Современные подходы к работе с одарёнными детьми

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ   Аннотация В статье рассматриваются вопросы современных подходов к работе с одарёнными детьми, опирающиеся на качественные изменения в содержании образования.   Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандарт...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ


Аннотация

В статье рассматриваются вопросы современных подходов к работе с одарёнными детьми, опирающиеся на качественные изменения в содержании образования.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Работа с одаренными и мотивированными детьми регламентируется Программой поддержки одаренных и мотивированных детей. Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитания и обучения одаренных и мотивированных детей, оказание содействия социально-культурному становлению школьников.

В рамках реализации указанной программы разработаны направления деятельности:

- углубленное изучение предметов математика, история Казахстана;

- разработка и ведение факультативов, прикладных курсов:

- студии дополнительного образования (вокал, хореография, драмстудии на казахском и русском языках, спортивные секции волейбола, баскетбола и легкой атлетики);

- научное общество учащихся «Талапкер»;

- олимпиады по общеобразовательным предметам;

- интеллектуальные игры;

- творческие конкурсы;

- интеллектуальный марафон «Парад наук»;

- рейтинговые мероприятия.

Вопросы организации работы с одаренными и мотивированными детьми рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методсовета, совещаниях при директоре, заседаниях «круглого стола» по обмену педагогическим опытом. Психологами школы совместно с классными руководителями обновлен банк данных по указанной категории детей, разработаны и введены Карты творческого роста одаренных и мотивированных детей. Творческой группой под руководством школьного психолога разработана Программа по раннему выявлению и развитию одаренности школьников на основе лонгитюдных исследований.

В основу Программы «Одаренные дети» заложены ведущие методологические принципы и подходы современной педагогики и психологии:
1.Принцип проблематизации в обучении. Этот принцип предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Содержание образования, смоделированное по данному принципу, предполагает освоение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить их. Для этого учащихся необходимо обучать умению видеть проблемы. Но в процессе обучения это не самоцель, а лишь одно из средств.
В наиболее полном, развернутом виде проблемное обучение предполагает, что учащийся выделяет и ставит проблему, предлагает возможные решения, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения.
2.Принцип максимальной индивидуализации и дифференциации учения, т,е, сложная программа должна рабо­тать индивидуально с тем, кто ее в состоянии освоить, самостоятельно усложнить.
3.Принцип стимулирования творчества. Полноты проявления одаренности не достичь без объективного оценивания и стимулирования достижений ребенка.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических подходов и принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять развитие одаренности.
Развитие одаренности у детей - это изучение сферы способностей, имеющихся у ребенка от природы, и развитых в процессе обучения и воспитания.
Педагогическая поддержка - основополагающий процесс личностно-ориентированного образования, обеспечивающий условия для саморазвития личности одаренного ребенка.
Методы поддержки развития интеллектуальных и иных способностей:
-метод «мозгового штурма»;
-метод «сократовской беседы» - развитие диалогического мышления, творческих способностей;
-метод мыследеятельности - создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения;
-метод деловой игры;
-метод психотренинга - направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок, формирование креативной Я-концепции школьника в аспекте его самосознания и самоотношения, свободного самовыражения и продуктивной самореализации с позиций одаренности и др.
-метод творческого выполнения задач;
-метод игры - творческое действие в воображаемых обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества и др.
-метод создания ситуаций свободного выбора поведения;
-метод творческого поиска.
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения и специальные стратегии работы с одаренными детьми.
Стратегии работы с одареннми детьми, опирающиеся на изменение количественных параметров содержания образования:
- Стратегия ускорения (экстернат) предполагает увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала. Очевидное превосходство над сверстниками в умении видеть сущность проблемы, любознательность, выдающиеся способности к запоминанию материала, независимость суждений и многие другие качества заставляют педагогов склоняться к мысли, что эти дети, обучаясь в традиционном темпе по-просту теряют время.
Ускорение позволяет одаренному ребенку оптимизировать темп собственного обучения, что благотворно сказывается на общем интеллектуально-творческом развитии.
В качестве организационных форм ускорения могут рассматриваться:
• более быстрый (по сравнению с традиционным) темп изучения учебного материала всем классом одновременно;
• перескакивание одаренного ребенка через класс (несколько классов) в обычной школе.
- Стратегия интенсификации предполагает не изменение темпа усвоения, а увеличение объема или, говоря точнее, повышение интенсивности обучения, что в определенном смысле является альтернативой стратегии ускорения.
Встречаются дети, причисляемые к одаренным, но опережение ими сверстников охватывает только сферу умственного развития. По уровням социального и физического развития они могут находиться в норме или даже отставать от нее. Дисбаланс в уровнях развития этих сфер - явление довольно распространенное.

Стратегии работы с одаренными детьми, опирающиеся на качественные изменения в содержании образования.
-Индивидуализация обучения. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий последнего времени. Развиваются эти идеи в контексте личностно-ориентированного подхода к образованию, где главным является создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса.
"Обучение мышлению". Таким непривычным словосочетанием обычно обозначается популярное в зарубежной педагогике направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Оно напрямую связано с решением проблемы обучения одаренных детей и рассматривается как важная составляющая диагностики и коррекции интеллектуально-творческих способностей.
Однако увидеть развитие мышления как самостоятельный предмет учебных занятий действительно очень сложно. Интеллект - это не то, что может быть "выучено", это то, что служит фундаментом обучения и является закономерным результатом созревания организма и его взаимодействия со средой. Многие исследователи и педагоги-практики уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска. Наиболее популярна среди сторонников этого направления модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда.
"Социальная компетенция". В данном случае имеются в виду специальные интегрированные курсы, включаемые в учебные планы школы.
Явление диссинхронии весьма распространено, и часто ребенок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстает от них (либо находится на среднем уровне) в психосоциальном развитии. С целью преодоления этих проблем создаются программы специальных интегрированных курсов, направленных на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализацию.
-Исследовательское обучение. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. В исследовательском методе в качестве основы выступают не знания, преподносимые детям в готовом виде, а их организованный, творческий поиск.
В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми в школе создана целостная система урочной и внеурочной деятельности, которая обеспечивает эффективные условия развития одаренного ученика в условиях общеобразовательной школы и в учреждениях дополнительного образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
В поисках новых форм работы с одаренными детьми в школе с 2010-2011 учебного году проводится интеллектуальный марафон «Парад наук», цель которого развитие способностей и склонностей обучающихся, активизация познавательной деятельности, выявление одаренных детей в предметных областях. Итогом марафона является церемония награждения отличившихся детей и учителей «Зажги свою звезду». Традиционными стал конкурс среди учеников начальной школы «Ученик года», цель которого поддержка и стимулирование мотивации к обучению одаренных детей. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей. Обучающиеся школы

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована СИСТЕМА работы с этой категорией учащихся в начальной школе. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера -проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся.


Список литературы:

1. Бебчук, С.А. Образовательные принципы «Лиги Школ»- средней общеобразовательной школы для одаренных детей / С.А. Бебчук // Завуч. Управление современной школой - 2009.- № 8.- С.139-144.

2. Программа «Одаренный ребенок»: (Основные положения) - М.: Новая школа, 1995. - 63с. - ISBN 5-7301-0108-2.

3.Самусенко, В.Н. Работа с одаренными детьми - одна из идей новой школы / Самусенко В.Н. //Методист.- 2009.- № 6.- С.11-12.

4.Сатова А.К. Развитие системы работы с одаренными детьми и молодежью в Республике Казахстан. - Научно-метод. журнал «Устаз», Уральск. - № 1(14), 2002. -С.20-29



© 2010-2022