Организация самоуправления в школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьное само- соуправление

За непрерывной чередой и суетой повседневных, потоком обрушивающихся, проблем, мы теряем из виду проблемы более существенные и значимые для нас и следующих поколений. Одной из таких, вне всякого сомнения, является проблема школьного самоуправления. Хотя о ней писано-переписано горы литературы, но реальное положение дел вынуждает возвращаться к этой проблеме вновь и вновь.

Название статьи только на первый взгляд, неискушённого в педагогике человека, может показаться странным. Однако ничего странного в нём нет. Ученическое самоуправление в школе - это фикция. Суровая же реальность - это всеподавляющий диктат учительского коллектива, если таковой в школе всё-таки имеется. (О том, что такое реальный педагогический коллектив - разговор особый). Так что реальное, а не фиктивное участие учащихся в решении школьных проблем возможно только лишь в форме соуправления… и не иначе.

Немного об истории вопроса. Интересны мысли Н.К. Крупской по этой проблеме. Она писала, что: « … в нашей школе должно играть совсем особое место самоуправление… (не буду- Г.Г.) говорить о том самоуправлении, когда преследуют целью только переложить с учителя на учеников известные неприятные обязанности, обязанности надзора и т.д. … эти формы самоуправления являются слепком с форм самоуправления взрослых в буржуазных демократических республиках, где всё зиждется на выборах, где массы избирателей только голосуют, а участие в государственной работе не принимают. В школах на Западе и в Америке ученическое самоуправление построено по такому же типу. (Несмотря на все наши старания, даже такой усечённый тип самоуправления в наших школах так и не прижился. Наши школы так и остаются заповедниками авторитаризма, выстроенными по жёсткой иерархии, где каждый нижестоящий беспрекословно, или почти беспрекословно подчиняется вышестоящему, боясь репрессий в различной форме, и не имея реального, а не декларируемого, механизма защиты своих прав и свобод- Г.Г.). Всё строится на небольших выборных коллективах; учкомах, санкомиссиях, культкомиссиях и пр. Члены этих малочисленных комиссий работают сверх сил (если только работают вообще: чаще они существуют формально, но при этом если и выполняют какую-либо работу, то только под настойчивым давлением и неусыпным надзором учителей- Г.Г.), а остальная ученическая масса остаётся пассивной. Конечно, по сравнению со старой школой, где все ученики были пассивны, где всем распоряжался один учитель, и эти формы самоуправления представляют прогресс… Но если мы внимательно всмотримся в организацию такого демократического школьного самоуправления, где масса ребят пассивна, где только выделяются отдельные ученики, то мы увидим, что такие формы самоуправления массу ребят не перевоспитают. Они выдвигают только небольшой актив, который переутомляется, у которого непомерно развивается самолюбие, самоуверенность и прочее, и который не умеет коллективно работать». Ответственность за такую организацию псевдо самоуправления в школе возлагается на учителей. Но как они могут организовать самоуправления, если сами учителя не имеют в школе, в районе или городе собственного органа самоуправления? В такой ситуации создать самоуправление в школе просто невозможно, ибо «раб не может воспитать свободного человека».

Ещё К.Ясперс утверждал, что «для развития демократического этоса необходимо свободное и ответственное за свои действия коммунальное управление…», т.е. самоуправление. Но прежде чем заниматься внедрением школьного самоуправления/соуправления необходимо определить его цели и задачи. Создавать самоуправление/соуправление лишь для того, чтобы отчитаться перед вышестоящими органами не имеет смысла: это не только сизифов труд, но и нравственная деградация. Потребность в соуправлении может возникнуть лишь при определённом уровне подготовленности как педагогического, так у ученического коллективов. Это потребность и умение всех элементов школьного коллектива, как единого социального организма в самоорганизации, саморазвитии и взаимодействии.

В мире накоплен определённый опыт организации ученического самоуправления. Вот несколько примеров. В зарубежной школе все шире применяются ситуа­ции участия подростков в жизни общества (самоуправ­ление, клубы). Формы такой работы - не новость. Ска­жем, самоуправление учащихся возникло уже на рубе­же XIX-XX веков, но сегодня оно стало весьма примет­ным элементом педагогического процесса. В США само­управлением охвачена треть учеников колледжей. В За­падной Европе, после того как в 60-х годах оно получи­ло официальную поддержку, самоуправление также сде­лалось повсеместным.

Традиционное школьное самоуправление - система «префектов» («капитанов») и советов учеников. Советы учеников особенно распространены в Великобритании и США.

«Префекты» выступают помощниками учителя при поддержании дисциплины; иногда они обладают правом налагать на своих товарищей взыскания. Кроме класс­ных, действуют общешкольные «префекты», которых обычно избирают все учащиеся тайным голосованием; в некоторых случаях общешкольные «префекты» назна­чаются администрацией. «Префектами» могут быть только старшеклассники (16-17 лет); они составляют определенную иерархию. Совет «префектов» (совет уче­ников) действует под началом школьного «префекта», которому подчиняются назначаемые советом капитаны спортивных команд, кружков, клубов. Вместе с дирек­тором школьный «префект» осуществляет общее руко­водство учебным заведением. В крупных колледжах и средних школах в деятельность «префектов» вовлекают­ся практически все старшеклассники.

Традиционное школьное самоуправление становится, тем не менее, малоэффективным. «Эйфория» 60-х годов, когда в Западной Европе повсюду возникали советы уче­ников, сменяется разочарованием. Как пишет англий­ский педагог Б.Бэрнли, попав под прессинг админист­рации, советы учеников оказались несостоятельными. Ввиду такого кризиса в 70-80-е годы был предпринят поиск новых форм самоуправления учащихся. В опыт­но-экспериментальном порядке учреждаются школьные советы - в составе учеников, преподавателей, админи­страции, родителей и представителей общественности.

В деятельности школьных советов поддержание дис­циплины и порядка в классах отодвинуто на задний план. Преимущественные направления ее состоят в во­влечении учеников в текущую жизнь школы, в широком представлении взглядов и интересов учащихся в системе самоуправления, в развитии навыков общения.

В Великобритании главная форма работы школьных сове­тов - их регулярные заседания (от одного раза в не­делю до одного раза в месяц). Экстраординарное собра­ние может быть созвано в любое время по просьбе не менее шести членов совета. Ученики привлекаются к со­ставлению вопросов для обсуждения. На заседаниях принимаются решения, исполнителями которых являют­ся администрация, преподаватели, члены совета, вклю­чая учащихся.

В ФРГ школьные советы (конференции) существуют с 1973 года. Сюда делегируют своих представителей со­веты учеников. Делегаты вправе высказывать мнения относительно планирования, содержания учебных заня­тий, различных вопросов внеучебной деятельности: вече­ров отдыха, экскурсий, издания газет, создания круж­ков, клубов, благотворительности, организации дискус­сий.

Во Франции школьные советы существуют в виде «команд». Так, в коллеже де Жасан ученики и препода­ватели каждого класса объединены в «команду», которая составляет свой план учебно-воспитательной рабо­ты, дважды в месяц встречается с дирекцией для об­суждения насущных дел. Делегаты «команд» всех клас­сов проводят общешкольные собрания, избирают «Совет жизни школы». Кроме учеников и преподавателей, в не­го избирают и представителей администрации, а также родителей. «Совет» выносит рекомендации о повседнев­ной жизни коллежа.

Школьные советы улучшили педагогический климат в учебных заведениях, однако снять многие проблемы они не сумели. По-прежнему во взаимоотношениях на­ставников и воспитанников живуч авторитаризм. Как констатирует французская «Монд де л'Эдюкасьон», в школьных советах преподаватели играют с учащимися, напоминая кошку, которая резвится, ненадолго выпус­тив из своих когтей пойманную мышь. Быть может, та­кое сравнение и чрезмерно, но суть проблемы оно отра­жает.

Но вернёмся к проблеме организации самоуправления на отечественной почве. При организации соуправления в школе возникает много проблем. Первая и, пожалуй, самая главная - зрелость и готовность педагогического коллектива к сотрудничеству с подопечными, готовность говорить с учащимися не свысока или снисходительно, а как с равными деловыми партнёрами по общему делу. При введении соуправления возникает и множество других проблем, которые требуют осторожного, деликатного решения. Вопрос в том, а готовы ли педагогические работники к этому? Ведь много проще и спокойнее самим педагогам оперативно решать все возникающие в школе проблемы.

Но самая главная проблема всё-таки не в этом. Она заложена в само школьное законодательство. Закон «Об образовании» написан так, что сторонники и противники ученического самоуправления/соуправления найдут в нём достаточно аргументов для обоснования именно своей позиции. Такая расплывчатость и неопределённость формулировок закона играет на руку авторитарным руководителям образовательных учреждений, которые не хотят делиться властью ни с педколлективом, ни с учащимися, ни с родителями. Однако хотим мы того или не хотим, но школа - такой социальный институт, который формирует либо гражданскую, либо иждивенческую (потребительскую) позицию своих питомцев. Так что руководитель образовательного учреждения, препятствующий формированию и функционированию самоуправления/соуправления в подчинённом ему учреждении, сознательно или бессознательно тормозит развитие активной гражданской позиции своих подчинённых и подопечных, формированию в стране активного гражданского демократического общества. Но зато он, чаще всего, на хорошем счету у вышестоящих педагогических и прочих чиновников. В таком учреждении муха не пролетит без ведома руководителя. А в самом таком учреждении благодать и тишина, но «мёртвая».

Зато в том учреждении, где заняты организацией реального соуправления проблемы возникают одна за другой. А кому хочется получать лишнюю «головную боль»? Вот и идут многие руководители образовательных (хотелось бы ещё добавить - воспитательных) учреждений по пути наименьшего сопротивления, т.е. просто игнорируют это непонятное и опасное для них и их положения самоуправление/соуправление.

Так что проблема школьного самоуправления/соуправления не только проблема школы, но и школьного законодательства, гражданского общества, если хотите. Законодатель должен не только чётко прописать статус, структуру, содержание, способы взаимодействия элементов самоуправления/соуправления, но и обязать соответствующие органы и должностных лиц заниматься этой проблемой, потому что она имеет, без всякого преувеличения, государственное значение.

Технологический прорыв, в котором так нуждается наше общество, невозможен без появления генерации людей воспитанных на иных, нежели нынешние, принципах организации взаимодействия друг с другом, т.е. на принципах гражданской взаимоответственности и самоорганизации. Именно школе в воспитании этой генерации отводится ведущая роль.

Решаясь приступить к формированию в образовательном учреждении системы соуправления, руководитель и педработники образовательного учреждения должны в первую очередь реально оценить желание, способность и возможность педагогического коллектива решить эту сложную воспитательную и организационную проблему. В противном случае их заведомо ждёт неудача. Почему на первое место ставится готовность к действиям и переменам педагогов? Да потому что учащиеся старших и средних классов образовательных учреждений ещё не столь «отравлены» «вирусами» скептицизма и пофигизма (простите за жаргон), как их наставники. Среди учащейся молодёжи всегда найдётся критическая масса романтически настроенных ребят, которых идея соуправления увлечёт за собой. Их необходимо только поддержать… и помочь.

Система управления

образованием

Схема школьного самоуправления/соуправления

Организация самоуправления в школе

Организация самоуправления в школе

Администрация

школы

Наиболее распространённой ошибкой, начинающих организацию соуправления, является то, что они стараются действовать «глобально», т.е. пытаясь решить все возникающие проблемы сразу одним махом. Не пытайтесь! Не получится! Строить «здание» соуправления необходимо по этапам, переходя к следующему этапу лишь после уверенности в успехе предыдущего этапа. Поэтому самым первым шагом на этом пути является создание системы классного самоуправления.

Второй распространённой ошибкой энтузиастов организации соуправления является нетерпение, торопливость, желание немедленно видеть результаты своего труда. К сожалению, труд педагогов всегда имеет отстроченный во времени результат. И с этим следует смириться. Так что строить систему соуправления следует, избегая суеты, убеждаясь в том, что очередной шаг на этом пути оказался действенным и эффективным.

Третьей ошибкой, пожалуй, самой распространённой, является то, что организацией соуправления занимаются только те работники образовательного учреждения, которые делают это в силу своих должностных обязанностей. Выстроить эффективную и работающую систему соуправления в образовательном учреждении возможно лишь тогда, когда это станет общим делом, мобилизующей идеей всего школьного коллектива не на словах, а на деле, для всех воспитанников и сотрудников образовательного учреждения начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками. Если такое единство есть, то успех начинания обеспечен, и такое учреждение с полным основанием мы можем назвать образовательно-воспитательным.

Ученическое самоуправление будет выполнять свою воспитывающую роль лишь тогда, когда через органы ученического самоуправления на классном и школьном уровне будет в обязательном порядке проходить основная масса учащихся. На этом настаивал в своё время и А.С.Макаренко. В противном случае произойдёт обособление членов органа ученического самоуправления от ученической массы и сформируется «руководящая» группа учащихся. При этом ученическое самоуправление переродится в диктатуру группы учеников-руководителей над остальной массой учащихся. Это верный способ воспитания будущей касты чиновников. Именно по этой причине неоднократные попытки введения в общеобразовательных учреждениях ученического самоуправления терпели поражение.

Выдающийся советский педагог-новатор В.Н.Сорока-Росинский отмечал, что «так как законодателями и правителями в демократии юридически, а иногда и фактически являются все, то задача школы сводится в данном случае к тому, чтобы не только давать знания, но ещё и воспитывать, и притом так, как если бы каждый первоклассник предназначался к занятию государственных должностей, где необходимо иметь хорошо воспитанное государственное чутьё и чувство огромной нравственной, прежде всего, ответственности…»

Такой государственный подход требует высочайшего уважения личности ребёнка любой школы. У нас пока этого не предвидится, несмотря на шумные разглагольствования. А потому демократии в истинном, первородном значении этого слова нам пока не видать. Тем более, что т.н. «элита» современного российского общества воспитывает своих отпрысков в закрытых учебных заведениях, с детства пропитывая их пренебрежением к простому люду, к своему народу и Отечеству.

Современная школа функцию содействия, смягчения процесса демократизации школы не выполняет, т.к. сама ещё находится в жесточайшей «крепостной» неволе у чиновничества. Ни учитель, ни общество ещё не осознали поистине волшебной силы, которая таится в недрах школы, которая способна принести не только гражданский мир в общество, но и благоденствие. Для этого государству необходимо коренным образом изменить отношение к школе и к учителю, чтобы лучший цвет, лучшие умы общества нашли своё место служения обществу на ниве народного образования и воспитания. Но это уже, к сожалению, из области грёз…

Наблюдаемый кризис традиционной семьи всё более и более ослабляет её воспитательное воздействие и влияние на детей. Однако природа не терпит пустоты… Значит место семьи в процессе воспитания замещается иными воспитывающими субъектами: социальная среда (школа, дворовая кампания, улица…), телевидение, компьютеры, Интернет, мобильная связь. Безудержная гонка за прибылью любой ценой толкает частных владельцев факторов влияния на человека строить свой бизнес на пороке и низменных чувствах: так легче и дешевле завоевать потребителя их услуг. Таким образом, интересы частного капитала приходят в противоречие с интересами общества. Частный капитал в воспитательной сфере загоняет общество в нравственный тупик и распад: умирая, он тащит на тот свет и всё общество…

Школьный коллектив, решившийся на введение соуправления, неминуемо столкнётся ещё с одной серьёзнейшей проблемой, которую решить на школьном уровне невозможно. Это проблема времени. Время работы педагогических работников и учащихся лимитировано законами. Работать же на голом энтузиазме, без какой-либо гарантии на успех и хотя бы на моральное удовлетворение, охотников вряд ли найдётся. И вот тут-то и должна проявиться мудрость и дальновидность общества и государства. Для образовательных учреждений, работающих в режиме соуправления, законом должны быть предусмотрены определённые преференции, в том числе и материальные.

Как уже было сказано выше, закон о школьном самоуправлении/соуправлении ещё ждёт своего автора, а потому отчаянно смелые и дальновидные руководители образовательных учреждений самостоятельно пытаются сформировать и сформулировать пакет документов, регламентирующих деятельность органов школьного самоуправления/соуправления. При желании каждый ищущий может найти их в Интернете. Поэтому позвольте дать только несколько рекомендаций, основанных на личном небольшом опыте. Если кому-то они покажутся слишком незначительными и не стоящими внимания… Ну, извините: чем богаты. Просто хочу по возможности помочь хоть чем-то.

Возможные направления работы органов ученического самоуправления

и сфера их деятельности

В органе ученического самоуправления за каждым его членом закрепляется отдельное направление работы, которое он осуществляет, согласовывая и советуясь с куратором из педагогических работников школы. Члены школьного органа ученического самоуправления возглавляют комиссии соответствующих направлений работы. Желательно при этом избирать не менее двух активистов на каждое направление работы.

Учебное - (куратор - завуч школы)

В каждом классе выбираются (назначается классным коллективом) активисты, ведущий в классе эту работу. В его обязанности входит:

а/ участие в работе учебной комиссии школьного органа ученического самоуправления;

б/ доведение до классного коллектива решений школьной учебной комиссии и школьного органа ученического самоуправления;

в/ предоставление информации о положении дел в классе органам школьного ученического самоуправления;

г/ оказывать содействие классному руководителю в организации работы по повышению успеваемости в классе;

д/ проводить в классе рейды по проверке выполнения учащимися учебных обязанностей: выполнению домашних заданий, сохранности учебников и т.д.

е/ ведение Открытого экрана учёта успеваемости класса;

ж/предоставление регулярной информации о результатах своей работы школьным СМИ…

Дисциплины - (куратор руководитель образовательного учреждения)

В состав этой комиссии входят представители классных ученических коллективов (старосты, председатели классных советов, командиры классов и т.д.) В их обязанности входит:

а/ участие в работе дисциплинарной комиссии школьного органа ученического самоуправления;

б/ доведение до классного коллектива решений школьной дисциплинарной комиссии и школьного органа ученического самоуправления;

в/ предоставление информации о положении дел в классе органам школьного ученического самоуправления;

г/ оказывать содействие классному руководителю в организации дежурства в классе и по школе;

д/ ведение Открытого экрана учёта дежурства по классу;

е/ ведение Открытого экрана учёта соблюдения дрес-кода учащимися класса;

ж/предоставление регулярной информации о результатах своей работы школьным СМИ…

Примерно такие обязанности возлагаются на активистов школьного самоуправления. При этом не следует ограничивать инициативу учащихся и педработников в определении круга своих обязанностей. Однако определяя круг обязанностей необходимо помнить, что выполнение этих обязанностей подлежит неукоснительному исполнению и систематическому контролю. В противном случае сама идея самоуправления будет дискредитирована. Вот уж истинно: «лучше меньше - да лучше». Перечень функциональных обязанностей членов ученического самоуправления не является догмой.

Направления работы школьного самоуправления каждое образовательное учреждение должно определять самостоятельно, в зависимости от ситуации внутри образовательного учреждения. Это могут быть следующие направления: учебное, дисциплины, санитарное, спортивное, шефское, трудовое, культурно-массовое и другие.

Организация самоуправления не терпит легковесного, снисходительного отношения, «кавалерийской атаки». Это весьма длительный, трудозатратный и не всегда гарантированно результативный процесс. Этот процесс ещё нуждается в своих квалифицированных технологах, имеющих личный положительный опыт.

© 2010-2022