• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Методические рекомендации «Грамотное планирование работы школьных методических объединений, кафедр как фактор повышения профессионального мастерства педагогов

Методические рекомендации «Грамотное планирование работы школьных методических объединений, кафедр как фактор повышения профессионального мастерства педагогов

Успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, как организована работа школьного методического объединения, кафедры в школе. В связи с этим мною разработаны материалы в помощь руководителям школьного методического объединения, кафедры по организации деятельности школьного методического объединения, кафедры в образовательном учреждении. Мой опыт управленческой работы показывает, что важными условиями эффективной работы школьных методических объ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Грамотное планирование работы школьных методических объединений, кафедр как фактор повышения профессионального мастерства педагогов. (Методические рекомендации по планированию работы школьных методических объединений, кафедр)».

Заместитель директора по научно-методической работе

МОУ «Каменская ОСШГ №2»

Меделян Е.В.

Успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, как организована работа школьного методического объединения, кафедры в школе. В связи с этим мною разработаны материалы в помощь руководителям школьного методического объединения, кафедры по организации деятельности школьного методического объединения, кафедры в образовательном учреждении.

Мой опыт управленческой работы показывает, что важными условиями эффективной работы школьных методических объединений, кафедр являются выполнение единых требований по составлению плана работы школьных методических объединений, кафедр, включение в план эффективных форм работы в целях повышения профессионального мастерства педагогов.

1. В основе планирования работы школьного методического объединения, кафедры должны лежать следующие принципы:

  • гуманизм;

  • демократизация - активизация участия всех учителей в планировании деятельности ШМО;

  • научность, аналитичность;

  • системный подход - сбалансированность плана работы ШМО, кафедры с планом работы ОУ;

  • перспективность - направленность на конечный результат;

  • преемственность - «связанность» всех планов в образовательном учреждении;

  • ритмичность - равномерное распределение всех мероприятий в течение года между членами ШМО;

  • конкретность;

  • реальность - достижимость;

  • динамичность - изменяемость под влиянием внешних и внутренних условий;

  • принцип главного звена - выбор главных задач на учебный год.

2. Основные направления деятельности школьного методического объединения, кафедр по которым может осуществляться планирование работы:

План работы ШМО, кафедр на учебный год может быть составлен по основным направлениям деятельности ШМО и включать следующие разделы:

  1. Аналитическая деятельность

  2. Информационная деятельность

  3. Организационно-методическая деятельность

  4. Тематическое консультирование членов ШМО

  5. Подготовка к ЕГЭ

  6. Издательская деятельность

В зависимости от специфики предметов в план работы методического объединения могут включаться и другие разделы.

3. Все заседания методического объединения планируются с учетом целей и задач, которые поставлены перед ШМО, кафедрами на данный учебный год в соответствии с единой методической темой образовательного учреждения. Работа над единой методической темой объединяет творческие усилия педагогов, позитивно влияет на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, включающей уровень методической компетентности и общей педагогической культуры педагогов. В этом учебном году педагогический коллектив школы работал над темой

4. Назначение плана в практической деятельности предъявляет следующие требования к качеству планирования:

- полнота - обеспечивается включением в план необходимых и достаточных действий для достижения цели;

- целостность, скоординированность - обеспечивается согласованностью действий по содержанию и срокам;

- сбалансированность и реалистичность по всем ресурсам;

- рациональная степень детализации - обеспечивается рациональной степенью обобщенности и конкретности запланированных действий;

- контролируемость - обеспечивается возможностью оценить промежуточные и конечные цели;

- устойчивость к сбоям - состоит в возможности своевременно выявлять и устранять сбои;

- реалистичность с точки зрения сроков реализации;

- гибкость планирования - обеспечивается устойчивостью к сбоям, вариативностью.

5. Наиболее распространенные ошибки при планировании:

- отсутствие четко определенной цели работы, сформулированной на основе глубокого анализа, знания изменившейся социально-педагогической ситуации и требований к современному педагогу;

- ожидание инструкций, указаний, рекомендаций свыше и как следствие - безынициативность;

- примитивность планирования;

- неумение привлекать к планированию педагогов и методический актив;

- неконкретность и неопределенность спланированных дел;

- не учитываются результаты диагностики интересов и запросов учителей;

- редко проводится работа по обобщению и распространению педагогического опыта;

- не обсуждаются результаты курсовой подготовки педагогов;

- форма проведения занятий, его практическая часть не соответствуют теме.

6. Чтобы план был рабочим, чтобы для большинства педагогов его исполнение не было тяжелой нагрузкой, необходимо включать такие формы работы, темы для обсуждения, которые актуальны для членов коллектива. Правильно их выбрать поможет грамотный анализ, педагогическая диагностика, привлечение к составлению плана педагогов.

План работы должен соответствовать потребностям педагогов, реализация поставленных задач должна прослеживаться в мероприятиях.

План должен быть реальным и достижимым, за каждый планируемый результат должен отвечать конкретный человек.

Разработанный образец плана работы школьного методического объединения, кафедры предоставляется каждому руководителю школьного методического объединения, кафедры. ( Приложение1)

7. В целях модернизации работы школьного методического объединения, кафедры я рекомендую руководителям внедрить в работу секционных заседаний школьного методического объединения, кафедры эффективные формы методической работы:

Две группы форм методической работы:

  • коллективные (групповые)

  • индивидуальные

1. Коллективные (групповые) формы:

  • активная лекция;

  • деловая игра;

  • защита авторских проектов;

  • «круглый стол»;

  • мастер - класс;

  • методический консилиум;

  • методическая оперативка;

  • методическая мастерская;

  • методический КВН;

  • методический тренинг;

  • «мозговой штурм»;

  • научно - практические конференции;

    • семинары (дидактические, проблемные, психолого-педагогические, пр.);

    • панорама педагогических достижений;

    • педагогическая дискуссия;

    • педагогические чтения;

    • практикумы;

    • проблемно-ситуационная игра;

    • ролевая игра;

    • творческий диалог;

    • творческий отчет;

    • читательские и зрительские конференции;

    • школа передового опыта;

    • ярмарка методических идей;

    • фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков;

    • рекламная акция;

2.Индивидуальные формы:

  • индивидуальная консультация;

  • накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному

содержанию;

  • наставничество;

  • проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;

  • постоянная работа над методической темой, представляющей

  • профессиональный интерес;

  • работа над личной творческой темой;

  • работа с наставником;

  • разработка собственных средств наглядности;

  • разработка диагностических процедур, заданий и тестов;

  • разработка собственной программы самообразования;

  • разработка авторского курса и учебного пособия;

  • рефлексия и анализ собственной деятельности;

  • самостоятельное проведение исследований.

Реализация запланированных мероприятий в рамках секционных заседаний в сочетании с систематической межсекционной работой школьного методического объединения, кафедры позволит повысить профессиональное мастерство педагогов.

Приложение1

Согласовано Рассмотрен и утвержден «Утверждаю»

Зам. директора по НМР на Методическом Совете Директор школы

_________________ Ф.И.О. Протокол №____ ____________/ Ф.И.О./

«___»_______2014г от «___»_______2014г. Приказ №____

от «___»_______2014г

.






План работы

школьного методического объединения

_____________________________

на 2014-2015 учебный год

Руководитель школьного методического объединения -

Муниципальное образовательное учреждение «Название»

Методическая тема школы:

« Название ».

Тема школьного методического объединения (кафедры) _________________ в 2014- 2015 учебном году:



Цель методической работы на 2014-2015учебный год: _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи методической работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Секционные заседания школьного метод. объединения(кафедры) _______________________ в 2014-2015 учебном году

Форма работы, тема

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Заседание № 1:


Организационное совещание по теме:

«Анализ работы методического объединения за 2013-2014 учебный год. Основные направления деятельности школьного методического объединения

____________________________________

в 2014-2015 учебном году»


  1. Анализ работы методического объединения __________ за 2013-2014 учебный год.

  2. Планирование работы ШМО на 2014-2015 учебный год.

  3. Изучение инструктивно-методических документов.

  4. Утверждение календарно-тематического планирования по предметам, элективным курсам, кружкам.

  5. Организация работы по самообразовательной деятельности. Утверждение индивидуальных планов работы педагогов по теме самообразования

сентябрь


Заседание № 2:




Заседание № 3:




Заседание № 4:


Включить дополнительные вопросы:

1.Творческий отчёт каждого педагога по самообразовательной деятельности.

2. Перспективы работы ШМО на новый 2015- 2016 учебный год




Межсекционная работа школьного методического объединения (кафедры)_______________________________________

в 2014-2015 учебном году

Направление

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

1

Аналитическая деятельность

  1. Определение области профессиональных затруднений учителей (участие в анкетировании ). Мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов ШМО;

август

Члены ШМО


  1. Создание базы данных о педагогических работниках ШМО;

Члены ШМО


  1. Изучение и анализ состояния и результатов работы ШМО, определение направлений ее совершенствования;

Члены ШМО


  1. Выявление затруднений дидактического и методического характера в работе педагогов

Члены ШМО


  1. Сбор и обработка информации о результатах учебной деятельности педагогов;

Члены ШМО


  1. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта



  1. Аналитический отчёт работы ШМО в 2014-2015 учебном году

май

Руководитель ШМО

2

Информационная деятельность

  1. -формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

  2. -ознакомление педагогических работников с новинками педагогиче­ской, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

  3. -ознакомление учителей с опытом инновационной деятельности педагогов;

-информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии общего, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

  1. -осуществление информационно-библиографической деятельности.

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года


в течение года

в течение года


3

Организационно-методическая деятельность

Организация работы педагогов по темам самообразования, проведение отчетов по темам самообразования

В течение года

Утверждение календарно-тематического планирования по предметам, элективным курсам, кружкам.

сентябрь

Утверждение индивидуальных планов работы педагогов по самообразовательной деятельности

Организация работы с немотивированными учащимися в урочное и внеурочное время.

В течение года

Взаимопосещение уроков с целью изучения проблемы преемственности в обучении начального и среднего звена.

В течение года

Подготовка к педсовету по теме: «Проблемы преемственности между 1-й и 2-й ступенью обучения с точки зрения сотрудничества педагогов)

сентябрь- октябрь

Подготовка к тематическому педсовету по теме: «Проектная деятельность в образовательном процессе - путь модернизации образования»

и единому методическому дню по теме:«Использование проектной деятельности учащихся на уроках»»

сентябрь-ноябрь

Подготовка к тематическому педсовету по теме: «Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования»

Декабрь- январь


Организация работы в рамках методического объединения по изучению требований ежегодных методических писем МП ПМР, по вопросам проведения экзаменов и ЕГЭ по математике, родному языку и литературе

В течение года

Организация работы с одарёнными учащимися в целях активизации проектной и исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время.

В течение года

Организация и проведение предметной недели.

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся ( по индивидуальному плану) с выходом на защиту работ на школьной и районной научно-исследовательской конференции.

В течение года

Подготовка и организация Международной недели науки и мира - Парад наук

Октябрь-ноябрь

Подготовка и участие в школьных предметных олимпиадах.

В течение года

Разработать методические рекомендации по организации проектной, исследовательской деятельности обучающихся.

Организация и проведение работы с немотивированными учащимися по индивидуальным планам

В течение года

Работа временной творческой группы по разработке методических рекомендаций

Участие в методическом совете школы

В течение года

Взаимопосещение уроков, индивидуальных занятий, кружков, внеклассных мероприятий по предмету у коллег

В течение года

Участие в работе педагогического совета,

районных семинаров учителей

В течение года

Участие в профессиональных конкурсах, в проектах, турнирах

В течение года


Организация и участие в форуме методических идей, круглый стол по темам самообразования.

В течение года

Организация диссеминации и обобщении педагогического опыта учителя проходящего аттестацию - творческая неделя …


Внедрение в учебный процесс элементов современных педагогических технологий и средств обучения

В течение года

Организация и проведение внеплановых педагогических консилиумов (по мере необходимости)

В течение года

4

Тематическое консультирование членов ШМО


Работа с молодыми специалистами, прибывшими специалистами

В течение года

Работа с учителями, претендующими на высшую, I квалификационную категорию (оказание помощи в создании портфолио учителя, организация мастер-классов и др.

Подготовка к открытым урокам, методическим мероприятиям

В течение года

5

Подготовка к ЕГЭ

Организация работы в рамках методического объединения по изучению требований ежегодных методических писем МП ПМР по вопросам проведения ЕГЭ.

Подготовка к итоговой государственной аттестации

Педагогический консилиум по теме: «Подготовка к ЕГЭ по математике: проблемы и их преодоление»

Декабрь, март

6

Издательская деятельность

Создание банка методических находок, авторских разработок, проектов, докладов педагогов.

В течение года

Пополнение авторскими разработками, докладами, методическими материалами сайта школы (Публикация на школьном сайте материалов педагогов)

В течение года

3

© 2010-2022