Технология определения качества образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тен Г.В.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ С КЛАССАМИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

В современных социокультурных условиях России модернизация образования, развитие системы образования в значительной степени определяются тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми процессами и ресурсами во всех ее подсистемах. Решение задач, стоящих сегодня перед образованием, зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания системы управления, а с другой - от внедрения в практику научно-педагогических технологий и достижений в области управления. Наиболее продуктивной на данном этапе развития системы образования является концепция и технология управления качеством образования как управление по результатам.

Под «качеством образования» мы понимаем соотношение цели и результата при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование признается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном для него уровне.

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

От чего зависит качество образования? В первую очередь, от содержания, заложенного в программы, которые в свою очередь разрабатываются на основе образовательных стандартов. Затем - от методов преподавания, от технологий, которыми пользуются учителя, воспитатели, другие педагогические работники. Стало быть, качество образования во многом - производное от квалификации кадров. Существенное влияние оказывает на него материально-техническая база, дидактическое обеспечение, условия образовательного процесса и его финансирование. Наконец, очень важен тип, уровень взаимоотношений субъектов образовательного процесса (ученик - учитель, родитель - учитель, учитель - администрация, ученик - родитель и т.д.) Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как готовность детей к школьному обучению.

Таким образом, школа воздействует на качество образования с опорой на все названные управленческие компоненты. В этой схеме отсутствует еще одно звено - обратная связь. Ее мы получаем с помощью разного рода диагностического зондирования. Механизмом этого процесса становится мониторинг (непрерывное отслеживание) результатов образовательных воздействий для прогнозирования образовательного процесса и его коррекции.

С учениками с низким уровнем актуального развития ежегодно проводим психолого-педагогический консилиум, на котором анализируются результаты срезов знаний по основным предметам. Психолог предоставляет психологические портреты-характеристики учащихся. Эти характеристики помогают учителям определить подходы в обучении, стабилизировать качество усвоения материала. Таким учащимся учебное содержание представляется учителем в добазовом уровне, т.е. ориентированном на обучаемых, зона ближайшего развития которых в силу самых различных причин - пропуски, по болезни, слабость мотивации и прочее - не совпадает с возможностями сильных учащихся.

Детям предъявляется таксономия целей по каждой учебной единице (факты, понятия, правила, законы, алгоритмы, процедуры и т.п.) с определением уровня ее обязательного усвоения:

  • знание (запоминание и воспроизведение);

  • понимание (объяснение, изложение, интерпретация);

  • применение (по образцу, в сходной ситуации, измененной ситуации).

У слабоодаренных детей недостатки интеллектуального развития комбинируются с целым рядом дефектов характера. В этом отношении можно указать на весьма ценные работы Е.А. Осиповой и Г.Е. Сухаревой. Кроме того, отсталость часто сочетается с нервностью. Изучая слабоодаренных, мы видим, что умственная недостаточность при неправильном воспитании ведет к нервности вследствие чрезмерного напряжения сил, а нервность, особенно проявляясь в виде патологической застенчивости, может стимулировать отсталость. Воспитание должно вселять в ребенка уверенность, что он может понять, может сделать то или иное дело, и научить его радоваться всякому сделанному им усилию. Категория «выравнивания» (поддержки, коррекции, адаптации, помощи, компенсирующего обучения и т.п.), в рамках которой обучаются дети со слабыми учебными возможностями, имеющие по тем или иным причинам низкие результаты учебы, обучаются по программе пониженной трудности, соответствующей обязательному государственному образовательному стандарту, адаптированной для данной категории учащихся.

Можно условно выстроить треугольник, в центре которого находится психолог, а на вершинах - ученики, их родители и педагоги. Каждая из этих «вершин» имеет свою специфику, свои трудности. Самое главное, уметь менять стиль общения с детьми, изучать их возрастные психологические особенности. Всем нам, и учителям и ученикам, приходится осваивать азбуку общения, отношения партнерства. Здесь важно правильное поведение обеих сторон. Педагогам, проработавшим в школе более 10 лет, необходима гибкость в общении. Ведь не «кнут» должен быть первым средством, не запись в дневнике и не двойка.

Учеников также стараюсь учить общению, достоинству. Считаю, что каждый учитель должен быть психологически грамотным, особенно важно знание возрастной психологии, а также «родительской» и «бабушкиной». Также, часто видя, что родители не в состоянии повлиять на ребенка, я привлекаю бабушек, которые более свободны и горят желанием помочь своим внукам. Если педагог такими знаниями владеет, он добьется гораздо большего.

В чем я вижу задачу по повышению качества образования? От мастерства и умения учителя, любви к человеку зависит, остановится ли процесс одичания молодежи, не утратит, не растеряет ли народ свои культурные ценности, наследие предков. Кто измерит напряжение его душевных сил, интеллектуальную отдачу, трату физической энергии? Невозможно переоценить это подвижничество - оно бесценно.

19


© 2010-2022