Система воспитательной работы школы в условиях введения ФГОС

Представленная программа раскрывает особенности работы педагогического коллектива в условиях перехода основной школы на ФГОС ООО. Программа содержит общий анализ состояния воспитательной работы в образовательных организациях, определяет приоритетные направления развития школы, формирует целевые установки воспитательной системы и описывает ожидаемые результаты.В программе основным компонентом является блок содержания воспитания и мероприятивный блок. Она закладывает рычаги управления воспитательн...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВСистема воспитательной работы школы в условиях введения ФГОСЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Город Гусь-Хрустальный

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7»


Серия

Воспитательная система школы

Вид

Программа

Название

Система воспитательной работы школы в условиях введения ФГОС

Автор

Директор Ирина Александровна Проничева

Система воспитательной работы школы в условиях введения ФГОС

Гусь-Хрустальный, 2014 г.


ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Основным смыслом наших поисков было создание в школе условий для гармоничного и полноценного развития личности ученика и учителя. При этом мы четко сформулировали цель своей деятельности: «Формирование школы такого типа, в котором на основе реализации прогрессивных педагогический технологий создается воспитательная система, основанная на принципах и методике коллективной творческой деятельности, создающая условия разностороннего развития личности ребенка».

Достижению данной цели должна была способствовать реализация программы развития школы по мере целенаправленного перевода ее в качественно новое состояние на основе противоречий и проблем:

  • между личностно-гуманным подходом к воспитанию, в основе которого лежит развитие каждого ребенка, и массовым подходом к воспитательной работе, где в основе лежит количественные показатели и формальное участие школьников в досуговой деятельности;

  • между стремлением членов педколлектива внедрить основы индивидуально-творческого подхода в обучении и воспитании и недостаточно полной реализацией этого принципа, по причине незнания и неумения учителя работать в диагностическом режиме;

  • влияние опасных тенденций на школьников.

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.

Развитие условий, симулирующих максимальную вовлеченность людей в работу по развитию программы школы и достижения ее максимальных результатов.

Совершенствование комплексно-целевой программы «Здоровье».

Углубление работы с трудными учащимися и неблагополучными семьями.

Укрепление материально-технической базы.

ЦЕЛЬ:

Развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Достижение этой цели определяет задачи школы:

- создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности ребенка;

- обновления содержания образования:

- развитие и внедрение инноваций в образовательных технологиях;

- координация и стимулирование поисковых разработок.

3. Оказание помощи ребенку в самореализации, развивая все лучшее, что заложено в личности, нейтрализуя негативные качества, помогая личности сделать себя ценной для общества.

4. Социализация учащихся. Влияние на их нравственную ориентацию.

5. Усиление культурной направленности общего образования в целях повышения адаптивных возможностей школьников.

Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса.

Программа опирается на следующие документы:

- закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-2001;

- конвенция ООН «О правах ребенка»;

- методические рекомендации по созданию и совершенствованию воспитательных систем в образовательных учреждениях;

- методические рекомендации по аттестационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ.

  • Усиление личностной направленности образования.

  • Обновление содержания образования.

  • Научно-методическое обеспечение инновационных процессов. Создание авторских программ. Технология и механизмы реализации.

  • Расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

  • Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни.

ОЖИДАЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Повышение качества образованности школьника, уровня его воспитанности.

  • Заинтересованность учащихся в процессе изучения учебных предметов.

  • Личностный рост каждого учащегося.

  • Работа над авторскими и усовершенствованными программами.

  • Улучшение индивидуальной работы с одаренными учащимися.

  • Использование комплексной психодиагностики, коррекционных и психотерапевтических мероприятий.

  • Формирование потребностей учащихся проявлять заботу о своем здоровье и стремление к здоровому образу жизни.

  • Готовность ученика к самостоятельному выбору и принятию решения, усиление ответственности за последствия своих поступков.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ.

Знания и умения

Здоровье

1. Достойный уровень базовых знаний, необходимых для продолжения образования.

1. Здоровый образ жизни.

2. Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне.

2. Осознанное отношение к здоровью и физической культуре.

3. Грамотное и свободное владение устной и письменной речью.

3. Овладение антистрессовой защитой, аутотренингом самомоссажем.

4.Экологическая грамотность, понимание взаимосвязи человека с природой.

4. Умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях.

5. Значение основных достижений культуры.

6. Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию.

Творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к самореализации.

Познавательная деятельность

Культура личности, жизненная и нравственная позиция.

1. Интеллектуальная готовность и способность к продолжению.

1. Гуманистическое мировоззрение.

2.Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их.

2. Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию.

3. Способность использовать знания на практике.

3. Правовая культура.

4. Рациональная организация труда, самообразования.

4. Коммуникативность, культура общения.

5. Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.

5. Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.

6. Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

7. Оптимизм. Настойчивость в преодолении трудностей.

8. Адекватная самооценка.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН.

Образ школы в 2015 году

Цель

Образ выпускника в 2015 году.

Школа равных возможностей с достаточно широким для ребенка диапазоном видом учебной и внутренней деятельности.

Школа - где дети с радостью проживают вместе периоды детства.

Школа - где дети учатся жить активно и достойно, развивают и реализуют свои способности, укрепляют здоровье.

Социальный тип личности, сочетающий в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

Основополагающая идея - гуманизация образования.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Новое время настоятельно требовало демократизации и гуманизации школы, утверждение концепции человека как внешней ценности. Необходимыми стали поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение его полноценной сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов, где должны реализоваться следующие задачи:

- самопознание (достижение определенного уровня знания себя);

- самоопределение (определение четкой позиции в различных сферах жизнедеятельности и выработка планов на последующие периоды жизни);

- самореализация (активное участие в значимых для него сферах жизнедеятельности).

Но как добиться реализации данного проекта в реальности? Этому должно способствовать решение следующих практических задач:

- создание единого коллектива взрослых и детей на основе методики коллективной творческой деятельности как главного компонента, ядра воспитательной системы;

- определение системообразующих видов деятельности;

- организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса;

- развитие классных коллективов как части общешкольного детского коллектива;

- обработка оптимальной модели управления воспитательной системы школы.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ.

Наличие тесной взаимосвязи всех составных частей школы, всех ее состояний. Всякий фрагмент школьной жизни должен быть объяснен с точки зрения ее отношения к целому;

самоорганизация, самовоспроизводство;

наличие системы образующих факторов.

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ.

Сформулированная цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, включающей в себя все сферы жизни учащегося, образ личности, способной производить выбор деятельности, будь это учебная, художественная или трудовая, досуговая или научная.

Реализация воспитательного влияния основывается на следующих принципах:

Школа - для ребенка. Высшим показателем оценки работы школы считать самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого.

Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя - личность ученика.

Высокая требовательность к ученику должна органически сочетаться с уважением его человеческого достоинства.

Обучение и воспитание - это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействие педагога, воспитателя и воспитанника, это творческое сотрудничество единомышленников.

Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.

Ребенок не все время находится под воздействие школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающим, воспитывающим.

Главным «инструментом» воспитателя является коллектив школы в сотрудничестве с родителями, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Направления

Формы и методы воспитательной работы

1. Культурно-просветительское воспитание.

1. Просмотр фильмов ДК.

2. Беседы по правилам дорожного движения.

3. Посещение киноцентра "Алмаз»

4. «Добро пожаловать в Страну Знаний» (праздник для первоклассников).

5. Международный день школьной библиотеки (24 октября).

6. Конкурс «Папа, мама, я - читающая семья»

7. Экскурсии в школьный, районный и областные музеи.

8. Дни русских ремесел. (март).

2. Общественно-патриотическое.

1. Формирование классного коллектива.

2. «Если бы парни всей Земли» - военно-патриотический месячник (февраль).

3. Дни самоуправления (октябрь).

4. День матери (27 ноября).

5. Краеведческая викторина «Героические страницы истории родного края» (5-9 классы).

6. Проведение операции «Открытка ветерану!»(май).

3. Нравственно-правовое

1.Классные часы «Моя семья» (1-9 классы).

2. Беседы с учащимися 7-9классов с целью предупреждения правонарушений (по линии УВД).

3. Классные часы «Конвенция о правах ребенка» (1-9 классы).

4. Операция «Полиция и дети» (беседы с учащимися по линии УВД).

5. День правовых знаний «Губительная сигарета» (5-9 классы).

6. Проведение акции «Мир без наркотиков»

7. Всемирный день борьбе со СПИДом (1 декабря).

4. Физкультурно-оздоровительное.

1. Работа спортивных секций.

2. Общешкольные спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу.

3. Осенний кросс (сентябрь).

4. Лыжные соревнования (январь)

5. Весенняя эстафета (май).

6. Профосмотр учащихся школы (медицинский работник школы).

7. Профилактика гепатита с1 по9 класс (мед. работник школы).

8. Классные часы «Мое здоровье в моих руках».

5. Трудовое воспитание.

1.Дежурство по школе (8 - 9классы).

2. Проведение субботников по благоустройству школьного двора.

3. Операция «Уют» (по благоустройству классных комнат).

4. Уборка урожая на пришкольном участке и школьном поле (сентябрь, октябрь).

5. Операция «Фантик» (на лучшую поделку из фантиков).

6. Работа в библиотеке «Книжкина больница».

7. Конкурс «Лучший подарок для мамы и папы» (февраль-март).

8. Выставка детского творчества (апрель).

6. Экологическое воспитание

1. Общешкольный конкурс стенгазет и рисунков на тему «Сохраним планету голубой и зеленой» (1-9 классы).

2. Классные часы:

«Наша планета в экологической опасности»

«Вода - чудо, которое надо беречь» (1-9 классы)

«Как человек влияет на окружающую среду»(1-9 классы) «Зеленые растения - наши помощники», «Аленький цветочек» (1-4, 5-7 классы)

3. Экологический месячник.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ

ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Реализация программы основных направлений воспитательной работы школы осуществляется одновременно во всех возрастных группах с учетом их особенностей (физических, интеллектуальных, психологических) и оказывает воспитательное воздействие как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.

Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные:

- воспитание в процессе обучения;

- внеучебная деятельность.

Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое традиционное общее дело. Это позволяет создать в школе периоды повышенной творческой активности; задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия; организовать действенную помощь классному руководителю; привлечь родителей, сформировать коллективные ценности. Такие воспитательные модули становятся яркими эмоциональными событиями, надолго оставляют след в душах ребят.

Воспитательные модули:

Октябрь - интеллектуальный марафон.

Ноябрь - осенняя выставка поделок.

Январь - школьный театральный сезон.

Февраль - защитникам Отечества посвящается.

Март - масленица.

Апрель - вахта памяти.

Май - школьные олимпийские игры. Эстафета.

Традиции - это то, чем сильна любая школа, то, что делает ее неповторимой, особенной, родной для детей и педагогов. Одно из традиционных школьных дел, как правило, и становится центральным делом воспитательного модуля.

Традиционные дела школы.

1 сентября - торжественная линейка, День знаний.

Октябрь - день самоуправления.

Ноябрь - вставка овощей выращенных на пришкольном участке.

Декабрь - новогодний бал.

Февраль - защитникам Отечества посвящается.

Март - масленица.

Апрель - презентация «Созвездие» (отчет классов о работе за год).

Выставка детского творчества.

Май - школьные олимпийские игры, эстафета.

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ШКОЛЫ.

Современное управление - это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъекта и в роли объекта. При управлении воспитательной системой школы используются три основные формы принятия управленческих решений:

  • в форме соуправления - на высшем уровне управление школой является общешкольная конференция и совет школы. Управленческие решения считаются принятыми при достижении соглашения заинтересованными сторонами;

  • в форме самоуправления - управленческие решения принимаются коллективно (на собраниях) и коллективно на педагогических советах, ученическое самоуправление, родительском совете, профсоюзном комитете;

  • в форме административного управления - если дело требует быстрого решения, то управленец (директор) принимает его единолично, на заседании административного совета.

Высшим выборным представительным органом является общешкольные выборы.

Высшим выборным представительным органом является Совет школы.

Исполнительным высшим органом - педагогический совет.

Представительным органом интересов учащихся - совет командиров.

Представительным органом трудового коллектива является профсоюзный комитет.

Представительным органом родителей является родительский комитет.

.


СХЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Общешкольная конференция.

Совет школы

I уровень -Стратегический

Директор, педсовет


II уровень -Тактический

Заместитель директора по ВР,

председатель МО классных руководителей,

родительский комитет


III уровень - Оперативный

Секции классных руководителей младшего, среднего звена.

Творческие объединения педагогов дополнительного образования.

Классные руководители, воспитатели, педагоги

дополнительного образования, старшая вожатая.


Совет командиров

IV. Уровень - Самоуправление

Учебная, спортивная, культурно-массовая, библиотечная, краеведческая деятельность

Редакция газеты «Переменка».

Учащиеся





СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ.


Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии личности ребенка - важное направление работы.

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

• гармоническое развитие ребенка;

• забота о здоровье детей;

• помощь в учении;

• трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

• помощь в социализации личности и ее самореализации;

• формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

• забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

• развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

• подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

• половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Функции взаимодействия школы и семьи:

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

• информационная;

• воспитательно-развивающая;

• формирующая;

• охранно-оздоровительная;

• контролирующая;

• бытовая

Реализуя направление взаимодействия семьи и школы, мы опираемся на информацию о семьях.

Методы изучения семьи:

наблюдение;

индивидуальные беседы;

тестирование;

анкетирование;

диагностика;

деловые игры;

анализ детских рассказов, сочинений и рисунков о семье.

Психолого-педагогическая диагностика
в работе классного руководителя с семьей

Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:

• Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

• Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.

• Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.

• Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой
диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

• Что я хочу получить в результате диагностики?

• Как я буду работать с полученным материалом?

• Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Виды диагностики:

В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:

предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);

оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);

итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

При всей разности задач и объемов образовательной деятельности внеурочная работа и дополнительное образование в условиях школы тесно связаны друг с другом и переплетаются тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных способностей детей и включение их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Опираясь на анализ воспитательной работы за прошлый учебный год, контингент школы, желание родителей и социума в школе создана система внеурочной системы и дополнительного образования

В школе ведется большая по содержанию и многообразная по форме внеурочная работа, включающая почти каждого ученика в физкультурно-оздоровительную, художественно-творческую, общественно полезную деятельность.

Коллективы формируются только по желанию детей и родителей.

Учащиеся школы систематически занимаются видами деятельности по следующим направлениям:

Начальная школа

Основная школа

Социальное направление

- «Риторика»

- «Мастерская речевого общения»

Социальное направление

-«В мире профессий»

- «Юный журналист»

- «Мастер»

-«В мире языков»

Патриотическое, краеведческое

- «Я - исследователь»

Патриотическое, краеведческое

-«ДЮП»

- Школьное самоуправление «Созвездие»

-«Мой край родной»

-«По малой Родине моей»

Художественно-эстетическое

- «Юный художник» - «Музей в твоем классе»

Культурологическое направление

- "Звуки музыки»

Духовно-

нравственное

направление

- «Юный эколог»,

- «Музей в твоем классе»

Эколого-биологическое, туристско-краеведческое направление

-«Основы информационной культуры»

- «Школа будущего первоклассника»

- «Мой край родной»

Спортивно-

оздоровительное

направление

- «Клуб здоровячков»,

- «Основы здорового питания»

Спортивно-оздоровительное направление

«Баскетбольная секция»;

- «Быстрее. Выше. Сильнее»

Программа развития дополнительного образования в школе строится на принципах взаимодополнения, целостности образовательного пространства и носит личностно-ориентированный характер.

Воспитательная система школы строится таким образом, что дополнительное образование занимает в ней приоритетные позиции.

Воспитательные цели и задачи школы реализуются через содержание и форм следующих программ:

Программа «Учение»:

  • Учить ребят правильной организации труда на уроке;

  • Проводить с учителями-предметниками корректировку единых педагогических требований к учащимся своего класса;

  • Помочь учащимся в организации консультаций по предметам;

  • Проводить конкурсы, смотры, олимпиады;

  • Помогать в организации мероприятий учителям предметникам.

Программа «Досуг»:

  • Выявлять интересы, увлечения детей;

  • Помочь учащимся в выборе кружков, секций;

  • Продолжить проведение сюрпризов, конкурсов, вечеров и т.д.;

  • Содействовать расширению познавательного и культурного кругозора;

  • Помочь учащимся в общественной работе;

  • Организовать КТД в классе;

  • Проводить с детьми дни общения с природой;

  • Помочь каждому утвердиться в коллективе.

Программа «Общение»:

  • Корректировать свои отношения с классом, отношения между детьми;

  • Воспитывать уважительное отношение к общечеловеческим нормам нравственности, к высшим ценностям человека - жизни, дому, семье;

  • Уважать право ученика на другое мнение;

  • Воспитывать уважение и доброе отношение к продуктам человеческого труда.

Программа «Здоровье»:

  • Вместе с родителями провести совместную работу по выработке режима дня, жизни и здоровья учащихся;

  • Провести спортивные игры, конкурсы, акции, Дни здоровья, планировать походы, экскурсии на природу;

  • Следить за тем, кто из ребят и как занимается в спортивных секциях.

Программа «Память»:

  • Провести встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии в краеведческие музеи;

  • Достойно подготовиться к юбилейным датам Великой Отечественной войны, Дню Победы, подготовить подарки ветеранам;

  • Принять участие во всех делах школы, посвященных этому Славному празднику.

  • Знакомство с историей, традициями школы, района, Республики.

  • Изучение богатейшего российского культурного наследия.

Программа «Семья и школа»:

  • Знакомство с условиями жизни каждого ребенка (посещение на дому семей);

  • Провести совместные вечера отдыха и встречи;

  • Защищать права каждого ребенка;

  • Создать уютную обстановку в классе;

  • Оказать помощь больным детям и детям, оказавшимся в трудном положении;

  • Продолжить работу с многодетными, малообеспеченными, неблагополучными семьями, уделив особое внимание «трудным подросткам».

  • Дискуссии о справедливости и несправедливости.

Заключение:

Воспитательная система школы не есть нечто законченное и застывшее. Она непрерывно развивается, перед коллективом возникают новые, более сложные задачи, которые необходимо будет решать.



© 2010-2022