Внеурочная деятельность Чтение-вот лучшее учение

     Чтение - вот лучшее учение. Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению. Дети, хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития, успешно обучаются не то...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет учителя Пыдык Алены Анатольевны «Использовании периодической печати во внеурочной деятельности»

Чтение - вот лучшее учение. Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению. Дети, хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития, успешно обучаются не только в начальных классах, но и в средней школе. Такие ученики на протяжении многих лет показывают высокий уровень знаний.

Но ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии - вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении.

Цель современного обучения чтению - научить читать книгу - предстает не просто в качестве главного образовательного лозунга, а как профессиональный долг учителя по отношению к своим ученикам.

Для решения поставленных задач детская периодическая печать - важная и непременная часть чтения младших школьников. Чтение детской периодики для всех детей должно стать обязательным и привычным источником пополнения знаний. Младшим школьникам прививается умение целенаправленно читать детские журналы и газеты и систематически использовать помещенные там материалы на уроках по всем предметам и во внеурочное время.

В детской периодической печати содержатся разнообразные материалы: одни расширяют рамки школьной программы, другие способствуют развитию логического мышления и пространственного воображения читателей, третьи способствуют овладению русским языком, культурой речи, учат нормам правописания. Есть материалы, которые посвящены воспитанию экологической культуры и помогают формировать гуманное отношение читателей к окружающей природе, воспитывать чувство бережного отношения ко всему живому.

В детской периодике ведутся рубрики, которые знакомят детей с особенностями творчества выдающихся художников, репродукциями картин, являющихся шедеврами отечественной и мировой живописи. Помещается материал, рассказывающий о великих географических открытиях, о выдающихся путешественниках прошлого и нашего времени. Постоянно освещаются вопросы правового воспитания, психологии, этики, культуры общения, рассказывается о правилах поведения в экстремальных ситуациях. В рубриках, посвященных спорту, можно прочитать о выдающихся спортсменах, об олимпийских играх, советы, как стать сильным и достичь успехов в спорте. Большое внимание в детских периодических изданиях уделяется вопросам трудового обучения детей и конструирования. Это развивает пространственное мышление читателей и навыки самостоятельной работы.

Также ребенок каждый месяц может получать радость от знакомства с новым стихотворением, сказкой, загадкой через детскую периодическую печать. Читатель имеет возможность раскрывать дарования детей и сам пробовать писать стихи, загадки, сказки, статьи.

В коротких рассказах, рисунках, фотографиях ребенок узнает о главных праздниках, традициях своего народа. Есть статьи, которые готовят младшего школьника к жизни в реальной среде, в конкретном обществе.

Возможности детской периодической печати огромны, но проблема в том, что по программе «Литературное чтение» М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой на раздел «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»» отводится девять уроков во 2 классе и восемь уроков в 3 классе. Цель уроков: знакомство младших школьников с детскими журналами, расширение культурного кругозора и интереса к чтению. Но в программе работа ведется не непосредственно с журналами, а с произведениями, опубликованными в них.

Вывод, что в большинстве программ не предполагается работа по изучению структуры журнала, тем самым теряется его значимость как вида периодического издания.

Но не только со второго класса надо знакомить учащихся с детской периодикой, а приучить детей гораздо раньше ими пользоваться. Все это богатство и разнообразие детских изданий не должно оставаться незамеченным детьми, овладевающими книгой, если мы хотим, чтобы книга действительно вошла в жизнь каждого ребенка и стала не на словах, а на деле инструментом индивидуального просвещения и воспитания личности.

Повернуть ребенка к книге, вызвать потребность общения с нею - значит раскрыть ему смысл чтения, эмоционально-творческий характер читательской деятельности. Важную роль играет в этом возраст читателя, чем раньше ребёнок приобщится к чтению, тем быстрее и лучше он повысит свои интеллектуальные способности, тем легче, плодотворнее, качественнее он будет участвовать в образовательном процессе. Поэтому формировать у детей привычку к систематическому и разнообразному чтению, потребности в нем, а кроме этого еще и умения пользоваться библиотечными фондами, справочно-библиографическим аппаратом необходимо начинать с первых лет обучения в школе. С этой целью был организован кружок «Читай-ка».

Кружок нацелен на решение следующих основных задач:


  • воспитание потребности в чтении как источнике новых знаний, эмоций, переживаний;

  • формирование литературного вкуса и читательских интересов;

  • воспитание эмоционально-образного восприятия содержания произведений художественной литературы;

  • формирование представлений о жанрах литературы;

  • развитие речи, фантазии;

  • воспитание бережного отношения к книге;

  • Знакомство с детской периодической печатью.

В первом классе в начале третей учебной четверти мы с Корж Ольгой Васильевной (школьный библиотекарь) начали знакомство школьников с миром детской периодики. Провели праздник детской печати, который отмечается в России 13 января. В дальнейшем проведение праздника в честь Дня российской периодики стало традицией для младших школьников. Проведение праздника стало систематичным, но с возрастом сценарий меняется и усложняется, возрастает степень самостоятельности младших школьников при подготовке праздника. В честь праздника организовывается выставка «Мой любимый детский журнал», где каждый школьник получает возможность показать те журналы, которые он читает.

Далее начинается игра «В мире детских журналов», где учащиеся должны выполнить творческие задания с использованием материалов детских журналов. Мы предлагаем игру по станциям, в которой учащиеся будут переходить из класса в класс, знакомясь при этом с тематикой и рубриками детских журналов. Данную игру учитель готовит совместно со школьным библиотекарем на базе тех материалов, которые есть в школьной библиотеке. Мы предполагаем, что на разных станциях ребята знакомятся с разной тематикой журналов. Мир природы и его красота будут представлены в журналах «Свирель», «Свирелька», «Лазурь». Разнообразие животного мира, домашних питомцев и диких зверей - журналами «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Тошка и компания», «Филя». Путешествие по разным странам и городам - журналы «Геоленок», «Юный путешественник», «Автобус». Мир техники будет представлен журналом «Юный техник». Последняя станция предполагает не столько знакомство с журналами, сколько проверку полученных знаний. Чтобы ответить на вопросы о животных, мире природе, путешествиях, ребятам потребуется обратиться к различным журналам, таким как «Веселые уроки», «Клепа», «Классный», «Мурзилка». Мы считаем, что благодаря такой работе школьники смогут сделать вывод, что детские журналы разнообразны и несут информацию по разным темам.

Следующим этапом работы становится проведение серии информационных часов на занятиях кружка «Читайка», которые начинаются в 1 классе и усложняются по мере взросления детей. Информационный познавательный час - одна из форм развития познавательного интереса младших школьников, цель которого - не только предложить детям полезную информацию в занимательно форме, но и получить обратную связь в виде мнений, оценок, суждений учащихся.

Отметим важность экскурсий в библиотеку. На первом этапе младшие школьники только учатся работать в библиотеке школы, узнают, какие детские журналы они смогут найти у библиотекаря. Далее была организована экскурсия в районную библиотеку. Разумеется, детские журналы представлены здесь более многообразно.

Внеурочная деятельность Чтение-вот лучшее учениеВнеурочная деятельность Чтение-вот лучшее учение

Внеурочная деятельность Чтение-вот лучшее учениеВнеурочная деятельность Чтение-вот лучшее учение

Учитель должен показать ребенку, как пользоваться библиотечными источниками, как отбирать журналы для чтения, как делить их на группы. Поэтому в планирование мы включаем не только экскурсии, но и познавательные игры в библиотеке, которые на практике научат младших школьников работать с журналами. Мы постепенно увеличиваем степень сложности в работе с журналами, показываем все большее многообразие детской печати, а также увеличиваем степень самостоятельности младших школьников. На данном этапе в библиотеке ребята уже сами могут найти те журналы, которые им известны, рассказать о них и задать библиотекарю интересующие вопросы. Дети получили задание для внеклассного чтения нескольких детских журналов на лето.

Кроме того, мы предлагаем организовать классную библиотеку: уголок журналов в классе. Журналы, как из школьной библиотеки, так и личные журналы детей, меняются раз в две недели. Нужно назначать на каждые две недели школьников - библиотекарей, которые будут вести учет читаемых журналов. Так мы отслеживаем, какие журналы интересны нашим школьникам. Когда ребята станут более самостоятельными, мы познакомим их с понятием «дайджест» ((от англ. digest - краткое изложение, резюме; от лат. digerere - разделять) в СМИ - информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями какой-то тематики, содержанием исследования). Теперь ответственные будут не просто регистрировать переход журнала из рук в руки, но и отбирать и размещать в классном уголке наиболее увлекательные материалы.

Еще одной из форм работы может стать «Пятиминутка детского журнала» на уроках литературного чтения, окружающего мира и классных часах. Здесь учитель, а по мере возрастания степени самостоятельности и младшие школьники, будут рассказывать о новинках в мире детской периодики. Следует помнить о том, что работа должна вестись систематически.

По окончании прошлого учебного года учащиеся нашего класса заняли I место во внутришкольном конкурсе «Самый читающий класс». Получили диплом и «мудрую сову». Несколько учащихся получили дипломы мудрой совы I степени.

В этом учебном году ребятами были выпущены 2 стенгазеты: к неделе кубановедения, к новому году.

Итогом работы мы видим проект создания собственного классного журнала. Принимая участие в создании журнала, дети будут изучать найденную ими информацию и смогут подняться с репродуктивного уровня (применение знаний по образцам), на продуктивный (поиск проблем, применение знаний в самых различных ситуациях). Школьный журнал доступен и интересен узкому кругу лиц, не всегда имеет высокий художественно-эстетический уровень. Но выпуская его, учащиеся попробуют себя в роли журналистов, редакторов, верстальщиков, фотокорреспондентов, дизайнеров, включатся в новую систему отношений, выявляют свои способности, а это помогает им реализововаться в интересном деле, утвердиться в общественном мнении, расширить свой кругозор и, возможно, определиться в мире профессий. Кому-то больше понравиться освещать жизнь класса, актуальные события, кто-то расскажет о своих путешествиях на каникулах, а кто-то, используя уже полученные знания, будет создавать для нашего журнала дайджест детской периодики.

Целевая аудитория: учащиеся данного класса, начальной школы, родители.

Задачи: информирование об учебных делах, о событиях, которые происходят в классе, полезные советы и материалы, актуальные для всей массовой аудитории.

Начать работу над проектом детского журнала мы планируем во второй - третьей четвертях четвертого класса. Мы ставим перед собой следующие задачи.

Образовательная задача: научить созданию журнала; научить распределять основные функции по созданию журнала (редактор выпуска, ответственный редактор, корректор, технический редактор, художник, фотограф, журналисты, корреспонденты).

Развивающая задача: развивать культурный кругозор учащихся посредством работы в сфере детской журналистики.

Воспитательная задача: объединить класс через реализацию общего творческого дела, воспитывать ответственность и обязательность через выполнение своих функций в создании журнала.

Мы считаем, что мотивировать младших школьников к созданию своего журнала будит интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных) - школьники почувствуют себя настоящими журналистами, будет реализована потребность коммуникации.

На первом этапе создания журнала выделим следующие шаги:

1. Проводится анализ журналов, школьники выявляют, что нужно для создания журнала, распределяют функции и роли.

2. Учащиеся определяют, как должен выглядеть журнал - процент текста и рисунков, фотографий, процент материала, написанного самими участниками, дайджест.

3. Учащиеся определяют состав редакции, составляют ее устав, определяют план работы редакции на месяц, делятся на группы по интересам.

4. Для создания хорошего журнала необходимо обладать теоретическими знаниями - школьники при помощи учителя, дополнительной литературы, энциклопедий, Интернета находят информацию по созданию газеты.

5. Сбор материалов, рисунков, фотографий, редактирование текстов.

6. Выпуск первого номера, анализ выпуска и хода работы.

7. Презентация издания.

Предлагаю вам классификацию современных периодических изданий за 2014 год.

Классификация по направлениям.

Журналы

О природе и экологии:

-«Свирель»;

-«Свирелька»;

-«Филя»;

-«Вини - Пух»;

-«Юный натуралист»;

-«Муравейник»;

-«Тошка и компания».

Литературно-художественные:

-«Мурзилка»;

-«Новая игрушка»;

-«Детское чтение для сердца и разума»;

-«Светлячок»;

-«АБВГД»;

-«Колобок и два жирафа»;

-«Автобус»;

-«По-клеп»;

-«Булатова поляна - детский журнал сказок».

Религиозные:

-«Божий мир»;

-«С нами Бог».

Звуковой литературно-художественный:

-«Колобок и два жирафа».

Для девочек:

-«Принцесса».

Для мальчиков:

-«Икс - пилот - мастер».

Юмористические:

«Веселые картинки»;

-«Ералаш».

Познавательно-развивающие:

-«Абажурчик»;

-«Розовый слон»;

-«Сканики»;

-«Незнайка плюс»;

-«Нафаня»;

-«Детский журнал головоломок»;

-«Мастерилка»;

-«Отчего и почему»;

-«Миша»;

-«Веселые уроки»;

-«Поиграем в сказку»;

-«Том и Джерри»;

-«Дисней для малышей»;

-«Микки Маус»;

-«Колокольчик»;

-«Сюрприз».

Спортивные:

«Веселые медвежата».

Технические:

-«Компьютерные игры для детей».

Газеты

Юмористические:

-«Детская юмористическая газета».

Литературно-художественные:

-«Поле чудес для детей»;

-«Незнайка»;

-«Детская газета»;

-«Детская энциклопедия АиФ»;

-«Абра-кадабра».

Художественно-публицистические:

-«Детские головоломки. Веселая тетрадь»;

-«Пионерская правда»;

-«Клепа» (альманах).

Классификация по возрастной категории:

Журналы/альманахи

От шести до восьми лет:

-«Веселые медвежата»;

-«Свирелька»;

-«Филя»;

-«Вини-Пух»;

-«Колобок и два жирафа»;

-«Тошка и компания»;

-«Веселые картинки;

-«Дисней для малышей»;

-«Том и Джерри»;

-«Колокольчик»;

-«Микки Маус».

От девяти до десяти лет:

-«АБВГД»;

-«Новая игрушечка»;

-«Веселые уроки»;

-«Поиграем в сказку»;

-«Веселый затейник»;

-«Играем с Барби»;

-«Булатова поляна - детский журнал сказок»;

-«Принцесса»;

-«Мастерилка»;

-«Розовый слон».

От восьми до одиннадцати лет:

-«Муравейник»;

-«Куча-мало»;

-«Абажурчик»;

-«Свирель»;

-«Детское чтение для сердца и разума»;

-«Божий мир»;

-«Незнайка плюс»;

-«Фокус-покус»;

-«Нафаня».

До двенадцати лет:

-«Мурзилка»;

-«Клепа»;

-«Сибирячок»;

-«Автобус»;

-«Икс - пилот - мастер»;

-«С нами Бог»;

-«Ералаш»;

-«Детский журнал головоломок»;

-«Отчего и почему»;

-«Сканики»;

-«Компьютерные игры для детей»;

-«Детская энциклопедия АиФ».

Газеты

От семи до десяти лет:

-«Жили-были»;

-«Детская юмористическая газета»;

-«Детская веселая газета»;

-«Детская газета»;

-«Незнайка».

От девяти до двенадцати лет:

-«Поле чудес для детей»;

-«Абра-кадабра»;

-«Пионерская правда»;

-«Детские головоломки. Веселая тетрадь».



© 2010-2022