СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГРУППАХ ФИЛИАЛА ТЕХНИКУМА

Хорошо отлаженная в советские времена система воспитательной работы с молодым подрастающим поколением в 90-е годы ХХ века была разрушена. Канули в лету пионерская организация и комсомол, в которых система самоуправления была четко выстроена, реально действовала и давала свои положительные результаты. В период перехода к рыночной экономике большая часть молодежи не видела необходимости в позитивной самореализации, направленной на духовно-нравственное развитие личности. Результатом явилось появлен...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки Курской области

Большесолдатский филиал

ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум»











студенческое самоуправление в группах филиала техникума



Иноземцева Татьяна Николаевна

преподаватель












с. Большое Солдатское, 2014 г.



Воспитательная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования общеобразовательной для среднего профессионального образования.

Одобрена Зам. по воспитательной работе

Большесолдатского филиала

Протокол № __ от _______2014 г. Зам. по воспитательной работе

______________




Составитель:

Иноземцева Т.Н., преподаватель Большесолдатского филиала ОБОУ СПО «ССХТ»





Хорошо отлаженная в советские времена система воспитательной работы с молодым подрастающим поколением в 90-е годы ХХ века была разрушена. Канули в лету пионерская организация и комсомол, в которых система самоуправления была четко выстроена, реально действовала и давала свои положительные результаты. В период перехода к рыночной экономике большая часть молодежи не видела необходимости в позитивной самореализации, направленной на духовно-нравственное развитие личности. Результатом явилось появление и укоренение потребительского отношения к жизни, нежелание вносить свой вклад в улучшение окружающей действительности, отсутствие карьерных устремлений в профессиональной деятельности.

Безусловно, эти перемены коснулись и Большесолдатского филиала. Перед педагогическим коллективом встал вопрос: «Что сделать, чтобы изменить психологию студентов, а, значит, и их поведение в направлении формирования общечеловеческих и нравственных ценностей, активизации их жизненной позиции?»

На современном этапе развития общества неуклонно возрастает общественная активность студенческой молодежи. И, прежде всего, она выражается в развитии студенческого движения. Это происходит по той причине, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав.

Наиболее лучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективнаясамоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление.

Современная литература дает нам следующее толкование этого понятия:

Студенческое самоуправление - форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности.

На основе приведенного определения можно констатировать, что студенческое самоуправление - это самостоятельность студенчества в проявлении инициативы, принятии решения и его самоорганизации в интересах своего коллектива или студенческой организации. Последнее время немало споров ведется о работе органов студенческого самоуправления. Систематически проводя анкетирование среди и студентов и преподавателей, в нашем техникуме пришли к выводу, что большинство студентов считает, что самоуправление необходимо, что оно приносит пользу и что престижно быть избранным в органы студенческого самоуправления.

Описание модели студенческого самоуправления «Студенческая Федеративная Республика Большесолдатского филиала»

Актуальность постановки проблемы развития студенческого самоуправления в ССУЗ обусловлена самой спецификой студенческой молодёжной среды, отличающейся всегда наибольшей целеустремлённостью, «продвинутостью» в любых начинаниях, активностью жизненной позиции. Таким образом, формирование положительной мотивации у студентов через вовлечение в деятельность органов студенческого самоуправления в учебном и внеучебном социумах является государственно важной задачей ещё и потому, что жажда переустройства, самоутверждения, свойственная этому возрасту (15 - 20 лет), должна быть не стихийной, не разрушающей, а созидающей.

В основу создания и развития студенческого самоуправления в Большесолдатском филиале техникума заложены следующие концептуальные идеи:

1) разностороннее сотрудничество поколений и общественных организаций;

2) формирование социальных и профессиональных компетенций как у студентов, так и у педагогических работников.

Организационная структура студенческого самоуправления в техникуме базируется на следующих принципах:

чёткая иерархия системы;

выделение узловых органов координации, интеграции и управления на каждом уровне;

оптимальное распределение задач, функций и ответственности внутри уровня.

Задачи органов студенческого самоуправления:

1) создать условия для всесторонней реализации потенциала студентов, направленной на профессиональное становление личности;

2) сформировать систему высокоэффективных механизмов раскрытия интеллектуального, творческого и духовного потенциала студентов;

3) разработать и внедрить систему активного взаимодействия органов студенческого самоуправления с администрацией и педагогическим коллективом техникума;

4) сформировать и обучить студенческий актив.

Деятельность органов студенческого самоуправления строится на основе принципов законности, гласности, самостоятельности, добровольности, коллегиальности.

На данный момент в организационной структуре студенческого самоуправления выделено три уровня:

· первичный - коллективы студенческих групп (рисунок 1);

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГРУППАХ ФИЛИАЛА ТЕХНИКУМА

Первичный уровень позволяет путём проведения открытых выборов в группе вовлечь в общественную работу социально активных студентов, которые в последствии будут входить в Министерства Студенческой Федеративной Республики и представлять интересы студентов в управлении учебно-воспитатель­ным процессом в техникуме.

· социально-значимый уровень (рисунок 2);

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГРУППАХ ФИЛИАЛА ТЕХНИКУМА

Рисунок 2 - Структура социально-значимого уровня ССУ.

Студенческий профком - это неотъемлемая часть структуры, благодаря которой формируются, корректируются планы деятельности студенческого самоуправления.

· высший уровень (рисунок 3).

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГРУППАХ ФИЛИАЛА ТЕХНИКУМА

Студенты, входящие в высший уровень ССУ, направляют и координируют работу студенческого самоуправления. Уровень обновляется ежегодно путём проведения деловой игры «Выборы Президента» и назначением министров из числа студентов с учетом их индивидуальных особенностей и желания. Обсуждение вопросов, рассматриваемых на заседаниях Правительства и Парламента, способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса, повышению ответственности студентов за порученное дело.

В настоящее время студенческое самоуправление в техникуме выходит на более высокий уровень - внедрение в практическую деятельность разработанной модели соуправления, что ведет к активизации сотрудничества между работниками техникума и обучающимися. Это своеобразное партнёрство в учебно-воспитательном процессе, когда коллектив не разделяется на студентов и преподавателей, а происходит формирование творческих групп, объединений, в которые входят первокурсники и старшекурсники, педагоги и сотрудники, заинтересованные в решении общих проблем.

Положение о смотре-конкурсе на лучшую академическую группу. Деятельность органа студенческого самоуправления отражается в протоколах заседаний студенческого совета.

Для повышения эффективности работы со студенческим активом ежегодно в летнее время в техникуме проводится лагерь студенческого актива по различным направлениям воспитательной деятельности для студентов 1 - 3 курсов. Задачи лагеря студенческого актива.

1. Воспитание активной жизненной позиции.

2. Формирование умений самостоятельно планировать, организовывать, реализовывать и координировать деятельность по различным направлениям.

3. Развитие творческой активности и инициативы студентов.

Обязанности старост учебных групп

Настоящие должностные обязанности разработаны в целях регламентации работы учебных групп и активизации их деятельности.

Староста учебной группы обязан:

1) совместно с классным руководителем осуществлять контроль успеваемости и посещаемости занятий учебной группы;

2) вовремя заполнять рапортичку и тетрадь пропусков занятий учебной группы;

3) посещать собрания старост и участвовать в принятии законопроектов, выносимых на рассмотрение;

4) доводить до студентов группы информацию о работе старостата групп;

5) формировать орган управления, состоящий из студентов данной группы, ответственных за проведение работы по определённому направлению, и, в дальнейшем, контролировать его деятельность, проводя заседания актива;

6) совместно с классным руководителем назначать заместителя старосты на период своего отсутствия;

7) составлять план работы учебной группы и контролировать его осуществление;

8) имеет право вносить предложения и законопроекты на заседание Парламента.

Принципы деятельности органа студенческого самоуправления

1. Добровольность. Деятельность общественной организации имеет смысл лишь тогда, когда молодой человек участвует в деятельности организации без принуждения. Добровольное участие предполагает, что человек более открыт перед ситуацией, перед собой и другими.

2. Выбор целей участия. Содержание любой деятельности в организации обсуждается со всеми участниками, максимально прислушиваясь к мнению каждого, ориентируясь на опыт и потребности.

3. Самостоятельность. Студенты сами выбирают цели деятельности, обсуждают тему, решают, как они будут добиваться этих целей, т.е. определяют формы деятельности, планируют конкретные действия, разделяют ответственность и оценивают результаты.

4. Ответственность. Студенты регулярно докладывают о проделанной работе и ее результатах.

5. Творчество, активность.

Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у преподавателей и студентов есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать коллективно нормы, обычаи, т. е. вырабатывать основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления - воспитывать у студентов уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских взаимоотношений.

Подробно расскажу о работе студенческого самоуправления в группе. На первом курсе внимательно изучаю личные дела и школьные характеристики студентов. Предварительно сам составляю список кандидатов в органы самоуправления в группе. В начале учебного года на первом классном часе знакомлю с нормативными документами нашего учебного заведения, правилах поведения, органами самоуправления. Далее предлагается игра «Расскажи мне о себе», где каждый студент за очень короткое время рассказывает о себе. В результате мы знакомимся друг с другом. После этого я предлагаю заполнить анкету, в которую включаю различные вопросы и обязательно такой «Какое поручение в группе ты хотел бы выполнять?» Далее предлагается список поручений: Староста, заместитель старосты, ответственный за культурно-массовые дела, ответственный за спортивные дела, ответственный за информационную работу, ответственный за трудовые дела, казначей. Студенты очень часто выбирают одинаковые поручения. Первые три месяца учёбы, мы меняем поручения и получается, что каждый, кто желал выполнять ту или иную роль, смог попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим или ведомым, организатором или исполнителем. Далее в процессе учебной и воспитательной работы, появляются лидеры, которые формируют свою команду для выполнения различных дел.

Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способ­ностей. Лидер выдвигается "снизу". Он не только направляет и ведет своих одногруппников, но и хочет вести их за собой, а они не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции "черт"- лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который явля ется лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Также в начале учебного года студенты участвуют в деловой игре «Выборы Президента Студенческой РФ Большесолдатского филиала ОБОУ СПО «ССХТ». Организаторами деловой игры являлись администрация Беловского района, территориальная избирательная комиссия и администрация техникума. Участниками становились студенты техникума, выполняющие функции субъектов избирательного процесса в деловой игре (избиратели, избирательные объединения, кандидаты на выборные должности, доверенные лица, члены избирательной комиссии).

Общую организацию действий участников деловой игры осуществлял оргкомитет и организационная группа, состоявшая из преподавателей и сотрудников техникума.

Оргкомитетом оказывалась методическая и консультационная помощь в организации и проведении деловой игры. После объявления результатов выборов инаугурация Президента проводится на собрании в присутствии всех студентов техникума. На церемонии Президент приносит присягу и объявляет состав Правительства. После вступления в должность ему выдается удостоверение за подписью председателя ЦИК и директора техникума. А далее начинается работа всех правительств и даются указания в группы. Студенты активно включаются в работу.

Опыт показал, что организация самоуправления в группе:

· учит студентов умению руководить и подчиняться;

· учит быть требовательными, объективными, самостоятельными;

· способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;

· вырабатывает правильное отношение к критике;

· создаёт условия для проявления и развития способностей каждого студента;

· даёт возможность четко и качественно организовать работу в группе;

· позволяет построить отношения сотрудничества классного руководителя с группой.

Функции студенческого самоуправления в группе:

1. Выработка и принятие решения;

2. Доведение принятого решения до группы;

3. Организация выполнения принятого решения;

4. Получение информации о ходе выполнения принятого решения, её анализ, учёт, оценка деятельности, контроль.

Раз в месяц ответственные за министерства в группах встречаются на заседаниях парламента, где подводятся итоги, планируются новые дела.

Сами студенты придумывают рубрики для своей газеты, красочно оформляют её. В нашей группе есть свой собственный корреспондент, который пишет статьи и новости группы в газету. В газете также можно найти много полезной информации, познакомиться с новостями других групп, разнообразные мнения о пройденных мероприятиях и т.д. Словом, в создании газеты слиты воедино обучающий (знакомство с основами журналистики), воспитательный(воспитание коллективизма и сотрудничества) и развивающий (развитие творческих способностей) аспекты. Также большое значение в организации самоуправления имеет созданный сайт группы в социальных сетях. Есть свой системный администратор, который поддерживает сайт. Студенты активно общаются, делятся полезной информацией, помогают друг другу найти выход в сложных жизненных ситуациях, выполняют домашние задания, размещают фото и т.д. В конце учебного года предлагается анкета для всех студентов техникума.

АНКЕТА «Деятельность студенческого самоуправления в техникуме» для студентов Большесолдатского филиала

1. Необходимо ли проводить лагерь актива в техникуме?

Варианты ответов: Да, Нет, Не информирован.

2. Хотели бы вы принять участие в работе лагеря актива?

Варианты ответов: Да, Нет.

3. Считаете ли вы необходимым наличие стенда информации КСХТ? Варианты ответов: Да, Нет.

4. Считаете ли вы достаточной ту информацию, которая помещена на стенд КСХТ? Варианты ответов: Да, Нет.

5. Считаете ли вы, что уровень работы старостата повысился по сравнению с ……..учебным годом? Варианты ответов: Да, Нет, Не знаю.

6. Считаете ли вы необходимым поддержку и развитие волонтерского движения? Варианты ответов: Да, Нет.

7. Читаете ли вы газету «Новости КСХТ»? Варианты ответов: Да, Нет.

8. Какая информация вам наиболее интересна в газете «Новости КСХТ»?

Варианты ответов: поздравления, быт студентов, отчеты парламента, анекдоты, заметки, прочее.

9. Считаете ли вы полезным проведение деловой игры «Выборы»?

Варианты ответов: Да, Нет.

10. Считаете ли вы необходимой работу законодательного комитета?

Варианты ответов: Да, Нет.

11. Как вы оцениваете работу старостата филиала техникума в ……учебном году (в 10-балльной системе)?

12. Считаете ли вы необходимым включить в план работы на следующий год работу КМП? Варианты ответов: Да, Нет.

В нашей группе предлагаются студентам ещё ответить на дополнительные вопросы:

1. Как вы оцениваете работу студенческого самоуправления в группе?

2. Какое поручение ты бы хотел иметь в следующем году?

3. Твои предложения по организации работы студенческого самоуправления в группе.

Таким образом, деятельность органов студенческого самоуправления в нашем образовательном учреждении среднего профессионального образования является важной и неотъемлемой составляющей подготовки конкурентоспособного специалиста среднего звена. Самоуправление в группе помогает классному руководителю при организации воспитательного процесса .

Библиографический список

1 Аветисова, К. Г. Проблемы и перспективы организации воспитательной работы в техническом вузе [Текст] / К. Г. Аветисова // Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: тезисы докладов Всероссийской конференции // Екатеринбургский гос. ун-т - УПИ. - Екатеринбург, 2005 г., 298с.

2 Манташян, В. Р. Орган студенческого самоуправления вуза: цели, задачи, принципы деятельности [Текст] / В. Р. Манташян // Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: тезисы докладов Всероссийской конференции // Екатеринбургский гос. ун-т - УПИ. - Екатеринбург, 2005 г., 298с.

3 ru.wikipedia.org/Студенческое самоуправление


© 2010-2022