Факультатив по теме Профессиональное самоопределение для учащихся 9 классов

Адаптационная программа курса «Профессиональное самоопределение» составлена на основе программы курса «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения С.Ю. Байрангуловой. Журнал «Профильная школа» № 2, 2009 г.  Программа рассчитана на 34 часа. Продолжительность реализации курса предполагается в течение года по 1 часу в неделю. Программа курса «Профессиональное самоопределение» предназначена для формирования  у учащихся обоснованного выбора будущего профиля ...
Раздел Завучу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

управление образования администрации Ангарского муниципального образования муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25»




Авторская педагогическая разработка

(адаптационная) программа курса профориентационной направленности

«Профессиональное самоопределение»

(34 часа, для обучающихся 9 классов)



Автор разработки:

Мукаминова Наталья Хамзаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 25»






2010 г.

г.Ангарск

Адаптационная программа курса «Профессиональное самоопределение» составлена на основе программы курса «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения С.Ю. Байрангуловой. Журнал «Профильная школа» № 2, 2009 г.

Программа рассчитана на 34 часа. Продолжительность реализации курса предполагается в течение года по 1 часу в неделю.

Пояснительная записка

Программа курса «Профессиональное самоопределение» предназначена для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профиля обучения.

Актуальность курса. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привёл к возрастанию потребности в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких молодых людей важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому назрел вопрос выделить профессиональное самоопределение школьников как социально значимый раздел обучения.

Курс определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Включение таких единиц, как выбор профессии, склонности и интересы в профессиональном выборе, социально-психологический портрет современного профессионала, внутренний мир человека и возможности его познания, анализ профессий, интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде, рынок труда и его требования к профессионалу в предпрофильный уровень обучения обусловлено недостаточностью представления учебного материала в ныне действующей базовой программе по технологии.

Новизна программы. Программа элективного курса составлена для работы с учащимися 9-х классов по предпрофильной подготовке. Предполагаемая программа занятий для старшеклассников преследует развитие представлений о себе, о своём месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личностной позиции, своих возможностей в профессиональном самоопределении.

В период ориентации в мире профессий, профессионального самоопределения «ненавязчивые» занятия, проводимые во внеурочное время в совершенно новой форме, могут дать сильный толчок школьнику в выборе профессии.

Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогическом общении, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном участии детей.

В группе, в атмосфере моральной поддержки и защищённости подростки получают возможность на равных, без какого-либо давления высказывать своё мнение и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, учатся аргументированно выражать свои мысли, моделируют различные профессиональные роли и т.д.

Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально-психологической активности учащихся в выборе профессии…

Можно рекомендовать выполнение ряда упражнений не в устной, а в письменной форме. Введение письменных заданий настраивает учащихся на работу по анализу своих увлечений, личностных качеств, переживаний. После такой подготовительной работы становится легче вести дискуссию в группе.

В течение всего учебного года школьнику будет оказана психологическая, педагогическая и информационная поддержка, чтобы он смог сделать обоснованный выбор профиля обучения, спланировать свой профессиональный и жизненный маршрут.

Программа составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала они получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме игровых дискуссий, диагностических и развивающих процедур, сочинений, деловых игр.

Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме.

Наполнение данной основы конкретным содержанием во многом зависит от личности ведущего, его опыта, профессиональных предпочтений.

Методологические положения авторской разработки:

Программа курса даёт многостороннее освещение профессональной деятельности человека. При реализации программы целесообразно сделать смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения самостоятельными навыками определения будущей профессиональной карьеры, поиск источников получения информации о профессиях, путей получения профессии. Поиск необходимых знаний должен идти через самопознание личности и определение её места в соответствующей профессиональной сфере, исходя из проблем, связанных с профессиональным выбором:

- рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии;

- представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах;

- рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора;

- неадекватная самооценка;

- отсутствие ответственности за свой профессиональный выбор и желание перенести её на взрослых.

В основе курса лежит идея: формирование готовности учащихся к непрерывному самовоспитанию и саморазвитию в течение всей жизни; социальная мобильность в профессиональном самоопределении.

Цель курса: изучить современный рынок труда и на основе профессиональных интересов сформировать предварительный выбор будущей профессии.

Задачи курса:

1. Дать учащимся представление о способах и средствах профессионального самоопределения и формирование реалистических социально-профессиональных планов применительно к различным сферам профессионального труда на основе участия в познавательно-трудовой деятельности;

2. Формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы;

3. Способствовать формированию представлений о предпринимательской деятельности по производству и реализации изделий и услуг, овладению умениями рационального поведения в условиях рыночной экономики;

4. Способствовать уточнению профессиональных планов и адекватному выбору социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возмосностей;

5. Рассмотреть типы профессий и сделать их анализ;

6. Выявить особенности индивидуального развития личности применительно к будущей профессиональной деятельности;

7. Развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений.

В содержании программы курса выделены 2 части: теоретическая и практическая.

В теоретической части раскрывается общая характеристика профессиональной деятельности человека, знакомство с типами профессий, физиологические и психические ресурсы личности.

Содержание программы построено в соответствии с дедуктивным принципом - от общего к частному. Содержание, соответствующее базовому содержанию обязательного минимума, включено с целью его актуализации, определению его места в системе современного обучения школьников, обновлению содержания образования в ОО «Технология».

За отведённое на изучение курса время необходимо познакомить учащихся со структурой современного рынка труда, правилами выбора профессии, изучить группы профессий и путём группового обсуждения, тестирования, развивающих процедур выявить для себя соответствующую профессиональную среду.

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, дискуссии, конкурсы, диагностические и развивающие процедуры.

Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение. Цели и содержание курса.

1

2

Личность и профессия.

1

2.1

Правила выбора профессии.

1

2.2

Склонности и интересы в профессиональном выборе.

2

2.3

Возможности личности в профессиональной деятельности.

2

2.4

Социальные проблемы труда.

2

2.5

Социально-психологический портрет современного профессионала.

2

2.6

Внутренний мир человека и возможности его познания.

3

3

Классификация профессий.

5

3.1

Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.

1

3.2

Рынок труда и его требования к профессии.

3

4

Пути получения профессии.

2

4.1

Источники получения информации, пути получения профессии.

3

4.2

Моя профессиональная карьера.

1

5

Профессиональная карьера в системе рыночных отношений.

1

5.1

Структура современного рынка.

1

5.2

Человек среди людей.

2

5.3

Оценка способности школьников к выбору профессии.

1



Содержание курса

Тема 1. Профессиональное самоопределение.

Цели и задачи курса, специфика занятий.

Практическая (проектная) работа: знакомство с дневником выбора профессий.

Тема 2. Личность и профессия.

2.1. Правила выбора профессии («хочу-могу-надо»).

«Хочу» - склонности, желания, интересы.

«Могу» - физиологические и психические ресурсы личности.

«Надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Личный профессиональный план.

2.2. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Познавательные и профессиональные интересы. Профессиональные намерения.

Практические (проектные) работы.

Диагностическая процедура: карта интересов, опросник профессиональной готовности. Развивающие процедуры.

2.3. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Диагностические процедуры. Методика мамооценки индивидуальных возможностей.

Практическая (проектная) работа: знакомство с описаниями профессий.

2.4. Социальные проблемы труда («надо»).

Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Практические (проектные) работы: сочинение на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

2.5. Социально-психологический портрет современного профессионала.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений.

Практическая (проектная) работа: развивающая процедура ( деловая игра «Мэрия»).

2.6. Внутренний мир человека и возможности его познания.

Свойства нервной системы. Ограничения при выборе профессии. Компенсаторные возможности за счёт выработки индивидуального стиля деятельности. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Ведущие отношения личности к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональное состояние личности. Роль воли в процессе принятия решений. Условия развития воли. Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о неблагоприятных производственных факторах. Работоспособность. Психология принятия решений.

Практические (пректные) работы. Диагностические процедуры: анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенка, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля?» Самонаблюдения за динамикой настроения. Упражнения по воспитанию воли. Анализ особенностей поведения людей с разными типами темперамента.

Тема 3. Классификация профессий.

Формула профессии. Профессиограмма. Психология принятия решения.

Практические (проектные) работы: конкурс «Угадай профессию». Составление формулы профессии.

3.1. Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.

Способность к запоминанию. Память и её основные процессы. Условия развития памяти. Внимание, наблюдательность и их развитие. Способность оперировать пространственными представлениями, устанавливать связи и закономерности между понятиями. Индивидуальные стили кодирования и переработки информации.

3.2. Рынок труда и его требования к профессионалу.

Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Биржа труда и безработица. Социальные пособия. Понятие о трудовом контракте.

Практические (проектные) работы: Чтение и обсуждение статей о приёме на работу. Деловая игра «Рынок труда, или наём работника». Составление собственного резюме.

Тема 4. Пути получения профессии.

4.1. Источники получения информации о профессиях.

Система профессионально-технического образования. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы. Условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений. Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях.

Практические (проектные) работы: Анализ газетных объявлений, справочников. Получение информации из компьютерных сетей. Сочинение «Мой путь в профессию».

4.2. Моя профессиональная карьера.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Практические (проектные) работы.

Развивающие процедуры: деловые игры «Биржа труда», «Профконсультация», «Магическая фигура», «Муха», «Невозможные ситуации», «Перевоплощение» и др. Анализ личного профессионального плана. Диагностические процедуры: «Перепутанные линии», «Сложение фигур», «Сложные ассоциации», «Текст с противоречиями», «Пиктограмма», «Корректурная проба» и др.

Тема 5. Профессиональная карьера в системе рыночных отношений.

5.1. Структура современного рынка. Основные факторы экономического развития. Предпринимательство как один из факторов экономического развития и стиль деятельности. Основные черты предпринимательской личности.

5.2. Человек среди людей. Личность и межличностные отношения в коллективе. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты. Пути разрешения конфликтных ситуаций. Этический кодекс предпринимателя. Почему выгодно быть честным? Понятие об этике и принципах делового общения.

Практическая (проектная) работа. Диагностические процедуры: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия». Развивающие процедуры: упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, разрешение проблемных ситуаций, связанных с вопросами нравственности. Составление деловых запросов и ответов, подготовка выступления на заданную тему, организация переговоров и презентаций и др.

5.3. Оценка способности школьников к выбору профессии.

Ожидаемые результаты: Необходимо сформировать у учащихся способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда, подготовить школьника так, чтобы он осознанно относился к выбору продолжения образования и будущей профессии.

В результате изучения программы курса «Профессиональное самоопределение» учащиеся получают возможность ЗНАТЬ:

1. Возможности личности в профессиональной деятельности.

2. Потребности рынка труда.

3. Социальные проблемы труда.

4. Свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии.

5. Классификации профессий.

6. Понятие о профессиональной карьере.

7. Критерии профессиональной компетентности.

8. Специфику этапов профессионального самоопределения.

Получают возможность УМЕТЬ:

1. Составлять карту интересов.

2. Составлять формулы профессий.

3. Составлять собственное резюме.

4. Получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей.

5. Анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный профессиональный план.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом, диагностическими программами.

Список литературы

1. Айзенка Г. Проверьте свои способности/ Предис.д-ра мед.наук проф. Ф.Д.Горбова.-М.: «Мир», 1972.

2. Введение в предпринимательство 10-11 кл./под ред.Черняка В.З., М: Вита-Пресс, 2000.

3. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» 8-11 кл./под.ред. К.Н.Листяковой, Т.И.Шалавиной, - М.: Просвещение, 1998.

4. Журнал «Классный руководитель», № 7, 2008.

5. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка: учебн. пособие для уч-ся 9 кл.- 2-е изд., испр. и доп.-Челябинск: Взгляд, 2004.-47с.

6. Павлова Т.Л. «Профориентация старшеклассников»: Диагностика и развитие профессиональной зрелости.- М.: ТЦ Сфера, 200.

7. Практикум по выбору профессии 8-11 кл./под ред. Е.Н.Прошицкой, пособие , М: Просвещение, 1995.

8. Психология популярных профессий/под ред. Л.А.Головей.- СПб.: 2003.- 256с.

9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося/Г.В.Резапкина.- М: Генезис, 2004.-80с.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебн.пособие в 2 кн.- Кн.1.- 3-е изд./ Е.И. Рогов.- М.: Гуманистический изд.центр «Владос», 2001.- 384с.

11. Садырин В.В. Актуальность проблемы трудового воспитания и профессионального самоопределения школьников в современных условиях/ В.В.Садырин// Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение школьников, 2001.- № 3.

12. Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы. Программа общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2000.-92.

13. Технология. Трудовое обучение. 5-11 классы. Программа общеобразоват.учрежд.- М.: Просвещение, 2000.-240с.

14. Технология: учебн. для уч-ся 9 класса общеобразоват.учрежден./ под ред. В.Д. Симоненко - М.:Вентана-Граф, 2004.- 288с.

15. Технология предпринимательства 8-9 кл./ под ред. Леонтьева А.В., М.: Дрофа, 2000.

16. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации/ А.П. Чернявская.- М.: Изд-во «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2003.-96с.




© 2010-2022