Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения

И опять, Федеральные государственные образовательные стандарты… Четыре слова, которые изменили мир школьной жизни и всех её обитателей: и учителей, и, главным образом, учащихся. Не остались в стороне и родители. Как известно, всякое нововведение всегда пугает, порождает множество проблем, но в процессе работы открываются и пути их решения. Вот об этом хочется начать разговор на нашем педсовете. Первая и наиболее важная проблема, на мой взгляд, это кадровая проблема.  Не секрет, что в школах рабо...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения.Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения.Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения.Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения.Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения.Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения.Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения.Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения.Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения.Выступление на педсовете ФГОС. Проблемы, пути решения.О.В. Дерябина

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ гимназии №11


ФГОС. Проблемы, пути решения.

И опять, Федеральные государственные образовательные стандарты…

Четыре слова, которые изменили мир школьной жизни и всех её обитателей: и учителей, и, главным образом, учащихся. Не остались в стороне и родители. Как известно, всякое нововведение всегда пугает, порождает множество проблем, но в процессе работы открываются и пути их решения. Вот об этом хочется начать разговор на нашем педсовете. Первая и наиболее важная проблема, на мой взгляд, это кадровая проблема. Не секрет, что в школах работают педагоги со стажем 20, 25, 30 лет. Перестроиться работать по-новому, имея солидный стаж работы - это сложно. Возникает психологическая проблема, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.

Кадровая проблема не может быть решена без качественной переподготовки учителей. Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС являются:

упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода;

- сложившаяся за многие годы работы устойчивая методика проведения урока;

- традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;

-недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;

- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

Учителя нашей гимназии обучались на курсах, посвященных переходу начальной школы к ФГОС второго поколения. Это был обзорный блок тем. Теперь, спустя какое-то время , можно сказать, что переподготовка учителей должна быть системной. Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль матапредметных и предметных результатов» и т. д)

Другая проблема, которая стоит перед учителями это:

- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки, под любым предлогом забирали их домой . Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом. А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»; «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)

Решением этой проблемы может стать переход к нелинейному расписанию.

Особенностью нелинейного динамического расписания является отказ от урока как единственной формы организации образовательного процесса за счёт использования иных форм, предусматривающих индивидуализацию и дифференциацию образовательных программ в рамках основного учебного времени, использование внеурочных форм.

К особенностям расписания следует отнести следующее:

- включение в учебный процесс различных видов деятельности (учебной, проектной, учебно-исследовательской) и разных форм деятельности (урочных и неурочных);

- учебная деятельность в урочной форме составляет 80% от всего времени, отведенного на изучение всех предметных областей;

- неурочные формы учебной деятельности составляют 20% от всего времени, отведенного на изучение всех предметных областей;

- возможность 20-30% учебного времени первой половины дня использовать на неурочные формы учебной деятельности, а также на внеучебную деятельность.

В образовательном процессе могут использоваться следующие виды урочных и неурочных форм занятий:

урок - аудиторное занятие, при котором осуществляется коллективная постановка и решение учебных задач, педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений;

урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-КВН, урок-соревнование, урок-презентация, урок-дискуссия - аудиторное занятие (внеурочная форма), на котором осуществляется нетрадиционная инновационная форма преподнесения учебного материала, содержание урока выходит за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности.

учебная экскурсия - внеаудиторное занятие (внеурочная форма), при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники);

творческая мастерская - аудиторное занятие (внеурочная форма), которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности;

конференция, заседание кафедры - аудиторное занятие (внеурочная форма) как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников;

спортивные соревнования - внеаудиторное занятие (состязание) учащихся в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания;

познавательная лаборатория - аудиторное занятие (внеурочная форма), создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике);

студия (театральная, изобразительная, музыкальная, литературная) - внеаудиторное занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подхода к любому делу, умению подать себя;

проектная задача - аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие проектной и исследовательской деятельности по предмету;

индивидуальные занятия (мастерские, консультации) - аудиторные занятия (внеурочная форма), направленное на развитие личной образовательной траектории ученика

Необходимое требование к расписанию - гибкость, вариативность и динамизм. Оно составляется на одну учебную неделю с учётом календарно-тематического планирования программного материала и интересов обучающихся. При проведении отдельных занятий предусмотрено объединение в разновозрастные группы или группы по интересам.

Изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий (творческая мастерская, образовательное путешествие, заседание кафедры, познавательная лаборатория, конференция и т. д.). Виды деятельности и формы проведения занятий в данном расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Учебный день школьника - это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Ребенку предоставлена возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально.

Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.

Следующая проблема, которую отмечают учителя начального отделения это:

-нехватка площадей (здание построено по старому проекту, которое на данном этапе в основном не соответствует требованиям нового ФГОС). Данную проблему, на наш взгляд, можно решить, задействовав максимально холл второго этажа в здании. И на сегодняшний день мы в тесном сотрудничестве с Биатовой Л.М. задумались над проектом создания комфортной многофункциональной развивающей образовательной среды.

Требуется продолжение материально - технического оснащения образовательного процесса (имеются в виду поставки учебно-лабораторного оборудования). Решением этой проблемы (на какое-то время) может максимальное использование возможности использования имеющегося оборудования.

Необходимо подключение интернета в классы.

Еще одна проблема, которая волнует учителей начальных классов с апреля месяца, это ситуация с Федеральным перечнем учебников на новый учебный год, в который не вошли УМК по которым мы работали.

Ну и, конечно же, для всех учителей огромной проблемой является увеличение объема документации.

Проблемы есть. Но решая одну проблему мы подходим к решению следующей. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться.

Желаю вам, уважаемые коллеги, творчества, терпения, здоровья всем.

© 2010-2022