Педагогическое проектирование: реальность и перспектива в условиях введения ФГОС

    Программа методического семинара. "Педагогическое проектирование: реальность и перспектива в условиях введения ФГОС". Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива по внедрению проектировочной деятельности в образовательное пространство школы.   Этапы педсовета Подготовительный этап – тестирование, обработка статистических данных по проектной деятельности. 1-й этап – информационный. Актуальность  вопроса. Современная образовательная политика в России характеризуется модернизацией уче...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие потребности в самореализации учащихся на основе этнокультурных традиций

Щеголева Т.В.- директор МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Акмайкина Л.Н.- учитель музыки МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Проблема самореализации подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Актуальность проблемы обусловлена преобразованиями в современном российском обществе, определяющими новые условия, в которых происходит процесс самореализации. Усиливающиеся процессы глобализации и информатизации бросают новый вызов национальным устоям общества. Сегодня жизнеспособность общества зависит от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета, который вырабатывается в приобщении к традициям и многовековой культуре собственного народа.

Осознание данного факта получило отражение в принятой «Национальной доктрине образования в РФ», в которой к приоритетным задачам деятельности учреждения относится создание оптимальных условий для формирования социально зрелой, высоко образованной личности, ориентированной на гуманистические ценности в выборе решений, осознающей ценности традиционной народной культуры, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося мира. Как показывают социально-психологические исследования, школьный возраст является сензетивным для процесса самореализации. Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы - эти и другие особенности создают благоприятную почву для самореализации личности школьника в ходе приобщения к народной культуре.

В целом, анализ практики самореализации обучающихся позволяет выявить следующие противоречия:

- между требованиями общества к воспитанию подрастающего поколения в свете социокультурного образования и реальным состоянием процесса самореализации, отражающим недостаточную разработанность педагогических условий, обеспечивающих этот процесс;

- между естественным стремлением юных граждан знать культуру своего народа, овладеть её достижениями и неготовностью значительной части педагогов обеспечить целостное включение ученика в этническую культуру своего народа и других народов России;

- между значительным воспитательным потенциалом народных традиций и их недостаточной востребованностью.

Существующие противоречия обусловили обращение к проблеме самореализации на основе этнокультурных ценностей и традиций в современных условиях.

Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. Но для того, чтобы реализовать высшие потребности - в самореализации и самоактуализации, необходимо сначала реализовать потребности, по формулировке А. Маслоу, более «низких уровней»: физиологические, безопасность, общение, уважение и самореализация. При этом, следует иметь ввиду, что формы и объем потребностей каждого ребенка разняться. Поэтому, важной представляется способность педагога определять индивидуальные формы и объем потребностей ребенка. Чтобы преодолеть эту ступень на пути к самоактуализации, педагогу необходимо ответить на ряд простых вопросов: Не утомляется ли ребенок на уроках и во внеурочное время? Успевает ли пообедать в школьной столовой? Чем любит заниматься в свободное время? и т.д. Было проведено анкетирование с целью диагностики уровня сформированности самореализации и самоактуализации, как личностных качеств учащихся. Анкетирование выявило, что данные критерии, самореализация и самоактуализация, развиты лишь частично. Для более полной их реализации необходимо брать за основу предметы эстетического цикла, а также необходимо приобщение к этнокультурным традициям.

Основываясь на понимании самореализации как процесса самосовершенствования учащимися своего социального опыта определяется группа традиций народной культуры в процессе самореализации обучающегося: фольклорные, празднично-игровые, природосберегающие, ремесленно-трудовые и педагогические условия успешной самореализации личности на основе традиций народной культуры:

Таким образом, стала необходимой разработка системного подхода к использованию традиций народной культуры, в деле самореализации обучающихся в современных условиях, охватывающий учебную, досуговую, трудовую, спортивную и другие сферы их жизнедеятельности.

Цель - создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся овладеть потребностями в самореализации на основе этнокультурных ценностей и традиций в условиях трансформации современного российского общества.

В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы выявить формирующий потенциал традиций народной культуры в самореализации личности обучающихся.

2. Обосновать группы ценностно-образующих традиций народной культуры, способствующих успешной самореализации.

3. Разработать и экспериментально апробировать систему работы по самореализации обучающихся на основе традиций народной культуры в условиях региона.

Содержание процесса самореализации определяется культурой общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка, с другой. Содержание самореализации школьника представляет собой усвоение знаний и изучение широких пластов культуры общества, народных традиций, содержание социальных идей народной культуры.

Таким образом, разработана модель системной самореализации личности, состоящая из трех основных элементов:

1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой.

2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой

Родины, понимание исторических корней современной культуры;

3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной

культуре.

Разработанная модель системной самореализации личности включает учебную, досуговую, трудовую, спортивную и другие сферы жизнедеятельности. Она предполагает расширение диапазона социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия на основе этнокультурных ценностей и традиций и требует поэтапной реализации процессов самопознания, самореализации.

Для того чтобы добиться успеха в обучении необходимо понимание мыслей и чувств ребенка. С этой целью используется методика «Уровни мыслительной деятельности».: узнавание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка

Для достижения задач используются методические приёмы: речевые упражнения, поэтическое музицирование, музыкально - двигательные упражнения, игры с инструментами и музыкальный театр.

Развитие творческих способностей и художественных ценностей детей реализуется и во внеурочное время. С 2008 по 2011год в школе работал социальный проект «У родных истоков». Основная цель проекта - формирование эмоционально-ценностного и эстетического отношения к миру и самому себе на основе опыта, заложенного в народном творчестве. Большинство мероприятий проекта: научно-практические конференции, лекции, ролевые игры, семинары, музыкальные лектории, отвечают задачам: развитие практических умений общения с этнокультурными традициями; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации, приводящей к потребностям самореализации и самоактуализации личности учащегося.

Проект «У родных истоков» предусматривал включение учащихся школы в музыкально-творческую деятельность. Ансамбли «Радуга» и «Родники» являются призерами республиканского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», конкурса народной песни «Живи народная душа» республиканского форума «Одаренные дети», всероссийского конкурса эстрадной мордовской песни «Од вий».

Особое место отводится мероприятиям, приуроченным к 1000летию: объединения

мордовского народа с народами российского государства. Это участие во II Всероссийской

научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность». Ежегодное

участие в республиканском конкурсе художественной самодеятельности «Шумбрат, Мордовия!».

Разработана программа «Проектирование этнокультурной образовательной среды». Программа рассчитана на 2011-2014 годы представляет собой нормативно- управленческий

документ и направлена на развитие в школе этнокультурной образовательной среды для

целенаправленного «выхода школы за свои стены». В пространство проектного сотрудничества

в условиях поликультурной социально-этнической среды города.

В рамках реализации Межрегионального проекта «Этношкола «Кой»» («Традиция») в октябре 2013 года на базе школы состоялось республиканское мероприятие, «Шумбрат, этношкола «Кой»! Мероприятие направлено на сохранение этнокультурного многообразия, самобытности, языка и традиций народов Российской Федерации. Директор Поволжского центра культур финно- угорских народов Юрий Мишанин отметил, что - наша этношкола направлена на сохранение

и пропагандирование мордовских языков и культуры.

Преподаватели вузов Республики Мордовия, специалисты декоративно - прикладного

искусства, фольклора, хореографии провели мастер - классы по родному языку, народному пению,

мордовскому фольклору. Гости подарили школе необходимую методическую литературу и электронную информацию.

Построение воспитательной системы с учетом региональной специфики и включение народной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности обучающихся, использование средств народной культуры способствует становлению богатой нравственно-воспитательной личности, способной реализовать себя как в школе, так и в макросреде.

Главным критерием педагогической деятельности является эффективность и результативность. Проведено повторное анкетирование с целью диагностики уровня сформированности самовыражения, самореализации личностных качеств. Анализ результатов анкетирования показал положительную динамику формирования творческого развития и самореализации.

Создание педагогических условий для развития у учащихся эмоционально- чувственной сферы на основе этнокультурных традиций, благоприятно влияет на формирование общекультурной компетенции выпускников, выражающейся в творческих способностях к самореализации личности.

Выводы

1..Процесс воздействия этнокультуры на формирование личности обучающегося следует усилить. Прежде всего, проанализировать в рассматриваемом аспекте возрастную специфику учащихся, чтобы соответственно корректировать учебные и внеурочные занятия.

2. Привлекать внимание детей к внутреннему миру человека, в осмыслении личностных отношений с коллективом в плане самопознания и самоопределения, выработке собственных этико-эстетических взглядов, суждений, оценок, освоения общественного поведения.

© 2010-2022