• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Педагогический совет по теме: Взаимодействие семьи и лицея в рамках реализации программы: «Духовно-нравственное становление личности как фактор социализации ребёнка»

Педагогический совет по теме: Взаимодействие семьи и лицея в рамках реализации программы: «Духовно-нравственное становление личности как фактор социализации ребёнка»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет по теме:

Взаимодействие семьи и лицея в рамках реализации программы: «Духовно-нравственное становление личности как фактор социализации ребёнка»



Составитель: Котова Г.Н.

заместитель директора по

воспитательной работе

МОУ - лицея г. Татарска

Педагогический совет по теме:

Взаимодействие семьи и лицея в рамках реализации программы: «Духовно-нравственное становление личности как фактор социализации ребёнка»

"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".

(Свадковский И.Ф.)

Цели:

  1. Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями.

  2. Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.

Задачи:

  1. Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.

  2. Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.

  3. Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация педсовета.

План педагогического совета:

  1. Взаимодействие семьи и лицея в рамках реализации программы: «Духовно-нравственное становление личности как фактор социализации ребёнка». Функционирование деятельности и основные этапы в работе.

(Котова Г.Н. - заместитель директора по воспитательной работе лицея)

2.Методы изучения семьи (социальный педагог Березина Е.И.)

3.Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений (психолог лицея Игонина Т.А.)

  1. Содержание и формы работы с родителями. Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьей

классные руководители:

Беккер О.В.( классный руководитель 2-а класса),

Назирова Ч.Г. (классный руководитель 9-а класса).

Брит Н.Н. (классный руководитель 7-б класса)

  1. Итоги педсовета.

Участники: педагоги лицея, родители.

Организация работы с родителями.

Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.

Основные направления в работе.

С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания. В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

В. А. Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: "Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребёнка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе". Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам взаимодействия учителя-воспитателя с родителями, который предполагает диагностику, целеполагание, планирование, организацию работы и контроль. Говоря о приоритетах в формировании программы развития будущей школы, согласно концепции модернизации российского образования, осознание коллективом своей роли, личная инициатива, поиск, конкретные действия каждого становятся определяющими в процессе формирования образования будущего. Современная концепция образования, основанная на идеях гуманистической психологии и педагогики, предполагает такую организацию системы образования, которая исходила бы из стремления помочь каждому человеку выявить свои способности, возможности адаптироваться в окружающей среде, обрести гармонию взаимоотношений в социуме, подготовиться к будущей жизнедеятельности, сохранить и приумножить здоровье. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день диктует свои условия: необходимо повышать качество образования. А это, в свою очередь, означает достойный вклад в устойчивое развитие государства. Ценность семьи и семейного образа жизни становится для россиян очень значимой. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, своеобразным транслятором основных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен огромный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений.

Несомненно, процесс воспитания начинается в семье. Успешность его зависит от многих факторов, в том числе и от образа жизни родителей, которые являются ближайшим примером для детей. И если этот пример положителен, то он будет способствовать "доброму" воспитанию. Только правильное поставленное воспитание создает человека с высокими общественными интересами и нравственными стремлениями.

Современной школе, работая над формированием структуры образования 21 века, имея в перспективе задачу воспитания "человека и гражданина", необходимо делать ставку на воспитательный потенциал семьи.

На основании мониторинга определили, что понизился уровень нравственной воспитанности учащихся, нарушилась обратная связь с родителями, наблюдается слабый учет личностного фактора и благополучных взаимоотношений учителя с учащимися, поэтому коллективу необходимо было изменить тактику действий.

Поэтому не случайно была создана и организована работа над программой «Духовно-нравственного развития личности как фактор социализации ребёнка» где выделены важнейшие целевые показатели:

  1. Снижение агрессивности поведения детей, профилактика криминализации подростково-юношеской среды;

  2. Рост социального оптимизма подрастающего поколения.

3.Повышение компетентности детей и подростков в

области нравственности.

Одним из основных направлений программы является вовлечение родителей в воспитательный процесс, возрождение традиций взаимодействия семьи, лицея и общественности, реализация которого решается через организацию взаимодействия семьи и лицея, направленного на достижения общешкольной цели. Основное содержание деятельности в этом направлении включает:

1.Изучение семей учащихся, используя социально-психологическую службу школы.

2.Организация психолого-педагогического просвещения через систему родительских классных и общешкольных собраний, с целью повышения научно-теоретических знаний родителей.

3.Совместное проведение досуга (праздники, Дни семьи, экскурсии и походы), организация совместного творчества семьи и лицея.

4. Выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания и поощрение лучших родителей за инициативу, и сотрудничество с лицеем.

Эффективное развитие образовательно-воспитательного процесса в школе возможно, если:

  1. осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью;

2. формировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности. Приоритетными направлениями деятельности школы определены следующее:

а) здоровье,
б) образование,
в) социализация,
г) нравственность и духовность.

Напомню основные формы работы с родителями:

  1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы, конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов и т.п.

  2. Традиционная: родительские собрания (классные, общешкольные, районные, городские), родительские клубы, семейные, спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы и т.д.).

  3. Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск информационных листков, оформление стендов и уголков для родителей, образовательный портал.

4.Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, городского совета родителей.

Работу мы начинаем с диагностики. В связи с этим был создан банк данных, который содержит в себе следующую информацию о родителях: социальное положение, демографический состав, профессиональный, материальный, образовательный, культурный уровни семьи, где осуществляется непосредственное влияние семьи на ход воспитательного процесса.

Существенно разнообразнее стали формы проведения родительских собраний ("круглый стол", "конференция", тематические дискуссии с приглашением специалистов и др.). Проводятся тематические родительские лектории с приглашением специалистов, принимаем участие в районных родительских собраниях, конференциях по обмену опытом в воспитании детей, в районном праздниках «День отцов» и др.. Для индивидуальной работы с родителями используются беседы, специально выделены дни для консультаций с администрацией, социальным педагогом, психологом лицея. Родители становятся помощниками в подготовке и проведении классных мероприятий, оформлении и ремонте кабинетов, готовят вместе с детьми концерты, праздники, участвуют в походах и экскурсиях. Ни одно большое мероприятие не обходится без участия родителей. Вместе с тем, необходимо расширить работу по психолого-педагогическому просвещению родителей: "университеты педагогических знаний", читательские конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты, дискуссии. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей. К сожалению, большинство посещают родительские собрания мамы. С целью привлечения отцов к воспитательной деятельности необходимо создать "Совет отцов". Такая форма вызывает интерес, привлечёт внимание родительской и педагогической общественности, представителей организаций и промышленных предприятий города. Большинство родителей уже осознали необходимость тесного сотрудничества со школой. Постепенно повышается социальная активность со стороны родителей и общественности, увеличивается число учащихся, занятых деятельностью по интересам. Родители "пошли" в школу, это уже отрадно, но проблем по-прежнему остается много, и решить их - задача не одного года, а целого ряда лет. В настоящее время определено, что школа не должна заниматься перевоспитыванием, а максимально использовать то, что в ребенке заложено природой и семьей, сохраняя при этом его индивидуальность. Личность ребенка развивается в сотрудничестве со школой. И основная наша задача не подавлять, а сохранять и развивать творческое начало, заложенное в человеке. Ведь каждый ребенок талантлив, важно это вовремя увидеть.

Велика роль функционирования Совета лицея, задачами которого является реализация творческого потенциала детей, оказание поддержки в овладении умениями и навыками организаторской работы в детских коллективах, организация досуга детей, предоставление возможностей для общения, самовыражения, самоутверждения учащихся.

  1. Школе необходима более значительная общественная поддержка, чтобы сохранится в качестве приоритетного образовательного учреждения.

  2. Родительская общественность представляет собой доступную и единственную в ближайшей перспективе возможность не только для развития, но и для выживания школы в сложившейся экономической ситуации.

  3. Гражданская пассивность и иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе, как к производителю бесплатных образовательных услуг, есть препятствие. Преодолеть его школа может, только начиная работу в социальной группе родителей, развивая социальное партнерство, добровольную общественную работу, благотворительность.

Поэтому школа как социальный институт власти должна и обязана взять на себя инициативу по преобразованию социальной группы родителей в активное местное родительское объединение, что означает начало строительства локальных структур гражданского общества вокруг себя, на местном уровне.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),

- поддержка физического здоровья учащихся,

- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,

- поддержка одаренных детей,

- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях. Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является "воспитание всем миром", поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

Каково же функционирование деятельности и основные этапы в работе с родителями:

Работа лицея и семьи включает разделы:

  1. Работа с родителями учащихся начальной школы.

  2. Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).

  3. Работа с родителями учащихся основной школы (6 - 8 классы).

  4. Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.

К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:

  • Воспитательно-развивающая.

  • Формирующая.

  • Охранно-оздоровительная.

  • Контролирующая.

  • Бытовая.

Этапы работы с родителями.

Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:

1 этап - ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса и лицея.

2 этап - выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

  • трудности в адаптации,

  • агрессивность,

  • страхи,

  • проблемы общения со сверстниками,

  • не усвоение программы и другие.

3 этап - анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

Ежемесячные формы общения с родителями - это:

  • праздники,

  • родительские собрания,

  • спортивные мероприятия,

  • походы.

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.

Содержание и формы работы с родителями.

В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

"Воспитание родителей " - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

  1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

  3. Участие родителей в управлении школой.

Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.

Класс

Классный руководитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

средний

Приняли участие в диагностике из классных руководителя - 25 ,

2- не приняли по болезни, 2 - первый год работающие педагоги.

Диагностика эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.

1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями?

1 2 3 45

2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие)

1 2 3 45

3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно?

- учебно-познавательное

- спортивно-оздоровительное

- военно-патриотическое

- природоохранное

- трудовое

- досуговое

1 2 3 45

1 2 3 45

1 2 3 45

1 2 3 45

1 2 3 45

1 2 3 4 5

4. Каков образовательный потенциал родителей в классе?

1 2 3 45

5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся?

1 2 3 45

Ваши предложения:

  • Высокий уровень - 5 баллов

  • Выше среднего - 4 балла

  • Средний уровень - 3 балла

  • Ниже среднего - 2 балла

  • Низкий уровень - 1 балл

Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.

1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями?

2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие)

3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно?

- учебно-познавательное

- спортивно-оздоровительное

- военно-патриотическое

- природоохранное

- трудовое

- досуговое

4. Каков образовательный потенциал родителей в классе?

5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся?

Ваши предложения:

Диаграмма:
" Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями".

Педагогический совет по теме: Взаимодействие семьи и лицея в рамках реализации программы: «Духовно-нравственное становление личности как фактор социализации ребёнка»

Вывод:

По данным диаграммы видно, что наиболее эффективной деятельностью классных руководителей является:

  • Учебно-познавательная

  • досуговая

  • трудовая

менее эффективна работа с родителями и детьми в направлениях:

  • спортивно-оздоровительном

  • военно-патриотическом

  • природоохранном

Методы изучения семьи всем известны: это наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, сочинение, обобщение независимых характеристик и другие. Мне бы хотелось остановиться на анкетировании, которое помогает и как классному руководителю выявить многие вопросы, касающиеся воспитании ребёнка в семье. Анализируя анкеты, обобщая их, можно сравнить полученные данные с данными предыдущих лет, увидеть тенденции развития. Получив ответы от родителей и детей, имея свою характеристику каждого ребёнка, можно сделать определённые выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится сталкиваться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании.

Анкета для родителей 8-11 классов

  1. Взаимопонимание есть в семье - 89%, только с мамой - 20%

  2. Говорят ли дети по душам, советуются - 65%, не всегда- 35%

  3. проявляют интерес к работе родителей: - 62%

  4. Родители знают друзей своих детей -100%

  5. Участвуют дети в хозяйственных делах родителей - 87%

  6. Проверяют уроки детей: всегда - 45%, не всегда - 35%, нет - 20%

  7. Есть общие занятия, увлечения - 80%, нет-20%

  8. Участвуют дети в подготовки семейных праздниках: да-90%, 10%-иногда

  9. Обсуждают совместно прочитанные книги, журналы, газеты:

да-59%, нет - 41%

10.Обсуждение совместное ТВ передач100%

11.Совместное посещение музеев, выставок, театров: да-30%, нет-70%

12. Участие совместное в походах, прогулках: да-50%, нет - 50%

13. Предпочитаете ли провести отпуск вместе с детьми: да- 89%

Анкета для детей 5-7 классов:

Вопрос

Ответы учащихся

1.Сколько времени ты выполняешь домашнее задание?

2.На какой предмет больше всего тратишь время?

3.Выполняешь сам(а) или с помощью взрослых?

4. Проверяют ли работу родители?

5. С каким настроением выполняешь домашнее задание?

6. Доволен ли ты оценкой за домашнюю работу?

7. Успеваешь ли ты записывать домашнее задание?

8. Часто ли списываешь на уроках?

9. Если не выполнишь домашнее задание, что скажешь учителю?

2 часа-6%

1 час - 54%

30 мин - 27%

-математика - 60%

русский язык - 14%

английский - 70%

история - 13%

сам(а) - 20%

иногда с помощью родителей-20%

всегда с родителями -6%

да-0% нет-33%

иногда- 53%

хорошим - 47%

когда как - 20%

нет ответа - 13%

да - 53%

всегда нет - 0%

иногда доволен - 33?

Да- 80%

Не всегда - 20%

Никогда- 23%

Да-23%

Иногда- 54%

Не знаю- 6%

«Забыла» - 6%, «честно признаюсь» -6%, «забыл тетрадь»-27%, «я всегда выполняю» - 27%

Анкета для родителей 5-7 классов

Вопрос

Ответы родителей

  1. Сколько времени тратит ваш ребёнок на домашнее задание?



  1. На какие предметы больше всего?



  1. Помогаете ли вы ему, по каким предметам?



  1. Объективно ли выставляют оценки за домашнюю работу?

5.Всегда ли записано домашнее задание? Если не записано, чем ребёнок это аргументирует?



  1. Объективно ли, по мнению ребенка, учитель комментирует оценку?

6. Пожелание родителей:

2 часа-33%

1 час-67%

математика-30%

география-10%

английский - 60%

русский- 65%

иногда-56%

да-23%(математика, география, русский язык)

нет - 21%

да-89%

не всегда -11%

да-76%

не всегда- 34%

да-67%

не всегда- 22%

не заню-11%

Записывать домашнее задание в дневник, все замечание писать в дневник. (5 классы)

Важно привлекать и родителей к сотрудничеству через педсоветы. Выступая на педсоветах родители чувствуют заинтересованность педагогов, идёт совместное обсуждение проблем, ставятся задачи, намечаются общие планы, т.е. понимание того, что только совместная деятельность может принести нужные плоды.

ППедагогический совет по теме: Взаимодействие семьи и лицея в рамках реализации программы: «Духовно-нравственное становление личности как фактор социализации ребёнка»

роект решения:

1. Осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями.

(Отв. Котова Г.Н. - зам. директора по ВР, Игонина Т.А, - психолог, классные руководители.)

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и организацию совместной деятельности администрации, педагогов и родителей.

(Отв. администрация, классные руководители.)

3. Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству. (Отв. классные руководители.)

4. Запланировать и провести заседания кафедры воспитательной работы классных руководителей, мероприятия, классные часы по темам:

а) Военно-патриотическое воспитание учащихся в школе. Формы и методы работы с детьми и родителями (отв. Котова Г.Н. -заместитель директора по ВР, Сагандыков Н.А, - учитель ОБЖ)

б) Спортивно-оздоровительное направление в работе лицея

(отв. Шпет Е.В. - учитель физической культуры).

г) Природоохранное направление в работе школы (отв. Сергеева Е.Т. - зав. кафедрой естественных наук)

5. Утвердить план работы и основные направления организации летнего труда и отдыха обучающихся. Классным руководителям выявить летнюю занятость учеников, вовлечь в работу пришкольного лагеря, площадки, разновозрастного отряда, индивидуальное трудоустройство в первую очередь детей «группы риска» (отв. Котова Г.Н. -заместитель директора по ВР, Березина Е.И. - социальный педагог, классные руководители 1-11 классов).

Литература:

  1. Лизинский В.М. "Практическое воспитание в школе", М, Центр "Педагогический поиск", 2002.

  2. Фролов П.Т. "Школа молодого директора", М, "Просвещение", 1988.

  3. Ерофеева НЮ. "Методика подготовки и проведения педагогических советов", Ижевск, 1995.

  4. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр "Педагогический поиск", 2002.

  5. Журнал "Классный руководитель" (1997-2003 гг.)

  6. Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. "Школьная пресса", 2002.

  7. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. "Школьная пресса", 2002.

  8. Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ "Учитель", 2001.

  9. Шилина ЗМ. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.

  10. Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. "Педагогический поиск", 2000.

  11. Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М 2001.

  12. Дружинин ИА. Заботы и радости классного руководителя. М. "Просвещение",1982.

  13. Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.

  14. Болдырев НИ. Классный руководитель. М. "Просвещение", 1978.

  15. Макаренко АС. О воспитании. М. 1988.

  16. Питюков ВЮ. Основы педагогической технологии. М. 1997.

13

© 2010-2022