Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни (педагогический консилиум)

Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни (педагогический консилиум) Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в    адаптационный период; определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-го класса. Участники педсовета: администрация школы, классный руководитель 1-го класса, учителя-предметники, работающие в 1-м классе, школьный психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, школьный врач. Повестка: Организация учебного процесса в 1-м классе. Зам. Директора по ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни (педагогический консилиум)Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни (педагогический консилиум)

Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  • выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период;

  • определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-го класса.

Участники педсовета: администрация школы, классный руководитель 1-го класса, учителя-предметники, работающие в 1-м классе, школьный психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, школьный врач.

Повестка:

  • Организация учебного процесса в 1-м классе. Зам. Директора по УВР.

  • Характеристика 1-го класса. Классный руководитель.

  • Психологическая диагностика первоклассников. Школьный психолог.

  • Здоровье первоклассников. Школьный врач.

  • Выступление учителя-логопеда.

  • Выступление учителя-дефектолога.

  • Решение педсовета.

  1. Организация учебного процесса в 1-м классе

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 - 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. К концу педагогического консилиума мы должны ответить на вопрос: Успешно ли прошёл первый этап адаптации учащихся 1-го класса?

Общие сведения о 1-м классе

Класс

Ф.И.О. классного руководителя

Количество учащихся

Используемый УМК

мальчики

девочки

1

---

9

3

Школа России

Общие сведения об учащихся 1-го класса

Класс

Количество учащихся, посещавших детский сад

Количество учащихся, не посещавших детский сад

Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы

Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы

1

Анализ личных дел, учащихся 1-го класса

Класс

Количество полных семей

Количество неполных семей

Количество льготных категорий

1

Общие сведения об учителях, работающих в 1-м классе

№ п/п

Фамилия, имя, отчество
учителя

Преподаваемый предмет

Категория

Педагогический стаж учителя

1

----

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Технология

ИЗО

нет

1 год

2

----

Музыка

Первая

3

----

Физическая культура

Первая


Первоклассники обучаются в первую смену с 9.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой четверти проводятся по 3 урока по 35 минут каждый, со второй четверти будут проводиться по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия. На каждом уроке в первом классе проводятся физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока организуется динамическая пауза. Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница - облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, трудовому обучению по счёту проводятся последними.

Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Хотя не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.).

Для первоклассников после уроков организована работа группы продлённого дня, которую посещают 12 человек. С детьми работают тьюторы. Кроме прогулок на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими и подвижными играми в классе и спортивном зале, просмотром мультфильмов, прослушиванием сказок и других литературных произведений.

В кабинете, в которым занимается 1-й класс, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), также соблюдается и питьевой режим.

Из наблюдений за первоклассниками, бесед с учителями и анализа посещённых уроков в первых классах можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:

  • ученики 1-го класса не только знакомы с правилами поведения в школе, но с трудом умеют их соблюдать;

  • первоклассники знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя но не в системе;

  • знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения их нарушают

  • хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, столовая, кабинет учителя-логопеда, психолога, дефектолога, медицинский кабинет и др.

Закончить хочется словами Даниэля Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам».

2. Характеристика класса.

Классные руководители 1-х классов дают полную характеристику своим классам, обозначают проблемы, предлагают пути их решения.

3. Выступление школьного психолога основывается на данных диагностики школьной зрелости первоклассников и диагностики мотивации к обучению.

4. Здоровье первоклассников.

Школьный фельдшер даёт общую картину состояния здоровья первоклассников: количество детей по группам здоровья, по физкультурным группам, количество детей с хроническими заболеваниями, количество первоклассников, получающих дополнительное питание и др. Также медицинский работник представляет информацию об организации горячего питания для первоклассников.

5. Учитель-логопед отчитывается о результатах обследования первоклассников, о количестве детей с нарушениями речи, о первых результатах работы с детьми .

6. Учитель-дефектолог отчитывается о результатах обследования первоклассников, уровень развития элементов словесно-логического мышления.

7. Решение педагогического консилиума.

В решения педагогического консилиума заносятся и озвучиваются выводы и предложения всех участников данного процесса.

Решение

Считать уровень адаптации первоклассников оптимальным. Педагогу- психологу ----- организовать индивидуальные консультации (по запросу родителей). Педагогу-логопеду организовать индивидуальные занятия с обучающимися по коррекции устной речи (по результатам обследования). Педагогу-дефектологу организовать индивидуальные занятия с обучающимися по коррекции устной речи (по результатам обследования). Социальному педагогу контролировать и сопровождать детей из

.Классному руководителю ----- осуществлять организацию образовательного процесса с учётом рекомендаций. Провести итоговый ПМПК по результатам обучения в 1 классе в апреле 2015 г.

Итогом педконсилиума стал план работы с первоклассниками, испытывающими трудности в адаптации к школе, определены основные направления помощи, запланирована консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников.

© 2010-2022