обеспечивающих достоверность содержащихся в них сведений;
- подготовку адресных экспертных заключений для всех субъектов образования, потребителей образовательных услуг и других заинтересованных лиц, в том числе для министерских комиссий, отвечающих за разработку образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
2.3. Оценка качества деятельности образовательных учреждений
Технология оценки деятельности образовательных учреждений, включая кадровый аспект и систему обеспечения образовательного процесса в ШСОКО строится также с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает следующие направления:
- разработку, развитие и использование показателей и алгоритмов сбора информации в рамках внутреннего контроля качества деятельности образовательного учреждения для различных субъектов оценки (учащихся, органов управления образованием, представителей системы обеспечения образовательного процесса, преподавателей);
- организацию и контроль реализации внутренней оценки качества деятельности образовательных учреждений различными субъектами оценки (обучающимися, органами управления образованием, представителями системы обеспечения образовательного процесса, учителями в соответствии с нормативно принятыми сроками и алгоритмами;
- учет в процессе подготовки экспертных заключений результатов внутренней оценки, анализ объективности результатов внутренней оценки;
- разработку, развитие системы внешнего контроля, включающего периодичность, содержание и правила внешней оценки деятельности образовательных учреждений;
- организацию экспертных комиссий, включающих представителей общественности, потребителей образовательных услуг, специалистов соответствующего профиля;
- проведение внешней независимой экспертизы деятельности образовательных учреждений;
- участие в аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений как формы итоговой независимой экспертизы компетентности педагогических и руководящих работников и в целом деятельности образовательных учреждений;
- введение документов, подтверждающих качество деятельности образовательных учреждений, создание условий, обеспечивающих достоверность содержащихся в них сведений;
- подготовку адресных экспертных заключений для всех субъектов образования, потребителей образовательных услуг и других заинтересованных лиц.
Необходимо сочетание независимых (внешних) оценок качества образования (оценок, полученных в результате независимых от образовательного учреждения/организации и от системы образования в целом процедур, стандартизированных и универсальных) и сложившейся практики самообследования образовательных учреждений, результаты которого рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности, что предполагает дальнейшее развитие практики публичной отчетности о различных аспектах деятельности образовательного учреждения.
III. Нормативно-правовое обеспечение ШСОКО
Общие принципы проведения оценочной деятельности в сфере образования закреплены в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в других нормативных правовых актах.
Система правового регулирования оценки качества образования будет охватывать:
- разграничение полномочий между федеральным, региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательного учреждений в вопросах сбора и обработки информации о качестве образования, расчета показателей качества образования и принятию управленческих решений;
- определение статуса и полномочий организаций, осуществляющих оценку качества образования;
- нормативное закрепление процедур оценки качества образования, включая определение периодичности их проведения;
- определение процедур сбора, хранения и публикации данных о качестве образования, порядке доступа заинтересованных организаций к этим процедурам;
- регламентацию процедур апробации и стандартизации инструментария оценки качества образования;
- порядок профессиональной сертификации выпускников учреждений профессионального образования;
- регламентацию деятельности по общественной аккредитации в различных российских, иностранных и международных общественных, научных и промышленных структурах, включая процедуры сертификации аккредитационных структур;
- регламентацию процедур сбора материалов и публикации докладов о состоянии качества образования разных уровней.