Программа воспитания для школьников

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа воспитания для школьниковМуниципальное казенное образовательное учреждение «Старогольчихинская основная общеобразовательная школа»


155308 Ивановская область Вичугский район д. Старая Гольчиха д.70 ,

Телефон ,факс: 9-44-88, электронная почта: [email protected]


ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ « МЫ ВМЕСТЕ»

на 2013 - 2016 годы

1. Цели, задачи.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя

учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за

пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды,

непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Вся воспитательная система

школы строится на принципах, заложенных в Уставе школы с учетом основных

тенденций в развитии современного российского общества.

Цель - формирование полноценной психически и физически здоровой личности с

устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению

в социуме.

Задачи воспитания:

- создание и поддержание условий для формирования личностных структур,

обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в

будущем;

- развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия

в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных

объединений;

- укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;

- вовлечение детей в систему дополнительного образования с целью обеспечению

самореализации личности;

- воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения

прав человека, гражданственности, патриотизма;

- создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских

общественных объединений по подразделениям, привлечения родителей, к участию в

самоуправлении школой.

Принципы воспитательной работы:

- принцип адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома, найти свое

место в школе);

- принцип развития (целостное развитие личности: физическое, духовное,

интеллектуальное)

- принцип природо- и культуросообразности (воспитание должно основываться на

научном понимании естественных и социальных процессов, на общечеловеческих

ценностях культуры);

- принцип гуманизации образования (личностно ориентированный подход к организации

учебно-воспитательного процесса);

- принцип системности (системный подход к воспитанию реализуется через связь

внеурочной деятельности с учебным процессом);

- принцип сотрудничества, диалогичности (сотрудничество воспитателей и

воспитанников, обеспечивающее успешность воспитания);

- принцип дифференциации и интеграции(создание условий освоения знаний

оптимальным для ребенка способом, форм и методов воспитания; создание сущностных

взаимосвязей между предметами, формами и методами воспитательного процесса, что

способствует более целостному, гармоничному восприятию мира воспитанниками).

2. Ожидаемые результаты:

Таким образом, у выпускника школы в достаточной мере будут развиты:

- личностные качества;

- нравственные нормы поведения;

- культура общения в коллективе;

- потребность к труду;

- способность к профессиональной деятельности;

- способность рационально организовывать деятельность;

- способность к сотрудничеству;

- сформированность теоретического сознания (научного, художественного, правового).

Результатом воспитательной деятельности школы является воспитание человека, готового

к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе

усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.

3. Направления программы.

1. Воспитание познавательных интересов -

- развитие сознательной учебной дисциплины;

- воспитание отношения к учебе как к главному труду;

- воспитание уважения к знаниям, поднятие престижа образованности.

2. Гражданское воспитание нацелено на

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни;

- развитие гражданской и социальной ответственности;

- воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традиций народа,

города, школы

3. Спортивно-оздоровительное воспитание

- развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое

воспитание;

- развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня

4. Патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание должно реализовываться

прежде всего через работу школьного музея , что позволит формировать и развивать социально значимые ценности, гражданственность, патриотизм, правосознание, толерантность в процессе воспитания и образования учащихся.

5. Взаимодействие семьи и школы в решении воспитательных проблем, повышение

роли семейного воспитания, формирование здорового образа жизни.

6. Создание условий для формирования демократической культуры, развития

активности, инициативы учащихся, организаторских и лидерских навыков, для

чего необходимо совершенствовать и развивать систему ученического

самоуправления и соуправления, развивать детское общественное движение.

Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной

позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и

самоконтролю.

7. Повышение уровня культуры учащихся, развитие творческих способностей детей,

познавательных интересов, навыков исследовательской деятельности. Развитие

системы дополнительного образования школы позволит работать по данному

направлению более плодотворно.

4. Программа реализации концепции.

Воспитательные задачи детализированы на каждом возрастном этапе.

1 ступень. Начальное воспитание (1 - 4 классы, 7 - 11 лет).

Цель - выявить и развить добрые наклонности детей живой практической

деятельностью, воспитывать внутренние качества, развить их душу, ум, здоровье.

Задачи:

1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах

деятельности, формирование самостоятельности.

2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

3. Формирование потребности в творческой деятельности.

4. Развитие художественно-эстетических способностей.

5. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и

сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей

Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

7. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных

представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек

поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости,

стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным,

нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

8. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к

здоровому образу жизни.

2 ступень. Воспитание и образование в среднем звене (5 - 9 классы, 11 - 15 лет)

Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития

способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего

особого педагогического внимания и поддержки.

2. Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за

конечные результаты любой деятельности.

3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей

детей.

4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для

развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения

краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

5. Механизм реализации программы.

Процесс воспитательной системы в значительной степени определяется тем, что она

является самоорганизующейся системой. В результате педагогического управления

воспитательной системой и происходящих в ней процессов самоорганизации

складываются закономерности ее развития.

1 этап. Подготовительный.

Его цель - пробудить творческую активность у педагогов, учащихся, родителей,

выработать единую методическую тактику в школе.

Основные направления деятельности:

-создание и объединение детей в творческие коллективы;

-классные и общешкольные мероприятия комбинированного типа по типу КТД;

- изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов;

- изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;

-изучение социума;

- подбор и расстановка кадров;

-создание кружков разного профиля, клубов, секций, повышение профессионального

роста педагогов, создание основы для их творчества;

-овладение новыми педагогическими технологиями воздействия на ребенка;

- поддержка инициативы детей, родителей, педагогов.

2 этап. Его цель - определить основные направления, формы и методы деятельности,

т.е.стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы.

Задачи:

-создание условий для развития в школе органов детского самоуправления;

-совершенствование всех задач 1 этапа, создание школьных традиций;

-развитие в коллективах, в каждом ребенке самостоятельности, инициативности,

ответственности, творчества.

Основные направления деятельности:

- четкое планирование как одна из важнейших предпосылок эффективности

воспитательной работы;

- воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности школы;

-развитие дополнительного образования в школе и вне ее и как результат -

внеурочные творческие мероприятия, участие в городских программах;

-работа в социуме с родителями, общественными организациями.

Таким образом, создается единый образовательный процесс, где естественным

продолжением учебного процесса является внеклассная и внешкольная работа.

3 этап.

Цель: обеспечить надежные качественные результаты образовательного и

воспитательного процесса в условиях его вариативности и разнообразия

педагогических технологий.

Основные направления деятельности:

-расширение поисковой инновационной деятельности учителей по построению новых

содержательных и организационно-педагогических моделей образования ,

стимулирующий процесс обучения и воспитания детей в интересах развития личности,

семьи, города;

- обеспечение преемственности реализуемых образовательных и воспитательных

программ в цепи непрерывности от 1 до 2 ступени.

6. Деятельность педагогического коллектива по реализации программы.

Директор руководит реализацией воспитательной программы, координирует всю

совокупность воспитательных влияний, в том числе и через органы самоуправления

школой. Заместители по учебно-воспитательной работе выполняют прогностическую,

организационно-педагогическую, координирующую функции в ходе реализации

модели воспитательной системы, осуществляют реализацию воспитательного влияния

в процессе обучения, организуют работу по инновационной деятельности в рамках

реализации воспитательной работы. Классные руководители организуют участие

классного коллектива в делах школы и вне ее; взаимодействие с учителями-

предметниками и родителями при решении проблем, возникающих у учащихся в

процессе учебной и внеучебной деятельности; заботятся о развитии индивидуальности

каждого ребенка. Учителя-предметники осуществляют практическую связь обучения с

формированием отношений к окружающему миру, воспитанием учащихся. Педагоги

дополнительного образования осуществляют разнообразную творческую деятельность

обучающихся при реализации дополнительных образовательных программ, в

соответствием с профилем творческого объединения детей. Классные руководители

работают с учащимися школы, нуждающимися в психолого-педагогической поддержке

или социальной помощи.

7.Внутренняя и внешняя воспитательная среда

Важной частью воспитательной системы являются воспитательные комплексы -

культурные пространства школы за рамками учебных занятий и за рамками школы, в которых учащиеся могут удовлетворить свои индивидуальные интересы, потребности в творчестве,фантазии. Основная задача школы - обеспечение полноценного функционированиявсех воспитательных комплексов школы и их взаимодействие.

Издавна в школе сложилась традиция моделировать внеурочную деятельность

согласно годовому циклу ключевых дел или традиционных мероприятий.

Система внешкольной и внеклассной работы обеспечивает разнообразие потребностей

личности воспитанников.

ВНУТРЕННЯЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ВОСПИТАТЕ ЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ШКОЛЫ

Музей школы

Дополнительное образование

Внеклассные мероприятия

Внеклассная работа по предмету предмету

РТР

библиотека




ВНЕШНЯЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

РТР

ИДН КДН

ДК Кр.Октябрь

Библи отеки

музеи

Администрация района

Администрация Октябрьского сельского поселения

ДДТ

ГИБДД

ОУ РАЙОНА







СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области

дополнительного образования в школе являются личностно-ориентированные технологии

обучения.

Являясь широким и благодатным фоном для освоения образования общего,

дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития

личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их

родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к

академическому учению. Помимо этого, выход на другие сферы деятельности

положительно сказывается на результатах общего образования.

Основное и дополнительное образование включает обучающихся в разнообразную,

соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность,

направленную на формирование у детей:

1. Гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

2. Представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и

взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к

системе культурных ценностей.

3. Трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к

профессионализму, конкурентоспособности.

4. Экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе,

людям, собственному здоровью.

5. Эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать

прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее

привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.

6. Организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств,

организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и

сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

7. Физической культуры, навыков здорового образа жизни.

8. Воспитание в процессе обучения.

Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время

может гарантировать предоставление детям возможности выбора:

видов и форм творческой деятельности;

дополнительного образования детей во внеурочное время;

самореализации личности;

участия в деятельности различных творческих и профильных объединений;

в работе органов детского самоуправления;

в деятельности детских общественных объединений и организаций;

в походах, экскурсиях, экспедициях;

различных массовых мероприятиях, организуемых на базе образовательного

учреждения с целью воспитания школьников, как в учебное, так и

каникулярное время.

Система дополнительного образования в школе складывается из:

Урочного дополнительного образования в школе в рамках школьного компонента

учебного плана (факультативы, спецкурсы и др.);

Внеурочного дополнительного образования в школе;

Досугового дополнительного образования в школе;

Внешкольного дополнительного образования;

Учебного внешкольного дополнительного образования.

Целью дополнительного образования является формирование всесторонне

развитой личности учащегося (выпускника) с умениями и навыками для успешной

социальной адаптации, личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Задачи:

выявление и развитие способностей каждого ребёнка;

формирование нравственно зрелой, творчески мыслящей, свободной личности;

формирование человека, активно развивающего свои физические возможности;

формирование личности обладающей прочными базовыми ЗУН.

(План основных воспитательных мероприятий прилагается)

© 2010-2022