Статья Школа здоровья - школа будущего

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун но, реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и сообществами образовате...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Р.Ф. Нуриева

Нижнекамск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

Школа здоровья - школа будущего

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун но, реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и сообществами образовательных учреждений.
В стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному - быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Это дело и родителей и учителей.
Перед нами сейчас стоит вопрос: какие проблемы у "Школы здоровья"?
Назовём некоторые из них, реально решаемые в рамках программы "Школа Содействия Здоровью":

  1. Основополагающую роль в здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения играет грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня).

  2. Вторая очень серьёзная проблема - это методика преподавания учебных дисциплин, которая должна строиться на здоровьесберегающих технологиях. Также необходимо изучение методик, которые могли бы помочь любому учителю внедрить в практику преподавания здоровьесберегающие технологии.

  3. Не следует забывать, что здоровье ученика во многом зависит от здоровья учителя, от его психологического состояния. Поэтому задачей руководителя "Школы здоровья" является создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата, а также формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов.

  4. Следующая проблема - это необходимость ведения просветительской работы с педагогами, учащимися и родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья учащихся образовательное учреждение и родители должны решать совместно.

Кроме того, очень важным моментом здоровьесберегающей деятельности любого образовательного учреждения является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. "Школа здоровья" - это школа для детей, школа для учителей, родителей.
В нашей школе имеется материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы: 2 спортивных зала, оборудованная спортивная площадка, игровая площадка, медкабинет.
В каждом учебном кабинете поставлены собственные фильтры для очистки воды и соблюдения питьевого режима. В учебных кабинетах много зелени.
Коридоры школы предназначены для отдыха детей. Их украшают картины, живые цветы, что создает положительный психоэмоциональный фон у учащихся и сотрудников школы. Работа школьного радио способствует проведению подвижных перемен в начальных классах.
Учебно-воспитательный процесс нашей школы представлен двумя блоками:

  • учебно-педагогический,

  • оздоровительно-воспитательный.

  1. Учебно-педагогический блок ставит перед собой цели:

    • Создать условия для комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья (1-4 кл.);

    • создать условия для познания своих психических, физиологических и психологических, нравственных, умственных способностей, понимания сущности здоровья, здорового образа жизни и использования этих знаний, для решения проблем своего здоровья и развития (5-9 кл.);

    • помочь выработать способ здорового образа жизни и научиться управлять своим развитием, состоянием своего психического, физического и нравственного здоровья (10-11 кл.).

  2. Оздоровительно-воспитательный блок:

    • привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

    • пропагандировать здоровый образ жизни;

    • создать условия для нормального физического развития учащихся;

    • вооружить учащихся знаниями в области гигиены и медицины, необходимыми по физической культуре;

    • сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье учащихся;

    • создать нормальные отношения учащихся с другими людьми;

    • помочь учащимся развить широкий круг способностей и знаний;

    • развивать органы ученического самоуправления.

Направления работы по программе "Школа здоровья".
Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья на уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии, в основе которых общеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа.
Второе направление включает в себя комплекс оздоровительно-воспитательной работы со всеми учащимися. С целью повышения двигательной активности учащихся предусмотрены динамические паузы, физкультминутки на уроках во всех классах, прогулки на свежем воздухе после окончания уроков, спортивные часы, занятия хореографией. Дети посещают спортивные секции. В школе проводятся общеоздоровительные мероприятия.
Исходя из вышеизложенной цели, формируются следующие группы задач:
В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. Сюда включены следующие аспекты работы:

  • Недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;

  • Школьная работа в рамках экспериментов "Развивающая среда начальной школы", "Школьное информационное пространство" и "Организация сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса в ходе ученического проектирования";

  • Углубленное изучение информатики, информационных технологий и английского языка;

  • Совершенствование воспитательной работы, улучшение качества процесса физического воспитания и образования детей;

  • Оптимизация двигательного режима.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.

  • Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

  • Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;

  • Повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

  • Формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;

  • Развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия.
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
Поэтому именно на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы в различных видах образовательных учреждений есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами.
Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки. Среди специфических методов профилактики прогрессирования близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения.
Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Для коррекции осанки проводятся занятия лечебной физкультурой в школе, игры.

Для профилактики простудных заболеваний в школе проводится витаминизация.
Наиболее значимыми для оценки общей организации учебного процесса, его здоровьесберегающей направленности является:
· оценка режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников;
· оценка организации физкультурно-оздоровительной работы.

Таким образом, анализ режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников дает основание для решения проблем нормализации учебной нагрузки.
Программа «Школа здоровья» - средство и результат интеграции образовательного, оздоровительного процессов; организации совместной работы с родителями; создания образовательного пространства школы как пространства выбора для учащихся; проектно-исследовательской деятельности в начальной школе и среднем и старшем звене; организации отдыха и досуга детей во второй половине дня; создания максимально комфортных условий в школе.

© 2010-2022