Педагогический совет Активные методы обучения

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Активные формы обучения как способ активизации познавательной деятельности учащихся.

Цель: углубить знания об АМО, классификациях АМО, признаках АМО, создать условия для мотивации к применению АМО, обозначить направления работы по применению АМО/

Повестка дня:

  1. Выступление замдир по УВР « Состояние познавательной активности школьников на данный период»

  2. Выступление «Активные методы обучения»

  3. Выступление « Активные методы обучения в учебном процессе» ( на каз.языке)

  4. Работа по группам по изучению АМО

  5. Рефлексия и анализ деятельности.

Ход :

  1. Выступление замдир по УВР « Состояние познавательной активности школьников на данный период»

Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требуют от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность. Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

Вконцепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан сказано, что основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль учащихся в учебном процессе. Предпочтение необходимо отдавать интерактивным методикам, в соответствии с которыми понижается информирующая функции педагога, и возрастает его роль как координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся.

Проанализировав анкеты учащихся по успеваемости, мы видим следующую картину…

2. Выступление «Активные методы обучения»

Эпиграфом выступления являются слова Джона Дьюи «Обучиться чему- то можно только делая это».

АМО_ методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный или творческий характер. Селевко Г.К.

АМО- методы, стимулирующие познавательную активность ученика и строящуюся на диалогах решения проблем. Демьяненко-Кононерский.

АМО-это способ практического осуществления процесса передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности самого ученика.

АМО- это обучение самой деятельсностью.

Началом выступления является поиск ассоциаций к словам « активные методы обучения» и выведение определения понятия.

1.Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащихся и темой занятия.Нельзя сразу АМО, нужна подготовка научить определенным навыкам, соизмерить тему классы.

2. Принцип моделирования. Очень четкая модель урока, параметры, структура, нельзя пускать на самотёкю

3. Принцип входного контроля.( что знают, умеют, база)

5. Принцип проблемности.

6. Принцип «негативного опыта».

7.Принцип «от простого к сложному».

8. Принцип непрерывного обновления.

9. Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности.

10. Принцип диагностирования.

11. Принцип экономии учебного времени.

12. Принцип выходного контроля.

Выделяют 3 уровня активности:

• Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

• Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Классификация АМО

Педагогический совет Активные методы обучения

Педагогический совет Активные методы обучения


3.Рефлексия «Лесенка знаний»Педагогический совет Активные методы обучения


4. Работа по группам

Вращающийся круг - формируется два круга внутренний и внешний лицом друг к другу, дается задание для внутреннего круга. При выполнении заданий внешний круг передвигается.данный прием подходит при проверке определенного теоретического материала или для отработки словарного запаса при обучении иностранным языкам.

Диалог стикеров

Метод эффективен в целях развития визуальных, кинестетических и слуховых аспекты мышления, посредством осуществления дискуссии, исключающей необходимость публичного «выступления».

Планировка класса

Применение метода возможно в условиях класса. Необходимо наличие стикеров и места для передвижения участников.

Алгоритм реализации метода

Способы использования данного метода различны. Вариант 1: несколько цветных бумаг с высказываниями или вопросами, написанными на них, расклеены на большорй доске. Ученики знакомятся с содержанием каждого стикера и фиксируют на них свои комментарии.

Вариант 2: группы из 3/4/5 человек отвечают на вопрос, записанный на стикере или оставляют комментарии, с которыми они совместно знакомятся, обсуждают и представляют.

Воздушный шар

Формируемые навыки:

 совместной работы;

 мышления, принятия решений;

 управления информацией.

Алгоритм реализации метода

1. Учителям выдается картинка воздушного шара.

2. Предлагается ряд вопросов по определенной теме следующего характера:

3. После завершения задания ученикам предоставляется возможность для сравнения и противопоставления своих шаров с целью дальнейшего улучшения процесса планирования.

4. Возможно применение, совместно с методом «Пять вопросов».

- Кто должен быть на воздушном шаре? Учителя записывают имена главных действующих лиц по вопросу: людей, чье присутствие на борту необходимо для того, что бы шар взлетел и был управляем.

- Что должно быть в наличии, чтобы проект оказался успешным? На картинке с изображением шара учителя отмечают все, на их взгляд, необходимые элементы для успешности проекта.

- Что замедляет его? Рядом с якорем учителя записывают факторы, препятствующие успешному старту проекта.

- Что помогает ему двигаться на большей скорости? Учителя отмечают факторы, не имеющие непосредственного отношения к воздушному шару, но способствующие успешности реализации проекта: работоспособность, мотивация, креативность и др.

- Что может сбить шар с намеченного курса? С обеих сторон шара отмечают проблемы, которые могут возникнуть в ходе выполнения проекта.

Автобусная остановка

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам - записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Аналитический кубик

Данный прием используется на этапе осмысления. Этот приём :

- позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

- создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

- создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это... (На что это похоже?Чем отличается?)

3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это... (Как это сделано?Из чего состоит?)

5. Примени это... (Что с этим можно делать?Как это применяется?)

6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением.


  1. Рефлексия деятельности - выступление спикеров и аналитической группы

Приемы

+

-

предложения

РАФТ


Воздушный шар


Аналитический кубик

Вращающийся круг

Диалог стикеров


Автобусная остановка


© 2010-2022