Статья Формирование гражданской идентичности средствами проектной деятельности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование гражданской идентичности

средствами технологии проектного обучения


Маслобойникова Нелли Ивановна,

заместитель директора по воспитательной работе,

Шустова Елена Викторовна, заместитель директора

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 9»



Каждое новое время приносит с собой новую школу. Школа - часть общественного пространства «времени и страны», поэтому отражает и выявляет новые эпохальные общественные тенденции. Одним из приоритетных направлений в содержании воспитания и социализации обучающихся является гражданско-патриотическое воспитание.

«Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека - это основное требование программы воспитания и социализации обучающихся (ст.2.3.4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения).

Мы пришли к тому, что необходимо постоянно развивать общекультурный, личностный, интеллектуальный потенциал учащихся, потому что современным обществом диктуются процессы глобализации, информатизации, повышенной профессиональной мобильности, требования непрерывного образования.

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена пересмотром образовательных стандартов в пользу заключения общественного договора между обществом, государством, семьей.

Чтобы определиться с ключевым понятием гражданская идентичность, мы разбили его на два составляющих:

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самоосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества.

Идентичность (лат. identicus - тождественный, одинаковый) - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции.1

Таким образом, по нашему мнению, формирование гражданской идентичности призвано обеспечить:

  • создание поликультурного общества, т.е. такого, где сохраняется и обогащается генокод русского народа, русской культуры, национальное своеобразие других народов, населяющих Россию на основе открытости и равноправного диалога культур, сохранения и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в нашем обществе.

  • единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Гражданская идентичность является: важнейшим инструментом создания гражданского общества, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны, является залогом стабильности государства.

В связи с этим возникла необходимость формирования гражданской идентичности учащихся. Для реализации данной задачи разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Надежда России». Цель

  1. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Издательство «Азъ». 1992.

нашей программы: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Патриотизм - компонент гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания МБОУ СОШ № 9

Статья Формирование гражданской идентичности средствами проектной деятельности


Виды деятельности учащихся

Статья Формирование гражданской идентичности средствами проектной деятельности

Содержательным и методическим аспектом программы является использование системно-деятельностного подхода, в частности технологии проектного обучения.

Мы считаем, что воспитательная деятельность не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания. Это перекликается с системно-деятельностным подходом в организации процесса обучения и воспитания, когда учащийся становится «хозяином своей жизни» и может

  • правильно распределять время;

  • анализировать собственную деятельность; презентовать результаты деятельности;

  • достигать поставленных целей;

  • рассматривать тему с разных точек зрения.

Эти составные части технологии проектного обучения позволяют учащимся успешно, с позиции творческого подхода, решать сложные задачи ценностного самоопределения в соответствии с аксиологической составляющей гражданско-патриотического воспитания.

При непосредственном участии школьного органа самоуправления Совета лидеров, учащихся, родительской общественности, коллектива педагогов в образовательном учреждении были созданы проекты в рамках гражданско-патриотического воспитания. Наиболее интересными и значимыми для нас стали следующие проекты, на которых мы остановимся подробнее.

Проект №1 «Фотография из семейного альбома».

Работа над этим проектом начата в сентябре 2010 года и была приурочена к празднованию Дня освобождения Смоленщины. Предполагалось, что на страницах этого альбома усилиями школьной общественности будет собран материал о тех, кто прошел тропами войны по Смоленской земле, приближал Великую Победу, работая в тылу. Со временем рамки проекта были расширены: данный альбом уже представлен 51 страницей. 51 судьбой! Фотографиями отцов, дедов, прадедов тех, кто учится и работает в нашем ОУ. Проект воплотился и в других формах воспитательной работы: конкурс эпистолярного жанра «Письмо в прошлое», конкурс сочинений «Судьба моей семьи в годы ВОв», конкурс семейных газет «Древо моей семьи» и др.

Проект №2 Карта «Ярцевское благочиние».

По инициативе учителя ОПК Желудовой В.В. и Совета лидеров создан данный проект. Была проведена огромная предварительная работа по сбору материала: экскурсионные поездки по духовным местам Ярцевского района, исследовательская работа «Формирование духовности русского человека через соприкосновение со святынями Православной церкви», сотрудничество с Православным центром и т.д. Знания, практические навыки, приобретенные участниками проекта, стали значимыми, эмоционально-окрашенными и помогли лучше понять, глубже почувствовать духовное наследие родной земли.

Проект №3 Календарь на 2013 год «Налоги-паруса государства».

Основой создания календаря стал методический прием ассоциации, когда творческое мышление сублимируется на реалиях окружающего мира, например, к картинам известных русских живописцев подобрали высказывания экономистов и философов о налогах и налоговой системе. Постарались сделать так, чтобы несоответствие сочетаемого материала вызывало положительный эмоциональный настрой. Методический прием так полюбился, что были созданы 6 разноплановых календарей.



Проект №4 Настольная игра «Юный паломник»

Проект оформлен в виде познавательной настольной игры по святым местам для учащихся и родителей. Игра развивает у детей внимание, память, расширяет кругозор, знакомит ребят со святыми и духовными центрами Смоленщины. Достигнуть цели паломничества ребятам поможет знание православных молитв.

Проект №5 Аллея Памяти.

Юбилейные празднования Дня освобождения Ярцева от фашистских захватчиков Совет лидеров школы инициировал созданием проекта «Аллея Памяти». Заброшенная и превратившаяся в свалку территория Аллеи Памяти возрождена усилиями нашей школы: систематически облагораживается и убирается территория, ведутся сезонные с/х работы; в перспективе - ограждение территории, установка памятного знака.

В самом общем виде такая работа направлена на повышения общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена творческой группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т.п.

Школьники о проектной деятельности по данным мониторинга:

  • Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 62% школьников всех возрастов ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя. Напротив, у тех, кто выбрал тему, руководствуясь чьим-либо советом, или получил ее от преподавателя, интерес к проектной деятельности был низким. Один из таких учеников сказал: «Работа над проектом научила меня ненавидеть проекты, и в итоге я остался недоволен собой».

  • 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% - презентацию.

  • По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее.

На один из вопросов мониторинга, предложенного учащимся, «Что изменилось в тебе?» старшеклассники ОУ ответили: положительное отношение к своей стране, осознание принадлежности к России, пополнили багаж своих знаний о родной земле, о ее традициях, обычаях, культуре, чувство гордости и ответственности за свой родной край.

Эти высказывания - лучшая награда тем, чья профессия учитель. А великой наградой учителя будет тот ученик, который искренне может сказать: «Я знаю, каким хочу стать - я готов приносить пользу людям и Отечеству, - и этим я счастлив!..»


Литература:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты. Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 кл. - М.: ВАКО, 2008.

2. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности - Смоленск, воспитание и обучение, 2013.

© 2010-2022