Выступление на педагогическом совете

Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе. Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пристанционная средняя общеобразовательная школа

муниципального образования Арсеньевский район»



Выступление

на педагогическом совете



Личность педагога в современной школе


Заместитель директора по УВР

Чибисова Н.Н.










Январь, 2011

Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я» глазами коллег.

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос: как задать смысловую устремленность учителя на творчество, на познание, на саморазвитие, так как в конечном итоге качество образования зависит от той позиции, которую принял на себя учитель. Внедрение гуманистических установок в сознание учителя сегодня выступает условием изменения образования. Личность педагога становиться ключевым звеном в школьных изменениях. Следует изменить свою позицию. Применять в соей работе методы социгровой педагогики, которые позволяют учителю не выступать в качестве руководителя деятельности исполнения, а быть участником совместно распределенной деятельности. Тогда годы учебы детей станут радостными, и дети не оттолкнуться от педагога, и будут жить с ним одной жизнью. Что для этого должен сделать учитель?

1. Не должен идеализировать, упрощать природу ребенка.

2. Следует признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явлений в процессе развития детей.

3. Помнить, что в каждом ребенке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения вступающих перед ним проблем.

4. Обеспечить соответствующее условие для реализации этих возможностей, не навязываю детям ни идеалов, ни образцов, так как это ведет к неприятию себя и как следствие к ошибкам, конфликтам и неврозам. Только если ребенок поймет что он личность, он будет уважать себя, будет достаточно уверенный в своих силах человек. Открыт для непростого и рискованного процесса самораскрытия и саморазвития. Учитель получает ребенка таким, каким он есть, это и позволяет ему сделать социгровую педагогику, включающую в себя разные формы обучения:

1. Групповую

2. Игровую

3. Гостевую

4. Метод конструктивного диалога.

1. Групповое обучение - это работа в парах, тройках и 5-ках сменного состава. В микрогруппе дети лучше высказывают свою точку зрения, уважительно относится к мнению другого, подчиняют свою точку зрения мнению товарища, если они ближе к мнению при обсуждении учебной ситуации.

2. Игра - сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется речь.

3. Умеешь сам - научи другого - это девиз гостевой формы обучения. Правила гостеприимства знает каждый ребенок. Главное из них уважение. На основе делового общения дети могут организовывать работу в группе, классе или между классами.

4. Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.

Развивать личность ребенка помогает применение учителем:

1. психологическую безопасность, которая складывается в случае признания педагогом безусловной ценности каждого ребенка.

2. отказе от внешнего оценивания.

3. глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.

Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Заповеди современного учителя самому себе

  1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообраз­ное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.

( Единственное исключение - неприятие в ребен­ке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью)

  1. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отри­цательные.

( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)

  1. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.

  2. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты ду­маешь, что знаешь). (Иногда можно приме­нить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге все­гда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).

  3. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

(Нахо­ди прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети бу­дут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого)

Ты эти заповеди чти: их три десятка слишком,

А для тебя они - ключи ко всем твоим детишкам.

В работу взять не позабудь улыбку, доброту и сказку.

В любой урок найдешь ты путь, войдешь в любую душу.

Прочтешь на лицах у детей и радость и тревогу

Ты побываешь в семьях их и станешь другом их.

Исходя из предназначения школы, можно выделить такие

Направления работы педагогов.

Интеллектуальное развитие

обучение их основам наук и развитие предметных компетенций.

Социальное развитие

передача социальных знаний, формирование социального опыта решения задач

Эмоциональное развитие

умения адекватно реагировать на окружающих выражать свои эмоции.

В современном обществе авторитет учителя заметно снизился, в чём, несомненно, виновно как общество, так и сам учитель. Сейчас остро назрела необходимость возрождения популярности учительской и профессии и уважение к ней. А почему же так важен именно авторитетный учитель? Фиксированное наблюдение за реакциями учащихся при изучении их отношений с учителями (по наблюдениям психологов):

Действия учителя

Реакция учащихся

если учитель пользуется ав­торитетом

при нейтральном отношении к учителю

при отрицательном от­ношении к учителю

Просьба

Проявление радости

Согласие выполнить без обязательности

Согласие без выполнения

Совет

Обязательность выполнения

Выполнение при наличии своих интересов

Игнорирование

Требование

Качественное, добросовестное выполнение

Формальное выполнение

Уход от выполнения тре­бования

Угроза

Чувство вины перед учителем

Самооправдание поведе­ния

Пренебрежение к угрозе

Наказание

Исправление

Приспособленчество

Озлобление

Поощрение

Повышение ответственности и требовательности к себе

Самодовольство

Презрение к учителю

Обещание

Помощь учителю в выполнении обещанного им

Сомнение, скептицизм к обещанному

Принижение значения вы­полненного обещания и злорадство по поводу его невыполнения

Ошибки

Помощь учителю в его работе

Повышение критичности к учителю

Усиление негативного отношения к учителю

Пожелание всем присутствующим:

1. Быть преданными ученикам и дулу обучения

2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство

3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями

4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.

Решение педагогического совета:

1. Учителям-предметникам осуществлять педагогическую деятельность с учетом взаимосвязи цели Программы развития ОУ и цели урока, возможностей и способностей учащихся и педагогов.

2. Администрации школы создать условия для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся с учетом профессионального мастерства педагогов, индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.


6


© 2010-2022