- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление на педагогическом совете
Выступление на педагогическом совете
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чибисова Н.Н. |
Дата | 13.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристанционная средняя общеобразовательная школа
муниципального образования Арсеньевский район»
Выступление
на педагогическом совете
Личность педагога в современной школе
Заместитель директора по УВР
Чибисова Н.Н.
Январь, 2011
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я» глазами коллег.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос: как задать смысловую устремленность учителя на творчество, на познание, на саморазвитие, так как в конечном итоге качество образования зависит от той позиции, которую принял на себя учитель. Внедрение гуманистических установок в сознание учителя сегодня выступает условием изменения образования. Личность педагога становиться ключевым звеном в школьных изменениях. Следует изменить свою позицию. Применять в соей работе методы социгровой педагогики, которые позволяют учителю не выступать в качестве руководителя деятельности исполнения, а быть участником совместно распределенной деятельности. Тогда годы учебы детей станут радостными, и дети не оттолкнуться от педагога, и будут жить с ним одной жизнью. Что для этого должен сделать учитель?
1. Не должен идеализировать, упрощать природу ребенка.
2. Следует признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явлений в процессе развития детей.
3. Помнить, что в каждом ребенке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения вступающих перед ним проблем.
4. Обеспечить соответствующее условие для реализации этих возможностей, не навязываю детям ни идеалов, ни образцов, так как это ведет к неприятию себя и как следствие к ошибкам, конфликтам и неврозам. Только если ребенок поймет что он личность, он будет уважать себя, будет достаточно уверенный в своих силах человек. Открыт для непростого и рискованного процесса самораскрытия и саморазвития. Учитель получает ребенка таким, каким он есть, это и позволяет ему сделать социгровую педагогику, включающую в себя разные формы обучения:
1. Групповую
2. Игровую
3. Гостевую
4. Метод конструктивного диалога.
1. Групповое обучение - это работа в парах, тройках и 5-ках сменного состава. В микрогруппе дети лучше высказывают свою точку зрения, уважительно относится к мнению другого, подчиняют свою точку зрения мнению товарища, если они ближе к мнению при обсуждении учебной ситуации.
2. Игра - сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется речь.
3. Умеешь сам - научи другого - это девиз гостевой формы обучения. Правила гостеприимства знает каждый ребенок. Главное из них уважение. На основе делового общения дети могут организовывать работу в группе, классе или между классами.
4. Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.
Развивать личность ребенка помогает применение учителем:
1. психологическую безопасность, которая складывается в случае признания педагогом безусловной ценности каждого ребенка.
2. отказе от внешнего оценивания.
3. глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.
Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.
Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.
Заповеди современного учителя самому себе
-
Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
( Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью)
-
Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.
( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)
-
Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.
-
Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).
-
Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.
(Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого)
Ты эти заповеди чти: их три десятка слишком,
А для тебя они - ключи ко всем твоим детишкам.
В работу взять не позабудь улыбку, доброту и сказку.
В любой урок найдешь ты путь, войдешь в любую душу.
Прочтешь на лицах у детей и радость и тревогу
Ты побываешь в семьях их и станешь другом их.
Исходя из предназначения школы, можно выделить такие
Направления работы педагогов.
-
Интеллектуальное развитие
обучение их основам наук и развитие предметных компетенций.
Социальное развитие
передача социальных знаний, формирование социального опыта решения задач
Эмоциональное развитие
умения адекватно реагировать на окружающих выражать свои эмоции.
В современном обществе авторитет учителя заметно снизился, в чём, несомненно, виновно как общество, так и сам учитель. Сейчас остро назрела необходимость возрождения популярности учительской и профессии и уважение к ней. А почему же так важен именно авторитетный учитель? Фиксированное наблюдение за реакциями учащихся при изучении их отношений с учителями (по наблюдениям психологов):
Действия учителя
Реакция учащихся
если учитель пользуется авторитетом
при нейтральном отношении к учителю
при отрицательном отношении к учителю
Просьба
Проявление радости
Согласие выполнить без обязательности
Согласие без выполнения
Совет
Обязательность выполнения
Выполнение при наличии своих интересов
Игнорирование
Требование
Качественное, добросовестное выполнение
Формальное выполнение
Уход от выполнения требования
Угроза
Чувство вины перед учителем
Самооправдание поведения
Пренебрежение к угрозе
Наказание
Исправление
Приспособленчество
Озлобление
Поощрение
Повышение ответственности и требовательности к себе
Самодовольство
Презрение к учителю
Обещание
Помощь учителю в выполнении обещанного им
Сомнение, скептицизм к обещанному
Принижение значения выполненного обещания и злорадство по поводу его невыполнения
Ошибки
Помощь учителю в его работе
Повышение критичности к учителю
Усиление негативного отношения к учителю
Пожелание всем присутствующим:
1. Быть преданными ученикам и дулу обучения
2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство
3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями
4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.
Решение педагогического совета:
1. Учителям-предметникам осуществлять педагогическую деятельность с учетом взаимосвязи цели Программы развития ОУ и цели урока, возможностей и способностей учащихся и педагогов.
2. Администрации школы создать условия для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся с учетом профессионального мастерства педагогов, индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.
6