Анализ методической работы за учебный год

В материале представлена аналитическая справка о работе за учебный период методической службы школы. Будет полезен заместителям руководителя, руководителю методической службы для составления отчета. Рассматриваются ведущие направления методической работы, её ключевая цель, основные задачи деятельности методических объединений: вести работу по повышению среднего балла на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике, предметам, которые выбирают выпускники самостоятельно; о деятельности с успешными уча...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зам. директора МБОУ СОШ № 10

г.о. Первоуральск

Байбородова С.А.

Анализ работы методической службы школы.

В 2012-2013 учебном году в структуре методической службы школы была организована деятельность трех кафедр: кафедра начальной школы, руководитель Зотова Т.Н., учитель начальных классов; естественнонаучного цикла, руководитель Шаврова Н.В., гуманитарно-эстетического цикла, руководитель Казарина Н.Н. Функционировали в течение всего года проблемно- творческие группы: «Мониторинг и внутренний контроль» Руководитель Сыпачева Т.П., учитель английского языка; «Работа с одаренными детьми». Руководитель Кузьмич Н.В., учитель истории и обществозанания; «Информационное пространство школы». Руководитель Буторина В.Г., учитель русского языка и литературы. «Работа школы в условиях перехода на ФГОС второго поколения». Руководитель Берсенева Е.В.., учитель начальных классов.

Методическая работа велась в соответствии с темой: «Управление развитием образовательной подготовки обучающихся на основе внедрения развивающих педагогических технологий обучения и деятельностно-компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения».

Ключевая цель методической работы была направлена на создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, педагогической компетентности, творческих поисков коллектива, использование технологий системно-деятельностного типа в процессе обучения и получения качественно новых результатов.

В процессе работы решались основные задачи:

- совершенствовать методическую деятельность, направленную на внедрение педагогических технологий и методов, необходимых для достижения качественно нового результата образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения;

- вести работу по повышению среднего балла на ГИА и ЕГЭ по русскому языку и математике, предметам по выбору;

- продолжить работу с одаренными детьми;

- развивать проектную деятельность учащихся.

В течение всего учебного года методическую работу школы направлял методический совет, возглавляемый директором школы И.В. Архиповой, на котором рассматривались актуальные вопросы образования и воспитания, планировалась и координировалась деятельность кафедр и школьных творческих групп.

Основное направление деятельности предметных кафедр - развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС. В течение учебного года проводились заседания, на которых педагоги обменивались опытом, «круглые столы» по актуальным проблемам, были даны и проанализированы открытые уроки.

Были проведены педсоветы:

  1. «Анализ и оценка результатов обучения в контексте требований ФГОС. Профессиональная компетентность педагога и образовательные результаты».

  2. «Профессиональная компетентность педагога и образовательные результаты. Анализ и оценка результатов обучения в контексте требований ФГОС».

  3. «Одаренные дети: сегодняшние вызовы и завтрашние риски».

В ходе педагогических советов решались вопросы, связанные с повышением педагогической компетентности педагогов школы в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Как продолжение деятельности по внедрению ФГОС в образовательный процесс в школе была создана базовая площадка в аспекте федеральной инновационной площадки «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100». В рамках деятельности базовой площадки были проведены серии семинаров по теме «Теоретические аспекты технологии проблемно-диалогического обучения. Роль технологии проблемно-диалогического обучения для развития УУД». Руководителем площадки является Байбородова С.А., заместитель директора по учебной работе.

Были рассмотрены теоретические аспекты технологии проблемно-диалогического обучения, проработаны рекомендации по подготовке проблемно-диалогических уроков, разработанные ОС «Школа 2100», обсуждены вопросы, связанные с развитием УУД на уроках по разным предметам с применением технологии проблемно-диалогического обучения. Участники базовой площадки принимали участие в вебинарах; изучали схемы анализа уроков, составляли конструкты уроков, провели педагогический совет «Анализ и оценка результатов обучения в контексте требований ФГОС. Профессиональная компетентность педагога и образовательные результаты»; Школьный конкурс методических разработок «Современный урок с позиции ФГОС»; Педагогическую конференция «Целесообразность и эффективность применения проблемно-диалогических методов обучения на разных этапах уроков, взаимосвязь с формами и средствами обучения», родительские собрания в начальной школе по ознакомлению родителей с технологиями деятельностного типа ОС «Школа 2100».

В аспекте деятельности базовой площадки интерес вызвала работа следующих учителей:

Зотовой Т.Н., учителя начальных классов, которая обозначила тему выступления «Проблемный урок или как открывать знания с учениками». Основной вывод, который сделала учитель: проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний.

Буторина В.Г., учитель русского языка, презентовала коллегам методическое пособие «Что такое учебный проект? Деятельностные технологии в обучении». В результате применения данной работы учащиеся показали сформированность коммуникативных УУД: продуктивность коммуникативного мышления (65%), Использование устойчивых оборотов для решения коммуникативных задач (43%), суждение о человеке по продукту его коммуникативной деятельности (52%), определение смысловых оттенков слова (64%), готовность к межкультурной коммуникации (48%).

Казарина Н.Н., учитель русского языка и литературы, предъявила фрагмент урока литературы, в котором показала, как можно использовать подводящий к проблеме диалог в обучении написанию сочинения, а именно, как подтолкнуть обучающихся к формулировке проблемы, по которой будет разворачиваться рассуждение в сочинении. Болотова М.В., учитель физики, поделилась опытом применения подводящего к проблеме диалога на этапе определения темы урока. Применение данной технологии активизирует познавательную деятельность школьников, заставляет не просто принимать готовые знания, а выступать в роли исследователей, в результате чего повышается интерес к изучаемому предмету.

Деятельность базовой площадки будет продолжена в следующем учебном году.

Итоги работы проблемно-творческих групп. Группа «Информационное пространство школы» уделяла большое внимание использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Руководителем группы Буториной В.Г. было проведено знакомство педагогов школы с интернет-технологиями и ресурсами для использования в профессиональной деятельности: электронным образовательным ресурсом «1 сентября», Общероссийским проектом «Школа цифрового века», на сайте которого зарегистрировались и успешно в нем работают 12 педагогов школы; онлайн-семинарами, дистанционным образованием.

В результате 12 учителей получили Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках проекта.

В школе постоянно осуществляется внутришкольный контроль по нескольким направлениям, приоритетным является мониторинг качества подготовки к ЕГЭ И ГИА по математике и русскому языку. С результатами такого мониторинга выступала на педагогическом совете Сыпачева Т.П., руководитель группы «Мониторинг и внутренний контроль».

Учителя математики, работающие в выпускных классах, Шаврова Н.В., Овсянникова И.В., разработали диагностическую тетрадь по подготовке к ЕГЭ по математике (базовый уровень) в 11 классе, в которую были заведены задания базового уровня, и отслеживалась успешность их выполнения.

Учитель русского языка и литературы Кормщикова И.В. ведет мониторинг успешности выполнения заданий как базового, так и повышенного уровня в 11 классе при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Ее выпускники, учащиеся классов с углубленным изучением русского языка, стабильно показывают высокие результаты сдачи ЕГЭ. Так, средний балл сдачи ЕГЭ в 2011 году составил 60,9, что было выше, чем по РФ (60,5).

В 2011 году у педагога было 3 высоскобалльника. В 2013 учебном году средний балл сдачи ЕГЭ составил 64,48; высокобалльников - 3.

Руководитель группы «Работа с одаренными детьми» Кузьмич Н.В. в итоговом докладе отметила, что группой продолжена была работа по выявлению и поддержке талантливых детей, вовлечению их в проектную деятельность, участие в интеллектуальных и творческих мероприятиях разных уровней. По мнению руковдителя группы наиболее проявили себя следующие ученики:Мясников Максим (3В), Романовская Екатерина ( 4А), Томский Вадим (7А), Чудиновская Лидия (11Б), Дмитриева Нина (11А), Агеева Евгения (11А), Шипулина Елена (11Б) , Овчинников Алексей (5А), Булыгин Евгений (10А).

Отметим, что результаты образовательного учреждения в целом, достижения обучающихся в полной мере зависят от профессиональных качеств учителя, от его готовности осваивать и использовать в своей работе новые методы, формы и средства обучения; способность интегрировать эти знания со своим профессиональным мастерством, с целью повышения образовательного процесса.

В течение 2012-13 учебного года прошли курсы повышения квалификации Буторина В.Г, Сыпачева Т.П, Архипова И.В., Мясникова Е.А. Пономарева Л.А. Завьялов А.В, Нечаева Н.Ю., Байбородова С.А. , Кувалдина Н.В. Волкова Э.А, Меркушкина Т.Б., Овсянникова И.В., Туркова И.Е., Алиева Е.Н., Генералова О.А., Берняева О.П., Сюкосева С.В., Авакиян Н.Н., Егорова М.Ф.

Учителя активно участвуют в мероприятиях, посвященных распространению педагогического опыта.

Мясникова Е.А., заместитель директора по учебной работе, заняла 1 место в муниципальном конкурсе выставочных материалов педагогов - 2013 в секции «Методологический статус проблемы ресурсного подхода в условиях модернизации муниципальной системы образования» в номинации «Методическая служба - ресурсно-инновационный уровень качества результата образования».

Буторина В.Г., учитель русского языка и литературы заняла 2 место в муниципальном конкурсе выставочных материалов педагогов - 2013 «Методологический статус проблемы ресурсного подхода в условиях модернизации муниципальной системы образования» в номинации «Субъектно-развивающая среда - ресурс формирования ключевых компетентностей обучающихся».

Четыре педагога приняли участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», их уроки опубликованы на сайте:

- Кузьмич Н.В.(победитель). Урок обществознания «Рыночные механизмы. Специфика рыночной экономики» в 10 классе.

- Буторина В.Г. (лауреат 2 степени). «Лексические связи предложений в тексте», урок русского языка в5 класс

- Казарина Н.Н. (лауреат 2 степени), «СПП с придаточными обстоятельственными». Урок-тренинг в 9 классе

-Болотова М.В.(лауреат 2 степени), «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе.

Вместе с тем, отметим, что структура методической службы школы в следующем учебном году может быть видоизменена.

В прошлом учебном году 5 педагогов аттестовались на первую квалификационную категории. Формой аттестации они выбрали представление аналитического отчета по результатам деятельности за межаттестационный период.

В образовательном учреждении имеется программа отслеживания межаттестационного периода, в помощь педагогам администрацией разработаны информационное карты по результатам межаттестационного периода. Администрацией школы проводился контроль реализации индивидуальных программ (проектов) в межаттестационный период, наблюдение за выполнением рекомендаций, полученных в ходе аттестации через различные формы (отчёты на заседании методического совета, школьных методических объединений, педагогических советах).

Для учителей в течение года обновлялись информационно-методические материалы на стенде в учительской. В информационно - образовательном центре школы педагоги имели возможность пользования Интернет-ресурсами для поиска информации на официальных сайтах Министерства образования и науки РФ, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, ИРО, Управления образования городского округа Первоуральск и другими источниками.

В школе было организовано научно-методическое сопровождение процесса аттестации педагогов:

  • Прошло ознакомление всех педагогов с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

  • Администрация школы подготовила и провела методические семинары: «Роль межаттестационного периода в профессиональном росте учителя», «Аналитический отчёт: требования к содержанию и оформлению».

  • Групповые и индивидуальные консультации для аттестующихся учителей: «Формы представления результатов педагогической деятельности учителя», «Самодиагностика педагогической деятельности», практикумы для педагогов по развитию письменной речи.

  • Инструктивные совещания с членами городских экспертных групп.

  • В течение года обновлялись информационно-методические материалы на стенде «Аттестация»: знакомство с новым Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, с процедурой аттестации педагогических работников и рядом документов по аттестации.

  • Все аттестуемые педагоги были участниками проводимых в школе семинаров, мастер-классов, совещаний, посвященных актуальным вопросам образовательной политики и организации процесса образования, исходя из новых задач.

  • Все педагогические работники ведут информационно-аналитическую карту результатов межаттестационного периода.

  • В начале года педагоги составляли листы самопроектирования результатов работы в учебном году в качестве самопроверки динамики профессионализма.

Таким образом, можно отметить, что научно-методическое сопровождение аттестующихся педагогов имеет рад положительных качеств:

  • проводится необходимое информирование работников о норамативно-правовых аспектах аттестации,

  • создаются условия для предоставления педагогом своих результатов работы за межаттестационный период,

  • проводятся групповые и индивидуальные консультации для членов экспертных групп по обязанностям и правам участников процесса аттестации,

  • созданы условия информационного обеспечения аттестующихся в информационно-образовательном центре школы,

  • развивается практика самопроектирования работы на учебный год, которая поможет педагогу в проведении нулевого этапа аттестации.

Вместе с тем стоит отметить, что в ходе аттестацонного процесса выявилась необходимость создания единого подхода к составлению портфолио педагога. На следующий год следует принять на педагогическом совете рекомендуемую единую форму портфолио.

В школе работают 3 молодых специалиста: Дурнаво А.А., учитель физкультуры, Галямшина З.Ф., учитель английского языка, Егорова М.Ф., учитель начальных классов. Наставником их была Кормщикова И.В., учитель, которая курировала их в рамках «Школы молодого учителя». К сожалению, стоит отметить, что Дурнаво А.А. и Галямшина З.Ф. не проявили стремления к повышению своего профессионального опыта.

В 2012-2103 учебном году 27 педагогических работников (73%) прошли курсовую переподготовку в соответствии с ФГОС.


© 2010-2022