Из опыта работы Карта инновационного опыта

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы Карта инновационного опыта

Из опыта работы Карта инновационного опыта

Карта инновационного педагогического опыта Греку С.В.


1.1. Формирование ключевых компетенций во внеурочной деятельности посредством современных образовательных технологий.

1.2. Греку Светлана Викторовна.

1.3. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа».

1.4. На протяжении последних 5 лет работала над темой по самообразованию «Формирование ключевых компетенций во внеурочной деятельности посредством современных образовательных технологий».

Одним из практических направлений работы является разработка программы внеурочной деятельности «Школа полного дня - школа творческого взаимодействия», работа по которой направлена на обновление содержания и повышение роли воспитательной деятельности. Целью программы является формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

С 2008 года программа используется в образовательном процессе. В течение аттестационного периода принимала участие в работе круглых столов, конференций по проблемам воспитания, на которых была представлена работа по программе.

1.5. Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Октябрьский район с. Малый Атлым улица Советская 1.

2.1. Актуальность инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивалось, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития"

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения и воспитания устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.

2.2. В последнее время в РФ наблюдается тенденция роста внимания к развитию воспитания.

Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения как единого процесса. Социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности, нашел отражение в таких важнейших документах, как Концепция модернизации российского образования на предстоящее десятилетие и Государственная программа патриотического воспитания граждан России.

Данные документы и опыт работы школы № 359 города Санкт-Петербурга легли в основу программы развития воспитания в школе «Школа полного дня - школа творческого взаимодействия», направленной на обновление содержания и повышение роли воспитательной деятельности, целью которой является формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Реализация программы осуществляется при помощи технологий творческого взаимодействия, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Ведущие технологии творческого взаимодействия это:

  1. Совместная учебная творческая познавательная деятельность.

Учителя и учащиеся становятся субъектами учебной деятельности, которая носит творческий, поисковый, исследовательский характер.

Основные формы: урок, факультатив, кружок.

  1. Коллективная творческая деятельность.

Учителя и учащиеся становятся субъектами деятельности и общения, в процессе которого создается коллектив, где каждому уютно, но при этом у каждого свое лицо, отношения носят характер творческой заботы, строятся на основе ценностного смыслового равенства.

Основные формы: КТД, игры, праздники.

3.Совместное самосовершенствование.

Учителя и учащиеся становятся субъектами самосовершенствования. В совместной рефлексии анализируются собственные проблемы, создаются ситуации, требующие целеполагания, выбора, самооценки.

Основные формы: лагерные сборы, игры, социально-психологические тренинги.

Чтобы учесть возрастные особенности учащихся, в школе создано три подсистемы:

1. Школа индивидуально-личностного взаимодействия (1-4-е классы).

Цель: освоение ценностей воспитательной системы на индивидуально-личностном уровне. Осознание учащимися собственных потребностей, возможностей, особенностей.

2. Школа деятельностного взаимодействия (5-8-еклассы).

Цель: формирование потребностей к реализации и освоению ценностей воспитательной системы в различных видах деятельности.

3. Школа общения и мировоззрения (9-11е классы).

Цель: Формирование способностей к реализации и освоению ценностей воспитательной системы в общении, диалог мировоззренческих позиций.

Логика реализации программы:

  1. Коллективное планирование.

  2. Информирование о различных видах деятельности (беседа, экскурсия, работа с книгой, стенная газета)

  3. Коллективные творческие дела, в процессе которых учащиеся имеют возможность проявить себя в каком-либо виде человеческой деятельности.

  4. Творческие дела, направленные на формировании доброжелательных отношений: взаимопомощи, взаимоответственности.

  5. Фиксация достижений (конкурсы, викторины, выставки)

Предполагаемые результаты:

В результате реализации данной программы происходит формирование:

- доброжелательного отношения к людям (сверстникам, младшим, старшим);

- способности, потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных видах деятельности;

- общеобразовательного кругозора и познавательного интереса;

- адекватной самооценки. 2.3. Опыт по реализации данного проекта можно обозначить скорее как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже

разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами.

Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий.

2.4. Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера.

Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения и воспитания.

В основе отбора и конструирования методов обучения и воспитания лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.

Изучая теоретические основы проблемы, мы пришли к выводу, что до сих пор не существует однозначного толкования понятий «компетенция» и «компетентность», а также однозначных подходов к их классификации.

Усматриваются два подхода к определению содержания понятия «компетенция».

- Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральном личностном качестве человека (характеристика человека),

- Другие, на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем.

В словаре иностранных слов находим следующее толкование:

Компетенция (лат. Competentia -принадлежность по праву) -

1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;

2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Сравним со значением слов в толковом словаре:

Компетенция - 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный - 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, даёт следующее толкование основным понятиям компетентностного подхода: Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету.

Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Проанализировав и сопоставив разные точки зрения, приходим к выводу, что основные составляющие компетентности - это:

во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности;

во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания;

в-третьих, адекватное оценивание - себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

Компетенции, в соответствии с разделением содержания образования, делятся на общие метапредметные (для всех предметов), межпредметные (для цикла предметов или образовательных областей) и предметные (для каждого учебного предмета) и выстраиваются в три уровня:

• Ключевые компетенции (метапредметные) относятся к общему содержанию образования

• Общепредметные (межпредметные) компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей

• Предметные компетенции (имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов)

В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» указывается, что ключевые компетенции - это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки.

Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции.

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к

информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Данный перечень ключевых компетенций, безусловно, нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ внеурочной деятельности должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

2.5. Педагогические цели и задачи в рамках внеурочной деятельности:

• Когнитивные - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.

• Организационные - овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.

• Креативные - умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д.

• Коммуникативные - развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

Развивать мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

• учатся умению самостоятельно добывать знания;

• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

• развивают навыки самоорганизации;

• формируют адекватную самооценку;

• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Метод проектов и технология исследовательской деятельности - необходимое условие компетентностного подхода.

Неотъемлемой составляющей компетентностного подхода является необходимость развития креативности и творческих способностей школьников. Позволяет решать эту задачу технология педагогических мастерских.

Педагогические мастерские - это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе.

Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.

Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов к воспитанию, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счёте создать условия для успешной социализации личности.

2.6. Для выявления степени эффективности проекта можно использовать программу деятельности службы сопровождения по отслеживанию развития учащихся.

Задачами службы сопровождения являются:

1. Оказание психологической (поддерживающей, коррекционной,
просветительской) помощи.

2. Отслеживание результативности воспитательного процесса.
Для решения этих задач работают: классные руководители, учителя-предметники.

Руководитель службы сопровождения заместитель директора по воспитательной работе.

Содержание деятельности:

1. Изучение условий, в которых происходит становление личности. Выявление личностных психологических трудностей.

2. Проведение психологической диагностики различного профиля и
предназначения.

3. Оказание психологической помощи ученикам, родителям (лицам,
их заменяющим), членам педагогического коллектива в решении
конкретных проблем.

4. Изучение степени адаптации детей при переходе из одной школы
(подсистемы) в другую.

5. Разработка и осуществление развивающих программ с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей.

6. Психолого-педагогический анализ:

- формирования личностных отношений к различным сторонам жизни в процессе разных видов деятельности;

- формирования адекватной самооценки;

- психологического климата и отношений между детьми, личностного статуса в классном коллективе;

- степени включенности каждого ребенка в творческом взаимодействии;

- способности к самоопределению и саморазвитию;

- уровня воспитанности ребенка.

7. Осуществление педагогического анализа результативности воспитательного процесса.

8. Просвещение педагогических кадров по вопросам психо-физиологических особенностей детей различного возраста и пола, причинам возникновения психологических проблем и способов их разрешения.

9. Обучение педагогических кадров методикам психолого-педагогического анализа педагогической деятельности.

Формы работы:

1. Семинары.

2. Консультации для педагогов и родителей (лиц их заменяющих).

3. Разработка необходимой документации и материалов.

4. Обобщение аналитических материалов.

5. Групповая и индивидуальная работа.

6.Проведение различного типа и назначения диагностических методик.
Критерии результативности воспитательной работы:

1. Уровень воспитанности анализируется по пяти показателям (методика Ю.В. Васильева): свобода личности, гуманность личности,

духовность личности, творчество личности, практичность личности.

2. Целостное формирование личности ребенка как совокупности личностных отношений к:

- здоровью, собственным физическим возможностям;

- волшебству и собственным возможностям творить «чудеса»;

- истории, в том числе истории России, семьи;

- людям, в том числе членам семьи, ровесникам, себе;

- творческим способностям;

- познаниям.

3. Доброжелательная творческая атмосфера в коллективах различного
уровня и масштаба; ценность и самоценность каждого в коллективе.

4. Положительная динамика формирования самооценки.

5. Активность, самостоятельность и добровольность участия в творческом взаимодействии.

6. Нравственная направленность выбираемой деятельности.

7. Готовность к выбору привлекательной для себя деятельности, детского сообщества, социальной роли в них, нравственных ценностей.

2.7. В Программе воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в частности отмечается, что «планируемыми целями реализации воспитательного компонента образовательной деятельности должны являться такие результаты воспитательного процесса, как сформированность следующих новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и т. п. направлений личностного становления:

  1. мотивационно-ценностные ориентации, формируемые на различном уровне развития сознания и деятельности (в рамках соответствующих сфер личности) - рациональной, эмоциональной и действенной (осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, сформированное чувство сопричастности к своей Родине, сформированное чувство прекрасного, проявляемая в реальности готовность действовать в соответствии с моральным выбором и др.);

  2. основы коммуникативных и др. специальных способностей, формируемых с учетом особенностей возраста;

  3. соответствующие особенностям возрастов интеллектуальные, эмоционально-волевые и другие качества личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки и др.);

  1. основные общеучебные умения и навыки (определяющие «способность учиться» и традиционно рассматриваемые в отечественной педагогике в качестве результатов умственного воспитания);

  2. формируемые представления о моральных нормах, о своей стране - России и т. п. знания и формируемые на их основе умения и навыки, являющиеся результатом обобщения соответствующих частнопредметных знаний, умений и навыков в ходе урочной и внеурочной учебной или учебно-воспитательной деятельности;

  3. формируемые основы умения толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности и т. п. знания, умения и навыки, имеющие общесоциальное значение и осваиваемые не только в рамках проведения урочных и внеурочных учебных или учебно-воспитательных занятий, но и в рамках таких форм педагогически организованной деятельности, как общешкольные и другие воспитательные мероприятия, воспитывающая совместная деятельность учащихся во внеклассной работе, организация общения учащихся на переменах в соответствии с их возрастными особенностями и уставом школы и т. п. Помимо этого, у учащихся должна обеспечиваться выраженность основных характеристик развития психических функций и процессов в соответствии с нормами развития.

Воспитание социальных и личностных компетенций - это процесс

формирования проявляемой ребенком в его поведении готовности к осуществлению определенных социально и (или) личностно значимых функций. Данная готовность обеспечивается на основе сформированной у учащегося общей социальной компетентности как совокупности различных социально-личностных компетентностей (определенных характеристик личности). В соответствии с этим планирование результатов воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся целесообразно осуществлять как планирование обеспечения и развития у них соответствующих социально-личностных компетентностей. Планирование воспитательной деятельности заключается в планировании реализации воспитательного компонента образовательной деятельности, то есть следующих направлений деятельности учреждений:

- планирование реализации целостного процесса обучения и воспитания: воспитывающих влияний урочной деятельности; воспитывающих влияний внеурочной учебной деятельности (в том числе - в соответствии с реализуемыми программами дополнительного образования детей);

- планирование реализации воспитательной работы, в том числе в соответствии с реализуемыми программами дополнительного образования детей: общешкольных и других мероприятий воспитательного характера (во внеурочной и внеклассной деятельности); организации воспитывающей совместной деятельности учащихся во внеклассной работе; организации общения учащихся на переменах в соответствии с их возрастными особенностями и уставом школы и т. п.

2.8. Программа внеурочной деятельности «Школа полного дня - школа творческого взаимодействия» может быть использована в образовательном процессе любым образовательным учреждением. В 2007 году был проведен районный семинар-практикум «Концепция воспитательной системы творческого взаимодействия», в ходе которого многие присутствующие заинтересовались разработкой и внедрением программы. Каждый из присутствующих получил диск с информацией о программе. Концепция, представленная на семинаре опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», в 2008г./ Издательский дом «Первое сентября» - Москва , 2008.

2.9. Работа по программе «Школа полного дня - школа творческого взаимодействия» не требует специального обучения, оборудования, финансовых затрат. Для полной реализации программы необходимо наличие школьного педагога-психолога, социального педагога. В программе указана литература, необходимая для реализации.

3.1. По программе «Школа полного дня - школа творческого взаимодействия» школа работает пятый год, имея положительный результат. Коллектив живет бурной творческой жизнью. Ярко выраженных конфликтов между субъектами обучения и воспитания не наблюдается. Детей, состоящих в комиссии ПДН нет, употребляющих наркотические вещества не выявлено. Занятость обучающихся в общешкольных мероприятиях 100%. Развита система кружковой деятельности, спортивных секций (занятость учащихся в школьных объединениях - 100%). Повышается степень участия обучающихся в творческих конкурсах различных уровней.

Уровень

Кол-во конкурсов/участников

2009-10 уч.г.

2010-11 уч.г.

Всероссийский уровень

3/11

11/77

Региональный уровень

1/1

2/8

Районный уровень

7/32

7/33

Межпоселковый уровень

1/4

2/16

Вовлечение каждого школьника не только в процесс активного учения, но и воспитания. Обучающиеся принимают активное участие в районных, окружных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, фестивалях, занимая призовые места:

- во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (сертификаты), 2007-2011 гг.

- в интернет-викторине по сказкам Х.К.Андерсена (2,3 места), 2010 г.;

-в региональном туре открытого Национального конкурса социальной рекламы «Новое пространство России» (3 место), 2010 г.

-в региональном конкурсе сочинений среди учащихся 6-11 кл «Если бы я был Руководителем налоговой службы» (дипломы победителей в разных номинациях, 3 место), 2011 г.

-в научно-практической конференции «Тимофеевские чтения» (Гран-при), 2010г., 2009 году

-в районном конкурсе «Я - гражданин России» в 2006-2007 году (3 место), 2008-2009 г (2 место), 2009-2010 г (диплом);

-в районном конкурсе детских рисунков «Рождество Христово - домашний праздник» (1, 2 место) , 2009 г., 2010 г.;

-в районном конкурсе творческих работ «Предпринимательство сегодня» (1, 2, место), 2009, 2010 , 2011 гг;

-в районном конкурсе-выставке творческих работ «Юный мастер» (3 место), 2010г;

-в районном конкурсе сочинений «Моя мама - Учитель» (2 место, 3 место), 2010 г.

- в районном конкурсе творческой фотографии «Не преступи черту» (фотоколлаж) (1 место), 2010 г.

- в районный конкурс-акция «Мое письмо спасет друга» (3 место), 2011г.

-в районном конкурсе цифровых фотографий «Мой любимый учитель» (3 место), 2011 г.

Это хорошие показатели внедрения во внеурочную деятельность технологий творческого взаимодействия. Все это говорит о том, что педагоги создают благоприятные условия для формирования сплоченного коллектива.

3.2. Основные положения и результаты работы по программе «Школа творческого взаимодействия» были изложены на научно-практических конференциях:

№ п/п

Тема доклада

Мероприятие

Дата

1.

Концепция школы творческого взаимодействия

Районный семинар учителей начальных классов «Школа творческого взаимодействия»

2006 г.

2.

Актуализация содержания внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении

Окружная августовская конференция.

2007 г.

3.

Кустовое заседание методического объединения учителей гуманитарного цикла по теме "Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс в условиях сельской школы»

2008 г.

4.

Проектная деятельность

Семинар для педагогов школ южной группы по теме "Исследовательская деятельность как фактор повышения качества образовательного процесса в начальной школе"

2010 г.

5

«Деятельность классного руководителя»

Районная «Школа молодого педагога»

2011 г.

Наличие призовых мест в профессиональных конкурсах.

№ п/п

Название конкурса.

Результативность участия

Дата

1.

I Всероссийский открытый творческий конкурс «Гайдар. Время. Мы»

Диплом II степени

2007 г.

2.

Районный конкурс вариативных программ «Не преступи черту»

1 место

2007 г.

3.

Региональный этап IX Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования, программа «Первые ступени»

-

2010 г.

4.

Районный конкурс вариативных программ по организации профилактической деятельности и пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков в рамках акции «Мы выбираем будущее», программа «НаркоНЕТ»

1 место

2009-2010 уч.г.

5.

Международный конкурс педагогов начального общего образования «Школа высоких достижений»

Итоги не подведены

2011 г.

3.3. В конце каждого учебного года проводится исследование микроклимата коллектива по «Социометрическому методу Маррэна». Исследование за 2010-2011 год показало, что уровень сплоченности высокий. Уровень агрессивности - 14 %. Социовалентность учащихся высокая средне - доброжелательная. Уровень воспитанности на протяжении последних пяти лет вырос на 5 % и составляет 70% (выше среднего). Повышение уровня эффективности деятельности классных руководителей

3.4. В данном проекте принимают участие все педагоги, родители, учащиеся МКОУ «Малоатлымская СОШ». Результаты апробации показали положительную динамику уровня воспитанности учащихся, повышенный интерес к внеурочной деятельности.

3.5. По теме проекта опубликовано 5 работ:

1. Греку С.В. Семинар-практикум «Концепция воспитательной системы творческого взаимодействия в начальной школе»/Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», в 2007-2008 уч.г./ Издательский дом «Первое сентября» - Москва, 2008

2. Греку С.В. Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов «Осень приглашает»/Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», в 2008-2009 уч.г./ Издательский дом «Первое сентября» - Москва, 2009.

3. Греку С.В. Сценарий акции для учащихся 1-11 классов «Семья и спорт вместо наркотиков»/Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», в 2009-2010 уч.г./ Издательский дом «Первое сентября» - Москва, 2010.

4. Греку С.В. Внеклассное мероприятие «Вечер воспоминаний» Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», в 2010-2011 уч.г./ Издательский дом «Первое сентября» - Москва, 2011.

5. Греку С.В. и др. /сборник Педагогические советы: профессиональное мастерство - Волгоград, 2011.

16


© 2010-2022