Практико-ориентированный проект «Создание условий для информационной открытости образовательной организации»

В нашем понимании, школа должна проводить политику открытой образовательной среды, чтобы донести до широкой общественности свою образовательную программу, результаты учебной деятельности, раскрыть свой потенциал и показать перспективы своей деятельности. Новый Федеральный закон № 273-ФЗ продолжает политику по обеспечению информационной открытости образовательных организаций путем публикации сведений о них в сети «Интернет». В Федеральном законе № 273-ФЗ этому вопросу посвящена отдельная статья ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практико-ориентированный проект

«Создание условий для информационной открытости образовательной организации»


О.Г. Гуляевская, директор МОБУ «Средняя общеобразовательная

школа №73» г. Оренбурга


В нашем понимании, школа должна проводить политику открытой образовательной среды, чтобы донести до широкой общественности свою образовательную программу, результаты учебной деятельности, раскрыть свой потенциал и показать перспективы своей деятельности.

Новый Федеральный закон № 273-ФЗ продолжает политику по обеспечению информационной открытости образовательных организаций путем публикации сведений о них в сети «Интернет». В Федеральном законе № 273-ФЗ этому вопросу посвящена отдельная статья 29.

Практико-ориентированный проект:

  • имеет стратегический характер;

  • ориентирован на комплексный подход в его реализации;

  • призван значительно улучшить систему предоставления открытых форм отчетности.

Цель проекта

- использование политики открытой образовательной среды как ресурса развития образовательной организации в целях повышения эффективности образовательного процесса

Задачи:

  • формирование информационной компетентности участников образовательного процесса;

  • увеличение роли родительской общественности в системе государственно-общественного управления образовательным процессом;

  • установление партнерских взаимоотношений с образовательными учреждениями и другими организациями;

  • переход на электронную форму ведения школьной документации;

  • создание устойчивого положительного имиджа школы у жителей микрорайона

Объект исследования: образовательная организация МОБУ «СОШ №73»

Предмет исследования: информационная открытость образовательной организации

Анализ исходной ситуации:

Особенности образовательной политики

Экономическая ситуация в образовательной сфере

Изменение государственной политики в области образования:

- Национальная доктрина образования РФ;

- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

- Национальный проект «Образование»

- ЕГЭ, ОГЭ

- ФГОС

- профильное обучение

- Переход на нормативно - подушевое финансирование;

- нарастание конкурентных тенденций в образовательной сфере;

- расширение спектра образовательных услуг;

- необходимость поиска дополнительных источников финансирования (получение инвестиций, спонсорской помощи и т.п.)

Социокультурные тенденции

Технологические инновации

- стабильно выгодная демографическая ситуация в микрорайоне (плановая многоэтажная застройка, некоторое увеличение рождаемости);

- положительный имидж образовательного учреждения у жителей микрорайона, высокий ресурс доверия;

- наличие существенных оснований для обмена информацией (образовательная программа ОУ, комплектация 1-х и 10 классов, ФГОС);

- представление ОУ в СМИ, связи с общественностью;

- проведение на базе школы мероприятий разного уровня, организация встреч с общественностью

- внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий;

- работа школьного сайта;

- возможность дистанционного образования и использования ЭОР;

- введение системы электронных дневников и переход на электронную форму ведения школьной документации;

- возможность участия в online - проектах (конференциях, вебинарах, телемостах)

Выводы:

  • информация об изменениях в образовательной политике должна быть доведена до сведения общественности;

  • в условиях конкуренции в образовательной сфере необходимо предоставлять информацию об особенностях и преимуществах образовательной организации;

  • информационная открытость образовательной организации,

  • прозрачность механизмов принятия решений обеспечивает высокий ресурс доверия потенциальных заказчиков образовательных услуг

Возможные эффекты реализации проекта

Сильные стороны

Слабые стороны

Оперативное и полное доведение информации до общественности;

организация сотрудничества с ОУ и другими организациями;

получение обратной связи от участников образовательного процесса позволит осуществлять долгосрочное планирование развития ОУ;

создание устойчивого положительного имиджа ОУ у потенциальных заказчиков образовательных услуг

Необходимость дополнительных временных затрат и ресурсов для обеспечения доступа к информации участников образовательного процесса;

доступ к информации открывает знание о конкурентных позициях ОУ и может быть использован другими ОУ для привлечения потенциальных участников образовательного процесса

Возможности

Угрозы

Создание положительного имиджа ОУ у участников образовательного процесса обеспечит стабильную работу школы в новых условиях;

внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий обеспечит новые возможности для образовательного процесса;

расширение участия общественности в государственно-общественном управлении ОУ;

сотрудничество с ОУ и другими организациями, возможность сетевого взаимодействия по разным вопросам

Доступ к информации открывает не только сильные, но и слабые стороны деятельности ОУ;

риск создания отрицательного имиджа в случае получения негативной информации;

утрата доверия в случае получения недостоверной информации;

заказчики образовательных услуг предпочтут конкурентные позиции, предлагаемые другими ОУ

Выводы:

  • ближайшая социальная среда доброжелательно принимает перемены, происходящие в школе;

  • разъяснение образовательной политики школы и других видов деятельности повышает доверие участников образовательного процесса и обеспечивает тем самым стабильность работы ОУ и возможность долгосрочного планирования своей деятельности;

  • информационная открытость образовательного учреждения, применение PR-технологий обеспечивают продвижение ОУ на рынке образовательных услуг

Актуальность проекта.

Невозможно жить в стремительно меняющемся мире и оставаться в стороне от процесса модернизации.

Политика открытой образовательной среды

  • дает возможность согласовать требования и запросы участников образовательного процесса;

  • позволяет формировать и развивать систему социального партнерства, обеспечивает вовлечение общественности в деятельность школы;

  • позволяет создать положительный имидж школы, обеспечивает привлечение новых учащихся и квалифицированных педагогических кадров;

  • позиционирование школы на рынке образовательных услуг, информирование о деятельности, создание прочной позитивной репутации - гарантия успешного развития школы

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Мероприятия по реализации проекта

I этап. Подготовительный.

Обоснование актуальности Проекта. Создание рабочих групп по основным направлениям работы, разработка механизма реализации Проекта, системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта. Методическое обеспечение проекта, разработка нормативно-правовой базы. Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса. Апробирование механизмов реализации Проекта и форм контроля

II этап. Основной.

Реализация основных направлений Проекта. Выявление проблем и внесение корректив. Подведение промежуточных итогов реализации Проекта. Предварительная оценка эффективности Проекта.

III этап. Анализ результатов.

Анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе реализации Проекта. Оценка эффективности Проекта. Презентация Проекта в педагогическом сообществе



Основные модули проекта и способы их внедрения в

образовательную практику.


I модуль. Публичный доклад


Виды деятельности по модулям Проекта

Способы внедрения

Разработка оптимальной структуры Публичного доклада.

Внедрение в практику представления краткой и полной версии публичного доклада.

Представление комментариев к публичному докладу.

Доступность языка и стиля публичного доклада для общественности.

Разработка системы аналитических индикаторов. Использование наглядных форм представления статистических данных.

Размещение публичного доклада на сайте школы.

Использование публичного доклада как двустороннего информационного канала для получения обратной связи от представителей социума.

Внешняя оценка Публичного доклада

Создание рабочей группы по разработке и написанию публичного доклада,

утверждение модели публичного доклада, его структуры и способов подачи информации.

Разработка методики представления материалов в публичном докладе.

Размещение на сайте, наличие ссылок на публичный доклад в опубликованных документах.

Представление публичного доклада широкому кругу общественности, его обсуждение

II модуль. Школьный сайт

1. Изменения технического характера.

Единый технический стиль создания разделов сайта.

Создание удобной системы навигации по разделам сайта.

Создание условий обеспечивающих стабильную работу сайта.

2. Изменения структуры сайта.

Систематизация материалов школьного сайта.

Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга и т.п.).

Оперативное обновление информации школьного сайта.

3. Использование сайта как инструмента для обеспечения общественного участия в образовании

Размещение на сайте информации, ориентированной на внешнего потребителя.

Изучение контингента основных пользователей школьного сайта.

Размещение на сайте материалов для ознакомления и публичного обсуждения.

Расширение каналов предоставления/получения информации и увеличения числа адресатов/источников информации.

Дифференциация информационных потоков:

- информация прямого доступа;

- открытая информация непрямого доступа;

- закрытая информация непрямого доступа;

- создание сетевого сообщества

Разработка оптимальных технических решений по созданию, эксплуатации и представлению информации на сайте.

Утверждение разделов сайта, информации, представленной на сайте.

Размещение на сайте интерактивных опросов с их последующим обсуждением в целевой аудитории.

Разработка режима обновлений материалов школьного сайта

Введение разделов «Страница психолога», «Методическая работа», «Социально-педагогическая служба»

Проведение анкетирования по использованию материалов школьного сайта участниками образовательного процесса

Введение специального маркера «Открытое обсуждение», размещение анонсов новостей на главной странице.

Публикация ссылок на интерактивные образовательные проекты: открытые олимпиады, конкурсы; ЭОР

Подготовка методического обеспечения для разработки предметных страниц.

Внедрение элементов дистанционного образования.

Разработка и внедрение системы электронных дневников.

Рассмотреть вопрос создания сетевого сообщества на портале «Дневник.ру»

III модуль. Союз родителей. Ученическое самоуправление

Определение структуры и содержания информации, представляемой Союзом родителей.

Вовлечение общественности в деятельность школы, включая управление образовательным учреждением.

Организация сбора, подготовки и представление информационных материалов, необходимых для родителей.

Изучение спроса на образовательные услуги.

Выделение целевых аудиторий для предоставления информации (дни открытых дверей для будущих первоклассников, информирование родителей среднего и старшего звена о качестве образовательных услуг ОУ, комплектация профильных классов)

Работа общественной организации «МОДЕМ» - органа ученического самоуправления

Создание нормативно-правовой базы деятельности Союза родителей.

Утверждение перечня материалов, представляемых родительской общественности.

Классификация целевой аудитории:

- родители будущих первоклассников (обращение директора на сайте, проведение дней открытых дверей с интерактивной программой презентации школы, занятия по подготовке в 1 класс);

- отчет о работе и достижениях ОУ за текущих период

- проведение целевых родительских собраний по формированию 10 классов.

Создание и совершенствование нормативно-правовой базы ученического самоуправления.

IV модуль. Создание устойчивого положительного имиджа школы

Применение PR (public relations) технологий как основного ресурса сопровождения проектов, реализуемых школой; привлечение внимания к деятельности ОУ;

Участие в профессиональных конкурсах и проектах;

IR (investor relations) отработка системы взаимодействия с социальными партнерами, возможными спонсорами.

MR (media relations) работа со СМИ; формирование имиджа и управление репутацией школы

Создание информационных материалов: буклеты, электронная презентация проектов, реализуемых школой;

Участие в конкурсах «Педагог года», «Лучший учитель г. Оренбурга, ПНПО, «Самый классный классный», «Педагогический дебют», «Лучший ученик г. Оренбурга», представление школы в сетевом педагогическом сообществе.

Разработка стратегий сотрудничества с учреждениями дошкольного и дополнительного образования, отработка элементов сетевого взаимодействия.


© 2010-2022