Статья на тему: Социально-педагогическая поддержка воспитательного процесса

Статья на тему:Социально-педагогическая поддержка воспитательного процесса. Проанализирована и раскрыта сущность понятия "социально-педагогическая поддержка". Определен смысл понятия который заключается в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся противоречия и овладеть способами и инструментами их обнаружения и преодоления. Выделены основные направления социально-педагогической поддержки студентов. Ядром развивающей системы социально-педагогической поддержки должен стать единый коллект...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально-педагогическая поддержка воспитательного процесса

Шерсткина Елена Анатольевна

Преподаватель педагогики и психологии, к. филос. н.

ГАОУ СПО Салаватский колледж образования

и профессиональных технологий

Последние годы конца XX - начала XXI вв. знаменуют собой период кардинальных преобразований в российском обществе, которые породили ряд социальных, экономических, экологических и культурных проблем. Наряду с социально-экономическими изменениями в России наблюдаются и коренные преобразования педагогической практики. Гуманизация образования изменила представления о целях и задачах педагогической практики, поставив в центр внимания личность воспитанника и обучаемого, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Принятие гуманистической парадигмы ставит целью содействие развитию и реализации природного потенциала ребенка на благо себя и общества. Таким образом, цель, стоящая перед специалистами, работающими в Салаватском педагогическом колледже, - это создание условий для максимального развития личности каждого студента. Реализация данной цели возможна через функционирование гуманистической воспитательной системы, основанной на оказании социально-педагогической поддержки студентов.

Актуальность изучения сущности социально-педагогической поддержки определяется рядом противоречий, сложившихся на современном этапе развития педагогической науки. Среди них мы определяем следующие:

- между социально-педагогическими требованиями к личности и
существующими ныне целенаправленно-организуемыми формами обучения
и воспитания;

- между необходимостью развития полноценной творческой личности
и отсутствием комплексной социально-педагогической поддержки.

В ключе личностно-ориентированного подхода к образованию под социально-педагогической поддержкой понимается система социально-педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить социально-педагогическую поддержку как деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи ребенку в решении его социально-педагогических проблем в сфере жизнедеятельности.

Термин «педагогическая поддержка» впервые был использован О.С. Газманом в контексте личностного подхода к образованию ребенка. Под «педагогической поддержкой он подразумевал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».

Для ребенка разрешение проблемы - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности.

Выделение проблемы ребенка в качестве стержня, на котором удерживается социально-педагогическая поддержка как деятельность конкретного педагога с конкретным ребенком, является попыткой выделить специфику социально-педагогической поддержки как особой деятельности, отличной от обучения и воспитания, и требующей от педагога умения задавать интенцию и управлять динамикой развития ребенка. «Развитие, - замечает О. С. Газман, - как известно, не сводится к обучению и воспитанию и даже интериоризации».

«Собирая все внешние влияния, человек совершает качественно новый акт - он с возрастом сам формирует собственные смыслы и цели и сам активно действует не по внешним стимулам, а по внутреннему побуждению. Действует, но не без проблем».

Превентивный смысл социально-педагогической поддержки не в том, что кто-то заранее инструментирует принятие ребенком того, что потребует от него (или предложит ему) взрослый (общество, государство или еще «некий другой»). Тот, кто выполняет поддерживающую функцию, прежде всего, обернет ребенка к тому препятствию, проблеме, которые встают между ним и теми скрытыми для него смыслами, которые лежат в общении и деятельности с другими как равными ему людьми.

Смысл же социально-педагогической поддержки состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся противоречия, но и в том, чтобы помочь овладеть способами и инструментами их обнаружения и преодоления.

В этой связи необходимо выделить основные направления социально-педагогической поддержки студентов:

  • Охрана и защита прав студентов, в том числе защита от насилия (психологического, физического и др.) со стороны взрослых и других студентов. В СПК этим занимаются юрист, классные руководители, психолог, совет общежития.

  • Организация питания, отдыха;

  • Создание условий, благоприятствующих учебной деятельности и реализации творческого потенциала. В СПК функционируют разнообразные кружки , музыкальная студия. Студенты имеют возможность принимать участие в различных Всероссийских конкурсах и олимпиадах.

  • Защита материальных и имущественных интересов студентов;

  • Предупреждение конфликтов с законом;

  • Изучение особенностей социальной и психологической адаптации;

  • Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы студентов, на ранних стадиях для предотвращения серьёзных последствий.

Ядром развивающей системы социально-педагогической поддержки стал единый коллектив специалистов, которые определяют стратегию и содержание деятельности, стиль взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса. Педагог априори в каждом студенте видит уникальную личность. Кроме того, он последовательно добивается, чтобы каждый студент считал себя личностью и видел личность в каждом из окружающих. Личностная ориентация позволяет осуществить гуманистическое и творческое влияние педагога на процесс развития личности ребенка.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка позволяет не только решать проблемы социального и педагогического характера, но и оказывать посильную помощь в личностном становлении, раскрытии потенциала человека, включая помощь студентам, их родителям в преодолении социальных и личностных трудностей.

Литература

  1. Газман О. С. Потери и обретения в воспитании 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл. корр. РАО О. С. Газмана / Материалы всероссийской конференции. - М.: УВЦ «Инноватор», 1996. - С. 15.

  2. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. 1996. - С. 31.

  3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1997. - С.78.

  4. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования // Психологические проблемы самореализации личности: Сборник научных трудов. Вып. 3. - Краснодар, 1998. - С. 50.

  5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М.: Школа Пресс, 1995. - С. 354 - 355.


© 2010-2022