Рекомендации по организации работы с учащимися и родителями по выбору модулей ОРКСЭ

Раздел Завучу
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации

по организации ведения в 4-х классах курса «Основы религиозных культур и светской этики»для заместителей руководителей по УВР.



Колосова Татьяна Васильевна,


заместитель директора по ВВР

МБОУ СОШ №80

г. Екатеринбург


На сегодняшний день во всех образовательных учреждениях Российской Федерации в учебный план входит преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Трудности, с которыми сталкиваются педагоги и администрация ОУ, в частности, заключаются в организации разъяснительной работы с родительской общественностью и определении количественного состава учащихся по различным модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Каким образом, предоставив учащимся и их родителям право выбора любого модуля, сформировать группы и учесть интересы участников апробации курса?

Согласно методическим рекомендациям введения данного курса, образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения. В то же время мы не можем лишать ребенка права изучать, например, основы буддийской или исламской религии, если он и его родители определив такой модуль, являются чуть ли не единственными, кто сделал такой выбор. Не реализуя права на изучение данного модуля, мы лишаем ребенка свободы выбора, результатом чего может стать конфликтная ситуация.

Во избежание подобных прецедентов, необходимо ввести в практику работы каждой школы определенный алгоритм действий, который позволит избежать конфликтных ситуаций и обеспечить право выбора каждого учащегося. Первым этапом является проведение общешкольного собрания для родителей третьеклассников в конце учебного года, на котором педагоги, преподающие данный курс, знакомят родителей с основными аспектами содержания каждого учебного модуля.

Например, в курсе «Основы мировых религиозных культур», идет ознакомление практически со всеми религиозными культурами мира, таким образом, учащиеся и родители, которые выбирают основы буддийской или исламской религии, будут иметь возможность познакомиться с историей возникновения и традициями данных религий в указанном модуле.

Кроме этого, родители должны понимать, что данный курс в учебном плане занимает равноценное место со всеми общеобразовательными предметами и требует от них посильного участия.

Поскольку, на уроках школьники получают домашние задания в виде вопросов, одна часть которых имеет нравственно-развивающий, творческий характер, ребенку уже недостаточно будет знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

В дополнение к вопросам-заданиям, которые формулируются учителем на уроке, на последних уроках четвёртой четверти 4 класса предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный за четверть материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей. Для родителей есть возможность использовать ресурсы школьной библиотеки для совместной подготовки заданий со своими детьми.

Вторым этапом реализации алгоритма введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет проведение для третьеклассников презентации всех модулей курса, в ходе которой школьники знакомятся с содержанием учебных модулей, далее советуются с родителями и определяются с выбором.

И только после проведения разъяснительной работы с учащимися и их родителями (законными представителями), родители заполняют заявления, в которых определяют модуль для каждого ребенка. Результаты выбора фиксируются протоколом родительского собрания.

Далее на заседании кафедры начального образования или методического объединения определяется количественный состав выбранных модулей, как правило, больше всего заявлений поступает на модуль «Основы светской этики», но поскольку педагоги, прошедшие курсовую подготовку владеют материалом всего курса, то трудностей в том, кто будет преподавать данный модуль, не возникает.

При формировании групп учитывается их наполняемость. Нельзя говорить о качественном освоении материала при наполняемости группы в 30 и более человек. Поэтому для эффективности восприятия и освоения учебного материала количество учащихся в группе не должно превышать 25 человек.

Успешность учебно-воспитательного процесса в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников. В связи с этим занятия по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» в школе должны быть открыты для посещения родителями.

Все, кто участвует, и будет участвовать в реализации данного курса, должны быть максимально корректны и толерантны в общении и обсуждении возникающих проблем.





























Список литературы.

  1. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)

  2. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03

«О направлении методических материалов ОРКСЭ».


© 2010-2022