- Преподавателю
- Директору, завучу
- Мониторинг рисков внедрения УМК «Инновационная школа»
Мониторинг рисков внедрения УМК «Инновационная школа»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Анульева И.Г. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Томилова Ф.Р.
Мониторинг рисков внедрения УМК «Инновационная школа»
Современное образование немыслимо без инновационной деятельности. Но инновациям сопутствуют разного рода риски. Организация своевременного мониторинга рисков внедрения новых образовательных услуг, программ, учебно-методических комплексов (далее УМК) является, на наш взгляд, актуальной проблемой для современной школы.
Риск - характеристика ситуации, имеющей неопределённость исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий.
Риск - это неопределённое событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию компании, приводит к приобретениям или потерям в денежном выражении.
Риск - это вероятность возможной нежелательной потери чего-либо при плохом стечении обстоятельств.
Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Риск в узком смысле - количественная оценка опасностей, определяется как частота одного события при наступлении другого. [7].
В условиях глобализации современного мира и трансформации российского общества, выражающейся в становлении рыночных отношений, отечественное образование сталкивается с новыми вызовами и угрозами. К основным внешним вызовам и угрозам можно отнести следующие:
• нарастание социальных изменений;
• усиление социального расслоения российского общества;
• демографический спад;
• несоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг;
• переход к «знаниевому» обществу;
• быстрое устаревание транслируемого знания;
• все большее распространение Интернета как глобальной сети;
• информатизация практически всех сторон жизни и др.
К этому списку можно отнести разразившийся мировой финансовый кризис, который сделал все более нестабильным и непредсказуемым существование человеческого сообщества, и который усугубил проблемы образования как социального института.
Внутренние вызовы и угрозы связаны с функционированием и развитием образования как целостной системы. Среди них можно выделить в первую очередь такие:
• снижение качества обучения;
• разрыв поколений в педагогической и научной деятельности;
• старение педагогического и профессорско-преподавательского корпусов;
• устаревшая парадигма управления на всех уровнях;
• акцент в обучении на формирование компетенций и др.
Все это вынуждает систему образования более гибко реагировать на вызовы времени, в том числе учитывать риски в процессе принятия решений, особенно в связи с модернизацией и реформированием отечественного образования. Модернизация образования - это очередной этап его реформирования, цель которого состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, а главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.[2].
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35» города Каменска-Уральского с 2013-2014 учебного года является пилотной площадкой издательства «Русское слово» по реализации ФГОС основного общего образования системы «Инновационная школа».
Цель системы «Инновационная школа»- обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Отличие данного УМК состоит в сочетании достоинств системы развивающего обучения и традиционной школы.
Основные принципы инновационной системы УМК:
-
Учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности учащихся и разрабатывать систему воздействия на них с учетом этих особенностей.
-
Рассматривать знания не как цель, а как материал для строительства личности учащихся, то есть помимо образовательных в обучении должны учитываться воспитательные и развивающие цели.
-
Развивать собственную деятельность учащихся.
-
Учитывать у учащихся самооценку и навыки самоконтроля.
-
Гармонично сочетать в процессе обучения теоретические знания и практические навыки.
Задачами реализации образовательной программы «Инновационная школа» являются:
-
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускниками основной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста (подростки 11-15 лет), индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
-
становление и развитие личности школьника в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости[3].
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатовобразования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметныхи предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подходк содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
В соответствии с ФГОС основного общего образования к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований на основе неперсонифицированных процедур[6].
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) нашей школыпредставляет материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения. Это позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений обучающихся нашей школы ведется каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.Отдельным элементом системы внутришкольного мониторинга является портфель достижений ученика с 1 по 11 классы.
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях.В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.
Критериями мониторинга полноты и качества реализации основной образовательной программы являются:
-
количественный состав обучающихся;
-
нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;
-
учебно-методическое сопровождение образовательного процесса;
-
уровень обученности учащихся основной школы;
-
уровень развития личностных качеств обучающихся;
-
уровень воспитанности обучающихся;
-
уровень физического развития и здоровья школьников;
-
состояние и результативность внеурочной деятельности школьников;
-
эффективность коррекционной работы со школьниками;
-
кадровое обеспечение выполнения программы.
Эти критерии позволяют выделить и потенциальные риски реализации УМК «Инновационная школа»: снижение уровня обученности и уровня воспитанности учащихся, ухудшение их здоровья; кадровый «голод»; низкое качество учебно-методического сопровождения образовательного процесса и т.д. Рассмотрим, например, риск снижение уровня обученности, используя классификацию В.И. Зубкова [1, с. 119].
По субъектно-объектным характеристикам: это риск индивидуальный. По условиям возникновения: институциональный; добровольный; ординарный; квалификативный.По содержанию:праксеологический; обоснованный. По возможным последствиям:моральный, предсказуемый, калькулируемый риск, значительный по своим масштабам. По времени существования и проявления: локализованный и актуальный риск.
Комплексный мониторинг данного рискавключает:
-
анализ школьной документации;
-
посещение учебных занятий, мероприятий внеурочной работы и дополнительного образования;
-
проведение диагностических срезов, тестирование, наблюдения, анкетирование.
В целом, критериями эффективности реализации УМК «Инновационная школа» и преодоления сопутствующих рисков является динамика основных показателей воспитанности и уровня социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процессы.
В конце первого полугодия 2013-2014 учебного года мы провели мониторинг уровня обученности по основным предметам математике и русскому языку среди обучающихся 5-х классов и получили следующие результаты:
-
Базовый уровень - 58% учащихся.
-
Ниже базового уровня - 24% учащихся.
-
Выше базового уровня - 18 % учащихся.
Полученные результаты мониторинга свидетельствуют, что реализация программы «Инновационная школа» в нашей школе проходит успешно, поэтому мы решили продолжить сотрудничество сиздательством «Русское слово» по реализации ФГОС основного общего образования в 2014-2015 учебному году.
Таким образом, мониторинг рисков внедрения УМК «Инновационная школа» свидетельствует о динамике основных показателей воспитанности и уровня социализации обучающихся, формировании отдельных личностных качеств, динамике овладения метапредметными действиями и предметным содержанием, а также позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Зубков В.И. Социологическая теория риска: Учебное пособие для вузов. - М.:Академический проект, 2009. - 380 с.
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Главная Библиотека портала http // mma.ru/article/id10055 Источник: president.kremlin.ru (дата обращения:Дата: 24.02.2009)
-
Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа».-М.: Русское слово,2011
-
Рубцов В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Волотневича. - М.: Педагогика, 1997. - 319 с.
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. М.,2011.
-
ru.wikipedia.org/wiki/Риск