Профилактика профессионального выгорания педагогов

 ПРОФИЛАКТИКА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ   ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОУ.      Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение  многих  проблем. Редкая профессия сравнится с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Рабочий день педагога насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. По... удовлетворенность своей работой высокая удовлетворенность   средняя удовлетворенность низкая удовлетворенность Год диагностики  2012   2013  2012   20 13   2012   2013 отношение                         к    учебному                      заведению  54 %     52%                      52%                                         46%                                                      3%                       2%                  Отношения между педагогами   65%                         72%                  32%                                              26%                  3%                              2%                  удовлетворенность условиями труда   30%                                  40% 50%                              60% 20%                              10% удовлетворенность своим положением           в коллективе  50%             70% 45%                                     27% 3%                                    1% Отношение       к работе   50%                                            65%   49%                                                                                        32%- 1%                                      0% отношение                        к воспитанникам   78%                                                                    82% 22% -                                                                       18% - - отношение                       к руководителю    78%                                                                       81%                                                22%                                                        19%                                             - -     Однако деятельность не исчерпывается аналитической работой диагностических данных. Выполняется  большой объем информационной и консультационной работы.      На наш  взгляд, наилучшей формой активизации является использование интерактивных приемов работы, когда педагог проживает ситуации на собственном опыте, пропуская их через себя. Рассматриваются уже имевшие место конфликтные ситуации в профессиональной сфере, а не теоретические знания, которые можно почерпнуть из специальной литературы, ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОУ.

Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Редкая профессия сравнится с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Рабочий день педагога насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Поэтому одной из главных задач образовательного учреждения является создание психологически комфортных условий для развития и самореализации потенциала педагогов. Вместе с тем очевидными являются те общие основания, которые позволяют сделать педагогический процесс дошкольного обучения более комфортным и благоприятным. Это: психолого-педагогическая поддержка.

Практика показывает, что воспитателю, педагогу в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.

Систему этой работы осуществляла в несколько этапов:

1.Диагностика педагогического коллектива. Изучение удовлетворенности педагогической работой, трудностей профессионального роста, личностных особенностей.

2.Информационно-консультационная работа, предполагающая ознакомление педагогов с результатами диагностик, осознание своих трудностей, знакомство с новинками в этой области

3.Активизация - предложение педагогам приемов и методов работы над собой, осознание своей готовности к изменениям в профессиональной деятельности.

4. Выработка индивидуального стиля деятельности.

5.Оценка эффективности проделанной работы - сравнительный анализ диагностических данных, определение результативности проделанной работы.

Диагностика (приложение №1.2) помогла составить максимально полную картину о педагоге, его прошлом и настоящем, выявить его сильные стороны и интересы, помочь проверить предположения о нуждах, обеспечить условия для успешного раннего вмешательства и помощи.

Как показывают результаты исследования, в качестве факторов, влияющих на эмоциональное «выгорание» и профессиональную деформацию у педагогов выделены следующие:

- «Расширение» своего рабочего времени ( берут работу на дом, лишая себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы и чрезмерное количество бумажной рутинной работы).

- Неудовлетворенность профессиональным статусом

(нововведения и частые изменения образовательных программ). Среди факторов, наиболее благоприятствующих творческому саморазвитию педагогов в коллективе:

- демократизм и творческий стиль в управлении детским садом.

-уровень методической работы в учреждении

-интерес к новым технологиям в воспитании

-стремление к самосовершенствованию

-к профессиональному росту

-способность к самоанализу.

В то же время, по мнению педагогов детского сада,

барьерами в их творческом саморазвитии:

-условия для полноценного досуга

-неумение расслабиться.

По оценки удовлетворенности своей работой получены следующие результаты:

удовлетворенность своей работой

высокая удовлетворенность

средняя удовлетворенность

низкая удовлетворенность

Год диагностики

2012

2013

2012

20 13

2012

2013

отношение к учебному заведению

54 %

52%

52%

46%

3%

2%

Отношения между педагогами

65%

72%

32%

26%

3%

2%

удовлетворенность условиями труда

30%

40%

50%

60%

20%

10%

удовлетворенность своим положением в коллективе

50%

70%

45%

27%

3%

1%

Отношение к работе

50%

65%

49%

32%-

1%

0%

отношение к воспитанникам

78%

82%

22% -

18%

-

-

отношение к руководителю

78%

81%

22%

19%

-

-

Однако деятельность не исчерпывается аналитической работой диагностических данных. Выполняется большой объем информационной и консультационной работы.

На наш взгляд, наилучшей формой активизации является использование интерактивных приемов работы, когда педагог проживает ситуации на собственном опыте, пропуская их через себя. Рассматриваются уже имевшие место конфликтные ситуации в профессиональной сфере, а не теоретические знания, которые можно почерпнуть из специальной литературы, пытаясь поставить педагога на место другого педагога, повернуть ситуацию таким образом, чтобы люди поняли, что они чувствуют - каждый на своем месте. Использовала тренинговые занятия на различные тематики: « Как быть уверенным в себе», « Я и успех, путь к вершине», « Мир цветов и чувств » « Проблемы дисциплины», « Навыки конструктивного общения», на занятиях использую элементы арт - терапии, совместные вечера творчества, поделки своими руками; обучение различным приемам вышивки; смотр - конкурсы творческих работ, выставка «Мир моих увлечений», обмен опытом которые способствуют развитию креативности. профилактике эмоционального выгорания, сплочению педагогического коллектива. Одной из форм работы с педагогами является проведение Релаксации:

- релаксационная гимнастика,

- дыхательные упражнения,

- упражнения для саморасслабления.

Ароматерапия:

Как стимулирующее, гармонизирующее расслабляющее и успокаивающее, укрепляющее воздействие.

Музыкотерапия:

Для профилактики утомляемости, нервном истощении.

Универсальным средством оптимизации работы мозга и нормализации вегетативных функций в организме являются кратковременные упражнения психофизической гимнастики, которая позволяет осознать, насколько разум связан с телом, как лучше управлять своим телом и как тело влияет на мысли.

Продолжительность этапа работы над собой зависит от личностных качеств педагога, его желания изменить что-то в себе. Все изменения, происходящие в этот период, объективно оценены всеми участниками образовательного процесса, т.к. от этого зависит темп изменений происходящих с личностью педагога.

Сравнительная характеристика результатов диагностики уровня личностно-профессионального развития педагогов за 2012 и 2013 годы выявила его положительную динамику по всем представленным позициям.

По результатам диагностических исследований наглядно видно повышение показателей уровня психологического климата в коллективе, повышение уверенности педагогов, формирование адекватной профессиональной самооценки, личностный рост молодых специалистов



Приложение №1

Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)

Шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».

Опросник

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею нахсдитъ правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее-время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Ключ обработки и интерпретация

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» - 0 баллов;

«очень редко» - 1 балл;

«иногда» - 3 балла;

«часто» - 4 балла;

«очень часто» - 5 баллов;

«каждый день» - 6 баллов.

Ключ к опроснику

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

«Эмоциональное истощение» - ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов - 54).

«Деперсонализация» - ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов - 30).

«Редукция личных достижений» - ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов - 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.



  • Приложение №2

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко)

Прочтите каждый вопрос и укажите один наиболее подходящий ответ.

1- полностью удовлетворен;

2- скорее удовлетворен;

3- затрудняюсь ответить;

4- скорее не удовлетворен;

5- полностью не удовлетворен.

Удовлетворены ли вы:

1

2

3

4

своим образованием


взаимоотношениями с коллегами по работе


взаимоотношениями с администрацией на работе


взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, учащиеся, клиенты)


содержанием своей работы в целом


условиями профессиональной деятельности (учебы)


своим положением в обществе


материальным положением


жилищно-бытовыми условиями


отношениями с супругом (ой)


отношениями с ребенком (детьми)


отношениями с родителями


обстановкой в обществе (государстве)


отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми


сферой услуг и бытового обслуживания


сферой медицинского обслуживания


проведением досуга


возможностью проводить отпуск


возможность выбора места работы


своим образом жизни в целом


Обработка данных.

По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен - 0, скорее удовлетворен - 1, затрудняюсь ответить -2, скорее неудовлетворен - 3, не удовлетворен полностью - 4.

Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо:

1) получить раздельно произведение числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу;

2) подсчитать сумму этих произведений;

3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).

В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.

Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:

3,5-4 балла: очень высокий уровень фрустрированности;

3,0-3,4: повышенный уровень фрустрированности;

2,5-2,9: умеренный уровень фрустрированности;

2,0-2,4; неопределенный уровень фрустрированности;

1,5-1,9: пониженный уровень фрустрированности;

0,5-1,4: очень низкий уровень;

0-0,5: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.

Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики

Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:

- личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Во всяком случае, разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолевать неадекватность эмоциональных состояний, придавать им коммуникабельную форму;

- для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная. Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, т. е. психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов.

Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.

В свою очередь, устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются;

- органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие;

- дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;

- внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы;

- соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности.

Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т.п.) не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие один и тот же стереотип, свойственный личности.

Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами.

Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.- М.:-

Информац. Изд. Дом Филин, 1996. - 256 с.

2.Кулинцова.И. - «Стресс». Журнал «Здоровье дошкольника», 2008.№6

3.Шебеко.В, Семенова .Е . - «Профессиональное здоровье педагога: Как его сохранить и укрепить» Журнал «Здоровье дошкольника» 2009. №6.



© 2010-2022