• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Программа профориентационной работы Муниципального образовательного учреждения Чердаклинской средней общеобразовательной школы №2

Программа профориентационной работы Муниципального образовательного учреждения Чердаклинской средней общеобразовательной школы №2

Программа профориентационной работы в МОУ Чердаклинской средней общеобразовательной школы №2 разработана Садыковым Мансуром Мазгутовичем. Необходимость создания данной программы объясняется во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования, во-вторых, координацией деятельности  работников ОУ по повышению  эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей; в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями на основе признания значимос...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласована

Директор ОГКУ ЦЗН

Чердаклинского района

____________ З.М.Ахметов

«____»____________2013 г.

Утверждена

приказом Муниципального

образовательного учреждения

Чердаклинской средней

общеобразовательной школы № 2

от «__»___________ 2013 г. № ___

Директор школы ______________

А.А.Махмутова

Утверждена

Начальник МУ управления

образования

МО «Чердаклинский район»

Приказ от «__»___________2013 г.

№ ________

______________Т.И.Налиткина





Программа профориентационной работы

Муниципального образовательного учреждения

Чердаклинской

средней общеобразовательной школы №2



РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА

на методическом совете.

(Протокол № 3

от «25»октября 2013г.)


р.п.Чердаклы

2013


Введение.

Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии - важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день - подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение - процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей; в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы.
Цели:

1.Разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на востребованные профессии и создание условий для более успешной социализации выпускников.

2.Создать условия для формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи:
1.Координация действий администрации школы, педагогического коллектива, педагога-психолога, по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории МО «Чердаклинский район».
2.Создать систему взаимодействия школы и предприятий на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников.
3.Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методического объединения классных руководителей. Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 11 класс, работу школы с семьей и социумом.

4. Обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсов и в воспитательной работе.

5.Оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

6.Стимулировать творческое саморазвитие и самосовершенствование личности школьника.

Идея программы

Разработка системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения подрастающего поколения в массовой общеобразовательной школе в рамках профилизации обучения.

Участники программы:

профориентационная подготовка - учащиеся 1-7-х классов;

предпрофильная подготовка - учащиеся 8-9-х классов;

профильное обучение - учащиеся 10-11-х классов.

Содержание программы

Программа по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся 1-З-й ступеней обучения включает следующие направления деятельности:

1. профориентационную работу.

2. предпрофильную подготовку.

3. профильное обучение.

Программа реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, службой

занятости, предприятиями, учреждениями, организациями посёлка. Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

Раздел 1. Профориентационная работа

Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально-профессиональную адаптацию.

профориентационная работа в школе осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.

1-2-е классы

Профессии наших родителей

3-4-е классы

Мир профессий

5-е классы

Кем я хочу быть?

6-е классы

Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом

в выбранной области?

7-е классы

Самоопределение в области «человек - труд - профессия»

Общешкольные мероприятия

- выпуск тематических газет к Профессиональным праздникам;

- профориентация: игра «Мир Профессий»;

- общешкольные собрания «Мир Профессий (встречи с представителями различных профессий) по типу бесед ПО профилактике правонарушений;

- посещение ярмарки профессий, высших и средних профессиональных учебных заведений (в рамках дня открытых дверей);

- открытие страницы «Мир профессий» в школьной газете «Speech-ka», на сайте школы.

Система дополнительного образования

- Кружки, секции, клубы, объединения:

• НОУ «Импульс»;

• журналистский пресс-центр«Speech-ka».

• кружок «Основы организации исследовательской деятельности»

• кружок «Сайтостроение»;

• КИД «Дружба»

• объединение «Юные голоса»;

• кружок «Рукодельница»;

• кружок «Родной язык» (татарский);

• секция «Футбол»;

• секция «Баскетбол»

• секция «Легкая атлетика»

• секция «Самооборона»

• секция «Настольный теннис»

• секция «Бокс»

Профориентация в 7-11-х классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций педагогом- психологом, а также в рамках предпрофильной подготовки, профильного обучения.

Раздел 2. Предпрофильная подготовка

Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 7-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступени исходя из основной цели, определенной «Концепцией профильного обучения». Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного, выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся как 9-х, так и в 7-8-х классов, так как возраст 13-15 лет - это возраст самоопределения.

Основная задача предпрофильной подготовки - подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка в ходе программы включает в себя следующие этапы:

- ознакомительный (системообразующий), где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов и вводится система профориентационного курса «Основы профессионального самоопределения»

- пропедевтический, где в образовательный процесс системно вводятся элективные курсы, обобщающие, систематизирующие, углубляющие знания учащихся в выбранной области профессионального познания;

- основной (в период обучения в 9-м классе) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших или иных профессиональных образовательных учреждениях.

7-й класс.

Ознакомительный (системообразующий) этап профилизации

Основные задачи:

- Обобщение знаний о мире профессий через введение системы пропедевтических элективных курсов. Введение данных элективных курсов в образовательный процесс является логическим завершением системы профильных классных часов и переводом деятельности по профессиональной ориентации на новый уровень.

- Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.

- Изучение особенностей личности ребенка, его профессиональных предпочтений;

- Прогнозирование будущей профессиональной деятельности, профессиональной карьеры, дальнейшего обучения.

- Моделирование возможных ситуаций и выхода из них при достижении цели, в ходе дальнейшего обучения.

При этом в течение учебного года каждый ребенок попытается «примерить на себя ту или иную профессию, постарается изучить особенности сфер и видов деятельности, познать себя, и в итоге - определить ту профессиональную область, которую он хотел бы познать более глубоко с целью профессионального самоопределения.

8-й класс.

Пропедевтический этап профильной ориентации

Основные задачи:

- Расширение, углубление знаний о мире профессий.

- Формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы

деятельности со своими личностными возможностями.

- Общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения (формами обучения).

- Характеристика уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий.

- Знакомство с достижениями профессионального успеха.

- Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.

На данном этапе предпрофильная подготовка учащихся 8 классов строится на основе матрицы выбора профессий посредством проведения для учащихся, не определившихся в данной области через систему внеклассных, общешкольных мероприятий с использованием индивидуального, группового консультирования, тестирования и других форм профориентационной работы.

9-й класс.

Предпрофильная подготовка

Основные задачи:

- Определение индивидуальной стратегии образования, перечня профильных и базовых дисциплин, углубленного (повышенного) уровня изучения отдельных предметов, круга профильных исследований.

- Организация практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования.

- Изучение образовательных запросов учащихся, прогнозирование образовательной траектории дальнейшего обучения: профиля, возможных форм и вариантов обучения, образовательных учреждений.

- Конкретизация запросов учащихся в отношении связи содержания избираемого профиля обучения с содержанием послешкольного образования и будущей профессиональной деятельности.

Расширение сфер познания, углубленное (повышенное) изучение отдельных дисциплин в рамках выбранного профиля в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся.

Повторное проведение диагностики (диагностики «на выходе

Формулировка, ранжирование, аргументация совершаемого выбора профиля.

- Выбор профиля обучения.

Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении элективных (ориентационных) курсов следующие:

- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профилирования).

Предлагаемый ориентационный курс традиционно строится на принципах оригинальности содержания, использования активных методов обучения.

Курс по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов проводится один раз в неделю, программа рассчитана на 34 часа. Помимо этого на решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы сей системы учебно-воспитательной работы школы: учебные занятия путем введения элементов, фрагментов профилизации, внеклассные, общешкольные мероприятия, СМИ, наглядная агитация и тд.

Направления деятельности в рамках предпрофильной подготовки основываются на современной системе профориентационной работы и включают следующие виды:

- Информационное - поиск, сбор и хранение информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях, рабочих местах, лицах и организациях, оказывающих консультационные услуги, на основе данных средств массовой информации, литературы, мультимедиа и Интернета.

- Профессиографические - создание описаний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности.

- Диагностическое - разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов, анализ и сравнение имеющихся психологических тестов, компьютерных программ и автоматизированных диагностических экспертных систем оценки профессиональной пригодности.

- Консультационное - поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения, поиска работы и

трудоустройства, адаптации на рабочем месте, решения проблем и преодоления кризисов на различных этапах карьеры, разработка, апробация и внедрение профориентационных программ для работы с учащимися и выпускниками школ.

Образовательное - изучение психологических факторов эффективности профессионального обучения, развития профессиональных интересов и способностей в процессе реализации различных образовательных программ, профессионализации человека.

- Кадровое - изучение психологических аспектов кадровой работы:

описание требований должности к психологическим качествам человека, оценка степени соответствия психологических особенностей работника занимаемой должности, подбор сотрудников в соответствии с должностными обязанностями, учет содержания и условий деятельности, личных качеств и взаимоотношений работников при проектировании рабочего места и штатной структуры, управлении мотивацией, планировании карьеры и тп.

- Гигиеническое - перспективное направление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью.

Раздел 3 Профильное обучение

С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, в рамках системы профориентационной работы, учитывая социальный заказ семьи, потребность общества в повышении общей правовой, экономической культуры населения, кадровый состав, разработанность основных курсов в данном направлении, в ходе реализации программы предполагается внедрение в образовательный процесс модели химико-биологического, агротехнологического профилей обучения.

Цели при организации профильного обучения учащихся старших классов по химико-биологическому и агротехнологическому направлению преследуются следующие:

- Поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школ к процессам вхождения выпускников в рынок труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры;

- Усилить интеграцию образовательных и предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное само определение выпускников школы;

- Реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений в потребностях общества по формированию правовой, экономической культуры населения.

Реализация профилей в рамках школы осуществляется посредством использования коопераций - объединений ресурсов общего среднего и дополнительного образования Ульяновской сельскохозяйственной академии, Ульяновского государственного технического университета, учреждений начального и среднего профессионального образования.

Учитывая несформированность профессиональных запросов современных школьников, с целью снижения риска ошибочного выбора, изменения в коде обучения профессиональных притязаний обучающихся при составлении учебного плана неизменным остается федеральный компонент базисного учебного плана (универсальный вариант).

Вариативная часть базисного учебного плана строится с учетом социального заказа семьи и обучающихся, перечня вступительных экзаменов (ГИА в форме ЕГЭ).

Структура профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности, общешкольных мероприятий, дополнительное образование.

Профильное обучение на старшей ступени строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана, углубления отдельных предметов: математика, химия, биология, физика (, химико-биологический и агротехнологический класс), при этом предусматривается выбор учащимися профилизации. Приемлем также отказ учащегося от профильного обучения. Универсальный базисный учебный план гарантирует общее среднее образование в полном объеме каждому учащемуся.

Формы работы:
- Экскурсии;
- уроки;
- классные часы;
- анкетирование;
- дискуссии, диспуты;
- исследовательские работы (групповые и индивидуальные);
- встречи со специалистами различных профессий;
- изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
- консультации по выбору профильного обучения (индивидуальные, групповые);
- элективные курсы;
- родительские собрания;
- встречи с представителями учебных заведений;
- предметные недели;
- олимпиады;
- творческие работы (сочинения, рисунки и т.д.)

- научно-практические конференции учащихся;

Направления работы:
1. Профессиональное просвещение включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качест­вах человека, существенных для самоопределения, о системе учеб­ных заведений и путях получения профессии, о потребностях обще­ства в кадрах.
2. Профессиональная диагностика - изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.
3. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.
4. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирова­ние склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущ­ность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнооб­разных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонно­сти и способности.
Принципы профориентационной работы в школе:
1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшекласс­никами. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2)Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интере­сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм профориентационной работы с учащимися и родите­лями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за­ведений (ССУЗов, ВУЗов), Центра занятости населения, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с
потребностями общества в кадрах)
Этапы профориентационной работы:
начальная школа (1 - 4 классы) - формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности: социальной, трудовой, игровой, исследовательской, учебной.

первая ступень основной школы (5 - 7 классы) - развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии; развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я");

вторая ступень основной школы (8 - 9 классы) - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

старшие классы (10 - 11 классы) - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.


Структура деятельности педколлектива

по проведению профориентационной работы в школе


Программа профориентационной работы Муниципального образовательного учреждения Чердаклинской средней общеобразовательной школы №2

Директор школы:

1.Направляет работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования.

2.Постоянно знакомит с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
1.Контролирует всю профориентационную работу в школе.

2. Постоянно знакомит с научной и методической литературой по профориентации.

3. Создаёт учебно-методическую базу по профориентации.

4. Организовывает и проверяет деятельность учителей-предметников по профессиональной ориентации.

5. Собирает, обобщает и распространяет передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников.

6. Координирует профориентационную направленность проектной, исследовательской деятельности учащихся.

7. Организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня.

8.Планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

9. Организует занятия учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения.

10. Курирует преподавание профориентационного курса в ходе предпрофильной подготовки ("Основы профессионального самоопределения").

Заместитель директора по воспитательной работе:
1.Ежегодно в начале учебного года информирует районный отдел образования о трудоустройстве выпускников 9-х и 11-х классов.

2.Вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности.

3.Поддерживает связи школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы.

4.Осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика).

5.Создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики.

6.Осуществляет контролирующую функцию работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся.

Классный руководитель:
1.Составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников.

2. Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции.

3.Ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика).

4.Помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио.

5. Организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.

6.Оказывает помощь школьному педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения.

7. Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному обучению и профессиональному самоопределению.

8.Организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами ВУЗов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:
1.Способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.

2.Обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки.

3.Способствуют формированию у школьников адекватной самооценки.

4. Проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.

5. Адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Заведующая информационно-библиотечным центром:
1.Регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе.

2.Изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии.

3.Обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий).

4.Регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)

Социальный педагог:

1.Способствует формированию у школьников находящихся в трудной жизненной ситуации адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена.

2.Оказывает педагогическую поддержку детям находящимся в трудной жизненной ситуации в процессе их профессионального и жизненного самоопределения.

3.Осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам.

4.Оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог-психолог:
1.Изучает профессиональные интересы и склонности учащихся.

2.Осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей.

3.Проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся.

4.Проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора.

5.Осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся.

6.Способствует формированию у школьников адекватной самооценки.

7.Оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

8.Создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:
1.Используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни.

2.Проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека.

3.Оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.

4.Оказывает помощь классному руководителю, педагогу-психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Сроки реализации программы: 2013-2016 гг.
Ожидаемые результаты:
- достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;
- сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;
- сформированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;
- сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);
- наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);
- сформированность у школьников профессионально важных качеств, т.е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.
Диагностика эффективности программы:
- диагностика жизненно важных ценностей для учащихся (методика «Общечеловеческие ценности»);
- диагностика профессионально важных качеств у учащихся (методика «Коммуникативные навыки»);
- диагностика познавательных процессов;
- диагностика склонностей и интересов;
- анализ поступлений учащихся школы в учебные заведения и дальнейшего их самоопределения.

Система взаимодействия школы с социальными партнёрами.

«Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих - школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.

Формы сотрудничества:

- совместная организация и проведение внеклассных мероприятий;

- вечера-встречи с интересными людьми;

- совместная исследовательская и диагностическая деятельность;

- консультации, вечера, круглые столы и т.д.;

- экскурсии и различные тематические десанты;

- приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия;

- спонсорская помощь школе и т. д.

Программа профориентационной работы Муниципального образовательного учреждения Чердаклинской средней общеобразовательной школы №2



План работы с общественными, образовательными, спортивными, культурно-просветительскими организациями.

№ п/п

Социальный партнер

Вид взаимодействия

Кто привлекается со стороны школы

Сроки

1

МУК «Межпоселенческая библиотека»

Экскурсии для школьников,

тематические мероприятия, лекции

1-7 классы

Сентябрь, октябрь, май

2

Районная ассоциация детских подростковых организаций Чердаклинского района «Радуга»

Проведение совместных мероприятий,

работа кружков ЦДод

5-9 классы

В течение учебного года

3

Районный совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранитель-ных органов

Организация встреч с ветеранами ВОВ

1-11 классы

Февраль, май

4

МУЗ «Центральная районная больница»

Работа по укреплению здоровья детей

1-11 классы

В течение учебного года

5

ПДН по Чердаклинскому району

Приглашение инспекторов на заседания школьного совета профилактики, проведение тематических лекций по изучению правовых документов, организация индивидуальных бесед с учащимися

5-11 классы

Сентябрь, декабрь, май

6

МОУ ДОд Чердаклинская ДЮСШ

Проведение совместных спортивных мероприятий

1-11 классы

В течение учебного года

7

МОУ ДОд Чердаклинская детская школа искусств

Проведение совместных мероприятий

1-11 классов

В течение учебного года

8

МУК «Районный дом культуры»

Проведение совместных тематических мероприятий

1-11 классы

В течение учебного года

9

ОГКУ Центр занятости населения Чердаклинского района

Проведение совместных мероприятий

9,10,1 классы

Октябрь, март, апрель

10

МДОУ №2 «Солнышко»

Шефская помощь

4б,10,11 классы

По взаимной договореннос-ти

11

Ульяновская государственная сельскохозяйствен-ная академия

Проф. Ориентация, участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях

9-11 классы

Март, апрель

12

Рязановский сельскохозяйствен-ный колледж

Проф. ориентация.

9,11 классы

Март, апрель

13

Старомайнский техникум

Профориентация

9 классы

Март, апрель


План совместной деятельности с предприятиями и учреждениями


Мероприятия


Сроки проведения

Ответственный

Посещение предприятия ООО «Дарина»

Октябрь

Классные руководители 7а,7б,7в классов

Экскурсия на предприятие «Промекс»

Декабрь

Классные руководители

5а,5б классов

Экскурсия на КФК «Возрождение» с.Озерки

Январь

Классные руководители 6а,6б классов

Посещение предприятия ООО «Марс»

Май

Классные руководители 8а,8б классов


План совместной деятельности с ОГКУ ЦЗН Чердаклинского района

Мероприятия


Сроки проведения

Ответственный

Беседы с учащимися 1-11 классов по темам: «Многообразие мира профессий», «Планирование жизненного пути и профессиональная пригодность личности», «Ошибки при выборе профессий»;

«Выпускник, выбирай профессию для обучения со знанием регионального рынка труда», «Кем быть?»

В течение учебного года, согласно графика

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители,

Мишина И.И.,инспектор ОГКУ ЦЗН Чердаклинского района

Анкетирование учащихся 9,11 классов на определение профессиональной направленности личности

Март

Садыков М.М., зам.директора по УВР,

Мишина И.И.,инспектор ОГКУ ЦЗН Чердаклинского района

Участие в ярмарках вакансий учебных и рабочих мест для учащихся школ района с приглашением учебных заведений области;

Апрель

Садыков М.М., зам.директора по УВР,

Мишина И.И.,инспектор ОГКУ ЦЗН Чердаклинского района

Встречи с учащимися школы по вопросу трудоустройства в летний период

Март-октябрь

Голубкова Н.В., зам.директора по ВР,

Мишина И.И.,инспектор ОГКУ ЦЗН Чердаклинского района

Индивидуальные профконсультации для граждан 14 лет и старше ,

обратившихся в ЦЗН с целью профессионального самоопределения.

В течение учебного года согласно графика

Дмитриева Е.А., педагог-психолог,

Мишина И.И.,инспектор ОГКУ ЦЗН Чердаклинского района

Совместное проведение Уроков занятости с обучающимися 1-11-х классов;

В течение учебного года

Садыков М.М., зам.директора по УВР,

Мишина И.И.,инспектор ОГКУ ЦЗН Чердаклинского района

Участие в проведении районной акции «Осенний марафон», в целях повышения престижа рабочих профессий (проведение бесед, просмотр видеопрезентаций рабочих профессий,ознакомление с профессиограммами востребованных профессий на рынке труда,проведение профтестирования);

Октябрь-ноябрь

Садыков М.М., зам.директора по УВР,

Мишина И.И.,инспектор ОГКУ ЦЗН Чердаклинского района

Участие в проведении районного месячника профессиональной ориентации и содействия занятости молодежи «Твой выбор» среди обучающихся 1-11-х классов;

Март-апрель

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители,

Мишина И.И.,инспектор ОГКУ ЦЗН Чердаклинского района

Совместное проведение «Урока труда» с обучающимися 1-11-х классов

В течение учебного года

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители,

Мишина И.И.,инспектор ОГКУ ЦЗН Чердаклинского района


План совместной деятельности с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего профессионального образования

Мероприятия


Срок и проведения

Ответственный

Взаимодействие с представителями ССУЗов и ВУЗов с целью корректировки планов посещения учебных заведений и подписания соглашений о сотрудничестве.

Сентябрь 2013 года

Махмутова А.А., директор школы;

Садыков М.М., зам.директора по УВР

Участие в Днях открытых дверей:

Ульяновский авиуционный колледж, Ульяновский технический колледж, Ульяновский педагогический колледж №4, УГСХА.

6 сентября 2013 года

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители 9-11 классов

День открытых дверей: УГПУ, УлГУ, УГТУ

Март-апрель 2014 года

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители 9-11 классов

День открытых дверей: УГСХА

Январь 2014 года

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители 11 класса

Участие в конкурсе рефератов, проектов

Октябрь 2013 года - январь 2014 года

Садыков М.М., зам.директора по УВР,

учителя-предметники

Участие в районной ученической научно-практической конференции «Лидер»

Февраль 2014 года

Садыков М.М., зам.директора по УВР,

Рязанова Л.П., руководитель НОУ «Импульс»

Участие в научно-практической конференции «Старт в науку»

Февраль 2014 года

Садыков М.М., зам.директора по УВР,

Рязанова Л.П., руководитель НОУ «Импульс»

Участие в внутривузовской олимпиаде по предметам

Март 2014 года

Садыков М.М., зам.директора по УВР,

учителя-предметники

Участие в III- межрегиональной смене учащихся агротехнологических классов Приволжского федерального округа в лагере «Юность»

Март-апрель 2014 года

Садыков М.М., зам.директора по УВР,

Рязанова Л.П., руководитель НОУ «Импульс»

Встречи с представителями ССУЗов и ВУЗов

В течение учебного года

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители 9,11 классов

Просмотр презентаций о ССУЗах и ВУЗах области

В течение учебного года (классные часы)

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители 9,11 классов


План предпрофильной подготовки и профильного обучения

Сроки проведе-ния

Основные мероприятия


Класс

Ответственные

Август

1. Разработка и утверждение программ профильных предметов

10,11

Махмутова А.А., директор школы;

Бабич З.К., Садыков М.М., заместители директора по УВР

2. Комплектование УМК по обеспечению учебного процесса профильного класса

10,11

3.Консультирование учителей, родителей по вопросу «Специфика учебных планов 10-х классов»

10

4. Утверждение плана работы по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения на августовском педсовете

Сентябрь

1. Выступление на родительских собраниях по ознакомлению родителей 5- 9, 10- 11 классов с планом организации предпрофильной подготовки и профильного обучения

5-9,

10-11

Махмутова А.А., директор школы;

Садыков М.М., заместитель директора по УВР

2. Диагностика психологической готовности 9 класса к выбору профессии и профиля обучения в старших классах

9а,9б

Дмитриева Е.А., педагог-психолог;

классные руководители

Октябрь

1. Обзор публикаций по вопросам профильного обучения

9-11

Умарова И.Р., заведующая ИБЦ

2. Организация выставки учебной, научно-популярной литературы «Мир профессий», «Человек в мире профессий»

5-11

Умарова И.Р., заведующая ИБЦ

Ноябрь

1. Анализ учебных результатов учащихся 10,11 классов по итогам 1 четверти

Бабич З.К., заместитель директора по УВР;

классные

руководители

2. Разработка тестов, контрольных заданий и других форм диагностики и контроля знаний и качества освоения программ профильных предметов

Бабич З.К., заместитель директора по УВР;

руководители МО

3. Классные часы «Структура портфолио учащегося»

Классные

руководители

4. Разработка рекомендаций ученику, выбирающему профессию, профиль дальнейшего обучения

Садыков М.М., заместитель директора по УВР;

Декабрь

1. Анализ хода реализации рабочих программ профильных предметов

Садыков М.М., заместитель директора по УВР

2. Изучение степени удовлетворенности организацией УВП в 10-11 классе

10-11

Дмитриева Е.А., педагог-психолог; учителя-предметники

3. Участие в внутривузовской олимпиаде по предметам

10-11

Садыков М.М., заместитель директора по УВР

Январь

1. Проведение опроса по выявлению проблем, с которыми сталкиваются родители при профессиональном самоопределении ребенка

10-11

Садыков М.М., заместитель директора по УВР

2. Мониторинг уровня обученности учащихся профильного класса

Бабич З.К., заместитель директора по УВР

3. Участие в дне открытых дверей УГСХА

Садыков М.М., заместитель директора по УВР

Февраль

1. Классный час «Сбор материалов для портфолио»

10-11

Классные руководители

2. Организация посещений ССУзов и ВУЗов Ульяновской области

9,11

Садыков М.М., заместитель директора по УВР;

классные руководители

3. Диагностика интересов обучающихся 9 класса на получение образования третьей ступени

9а,9б

Дмитриева Е.А., педагог-психолог

4.Участие в научно-практической конференции «Старт в науку»

9-11

Садыков М.М., заместитель директора по УВР;

Рязанова Л.П., руководитель НОУ «Импульс»

Март

1. Участие в Днях открытых дверей, проводимых учебными заведениями, на Дне выпускника

11

Садыков М.М., заместитель директора по УВР;

классные руководители

2. Диагностика интересов обучающихся 8 класса с целью организации предпрофильной подготовки в 9 классе

8,9

Петрова И.Ю., учитель ОПС;

Дмитриева Е.А., педагог-психолог

3. Классные часы: «О подготовке к государственной (итоговой) аттестации

9,11

Бабич З.К., заместитель директора по УВР;

классные

руководители

Апрель


Май



Июнь

1.Участие в ежегодной районной научно-практической конференции старшеклассников «Лидер

9-11

Садыков М.М., заместитель директора по УВР;

Рязанова Л.П., руководитель НОУ «Импульс»

2.Участие в III- межрегиональной смене учащихся агротехнологических классов Приволжского федерального округа в лагере «Юность»

10-11

Садыков М.М., заместитель директора по УВР;

Рязанова Л.П., руководитель НОУ «Импульс»

1. Презентация папки личных достижений (выборочно)

10

Садыков М.М., заместитель директора по УВР

2. Родительское собрание

«Положение о профильных классах и условиях набора»

9а,9б

Махмутова А.А., директор школы;

Бабич З.К., Садыков М.М., заместители директора по УВР;

классные руководители

1. Приказ о создании комиссии по комплектованию 10 профильного класса на 2014-2015 учебный год

Махмутова А.А., директор школы

2. Комплектование 10 профильного класса

Махмутова А.А., директор школы;

Бабич З.К., Садыков М.М., заместители директора по УВР;

учителя-предметники

классные руководители

2. Оценка эффективности организации профильного обучения

Бабич З.К., Садыков М.М., заместители директора по УВР


План профориентационной работы МОУ Чердаклинской СОШ №2

на 2013-2014 учебный год

Сроки проведения

Основные мероприятия


Класс

Ответственные

учителя

Сентябрь

Оформление стенда «Куда пойти учиться»

Садыков М.М., зам.директора по УВР

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения учащихся 9-х, 11 классов)

Садыков М.М., зам.директора по УВР;

Голубкова Н.В., зам.директора по ВР

Разработка рекомендаций для учителей-предметников по планированию профориентационной работы в рамках учебной деятельности учащихся.

Садыков М.М., зам.директора по УВР;

Дмитриева Е.А., педагог-психолог

Сбор информации об учреждениях профессионального образования на территории Ульяновской области

Петрова И.Ю., учитель ОПС

Взаимодействие с представителями ССУЗов с целью корректировки планов посещения учебных заведений и подписания соглашений о сотрудничестве.

Махмутова А.А., директор школы

Выставка рисунков: «Профессии моих родителей»

«Профессия в картинках»

3а,3б,

4а,4б

Классные руководители

Классный час «Чем пахнут ремесла?» - Беседа по произведению Дж. Родари.

3а,3б

Жирнова Н.В., Вебер Е.П.

Октябрь

Игровая программа «Профессии, которые нас окружают»

4а,4б

Бильданова Н.М.,

Борзова В.А.

Внеклассное мероприятие «Азбука профессий»

5а,5б

Спицына М.В., Зайнуллова Ю.И.

Конкурс рисунка «Кем я хочу быть?»

5а,5б, 6а,6б

Хайсанова Н.К.

Кл час «Как понять собственное «Я» и сделать правильный выбор»

9а,9б

Хабибуллова Е.Ф., Мочалин О.А.

Тест «Определи свой профиль»

9а,9б

Дмитриева Е.А., педагог-психолог

Экскурсии в промышленные предприятия МО «Чердаклинский район»

7а,7б,

Мустафина Н.А.,

Умарова И.Р.,

Сайгина Л.П.

Ноябрь

Беседа «Что такое профессия»

2а,2б

Парфёнова Н.И.,

Закирова Г.А.

Классный час «Кем быть, каким быть?»

6а,6б

Мушарапова Н.А., Голубкова Н.В.

Диагностика 9-х классов

по профориентации

9а,9б

Петрова И.Ю., учитель ОПС

Беседа «Рейтинг востребованных профессий»

10,11

Озерова Г.Н.,

Петрова И.Ю.

Тест «Определение типа будущей профессии»

9а,9б

Петрова И.Ю., учитель ОПС

Декабрь-январь

Экскурсия в медкабинет «Знакомство с профессией медсестры»

1а,1б,

Королёва С.А.,

Николаева И.А., Гафурова З.Э.

Внеклассное мероприятие: Игра «Выбираем профессию»

8а,8б

Матвеев С.А.,

Рязанова Л.П.

Беседа «Профессии и специальности» на примере профессии учитель)

9а,9б

Петрова И.Ю., учитель ОПС

Конкурс презентаций «Я хочу быть педагогом»

9а,9б,

10,11

Зайнуллова Ю.И., учитель информатики и ИКТ

Январь-февраль

Подготовка рекомендаций учителям-предметникам по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.

Садыков М.М., зам.директора по УВР

Экскурсия на школьный пищеблок. «Знакомство с профессией ПОВАР».

2а,2б

Парфёнова Н.И.,

Закирова Г.А.

Классный час «Моя любимая работа» -рассказ родителей о своей работе

3а,3б

Вебер Е.П.,

Жирнова Н.В.

Фотовыставка «Работа моих родителей»

3а,3б

Вебер Е.П.,

Жирнова Н.В.

Классный час: «Интересы и склонности в выборе профессии»

8а,8б

Матвеев С.А.,

Рязанова Л.П.

Март

Викторина «Угадай профессию»

5а,5б

Спицына М.В., Зайнуллова Ю.И.

Экскурсия в кабинет обслуживающего труда «Знакомство с ремеслами»

3а,3б

Вебер Е.П.,

Жирнова Н.В.

Классный час: беседа «Кто строит города?»

4а,4б,

4в,4г

Бильданова Н.М.,

Борзова В.А.,

Дьяконова О.Н.,

Хайсанова Н.К.

Классный час «Что я знаю о профессии своих родителей?»

6а,6б

Мушарапова Н.А., Голубкова Н.В.

Конкурс стенгазет «Кем быть?»

5-9

Хайсанова Н.К.

Посещение ССУЗов г. Ульяновска в дни «Открытых дверей».

Организация и проведение предметных недель.

9,11

Хабибуллова Е.Ф., Мочалин О.А.,

Петрова И.Ю.

Апрель-Май

Внеклассное мероприятие: игровая программа Веселый космический полет»

1а,1б,

Королёва С.А.,

Николаева И.А.,

Гафурова З.Э,

Праздник «Мир профессий большой - труд почетен любой» (знакомство с профессиями родителей)

7а,7б,

Мустафина Н.А.,

Умарова И.Р.,

Сайгина Л.П.

Конкурс поделок «Все работы хороши - выбирай на вкус»

1-4

Хабибуллова Е.Ф.,

классные руководители

Экскурсия на предприятия МО «Чердаклинский район»

8а,8б

Матвеев С.А.,

Рязанова Л.П.

Классный час «Мастера своего дела» -рассказы родителей о своих профессиях.

5а,5б

Спицына М.В.,

Зайнуллова Ю.И.

В течение учебного года

Организация встреч учащихся с родителями-представителями различных профессий.

Организация для родителей встреч с представителями средних специальных и высших учебных заведений округа.

9-11

Садыков М.М., зам.директора по УВР

Предпрофильная подготовка в рамках проектно-исследовательской деятельности.

1-4,

5-9,

10-11

Садыков М.М., зам.директора по УВР

Знакомство с профессиями на уроках, расширение знаний учащихся о профессиях учителями-предметниками.

Профдиагностика 9-х классах.

9а,9б

Петрова И.Ю., учитель ОПС

Консультирование родителей по вопросам профориентации учащихся;

Дмитриева Е.А., педагог-психолог

Групповые занятия - тренинги (по графику работы педагога- психолога)

Дмитриева Е.А., педагог-психолог

Проведение тематических родительских собраний по вопросам профориентации учащихся(1раз в полугодие)

8-9

Классные руководители 8-9 классов

Предоставление учащимся информации о ВУЗах и ССУЗах Ульяновской области

9,11

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители

Агитационные мероприятия с участием представителей ВУЗов и ССУЗов.

Пополнение базы методической литературы по профориентации

9,11

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители

Встреча с работника Чердаклинского центра занятости населения

9-11

Садыков М.М., зам.директора по УВР, классные руководители


План мероприятий с педагогическим коллективом школы


Мероприятия


Срок и проведения

Ответственный

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Рассмотрение вопросов профориентационной работы на педсоветах школы, совещании при директоре, ШМО классных руководителей

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог

Организация для педагогов профконсультации по изучению личности школьника

В течение учебного года

Педагог-психолог

Заслушивание отчетов классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе по профориентации

1 раз в квартал

Заместитель директора по ВР

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.

В течение учебного года

Педагог-психолог

Организация методической помощи классным руководителям в разработке классных часов, подготовке внеклассных мероприятий.

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, педагог-психолог

Координация деятельности педагогов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися.

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР


План работы с родителями учащихся

Мероприятия


Срок и проведения

Ответственный

Организация для родителей лектория по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении школьника».

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР, классные руководители 1-11 классов

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися.

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог-психолог

Организация встречи учащихся с их родителями - представителями различных профессий.

В течение учебного года

Классные руководители

1-11 классов

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия.

В течение учебного года

Классные руководители 1-11 классов

Проведение родительских собраний (общешкольных, классных) с освещением вопросов профориентации школьников.

1 раз в квартал

Заместитель директора по ВР, классные руководители 1-11 классов, педагог-психолог

Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации.

В течение учебного года

Классные руководители 1-11 классов, педагог-психолог











© 2010-2022