- Преподавателю
- Директору, завучу
- Учебное пособие В помощь преподавателю
Учебное пособие В помощь преподавателю
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малиновская Н.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Типы и структура уроков в условиях реализации модульно-компетентного подхода
Калининград,2012
Технологии модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся.
Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала (индивидуализация и дифференциация в обучении).
В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает студента объективно оценить свои способности, результаты своего труда. Обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний.
Применение модульной технологии позволяет сформировать общеучебные компетенции: информационную, коммуникативную, самоорганизацию, самообучение. В процессе перехода на модульное обучение прежде всего разрабатывается модульная программа, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Для этого учебное содержание структурируется в определенные блок, выделяются стержневые идеи курса. После этого формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ), которая имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником (т.е. ЗНАТЬ) и ориентация на его использование в практике (т.е. УМЕТЬ), а также для изучения учебного материала в будущем. Затем из комплексной дидактической цели (КДЦ) выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.
В рамках реализации модульно-компетентного подхода, используются классические типы уроков с акцентом на самообразование и самооценку студентов.
Основные звенья (этапы) современного урока.
-
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью к уроку;
-
Проверка домашнего задания;
-
Проверка знаний и умений для подготовки к новой теме;
-
Постановка цели занятия;
-
Организация восприятия и осмысления новой информации;
-
Первичная проверка понимания;
-
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
-
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
-
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
-
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и студентом, оценка знаний;
-
Подведение итогов урока;
-
Домашнее задание.
Существуют следующие типы уроков.
1. Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
2. Основные элементы.
Структура урока изучение нового материала:
-
Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
-
Указание на то, что студенты должны запомнить;
-
Мотивация запоминание и длительного сохранения в памяти;
-
Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
-
Первичное закрепление под руководством преподавателя посредствам прямого повторения, частичных выводов;
-
Контроль результатов первичного запоминания;
-
Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
-
Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
-
Частое включение опорного материала для заполнения в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминание и применения.
Структура урока формирования умений и навыков:
-
Постановка цели урока;
-
Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
-
Проведение проверочных упражнений;
-
Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
-
Упражнения на их освоение;
-
Упражнения на их закрепление;
-
Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
-
Упражнения на перенос в сходную ситуацию;
-
Упражнения творческого характера;
-
Итоги урока;
-
Задание на дом.
Структура урока закрепление и развития знаний, умения, навыков:
-
Сообщение студентам цели предстоящей работы;
-
Воспроизведение знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
-
Выполнение различных заданий, задач, упражнений (самостоятельная работа);
-
Проверка выполнения работ;
-
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
-
Задание на дом.
Структура урока повторение (систематизация, обобщение):
-
Организация начала урока;
-
Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
-
Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов практической и мыслительной деятельности. На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
-
Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
-
Задание на дом.
Структура урока проверка знаний:
-
Организация начала урока.
-
Постановка задач урока. Преподаватель сообщает студентам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы студенты вспомнили соответствующие правила и пользовались ими. Напоминает ,чтобы студенты обязательно сами проверили работы;
-
Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктанты, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задание по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого студента;
-
Подведение итогов урока. Преподаватель выбирает хорошие работы студентов, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками;
-
Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применение знаний, умений и навыков:
-
Организация начала урока;
-
Сообщение темы урока и его задач;
-
Изучение новых знаний необходимых для формирования умений;
-
Формирование, закрепление первичных умений, применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
-
Упражнение в применении знаний и умений в измененных условиях;
-
Творческое применение знаний и умений;
-
Итог урока с оценкой проделанной студентами работы;
-
Домашнее задание.
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
-
Организация начала урока.
-
Проверка домашнего задания, постановка цели урока;
-
Подготовка студентов к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
-
Изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
-
Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
-
Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
-
Подведение итогов и результатов урока;
-
Задание на дом;
-
Подготовка (предварительная работа), необходимая студентам для изучения новой темы (не всегда).
Примерная структура урока изучение нового материала
(на основе использования компетентного подхода).
Группа _____Курс____
Дисциплина:_____________________________________________
Тема (№ урока):_______________________________________________________________
Преподаватель:________________________________________________________________
Дисциплина:_____________________________________________
Тема (№ урока):_______________________________________________________________
Преподаватель:________________________________________________________________
Тема интегрированного урока.
Вид занятия:___________________________________________________________________
Тип занятия:___________________________________________________________________
Метод проведения:_____________________________________________________________
Межпредметные связи:_________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Цели урока:
-
Обучающая;
_______________________________________________________________________
-
Развивающая;
_______________________________________________________________________
-
Воспитательная.
_______________________________________________________________________
Перечень компетенций формируемых в процессе изучения нового материала.
Дисциплина
Общие
Профессиональные
Критерии (уровни) оценки компетенций сформированных на уроке:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Этапы урока.
№
Этапы урока
Время
1.
Организационный момент.
5 мин.
2.
Опрос (повторение изученного ранее материала).
10 мин.
3.
Мотивация студентов.
5 мин.
4.
Изучение новой темы.
20 мин.
5.
Самостоятельное изучение нового материала, развитие компетенций.
30 мин.
6.
Закрепление нового материала.
10 мин.
7.
Подведение итогов урока. Оценка знаний компетенции.
5 мин.
8.
Задание на дом.
5 мин.
Всего:
90 мин.
Примерная структура плана урока формирование умений, навыков, компетенций.
(на основе использования компетентного подхода).
Группа _____Курс____
Дисциплина:_____________________________________________
Преподаватель:________________________________________________________________
Тема урока:____________________________________________________________________
Тип урока:_____________________________________________________________________
Вид урока:_____________________________________________________________________
Метод проведения:_____________________________________________________________
Межпредметные связи:_________________________________________________________
Методическое и техническое сопровождение урока:_________________________________
______________________________________________________________________________
Цели урока:
-
Обучающая;
______________________________________________________________________________
-
Развивающая;
______________________________________________________________________________
-
Воспитательная.
______________________________________________________________________________
Формирование компетенций в процессе урока:
-
Общие компетенции__________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
-
Профессиональные компетенции___________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Критерии (уровни) оценки знаний, умений, компетенций:____________________________
______________________________________________________________________________
Технология оценки знаний, умений, компетенций:__________________________________
______________________________________________________________________________
Формы, методы - организация самостоятельной работы студентов (содержание «Портфолио студента»)._________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Этапы урока.
№
Этапы урока
Время
1.
Организационный момент.
5 мин.
2.
Опрос (оценка компетенций).
15 мин.
3.
Мотивация студентов к уроку.
5 мин.
4.
Инструктаж к проведению практикума [тренинги, самостоятельные работы, демонстрация образцов(эталонов)].
10 мин.
5.
Самостоятельная работа студентов.
40 мин.
6.
Подведение итогов урока, оценка самостоятельной деятельности студентов на уроке.
10 мин.
7.
Домашнее задание.
5 мин.
Всего:
90 мин.