Программа патриотического воспитания в школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа патриотического воспитания в школеПрограмма патриотического воспитания в школемуниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рогозецкая основная общеобразовательная школа»



Утверждено педагогическим советом

Протокол № __ от «__»______20___г.

Утверждаю

Директор школы _____ Е.В.Воропаева

Введено в действие

Приказ № __ от «___» ______20____г.






на 2013-2016 гг.













Рогозцы - 2013г

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название учреждения

Муниципальное казенное образовательное учреждение Рогозецкая основная школа

Наименование программы

Программа патриотического воспитания «Я и моя Родина»

Основной разработчик программы

Старшая вожатая- Васильева Н.В.

Цель программы

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи программы

Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.

Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.

Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств.

Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Срок реализации

2013 - 2016 г.г.

Исполнители основных

мероприятий программы

Обучающиеся, воспитанники 1-9-х классов, педагогический коллектив школы, общественность.

Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.

Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, обществознания, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества, организации Уроков Мужества.

Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям. Проводятся акции «Милосердие» в рамках территориальной программы «Поздравь ветерана на дому» в рамках окружной программы «Я наследник Победы», «Память» в рамках территориальной программы «Дети войны».

Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления  воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.

Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей большими темпами растет преступность, увеличивается число наркоманов, падает нравственность, возникает стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.

Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.

Программа патриотического воспитания «Я и моя Родина» предназначена для детей 7 - 17 лет, рассчитана на три года, учитывает особенности психофизического развития детей.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.



Цель программы:

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

- получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;

- формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры;

- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;

- воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств;

- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Продолжение создания системы патриотического воспитания:
- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан;
- повышение качества патриотического воспитания.

Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся, воспитанников к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

Срок реализации программы: 2013 - 2016 г.г.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный - 2013 -2016 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический - 2013-2014, 2014-2015 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.

6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический - 2015-2016 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры

1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3. Отсутствие детей с девиантным поведением;

4. Деятельность органов ученического самоуправления;

5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

6. Проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;

- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Мероприятия по реализации программы

2013-2016 гг.

Мероприятия

Период исполнения

Ответственный

1.

Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.

В течение реализации программы

Зам. директора по УВР.

2.

Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

Постоянно.

Зам. директора по УВР, классные руководители.

3.

Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы

Постоянно.

Руководители МО, учителя - предметники.

4.

Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России»

2 полугодие учебного года

Зам. директора по УВР.

5.

Проведение переговорной площадки «Современный патриотизм. Патриотизм истинный и ложный»

февраль

Зам. директора по УВР

6.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .

В течение года.

Зам. директора по УВР, руководители МО, ст.вожатая.

7.

Участие в туристическом слете

Ежегодно, июнь

Учителя физкультуры, географии, ст.вожатая

8.

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.

В течение года.

Зам. директора по УВР, учителя физкультуры, ст.вожатая.

9.

Проведение мероприятий, посвященных 70-летию блокады Ленинграда

По отдельному плану

Зам. директора по УВР, учителя истории, Кл.рук.

10.

Проведение конкурса чтецов, концертов, посвященных Дню защитников Отечества

Ежегодно,февраль

Ст.вожатая

11.

Проведение месячника оборонно-спортивной работы.

Ежегодно, февраль.

Зам. директора по УВР.

12.

Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»

Ежегодно, май.

Ст.вожатая

13.

Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.

В течение года

Зам. директора по УВР, учителя истории

14.

Проведение встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, вдовами.

В течение года

Зам. директора по УВР, классные руководители.

15.

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.

В течение года

Классные руководители, ст.вожатая

16.

Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

В течение года

Зам. директора по УВР.

17.

Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучению государственной символике РФ

Сентябрь

Классные руководители

18.

Проведение мероприятий по встрече 70-летия Великой Победы»

По отдельному плану.

Зам. директора по УВР, учителя истории, Кл.рук.

Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию

  • Декабрь Месячник боевой славы «Твои защитники, Москва»

  • Ноябрь День народного единства

  • Январь Месячник культуры и традиций

  • Февраль Месячник «Мы будущие защитники Отечества»

  • День защитника Отечества

  • Май Месячник Славы и Памяти и День Победы.

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

  • Изучение символики округа, города, школы.

  • Изучение традиций, истории России,

  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

  • Шефская помощь ветеранам.

  • Изучение основ государства и права.

  • Изучение культуры народов России.

  • Изучение округа, города и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.

  • Организация и проведение благотворительных акций: «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана на дому».

  • Участие в районных мероприятиях «Мы перед памятью в долгу», «Открытка ветерану».

  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского значения

  • Встречи с ветеранами.

  • Встречи с участниками современных войн, Героями России.

  • Единые классные часы.

  • Спортивно-конкурсные программы.

Классные часы и беседы

1 класс
1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я - Россиянин».

2 класс
1. «История моей улицы».
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»

3 класс
1. «История моего города ».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».

4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»

5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».


6 класс
1. «Защищать Родину - это почётный долг».
2. «Литературное наследие России».
3. «Отец, Отчизна, Отечество».
4. «Праздники русского народа».

7 класс
1. «Праздники народов России».
2. «Искусство России и земли тюменской»
3. Куряне в годы Великой Отечественной войне».

8. класс
1. «Гражданин ли я России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «Русские за границей».

9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Дети на защите Отечества».
4. «Семейные праздники и традиции».

План месячника

«Мы - будущие защитники Отечества» (февраль)

Мероприятие

класс

1.

Конкурс рисунков «Моё Отечество»

1 - 4

2.

Конкурс плакатов «Высокое звание - российский солдат»

7-9

3.

Конкурс художественных открыток к 23 февраля

5 - 7

4.

Конкурс патриотической песни

1 - 9

5.

Смотр песни и строя

2 - 4

5 - 7

6.

Уроки мужества: «Подвигу народа жить в веках», «Звучи, памяти набат!», «Поклонимся великим тем годам», «Жизнь замечательных людей»

1 - 9

7.

Военно-спортивный праздник: «Ой вы, добры молодцы»

6-9

V. Ожидаемые результаты

  • повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы;

  • сформированное чувство гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

  • осознание учащимися ответственности перед своей семьей, сформированное чувство чести рода, семьи;

  • активное участие и призовые места в районных, городских, краевых конкурсах;

  • улучшение качественных показателей здоровья учащихся;

  • позитивное отношение к труду;

  • улучшение состояния окружающей среды в пределах микрорайона, благоустройство территории школы;

  • повышение уровня воспитанности учащихся.



© 2010-2022