• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Доклад Организация работы социального педагога с «неблагополучными семьями и семьями социального риска в образовательном учреждении

Доклад Организация работы социального педагога с «неблагополучными семьями и семьями социального риска в образовательном учреждении

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком социальных норм и культурных ценностей. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В докладе представлен опыт работы социального педагога с "неблагополучными семьями" и семьями социального риска в образовательной организации, описаны содержание, формы и методы работы с семьями, обозначен примерный план работы с данно...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Коробовский лицей с. Дмитровский Погост

Шатурского муниципального района Московской области



Доклад

Организация работы с «неблагополучными семьями»

и семьями социального риска в образовательном учреждении.






Выполнила социальный педагог

Махаева Н.А.

















сентябрь 2012г.





Содержание

1. Введение.

2. Технология работы социального педагога с неблагополучной семьей.

2.1. Типология семей.

2.2. Формы и методы работы с неблагополучными семьями.

2.3. Содержание работы социального педагога с неблагополучными семьями.

3. Из опыта работы с неблагополучными семьями.

4.Заключение.

5. Литература.










1. Введение.

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кров­ном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимо­действия, эмоционально-нравственные связи, отношения помо­щи, поддержки и защиты.

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком обще­ственных норм и культурных ценностей. Социологическими ис­следованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Сле­довательно, от социального климата в современной семье, ду­ховного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами - психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с пред­ставителями органов власти, общественностью. Социальный пе­дагог обеспечивает общественное признание и общественную под­держку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; ис­пользует индивидуальные методики работы с семьями, нуждаю­щимися в особой помощи (семьями из «группы риска», много­детными и неполными и др.); содействует развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

2. Технологии работы с неблагополучной семьей.

2.1. Типология семьи.
Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

  • Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

  • Структурные изменения в семьях увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;

  • Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;

  • Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

В современной науке существует множество типологий семьи.

М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:

  • Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;

  • Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

  • Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

  • Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

2.2. Формы и методы работы с неблагополучными семьями.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи семьям:
§ Образовательную - помощь в обучении и воспитании.
§ Психологическую - социально-психологическая поддержка и коррекция.
§ Посредническую - помощь в организации, координации и информирование.
В своей работе социальный педагог использует следующие методы работы с семьей:
Метод убеждения - помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.
Метод наблюдения - помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.
Метод бесед - один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.
Формы работы социального педагога с семьей:
§ Родительские собрания;
§ Конференции;
§ Тренинги;
§ Индивидуальные и тематические консультации;
§ Беседы;
§ Посещение семей;
§ Выпуск информационных листов и т.д.

2.3. Содержание работы социального педагога с семьями.
Первый этап. Выявление неблагополучных семей.
Для выявления неблагополучных семей социальный педагог использует различные методы изучения семьи:
1. Наблюдение за детьми.
2. Опрос, анкетирование родителей и детей.
Второй этап. Определение типов семейного воспитания.
На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих партнеров, поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.
Третий этап. Дифференциация форм и методов работы с семьей.
Социальный педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания.
Четвертый этап. Организация совместной работы.
Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) социальный педагог сотрудничает с различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита).
Налаженная работа социального педагога позволяет оказывать эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, патронаже, обеспечении жильем и других видах социальной помощи.

3. Из опыта работы с неблагополучными семьями.

Неблагополучным семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны школы. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь.

  • Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.

  • Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.

  • Организационная - организация семейного досуга.

  • Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.

Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

  • ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;

  • определение причин неблагополучия семьи;

  • осуществление информационной помощи семье;

  • организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».

В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:



  • изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.

  • первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

  • знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

  • знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

  • изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

  • изучение личностных особенностей членов семьи.

  • составление карты семьи.

  • координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

  • составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком).

  • выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

План работы с неблагополучными семьями.

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1

Диагностика, выявление неблагополучных семей

Сентябрь,

по необходимости в течение года

Классные руководители Социальный педагог

2

Составление карты неблагополучных семей.

Сентябрь, октябрь

Классные руководители Социальный педагог

3

Индивидуальная работа: посещение, составление акта

Постоянно

Классные руководители Социальный педагог

4

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей

Постоянно

Классные руководители Социальный педагог

5

Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:

- вредные привычки детей и родителей;

- совместное проведение свободного времени;

- личный пример родителей;

- профилактика правонарушений;

1 раз в четверть

Классные руководители Социальный педагог

6.

Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с Социальной службой района, ПДН, КДН при администрации Шатурского района.

- рейды по неблагополучным семьям;

- вызов на КДН;

- обращение в Прокуратуру;

- помощь социальной службы;

- помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь.

Постоянно

Классные руководители Социальный педагог

7

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

- тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье;

- тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

Постоянно

Социальный педагог Психолог

8

Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.

Постоянно

Классные руководители

9.

Участие в процедуре лишение родительских прав

По необходимости

Социальный педагог

4. Заключение.

В школе накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ОДН при ОВД Шатурского района, прокуратура, КДН при Шатурской районной администрации.

Для работы по реабилитации неблагополучных семей школа в основном укомплектована кадрами. Задача администрации: в ближайшее время создать психологическую службу в школе. Определена группа специалистов, состоящая из социального педагога, психолога, классных руководителей, родительского комитета. Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей классными руководителями и социальным педагогом.

Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. В 20011 году действовал родительский всеобуч, который охватил 80 % родителей. Занятия проводили различные специалисты: сотрудники ОДН, ЦРБ, социальный педагог. Все неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Налажена совместная работа с КДН и ОДН. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы, вызов на Совет профилактики, КДН.

5. Литература.

1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.- Свердловск, 1986.

2. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2004.

3. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - Мн., 2005.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2004.

5. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. - М., 2004.

6. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2006.

7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2007


© 2010-2022