Мониторинг рисков внедрения УМК «Инновационная школа»

Критериями эффективности реализации  УМК «Инновационная школа» и преодоления сопутствующих рисков является динамика основных показателей воспитанности и уровня социализации обучающихся: 1.  Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой  (профессиональной)  и  здоровьесберегающей  культуры обучающихся. 2.  Динамика (характер изменения) социальной, психолого-пе­дагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреж­дении. 3.  Динамика детско-родительских отношений и степени вклю­ченности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процессы.         В конце первого полугодия 2013-2014 учебного года мы провели  мониторинг уровня обученности по основным предметам математике и русскому языку среди обучающихся 5-х классов  и получили  следующие результаты: ·       Базовый уровень –   58% учащихся. ·       Ниже базового уровня –  24% учащихся. ·       Выше базового уровня – 18 % учащихся. Полученные результаты мониторинга свидетельствуют, что реализация программы  «Инновационная школа» в нашей школе проходит успешно, поэтому мы решили продолжить сотрудничество сиздательством «Русское слово» по реализации ФГОС основного общего образования в 2014-2015 учебному году. Таким образом, мониторинг рисков внедрения УМК «Инновационная школа» свидетельствует о динамике основных показателей воспитанности и уровня социализации обучающихся, формировании отдельных личност­ных качеств,  динамике овладения метапредметными действи­ями и предметным содержанием, а также позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближай­шего развития, формировать положительную учебную и социаль­ную мотивацию.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Томилова Ф.Р.


Мониторинг рисков внедрения УМК «Инновационная школа»

Современное образование немыслимо без инновационной деятельности. Но инновациям сопутствуют разного рода риски. Организация своевременного мониторинга рисков внедрения новых образовательных услуг, программ, учебно-методических комплексов (далее УМК) является, на наш взгляд, актуальной проблемой для современной школы.

Риск - характеристика ситуации, имеющей неопределённость исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий.

Риск - это неопределённое событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию компании, приводит к приобретениям или потерям в денежном выражении.

Риск - это вероятность возможной нежелательной потери чего-либо при плохом стечении обстоятельств.

Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Риск в узком смысле - количественная оценка опасностей, определяется как частота одного события при наступлении другого. [7].

В условиях глобализации современного мира и трансформации российского общества, выражающейся в становлении рыночных отношений, отечественное образование сталкивается с новыми вызовами и угрозами. К основным внешним вызовам и угрозам можно отнести следующие:

• нарастание социальных изменений;

• усиление социального расслоения российского общества;

• демографический спад;

• несоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг;

• переход к «знаниевому» обществу;

• быстрое устаревание транслируемого знания;

• все большее распространение Интернета как глобальной сети;

• информатизация практически всех сторон жизни и др.

К этому списку можно отнести разразившийся мировой финансовый кризис, который сделал все более нестабильным и непредсказуемым существование человеческого сообщества, и который усугубил проблемы образования как социального института.

Внутренние вызовы и угрозы связаны с функционированием и развитием образования как целостной системы. Среди них можно выделить в первую очередь такие:

• снижение качества обучения;

• разрыв поколений в педагогической и научной деятельности;

• старение педагогического и профессорско-преподавательского корпусов;

• устаревшая парадигма управления на всех уровнях;

• акцент в обучении на формирование компетенций и др.

Все это вынуждает систему образования более гибко реагировать на вызовы времени, в том числе учитывать риски в процессе принятия решений, особенно в связи с модернизацией и реформированием отечественного образования. Модернизация образования - это очередной этап его реформирования, цель которого состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, а главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.[2].

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35» города Каменска-Уральского с 2013-2014 учебного года является пилотной площадкой издательства «Русское слово» по реализации ФГОС основного общего образования системы «Инновационная школа».

Цель системы «Инновационная школа»- обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Отличие данного УМК состоит в сочетании достоинств системы развивающего обучения и традиционной школы.

Основные принципы инновационной системы УМК:

  1. Учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности учащихся и разрабатывать систему воздействия на них с учетом этих особенностей.

  2. Рассматривать знания не как цель, а как материал для строительства личности учащихся, то есть помимо образовательных в обучении должны учитываться воспитательные и развивающие цели.

  3. Развивать собственную деятельность учащихся.

  4. Учитывать у учащихся самооценку и навыки самоконтроля.

  5. Гармонично сочетать в процессе обучения теоретические знания и практические навыки.

Задачами реализации образовательной программы «Ин­новационная школа» являются:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпуск­никами основной школы целевых установок, знаний, умений, навы­ков, компетентностей, определяемых личностными, семейными, об­щественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста (подростки 11-15 лет), индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности школьника в ее индивиду­альности, самобытности, уникальности, неповторимости[3].

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образова­ния предполагает комплексный подход к оценке результатовобразо­вания, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметныхи предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подходк содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка ин­дивидуальных образовательных достижений на основе «метода сло­жения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимо­го для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближай­шего развития, формировать положительную учебную и социаль­ную мотивацию.

В соответствии с ФГОС основного общего образования к результатам индивидуальных дости­жений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся цен­ностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные ха­рактеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований на ос­нове неперсонифицированных процедур[6].

Система внутришкольного мониторинга образовательных дости­жений (личностных, метапредметных и предметных) нашей школыпредставляет материалы стартовой диагности­ки и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения. Это позволяет достаточно полно и всесто­ронне оценивать как динамику формирования отдельных личност­ных качеств, так и динамику овладения метапредметными действи­ями и предметным содержанием.

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений обучающихся нашей школы ве­дется каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бу­мажных или электронных носителях.Отдельным элементом системы внутришкольного мониторинга является портфель достижений ученика с 1 по 11 классы.

Портфель достижений представляет собой специально организо­ванную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях.В состав портфеля достижений включаются результаты, до­стигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуни­кативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, кон­курсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.

Критериями мониторинга полноты и качества реализации основной образовательной программы являются:

  • количественный состав обучающихся;

  • нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;

  • учебно-методическое сопровождение образовательного про­цесса;

  • уровень обученности учащихся основной школы;

  • уровень развития личностных качеств обучающихся;

  • уровень воспитанности обучающихся;

  • уровень физического развития и здоровья школьников;

  • состояние и результативность внеурочной деятельности школь­ников;

  • эффективность коррекционной работы со школьниками;

  • кадровое обеспечение выполнения программы.

Эти критерии позволяют выделить и потенциальные риски реализации УМК «Инновационная школа»: снижение уровня обученности и уровня воспитанности учащихся, ухудшение их здоровья; кадровый «голод»; низкое качество учебно-методического сопровождения образовательного про­цесса и т.д. Рассмотрим, например, риск снижение уровня обученности, используя классификацию В.И. Зубкова [1, с. 119].

По субъектно-объектным характеристикам: это риск индивидуальный. По условиям возникновения: институциональный; добровольный; ординарный; квалификативный.По содержанию:праксеологический; обоснованный. По возможным последствиям:моральный, предсказуемый, калькулируемый риск, значительный по своим масштабам. По времени существования и проявления: локализованный и актуальный риск.

Комплексный мониторинг данного рискавключает:

  • анализ школьной документации;

  • посещение учебных занятий, мероприятий внеурочной работы и дополнительного образования;

  • проведение диагностических срезов, тестирование, наблюде­ния, анкетирование.

В целом, критериями эффективности реализации УМК «Инновационная школа» и преодоления сопутствующих рисков является динамика основных показателей воспитанности и уровня социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-пе­дагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреж­дении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени вклю­ченности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процессы.

В конце первого полугодия 2013-2014 учебного года мы провели мониторинг уровня обученности по основным предметам математике и русскому языку среди обучающихся 5-х классов и получили следующие результаты:

  • Базовый уровень - 58% учащихся.

  • Ниже базового уровня - 24% учащихся.

  • Выше базового уровня - 18 % учащихся.

Полученные результаты мониторинга свидетельствуют, что реализация программы «Инновационная школа» в нашей школе проходит успешно, поэтому мы решили продолжить сотрудничество сиздательством «Русское слово» по реализации ФГОС основного общего образования в 2014-2015 учебному году.

Таким образом, мониторинг рисков внедрения УМК «Инновационная школа» свидетельствует о динамике основных показателей воспитанности и уровня социализации обучающихся, формировании отдельных личност­ных качеств, динамике овладения метапредметными действи­ями и предметным содержанием, а также позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближай­шего развития, формировать положительную учебную и социаль­ную мотивацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зубков В.И. Социологическая теория риска: Учебное пособие для вузов. - М.:Академический проект, 2009. - 380 с.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Главная Библиотека портала http // mma.ru/article/id10055 Источник: president.kremlin.ru (дата обращения:Дата: 24.02.2009)

  3. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа».-М.: Русское слово,2011

  4. Рубцов В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Волотневича. - М.: Педагогика, 1997. - 319 с.

  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. М.,2011.

  7. ru.wikipedia.org/wiki/Риск‎



© 2010-2022