Учебное пособие В помощь преподавателю

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учебное пособие В помощь преподавателю

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Учебное пособие В помощь преподавателю

филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ






Типы и структура уроков в условиях реализации модульно-компетентного подхода



Калининград,2012

Технологии модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся.

Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала (индивидуализация и дифференциация в обучении).

В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает студента объективно оценить свои способности, результаты своего труда. Обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний.

Применение модульной технологии позволяет сформировать общеучебные компетенции: информационную, коммуникативную, самоорганизацию, самообучение. В процессе перехода на модульное обучение прежде всего разрабатывается модульная программа, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Для этого учебное содержание структурируется в определенные блок, выделяются стержневые идеи курса. После этого формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ), которая имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником (т.е. ЗНАТЬ) и ориентация на его использование в практике (т.е. УМЕТЬ), а также для изучения учебного материала в будущем. Затем из комплексной дидактической цели (КДЦ) выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.

В рамках реализации модульно-компетентного подхода, используются классические типы уроков с акцентом на самообразование и самооценку студентов.





Основные звенья (этапы) современного урока.

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью к уроку;

  2. Проверка домашнего задания;

  3. Проверка знаний и умений для подготовки к новой теме;

  4. Постановка цели занятия;

  5. Организация восприятия и осмысления новой информации;

  6. Первичная проверка понимания;

  7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

  8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

  9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

  10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и студентом, оценка знаний;

  11. Подведение итогов урока;

  12. Домашнее задание.

Существуют следующие типы уроков.

1. Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

2. Основные элементы.

Структура урока изучение нового материала:



  1. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

  2. Указание на то, что студенты должны запомнить;

  3. Мотивация запоминание и длительного сохранения в памяти;

  4. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

  5. Первичное закрепление под руководством преподавателя посредствам прямого повторения, частичных выводов;

  6. Контроль результатов первичного запоминания;

  7. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  8. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  9. Частое включение опорного материала для заполнения в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминание и применения.

Структура урока формирования умений и навыков:



  1. Постановка цели урока;

  2. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  3. Проведение проверочных упражнений;

  4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

  5. Упражнения на их освоение;

  6. Упражнения на их закрепление;

  7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

  8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  9. Упражнения творческого характера;

  10. Итоги урока;

  11. Задание на дом.

Структура урока закрепление и развития знаний, умения, навыков:



  1. Сообщение студентам цели предстоящей работы;

  2. Воспроизведение знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

  3. Выполнение различных заданий, задач, упражнений (самостоятельная работа);

  4. Проверка выполнения работ;

  5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  6. Задание на дом.

Структура урока повторение (систематизация, обобщение):



  1. Организация начала урока;

  2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

  3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов практической и мыслительной деятельности. На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

  4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

  5. Задание на дом.

Структура урока проверка знаний:



  1. Организация начала урока.

  2. Постановка задач урока. Преподаватель сообщает студентам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы студенты вспомнили соответствующие правила и пользовались ими. Напоминает ,чтобы студенты обязательно сами проверили работы;

  3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктанты, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задание по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого студента;

  4. Подведение итогов урока. Преподаватель выбирает хорошие работы студентов, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками;

  5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применение знаний, умений и навыков:



  1. Организация начала урока;

  2. Сообщение темы урока и его задач;

  3. Изучение новых знаний необходимых для формирования умений;

  4. Формирование, закрепление первичных умений, применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

  5. Упражнение в применении знаний и умений в измененных условиях;

  6. Творческое применение знаний и умений;

  7. Итог урока с оценкой проделанной студентами работы;

  8. Домашнее задание.

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):



  1. Организация начала урока.

  2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока;

  3. Подготовка студентов к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

  4. Изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

  5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

  6. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

  7. Подведение итогов и результатов урока;

  8. Задание на дом;

  9. Подготовка (предварительная работа), необходимая студентам для изучения новой темы (не всегда).









Примерная структура урока изучение нового материала

(на основе использования компетентного подхода).



Группа _____Курс____

Дисциплина:_____________________________________________

Тема (№ урока):_______________________________________________________________

Преподаватель:________________________________________________________________

Дисциплина:_____________________________________________

Тема (№ урока):_______________________________________________________________

Преподаватель:________________________________________________________________

Тема интегрированного урока.

Вид занятия:___________________________________________________________________

Тип занятия:___________________________________________________________________

Метод проведения:_____________________________________________________________

Межпредметные связи:_________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Цели урока:

  • Обучающая;

_______________________________________________________________________

  • Развивающая;

_______________________________________________________________________

  • Воспитательная.

_______________________________________________________________________



Перечень компетенций формируемых в процессе изучения нового материала.

Дисциплина

Общие

Профессиональные






Критерии (уровни) оценки компетенций сформированных на уроке:

__________________________________________________________

__________________________________________________________







Этапы урока.

Этапы урока

Время

1.

Организационный момент.

5 мин.

2.

Опрос (повторение изученного ранее материала).

10 мин.

3.

Мотивация студентов.

5 мин.

4.

Изучение новой темы.

20 мин.

5.

Самостоятельное изучение нового материала, развитие компетенций.

30 мин.

6.

Закрепление нового материала.

10 мин.

7.

Подведение итогов урока. Оценка знаний компетенции.

5 мин.

8.

Задание на дом.

5 мин.

Всего:

90 мин.









Примерная структура плана урока формирование умений, навыков, компетенций.

(на основе использования компетентного подхода).

Группа _____Курс____

Дисциплина:_____________________________________________

Преподаватель:________________________________________________________________

Тема урока:____________________________________________________________________

Тип урока:_____________________________________________________________________

Вид урока:_____________________________________________________________________

Метод проведения:_____________________________________________________________

Межпредметные связи:_________________________________________________________

Методическое и техническое сопровождение урока:_________________________________

______________________________________________________________________________

Цели урока:

  • Обучающая;

______________________________________________________________________________

  • Развивающая;

______________________________________________________________________________

  • Воспитательная.

______________________________________________________________________________

Формирование компетенций в процессе урока:

  • Общие компетенции__________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



  • Профессиональные компетенции___________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Критерии (уровни) оценки знаний, умений, компетенций:____________________________

______________________________________________________________________________

Технология оценки знаний, умений, компетенций:__________________________________

______________________________________________________________________________

Формы, методы - организация самостоятельной работы студентов (содержание «Портфолио студента»)._________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Этапы урока.

Этапы урока

Время

1.

Организационный момент.

5 мин.

2.

Опрос (оценка компетенций).

15 мин.

3.

Мотивация студентов к уроку.

5 мин.

4.

Инструктаж к проведению практикума [тренинги, самостоятельные работы, демонстрация образцов(эталонов)].

10 мин.

5.

Самостоятельная работа студентов.

40 мин.

6.

Подведение итогов урока, оценка самостоятельной деятельности студентов на уроке.

10 мин.

7.

Домашнее задание.

5 мин.

Всего:

90 мин.



© 2010-2022