Программа ОУ Если хочешь - будь здоров!

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Здоровье»

«Если хочешь - будь здоров!»

  1. Введение.

Заболевания детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 100 детей, т. е. условно каждый школьник на протяжении учебного года болеет 2,4- 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела, низкий рост, нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие и др.). Всё это подтверждает, что необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы воздействия образовательной среды.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий.

В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, соцработник, медицинский работник, зав. столовой и технический персонал.

Образовательная среда - понятие комплексное. В него входит всё, что окружает ребёнка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, освещённость, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объём дневной и недельной нагрузки, взаимоотношение с учителями и сверстниками.

  1. Цель программы.

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Из поставленной цели можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

  1. Задачи.

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целеустремлённого отслеживания его в течение всего времени обучения.

  2. Создать условия для обеспечения здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образца жизни.

  3. Популяризация преимуществ здорового образца жизни, расширения кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  4. Организовать всевозможные кружки, секции, походы, маршруты, экскурсии, дни здоровья в рамках мероприятий программы «Здоровье».

  5. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматолога на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

  6. Просвещать и привлекать родителей к мероприятиям, проводимым в рамках программы «Здоровье» и в вопросах сохранения здоровья детей.

  1. Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

  1. Участники программы:

  • учащиеся 1-11 класс;

  • классные руководители;

  • учителя-пердметники;

  • школьная медсестра;

  • врач-педиатор, закреплённый за школу;

  • врачи- специалисты;

  • школьные специалисты (психолог, социальный педагог)

  • заведующая столовой (питание учащихся в школе)

  • родители.

  1. Основные направления деятельности

    • Учебно-воспитательная работа - научно-обоснованная и строго регламентированная

1. Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям.

2. Санитарно-гигиенический анализ расписания уроков.

3.Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-4 класс)

4. Организация перемен и создания на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся всех возрастов.

5. Включение вопросов с определённой валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии, и др.

6. Контроль за правильным использованием ТСО

7. Повышение валеологической грамотности учителей.

8. Структурирование учебных программ на основе здоровьесберегающих технологий.


  • Диагностика работа-комплекс мероприятия, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

    1. Создание «Паспорта здоровья»

    2. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой)

    3. Проведение анализа оценки степени трудности новых учебных программ и метров обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп.

    4. Запуск медико-педагогичного мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу (с учётом сложности программы обеспечения).

    5. Диагностическая работа по формированию рефлексии в период адаптации в школе (методика «Лучики настроения»).


  • Профилактическая и коррекционная работа- предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

    1. Плановый медосмотр

    2. Мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов.

    3.Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов.

    4. Мониторинг санитарного состояния учебного помещения отопление, вентиляция, освещённость, водоснабжёние, канализация.

    5. Плановая диспансеризация учащихся.

    6. Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов)

    7. Контроль за состоянием рабочей мебели.

    8.Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации.

    9. Плановая диспансеризация учащихся

    10. Контроль над недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещении школы.

    11. Пропаганда здоровой пищи и натуральных продуктов питания.

    12.Практические рекомендации учащихся школы и педагогам последующим направлениям:

    -проведение гимнастики «Зоркость»

    -проведение гигиенических правил по профилактике зубов «Осторожно, кариес!»

    -гигиеническое воспитание девочек

    -гигиеническое воспитание мальчиков (беседы с врачом)

    -обучение учащихся специальным упражнениям, регулирующим на уроках активное состояние и снятие напряжения

    -новое введение в секции ОФП

    -проведение дней здоровья

    13. Проведение мониторинга групп здоровья учащихся за последние 3 года.


  • Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа - скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальная внедрение в учебный процесс (в частности, введение курса валеологии для учащихся младших, средних, старших классов).

    1. Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса.

    2. Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами по здоровому образу жизни учащихся и педагогов.

    3. Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.


  • Информационно - просветительная работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

1. Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация секции, проведение дня здоровья.

2. Использование наглядной агитации: выпуск стипендии, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей \ привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятие спортом, отказ от вредных привычек..


  1. Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы

  1. Функции медицинской службы школы:

    • проведение диспансеризации учащихся школы

    • медосмотр учащихся школы, определений уровня физического здоровья

    • выявление учащихся специальной медицинской группы

    • организация работы профосмотра зубного кабинета

    • рекомендация по правильному питанию учащихся в школьной столовой.

  2. Функции директора и его заместителей6

- общее руководство реализации программы: организация координации, контроль

- общее руководство и контроль с организацией горячего питания учащихся в школе

- организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии, ОБЖ в классах среднего и старшего звена

- организация контроля уроков физкультуры

- обеспечение работы спортзала и тренажёрного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций

- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль

- организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и её контроль

- организация создания банка данных социально благополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей

- организация работы психологической и социальной службы в школе

3. Функции классного руководителя:

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе

- организация проведения в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурение

- организация и проведение профилактической работы с родителями

- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркоманами

- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, лекции, дискуты ,КПД, конкурсы, и т. д. ) в рамках программы «Здоровье»

- организация и проведение исследования уровня физического и психологического здоровья учащихся

- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

8 Сотрудничество школы с другими учреждениями.

Учреждение

Задачи и направление

Формы взаимодействия.

1. Детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь

2. Взрослая поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь

3. Стоматологическая поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры и при необходимости, лечение

4. ГИБДД

Предупреждение детского травматизма.

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.

  1. План реализации программы «Здоровье»

на 2007-2009 учебные годы.

1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика.

Мероприятия

срок

класс

ответственный

1.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплексации их на основе групп.

сентябрь

1-11

Медицинская сестра, классный руководитель, учителя

2.

Диспансеризация учащихся с выездом специалистов в школу.

сентябрь, октябрь

2-9

медсестра, классный руководитель, специалисты детской поликлиники

3.

Профосмотры старшеклассников во взрослой поликлинике, военкомате.

по графику

10-11

медсестра, руководитель, специалисты поликлиники

4.

Профосмотры детей в условиях школы

декабрь, апрель

2, 4, 6, 8

медсестра, врач - педиатр.

5.

Анализ случаев травматизма в школе

в течение года

1-11

медсестра, зам. по ВР

6.

Анализ посещаемости и пропусков занятости по болезни

в течение года

1-11

медсестра, кл. руководитель.

2. Мониторинг психофизического здоровья учащихся.

1.

Тестирование в рамках комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирование возможностей организма человека.

в течение года

1-11

зам. по ВР

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок ( соблюдение требований сан П и На)

в течение года

1-11

зам. по ВР

3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиями:

  • проветривание;

  • освещение;

  • отопление;

  • вентиляция;

  • уборка

ежедневно 1р. в неделю

2р. в год

2р. в год ежедневно

Все помещения

Зам.по АХЧ,

зам. директора по УВР, медсестра

4.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом

ежедневно

зам. директора по УВР, медсестра

5.

Диагностика загруженности учащихся домашним заданием

в течение года

зам. директора по УВР, диспетчер

6.

Организация активного отдыха на переменах

постоян.

1-4

кл. руководители

Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.

1.

Прививки детей согласно приказа Минздрава.

в течение года

1-11

медсестра

2.

Профилактическая работа во время эпидемий

в течение года

1-11

медсестра

3.

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы.

в течение года

1-11

медсестра

5. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга

1.

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

в течение года

1-11

Учитель ФК

2.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортзала

в течение года

1-11

Учитель ФК, учитель начальной школы

3.

Организация школьных соревнований и участие школьников в городских и регионных соревнованиях

в течение года

1-11

Учитель ФК, кл. руководитель

4.

Организация дней здоровья, походов, экскурсия, прогулок, поездок.

в течение года

1-11

зам. по ВР, кл. руководитель

5.

Робота спортивных секций, тренажёрного зала

в течение года

1-11

Учитель ФК, педагоги

6. Профилактика травматизма.

1.

Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)

в течение года

1-11

зам. по ВР, кл. руководитель

2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ и «Человек и здоровье»

По программе

1-11

Преподаватель ОБЖ, преподаватель биологии, учитель начальной школы

3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности

сентябрь

1-11

Директор школы, кл. руководитель

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе.

в течение года

1-11

медсестра, зам. по ВР, соцпедагог.

7. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

1.

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и «Человек и здоровье»

в течение года

1-11

Преподаватель ОБЖ, преподаватель биологии

2.

Тематические классные часы (см. Приложение №1)

в течение года

1-11

кл. руководитель

3.

Тематические родительские собрания (см. Приложение №3)

в течение года

1-11

кл. руководитель, зам. по ВР

4.

Встреча с сотрудниками школы профилактики ДЭБЦ, врачами

По плану

8-11

кл. руководитель, зам. по ВР

5.

Конкурсы, викторины (см. Приложение №3)

По плану

1-11

кл. руководитель, зам. по ВР

6.

Беседы врача -педиатра, медсестры о гигиене питания и др.

По плану

6-11

кл. руководитель, зам. по ВР

2. Этап (2007-2008 уч. год)

На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» за 2006-2007 уч. г. разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье» на 2007-2008 уч. год.

Заключение.

Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3-5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

  • Обработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

  • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся. Их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;

  • Посвящение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также изучить вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы школы.

Успешность осуществления поставленной цели во многом будет зависеть от подключенности педагогического коллектива в процессе реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

© 2010-2022