Проект Краевая инновационная площадка

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 36 города Краснодара



Проект инновационной деятельности по теме:

Реализация педагогической модели индивидуализации обучения

в условиях введения ФГОС ОО как средство формирования

у учащихся гимназии метапредметных результатов образования:

гностических, творческих, исследовательских, проектировочных умений


.

Директор муниципального общеобразовательного учреждения

гимназия № 36 города Краснодара: Давыдова Надежда Николаевна

Научный руководитель проекта: Бондарев Пётр Борисович,

к.ф.н., доц. КубГУ

Руководитель проекта гимназии : Савенко Анна Петровна,

педагог - психолог

Адрес: 350000, Краснодар, ул. Красноармейская, 52

Телефоны: (861) 262-25-47, факс: 262-25-47

e-mail: gimnaz36@ kubannet.ru






КРАСНОДАР


Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………….…………………………………….…..3

Актуальность проекта…………………………………………...…………….…….3

Методологические характеристики проекта………………………………….……4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………...…………………7

1 Достижение метапредметных результатов освоения ООП ОО

как ключевой элемент введения ФГОС………………………………..…………..8

2 Анализ опыта инновационной деятельности гимназии по внедрению

институциональных форм индивидуализации образования

как задел для реализации проекта.………………………………..………………..11

3 Концептуальные основы разработки педагогической модели индивидуализации общего образования, ориентированной

на формирование у учащихся метапредметных результатов……………………14

Приложения

Список литературы.……………………………………….………………...18

план инновационной деятельности………………………………...19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность исследования. Современную ситуацию развития российского образования характеризуют, с одной стороны, введение новых требований государства к результатам образования, закрепленных в ФГОС ОО, с другой стороны - масштабные сущностные и институциональные изменения, которые происходят в самой системе образования. В рамках инновационной деятельности школ моделируется и реализуется принципиально новый опыт построения образовательного процесса на принципах индивидуализации, открытости, вариативности.

Новый ФГОС - инновационный для отечественной системы общего образования документ. Если стандарты предыдущего поколения (2004 г.) фиксировали общеобязательный минимум содержания образования, то современные нормируют важнейшие аспекты уклада жизни школы. Сквозными образовательными результатами, на которые новые стандарты обязуют ориентироваться ОУ, являются образовательная самостоятельность, образовательная инициативность, образовательная ответственность учащихся.

Стержнем нового ФГОС являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Результаты классифицируются по трём видам: предметные, метапредметные и личностные. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» в ФГОС описано содержание метапредметных результатов, включающих «освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (ре­гулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной прак­тике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педаго­гами и сверстниками, к построению индивидуальной образова­тельной траектории».

Формирование метапредметных результатов является сложной производственной задачей для всех ступеней современной массовой школы, традиционно ориентированной на передачу учащимся готовых знаний, преимущественно в классно-урочной форме и не подготовленной к смене педагогических подходов и технологий. Ситуация осложняется обострением в сложившейся образовательной практике ряда противоречий:

- между требованиями времени и общества в осуществлении индивидуализации образования как средства достижения современных образовательных результатов и неразработанностью организационно-педагогических условий индивидуального образования в массовой школе;

- между выраженной потребностью в универсализации общего образования, обобщении способов учебно-познавательной и исследовательской деятельности и сохранением матрицы БУП, «отчужденного» учебного предмета в качестве единицы обучения;

- между стремлением современных учащихся к самоутверждению, самостоятельности, инициативности и препятствующему этому сохранением репродуктивных вербальных форм организации процесса обучения.

В ходе организации и проведения коллективом гимназии № 36 г. Краснодара инновационной деятельности в рамках МИП по теме: «Тьюторское сопровождение индивидуализации образования как средство достижения нового качества общего образования» (2010-2014 гг.) был создан определенный задел для преодоления указанных противоречий. В условиях индивидуализации образования процесс формирования ответственного выбора должен быть педагогически организован и обеспечен. Индивидуализация учебного процесса была обеспечена за счет возможности самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов (базовый, углубленный, альтернативный), форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. В образовательное пространство гимназии была встроена тьюторская модель индивидуализации образования, включающая в себя ценностно-целевой, технологический и возрастной аспекты тьюторского сопровождения. Построена система оценки компетентностных результатов образования учащихся гимназии. Материалы диагностического исследования доказали эффективность модели тьюторского сопровождения индивидуализации образования в части появления нового качества образования.

Вместе с тем, проведенный анализ полученных в ходе инновационной деятельности результатов позволил выявить имеющиеся барьеры в дальнейшем развитии и реализации проекта:

- выявлена недостаточная проработка педагогических условий достижения и оценки метапредметных результатов общего образования;

- слабо организована ориентация содержания образования на формирование метапредметных результатов учащихся;

- ИОП не получили в гимназии свое институциональное закрепление как легитимная форма образования;

- нуждается в доработке и расширении спектр элективных курсов, наполняющих содержание ИОП;

- в образовательном процессе всё ещё недостаточно задействован потенциал активных форм и методов развивающего образования;

- не удалось в полной мере создать насыщенную учебно-развивающую информационную среду, включающую средства дистанционного обучения, информационные и телекоммуникационные технологии;

- не все учителя школы - участники проекта оказались готовы к осуществлению эффективной профессиональной деятельности в условиях реализации тьюторской модели индивидуализации общего образования;

- многие учащиеся оказались слабо подготовлены к самообразованию.

Методологические характеристики проекта.

Анализ выявленных барьеров и указанных противоречий позволил нам сформулировать проблему инновационного проектирования: реализация какой педагогической модели будет способствовать формированию у учащихся метапредметных результатов образования в условиях введения ФГОС ОО?

Субъект проекта: временный научно-инновационный коллектив, состоящий из заинтересованных представителей администрации, управляющего совета и педагогического коллектива гимназии.

Объектом проекта является образовательный процесс гимназии, ориентированный на формирование у учащихся метапредметных результатов образования.

Предметом инновационного проектирования выступает педагогическая модель индивидуализации обучения в условиях введения ФГОС ОО как средство формирования у учащихся гимназии метапредметных результатов образования: гностических, творческих, исследовательских, проектировочных умений.

Анализ научной литературы, изучение собственного инновационного опыта и материалов других ОУ позволили выдвинуть гипотезу о том, что формирование у учащихся метапредметных результатов образования: гностических, творческих, исследовательских, проектировочных умений возможно при успешной реализации педагогической модели индивидуализации образования как комплекса организационно-педагогических условий:

- цели образования проектируются в контексте реализации принципов индивидуализации, вариативности, ориентации на деятельность;

- содержание общего образования составляют не столько знания, сколько универсальные способы деятельности (творчество, исследование и проектирование), знания рассматриваются как средство решения актуальных для личности проблем;

- технология организации образовательного процесса опирается на использование активных форм и методов развивающего образования;

- базовой институциональной формой образования выступает индивидуальная образовательная программа, процесс реализации которой сопровождается педагогами-тьюторами;

- учитель уходит от профессиональной позиции предметника к позиции проектировщика, тьютора и консультанта учащихся, находящихся в открытом и вариативном пространстве индивидуального образования;

- учащиеся осваивают самообразование как основной способ освоения содержания обучения, развивают навыки самостоятельной познавательной и практической деятельности;

- существенно возрастает роль средств обучения, особое значение приобретают средства дистанционного обучения, информационные и телекоммуникационные технологии обучения.

Цель проекта: разработка, обоснование и экспериментальная проверка педагогической модели индивидуализации образования как комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию у учащихся метапредметных результатов образования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи проектирования:

1. Определить степень изученности проблемы организационно-педагогических условий, способствующих формированию у учащихся метапредметных результатов образования.

2. Обосновать универсальные умения учащихся (гностические, творческие, исследовательские и проектировочные) как ключевой элемент метапредметных результатов образования.

3. Разработать педагогическую модель индивидуализации образования как комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию у учащихся метапредметных результатов образования и обосновать ее эффективность.

4. Разработать психолого-педагогический инструментарий измерения и оценки сформированности метапредметных результатов образования учащихся.

5. Осуществить проверку эффективности разработанной педагогической модели индивидуализации образования на практике.

6. Проанализировать и обобщить материалы исследований. Подготовить результаты ОЭР к публикации в виде статей и брошюры.

Методологическую основу исследования составляет деятельностный подход, утверждающий деятельность основанием и условием развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Теоретическую основу исследования составляют:

а) личностно-ориентированная парадигма образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Бедерханова, И.Д. Демакова, И С Якиманская и др),

б) концепция системных инноваций в сфере образования (А.И. Адамский, П.Б. Бондарев, П.Г. Щедровицкий и др ),

в) теоретические идеи по основам моделирования образования (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Е.В. Бережнова и др.),

г) теоретические идеи реализации принципа индивидуализации образования (Т.М. Ковалева, М.П. Черемных, И.Д. Фрумин и др.).

Методы исследования:

- теоретические: анализ литературы, экспертный анализ инновационного педагогического опыта, моделирование, синтез данных;

- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.

.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Достижение метапредметных результатов освоения ООП ОО

как ключевой элемент введения ФГОС


Новый ФГОС ОО изменил базовый подход, устоявшийся в практике отечественной школы - на смену знаниево-ориентированному обучению приходит системно-деятельностный подход, который обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». Этот подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве такового рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях (Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова). Основным содержанием обучения становятся действия, операции, соотносящиеся с проблемой, которую нужно разрешить. Результативность образования понимается не в усвоении готовых знаний, а в усвоении способов деятельности. При таком подходе учебная деятельность, приобретая исследовательский и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

В ФГОС деятельностное содержание образования акцентируется на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать; на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися; на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать. Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

«Мета» - всеобщее, интегрирующее начало. Метадеятельность - это универсальная деятельность человека, которая, по своей сути, является обобщённой, надпредметной (мыслю, проектирую, моделирую…). Освоив универсальные умения, человек открывает для себя новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие найти содержательные способы решения задач, метапредметные умения могут быть затем применены в решении неисчерпаемого набора предметных задач (проектирую: дом, исследование, завтрашний день, дорогу к дому и т.д.).

В качестве интегральных и диагностируемых показателей метапредметных образовательных результатов, обобщая вышеизложенное, мы выделяем особые познавательные умения - гностические (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); исследовательские (проблематизация, анализ, синтез, интерпретация, выдвижение гипотез, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); творческие (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); проектировочные (определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, рефлексия, коррекция свей деятельности).

Рассмотрим структуру метапредметных результатов с помощью матрицы, сведенной в таблицу.

Таблица 1. Матрица метапредметных результатов общего образования, построенная на основе таксономии учебных задач

Группа показа-телей

Показатель

Индикаторы

Способ сбора данных

Способ

фиксации данных

1. Гности-ческие умения

1.1.

Способность к теоретическому мышлению

1.1.1. Самостоятельное определение границы собственного знания/незнания

Прогностическая

оценка

Оценочный лист

1.1.2. Самостоятельное без оценки учителя установление собственных «дефицитов» в предметных способах действия

Анализ проверочной работы

Оценочный лист

1.1.3. Самостоятельный выход за пределы своих знаний и умений, определение границ своих знаний

Фиксация «разрыва» с помощью моделей

Модель

1.2.

Поисковая активность (определение возможных путей решения задачи)

1.2.1. Действие с новым понятием: способность понять его устройство и решать круг новых задач

Моделирование

Модель

1.2.2. Поиск предположений о том, как и где искать недостающее знание

Формулировка гипотез

Список гипотез

1.2.3. Самостоятельное определение познавательного интереса в рамках учебной деятельности и подбор индивидуальных заданий для расширения своего интереса (избирательная «проба»)

План выполнения

Оценочный лист

Группа показа-телей

Показатель

Индикаторы

Способ сбора данных

Способ

фиксации данных

2.

Иссле-довате-льские умения

2.1.

Работа с проблемой и выдвижением гипотез

2.1.1. Высказывание предположений о неизвестном, предложение способов проверки своих гипотез, инициирование поиска способов действий/средств

Выдвижение гипотез

Список гипотез

2.1.2. Переход от проблем к постановке задач

Решение проектной задачи (отдельных заданий ПЗ)

Предъявление результатов решения ПЗ

2.1.3. Конструирование разных путей при решении задач

2.2.

Позиционное видение изучаемых объектов, процессов и явлений

2.2.1. Создание обобщений, установление аналогов, классификаций, выбор оснований и критериев для классификации

Решение трехуровневых задач

Построение «профиля» ученика, класса

2.2.2. Установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, формулирование выводов

Решение проектных, исследовательских задач

Презентация

2.3. Системность и обобщенность предметных знаний

2.3.1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение переносить общий способ решения на решение частных задач

Решение трехуровневых задач

Построение «профиля» ученика, класса

2.3.2.Умение учащихся самостоятельно преобразовывать исходный способ действия, уже освоенного в обучении, применительно к новому типу задач.

3. Творче-ские умения

3.1.

Творческие действия и операции

3.1.1. Приобретение недостающих умений, знаний, способностей для ответа на вопрос самообучения: как научиться

Освоение отдельных операций

Результаты диагностичес-кой работы

3.1.2. Учащийся не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не требует, чтобы его научили, не объявляет задачу неинтересной и не отказывается от нее.

Решение предъявленной задачи

Презентация достижений

3.1.3. Изобретение недостающего способа действия, перевода задачи в творческую

Тесты креативности

Материалы тестирования

3.2.

Творческая поисковая активность (субъект учебной деятельности)

3.2.1. Поиск недостающей информации в любом источнике - в учебнике, справочнике, книге, в сети Интернет, у учителя.

Работа с информационными источниками

База информацион-ных источников

3.2.2. Поиск таких задач, которые учащийся не может решить

Решение задач

Фиксация «разрыва», трудности

3.2.3. Активность в поиске новых способов действия, предложении своих гипотез, догадок.

Организация поиска решения задачи, встроенное наблюдение, экспертная оценка

Экспертный лист

Группа показа-телей

Показатель

Индикаторы

Способ сбора данных

Способ

фиксации данных

4. Проект-ировоч-ные умения

4.1.

Участие в проектировании

4.1.1. Умение делать выбор и осмысливать последствия выбора, результаты собственной деятельности

Включенное наблюдение во время работы малых групп для выполнения проектных работ

Рефлексия в малой группе, экспертная оценка

Экспертиза плана проведения проектов

4.1.2. Планирование этапов выполнения проекта (исследования)

4.1.3. Обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования

4.2.

Выполнение проекта

4.2.1. Освоение способов реализации проекта

Построение планов решения проектно-исследовательских задач

Оформление итогов проекта

Экспертиза плана проведения исследования, проектов

4.2.2. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций проектов и т.п.)

4.2.3. Сбор, систематизация и анализ полученных результатов

4.3. Проектирование собственной ИОП с помощью тьютора

4.3.1. Проектирование индивидуальной образовательной программы (ИОП)

Построение ИОП, индивидуальных маршрутов

Отзывы, защита

ИОП

4.3.2. Выбор индивидуального и профессионального маршрута для реализации ИОП


2 Анализ опыта инновационной деятельности гимназии по внедрению институциональных форм индивидуализации образования как задел для реализации проекта

В 2010-2013 гг. коллективом гимназии № 36 проводилась инновационная деятельность в рамках проекта МИП «Тьюторское сопровождение индивидуализации образования как средство достижения нового качества общего образования». Индивидуализация учебного процесса была обеспечена за счет возможностей самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов (базовый, углубленный, альтернативный), форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности.

Этот выбор оформляется учащимся как индивидуальная образовательная программа - документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Структура индивидуальной образовательной программы: анализ образовательных потребностей, цели и задачи образования на данный период, его смыслы и контексты, ресурсное обеспечение, оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной программы.

Выявлены основные функции ИОП в системе индивидуализации обучения: оптимизационная (обеспечение оптимальных условий для учащихся, в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями), интенсификации (обеспечение высокого темпа усвоения того или иного курса), расширения содержания образования, обеспечения учебной мобильности.

Оптимальной организационной формой обеспечения индивидуализации общего образования выступает тьюторство. Тьютор (от лат. tutor - наблюдаю, забочусь) помогает учащимся в самостоятельном составлении программы обучения, способствует их личностно-профессиональному самоопределению и развитию. Тьютор выступает в качестве организатора условий, в которых возможна образовательная активность учащихся в режиме проб и поиска, организует события, направленные на выявление и поддержку их образовательных интересов; помогает включению в проектную, игровую, авторскую деятельности, организует самоподготовку учащихся; проводит групповые и индивидуальные консультации по самоанализу образовательных успехов и трудностей.

Тьюторская практика индивидуализации образования предполагает сопровождение индивидуального образовательного процесса, от формирования первичного познавательного интереса до консультирования в выполнении творческих проектов. В общем виде целью тьютора является сопровождение учащихся в образовательном пространстве, направленное на предоставление им возможностей и ресурсов реального выбора индивидуального образовательного маршрута, личностного и профессионального самоопределения.

Построенная тьюторская модель индивидуализации образования в условиях гимназии включает в себя ценностно-целевой, возрастной и технологический аспекты тьюторского сопровождения. В условиях проведения опытно-экспериментальных работ было показано, что тьюторское сопровождение индивидуализации образования в максимальной степени способствует выявлению и развитию способностей учащихся, их личностному и профессиональному самоопределению, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, предоставляя широкие возможности для выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

В процессе сопровождения тьютор организует поиск средств для установления, поддержания и развития у каждого учащегося инициативного и авторского отношения к культуре, собственной деятельности, каждый раз заново должны быть определены особенности его познавательной деятельности, ценностные и социальные стремления, найдены средства его самоопределения, проанализированы социокультурные возможности для конкретного образовательного пути.

Решение этих задач не может быть изначально задано нормой и заранее прописано без учета реальной социальной ситуации развития учащегося. Поэтому тьюторское сопровождение образовательного движения учащегося всегда личностно-ориентировано и ситуативно-уникально. Модель тьюторского сопровождения индивидуализации образования рассматривается нами в трех аспектах: возрастном, ценностно-целевом, технологическом.

Таблица 2. Общая модель тьюторского сопровождения индивидуализации образования

Возрастной аспект

начальная школа

основная школа

старшая школа

Ценностно-целевой аспект

социализация

самоопределение

самореализация

Технологический аспект

обнаружение интереса

оформление образовательных потребностей

развитие способностей

Возрастной аспект модели тьюторского сопровождения индивидуализации образования учитывает особенности возраста учащихся при выборе как содержания, так и средств и технологий образовательного процесса.

Ценностно-целевой аспект модели тьюторского сопровождения индивидуализации образования в ОУ предполагает нацеленность деятельности тьютора на три вектора: а) один вектор направлен на прикрепление школьника к социальным нормам, образцам, ценностям, профессиональным ориентирам, б) второй - на максимальное раскрытие потенциала школьника, его личностное самоопределение, в) третий - на самореализацию учащихся средствами освоения компетентностного содержания обучения, эффективную траекторию развития через освоение образовательной программы ОУ.

Технологический аспект модели тьюторского сопровождения индивидуализации образования предполагает специально организованное педагогическое сопровождение утверждения учащихся в позиции субъектов содержания образования, т.е. содержание образования является предметом и одновременно результатом образовательной деятельности самого учащегося. Деятельность тьютора направлена на совместное с учащимися обсуждение образовательной ситуации, образовательной перспективы, временных, пространственных и смысловых ограничений, доступных образовательных ресурсов и способов их развития и т.д.

Таблица 3. Технологическая модель тьюторского сопровождения индивидуализации образования.

Задачи индивидуального развития

Содержание тьюторского сопровождения

Обнаружение интереса, оформление образовательных потребностей

Прояснение образовательных потребностей учащихся, совместное определение целей и задач образовательной деятельности, поиск путей их достижения

Организационное оформление образовательных потребностей

Помощь в построении учащимся индивидуальной образовательной программы, разработка индивидуального учебного плана

Становление оценочных действий

Содействие развитию оценочной деятельности учащихся, выработка критериев и показателей индивидуального развития учащихся

Развитие организационных способностей

Разработка организационной модели реализации индивидуальных образовательных программ

Развитие оценочных способностей

Мониторинг образовательных достижений учащихся, фиксация индивидуального прогресса

Развитие рефлексивных и прогностических способностей

Рефлексия образовательного действия учащихся, выявление проблемных точек и ситуаций успеха, коррекция ИОП


  1. Концептуальные основы разработки педагогической модели индивидуализации общего образования, ориентированной на формирование у учащихся метапредметных результатов


Образование понимается нами как процесс формирования у учащихся осознанного отношения к построению собственного жизненного пути и профессиональной траектории, обретения своего уникального образа (индивидуальности). Под индивидуализацией образовательного процесса мы будем понимать создание каждому школьнику комплекса условий для формирования и реализации собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив. Целями индивидуального образования являются готовность к продуктивному решению проблем в меняющемся мире, в том числе готовность к самообразованию, а также развитие универсальных видов деятельности - гностической, творческой, исследовательской и проектировочной. При этом миссия школы сегодня видится как максимально широкое вовлечение учащихся в процесс самообразования, т.е. управления своей образовательной траекторией, освоения ими техник, приемов работы, необходимых в построении собственного жизненного пути.

Процесс индивидуализации обучения связан с организацией психолого-педагогического сопровождения трех важных этапов в становлении личности обучающихся, совпадающих по времени со ступенями общего образования.

Первый этап (1-4 классы, 7-10 лет) ориентирован на построение необходимого задела в школьном обучении, для осуществления оптимального перехода учащихся на основную ступень общего образования.

Общий результат: у учащихся должны быть сформированы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, выражать свое мнение, умение работать в команде и самостоятельно).

Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением двумя способами:

- контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами через разработку специальных предметных контрольно-измерительных материалов;

- умение работать в группе, освоение способов учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных оценок.

Второй этап (5-9 классы, 10-15 лет) - период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы. Подростки активно осваивают все ее пространство, работают в разновозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы предпочтения. Они быстро меняют свои интересы, охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен и быстро переключается. Дети с удовольствием пробуют себя в различных формах интеллектуальной деятельности, начиная осознавать значимость интеллектуального развития, в том числе и в межличностных отношениях.

На этом этапе реализации ООП необходимо решить следующие педагогические задачи:

  • реализовать образовательную программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, игры, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным расширением возможностей учащихся осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы;

  • сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом проектирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей;

  • подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) в заданной программой предметной, интегративной, метапредметной областях;

  • организовать систему социальной жизнедеятельности и проектирования событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах;

  • создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления ими инициативных действий.

Третий этап (10-11 классы, 15-17 лет) - период реализации своей индивидуальности в рамках старшей школы.

Критериями оценки результата индивидуального образования старшеклассников становится мера освоения ими универсальных способов деятельности - творчества, исследования и проектирования.

У последовательно реализуемой индивидуализации образования на этом этапе основная задача - «вывести» ученика в процесс самообразования как управления своей образовательной траекторией. При таком подходе педагог помогает старшеклассникам нарабатывать собственные техники, приёмы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы. Достижение указанных целей предполагает наряду с учебным и образовательно-рефлексивным пространствами обустройство пространства практической деятельности: работы с проектами, проведения самостоятельных индивидуальных или групповых исследований, творческих акций.

Таким образом, концепция педагогической модели индивидуализации образования как комплекса организационно-педагогических условий состоит из следующих положений-концептов:

- цели образования проектируются в контексте реализации принципов индивидуализации, вариативности, ориентации на деятельность;

- содержание общего образования составляют не столько знания, сколько универсальные способы деятельности (познание, творчество, исследование и проектирование), знания рассматриваются не как самоцель, а как средство решения актуальных для личности проблем;

- технология организации образовательного процесса опирается на использование активных форм и методов развивающего образования;

- базовой институциональной формой образования выступает индивидуальная образовательная программа, процесс реализации которой сопровождается педагогами-тьюторами;

- учитель уходит от профессиональной позиции предметника к позиции проектировщика, тьютора и консультанта учащихся, находящихся в открытом и вариативном пространстве индивидуального образования;

- учащиеся осваивают самообразование как основной способ освоения содержания обучения, развивают навыки самостоятельной деятельности;

- существенно возрастает роль средств обучения, особое значение приобретают средства дистанционного обучения, информационные и телекоммуникационные технологии обучения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Индивидуализация общего образования рассматривается нами как комплекс профессионально-информационных, организационно-координационных, консультативно-практических, социально-педагогических мероприятий, проводимых для оказания помощи учащимся в осознанном саморазвитии и самообразовании. При таком понимании тьюторская деятельность обеспечивает педагогическое сопровождение индивидуального обучения и характеризуется сотрудничеством субъектов совместной работы, выраженном в активном стремлении к достижению общих целей и задач; разделением совместной работы на функционально связанные составляющие, ориентацию на личностные потребности и интересы учащихся.

Педагогическое сопровождение индивидуализации образования в максимальной степени способствует формированию метапредметных компетентностей учащихся, их личностному и профессиональному самоопределению, предоставляя широкие возможности для выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Проект гимназии №36 г. Краснодара имеет признаки научной новизны и практической значимости. Результаты могут использоваться в других ОУ города и края, внедряющих новые ФГОС, ориентированных на компетентностные результаты и индивидуализацию образовательного процесса. Дальнейшая инновационная деятельность гимназии связана с необходимостью обобщения и распространения результатов эксперимента, проведением обучающих и экспертно-аналитических семинаров и т.п.

Приложение 1

Список литературы

  1. НОИ «Наша новая школа» М., 2011.

  2. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. М., 2006.

  3. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.

  4. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004.

  5. Документы отчета ОЭСР по программе учебных достижений: http: // pisa.oecd.org.

  6. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2008.

  7. Ковалева Т.М. О тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторство в открытом образовательном пространстве школы. Матер. Всерос. научно-практической конференции. М., 2008.

  8. Майоров А.Н. Мониторинг деятельности образовательного учреждения: достижение нового качества образования. СПб., 2003.

  9. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов / Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. СПб., 2002.

  10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.,1999.

  11. Тубельский А.Н. Школа самоопределения. М., 1999.

  12. Черемных М.П. Образовательные стандарты современной старшей школы // Народное образование. 2007, № 2. - С. 145-152.

Приложение 2

План проведения инновационной деятельности


этапы

Сроки

Содержание работ

Результаты ИР, их документальное оформление

0.

Подготовительн. этап

2010-2014

Создание условий для запуска инновационной деятельности. Разработка практик индивидуализации и их апробация в образовательном процессе гимназии.

Отчёт об ИР МИП «Тьюторское сопровождение индивидуализации образования как средство достижения нового качества общего образования в условиях полилингвальной гимназии».

Заявка на «Инновационный поиск - 2014»

1.

Диагностико-моделирующий этап.

2014-2015

Разработать педагогическую модель индивидуал. общего образования и обосновать ее эффективность

Модель индивидуализации общего образования (подходы, показатели, критерии эффективности, методики измерений)

Разработать инструментарий и провести стартовые измерения в рамках мониторинга метапредметных результатов по ступеням общего образования

Психолого-педагогический инструментарий измерения метапредметных результатов учащихся

Материалы диагностики

Обучение учителей гимназии основам индивидуализации образования, ориентированной на достижение метапредметных результатов

Учебно-методический комплекс «Технологии педагогики индивидуализации общего образования, ориентированные на достижение метапредметных результатов»

2.

Формирующий этап.

2015-2016

Внедрение педагог. модели индивидуализации общего образования

Материалы исследований

Отчёт об ИР МИП

Разработка практик индивидуализации образования и их реализация в образовательном процессе гимназии

Материалы исследований

Отчёт об ИР МИП

Публикация методических рекомендаций.

Провести промежуточные измерения в рамках мониторинга метапредметных результатов по ступеням общего образования

Материалы диагностики

Отчёт об ИР МИП

3.

Диагностико-обобщающий этап.

2016-2017

Проверить эффективность педагог. модели индивидуал. общего образования

Итоговый отчёт об инновационной работе МИП

Провести итоговые измерения в рамках мониторинга метапредметных результатов по ступеням общего образования

Материалы мониторинга

Обобщить материалы исследований. Опубликовать результаты ОЭР в виде научных статей и брошюры.

Оформление результатов инновационного проекта в виде публикаций в педагогических журналах и в виде брошюры, размещение материалов на сайте гимназии в сети Интернет.



© 2010-2022