Статья на тему Формирование профессиональных компетенций

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование профессиональных компетенций в ходе реализации

программы подготовки «Повар, кондитер»

Иноземцева Т.Н., магистрант 2-го курса направления подготовки «Педагогическое образование»

Экономическое развитие нашей страны предъявило новые, повышенные требования к формированию производственника нового типа, конкурентоспособного на рынке труда. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы являются одной из приоритетных задач профессионального образования. Сегодня реализуются компетентностные стандарты, которые предъявляют требования не к конкретным знаниям, а к профессиональным компетенциям (ПК) работников. Компетентностный подход не является новым для российского образования. Отечественные педагоги В.В.Краевский, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов и их последователи указывали на освоение умений, обобщение способов деятельности. Но данный опыт практически не использовался в Российском образовании. Поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный опыт, с учетом традиций и обычаев потребителей Российского государства.

Анализ компетентностного подхода в странах Евросоюза и США показывает, что в развитых странах образовательный процесс выстраивается с позиции развития личности, через мотивацию её саморазвития. Результаты внедрения компетентностного подхода за рубежом доказывают, что данный подход в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к выпускникам системы профессионального образования, со стороны личности, работодателей и государства и социума в целом.

Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых стандартов и понятия о том, что простая трансляция знаний, умений и навыков недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, который самостоятельно покажет насколько он способен производить первичную подготовку и обработку различных продуктов. А так же готовить и оформлять различные блюда.

Для формирования профессиональных компетенций в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) предусмотрено изучение общепрофессионального и профессионального циклов и разделов учебной и производственной практик.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обучения (СПО) ППКРС состоит из инвариативной (обязательной) части и вариативной части.1

Обязательная часть ППКРС составляет 80% от общего объема времени отведенного на её освоение. Вариативная часть (20 процентов) дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональный дисциплин. Профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов (МДК) и соответствующая часть учебной практики.

Одним из вариантов выполнения структуры ППКРС является сотрудничество с работодателем. Работодателем Большесолдатского филиала «Суджанский сельскохозяйственный техникум» является потребительское общество Большесолдатское.

С целью повышения престижа рабочей профессии «Повар, кондитер», конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения обучения Большесолдатский филиал «Суджанский сельскохозяйственный техникум» согласовывает с работодателем рабочие программы, контрольно-оценочные средства дисциплин общепрофессионального (ОП) цикла и профессиональных модулей (ПМ). Оценочные средства разработаны для проверки качества формирования компетенций и стимулируют у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению ОП или ПМ. В вариативной части учтены требования к результатам обучения по профессии, выдвигаемые работодателем и региональным рынком труда.

Формирование профессиональных компетенций возможно в результате тесной связи с производством. Практика является обязательным разделом ППКРС. При реализации программы предусматриваются учебная и производственная практики. Учебная практика проводится рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей в производственной лаборатории образовательной организации.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения. Производственная практика проводится на предприятиях работодателя концентрированно по шести модулям на втором курсе и по двум модулям на третьем курсе. Производственная практика включает два этапа: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Практика по профилю направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения практики по профилю. Производственная практика проводится в организациях на основе договора между образовательной организацией и работодателем. Организация - работодатель распоряжением закрепляет наставника за каждым обучающимся.

По окончании практики обучающемуся выдается характеристика, заверенная подписью руководителя практики от организации, где осуществлялась практика и печатью данной организации. Для подведения итогов практики кроме характеристики обучающийся предоставляет письменный отчет с указанием выполненных видов работ и дневник с оценкой наставника по результатам освоения ПК.

Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов ее прохождения, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Государственная (итоговая) аттестация (ГИА) включает защиту выпускной квалификационной работы. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.2

Необходимым условием допуска к ГИА является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому модулю; выпускная практическая квалификационная работа предусматривает сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего предусмотренного в ФГОС СПО (Повар 4 разряд, Кондитер 4 разряд).

Требования к выпускным квалификационным работам, критерии оценки знаний утверждаются образовательной организацией после обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием работодателя в лице руководителя.

Защита квалификационных работ проводится на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии. Председателем комиссии государственной итоговой аттестации является работодатель в лице руководителя потребительского общества Большесолдатское.

Решения государственной экзаменационной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председательствующего является решающим. При успешном прохождении государственной итоговой аттестации обучающимся выдается диплом государственного образца.

При помощи модульного обучения ярко прослеживаются межпредметные связи общепрофессионального и профессионального циклов, достигается личностно-ориентированное обучение т.е. каждый студент может самостоятельно усваивать отдельные модули и учится целенаправленно, а преподаватель консультирует, координирует, контролирует его обучение. В результате модульного обучения прослеживаются субъект- субъектные отношения преподавателя и обучающегося так как субъекты заинтересованы в достижении необходимого конечного результата.

Значительное увеличение удельного веса практических занятий и уменьшение теоретических при модульном обучении требует от преподавателя владение разнообразными формами, методами и средствами организационного обучения, стимулирует к самообразовательной работе. Функция преподавателя переносится от информационной на консультационно-координирующую. В соответствии с этим преподаватель предлагает варианты, пути усвоения знаний и умений, ориентируясь на которые обучающийся строит индивидуальное обучение. Таким образом модульное обучение развивает самостоятельность как сложное, интегральное качество личности.

Литература:

1. Буркина В.А. О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе [Текст] / В.А.Буркина, Е.И.Титова // Молодой ученый - 2014 -№4 - с. 925-927.

2. Чишенина Н.Ф. Инноватика при изучении профессиональных модулей [Статья] // преподватель общепрофессиональных дисциплин ГБОУ СПО МО Ременский политехнический техникум.

3.Марциева Ф.Х. Формирование общих и профессиональтных компетенций студентов педагогического колледжа [Статья] // заместитель директора по УР ГПК, к. пед.н.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии Повар, кондитер от 02.08.2013 г. № 798

2Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»

© 2010-2022