Методические рекомендации по организации выбора учащимися исследовательской темы

  Методические рекомендации по организации выбора учащимися исследовательской темы  Исследовательская деятельность сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. В педагогическом словаре исследование - это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение общественно значимых новых знаний. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности  позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько п...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по организации выбора учащимися исследовательской темы

Исследовательская деятельность сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. В педагогическом словаре исследование - это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение общественно значимых новых знаний. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, ученику учиться, направлять его познавательную деятельность. Поэтому я нахожу необходимым уделять особое внимание развитию исследовательских способностей учащихся. Занятия с учащимися исследовательской деятельностью требует очень много сил и времени.

Я предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации работы учащихся над выбором исследовательской темы:

1. Знакомство с требованиями к выбору темы исследовательской работы

  • Брать тему, которая содержала бы элементы новизны, творчества, тему оригинальную, которая бы позволила высказать собственную точку зрения, и изложить собственное отношение к избранной проблеме. Только тема проблемного характера, недостаточно исследованная, может доставить радость творческих открытий.

  • Не брать общие темы, тем более, давно и хорошо разработанные.

  • Желательно, чтобы избранная тема соответствовала не только личному интересу будущего исследователя, но и степени подготовленности, его «предварительного багажа». Можно ли писать о видах жилья, не зная хотя бы элементарных азов строительства изб?

  • Выбирая тему, желательно объективно представлять реальность выполнения намеченной работы, ее объем, сроки, доступность источников.

2. Создание условий для мотивации учеников к выбору темы

  • путем использования игровых моментов

На занятиях в краеведческом кружке я для этого использую игровые моменты, развивающие интеллектуальные способности учащихся. Например, предлагаю, такие рода задания: каким вы видите свой поселок в 2050 году? Каким ты видишь себя в 2050году? На первый взгляд это задание очень простое, но для выполнения требует очень много творческих усилий. Это задание только на первый взгляд игра, и тем самым подкупает и заинтересовывает, а выполнение его должно основываться на достоверном краеведческом материале, требующем поиска.

  • путем использования заданий по нахождению корней своей родословной.

Внимательное отношение к прошлому - важное подспорье в нынешней жизни и труде. Попытки углубиться в родословную дают, как правило, замечательные плоды, дорогие уму и сердцу находки. Правда, они требуют немало труда и времени. Применяя такого рода занятия, руководитель кружка разнообразит деятельность на занятиях, а также вносит свой вклад в развитие познавательных способностей каждого школьника. Преднамеренный интерес, который мы называем, еще увлечением, - один из главных элементов будущей исследовательской работы.

  • путем формирования целенаправленного интереса коллектива, используя авторитет педагога - руководителя, его подсказку.

Ярким примером такого коллективного влияния стали темы рефератов по истории деревень и сел района. Учащимися было написано очень много рефератов об исчезнувших деревнях и о существующих. Вот некоторые из этих тем: «История д. Поползухи в воспоминаниях моих родственников», «Деревня Токари» - родина моих родственников, «Мое село - Пристань», «История деревни Афанасково». Учащиеся откликнулись на данные темы после того, как были изучены на уроке географии населенные пункты Свердловской области, и учитель предложил попробовать самим собрать материал о селах и деревнях Артинского городского округа.

Все эти и многие другие подобные темы были интересно раскрыты, исследованы, проиллюстрированы и успешно представлены в конкурсах « Юные интеллектуалы Среднего Урала».

  • Создание условий для выбора темы по региональному принципу

Один из путей выбора темы, связан с конкретным районом, где живут и учатся будущие авторы рефератов. Разнообразным сторонам жизни поселка и вообще района посвящены исследования юных краеведов. Одна из авторов - И. Бунакова, в своем реферате «История улицы Ленина», так написала о выборе темы своей работы: «Темой моей работы является история одной из главных улиц поселка. Она выбрана мной не случайно. Улица Ленина - это место, где родились мои родители, бабушка, где родилась я. Это то географическое название, которое я первым услышала в своей жизни. И, надеюсь, оно останется для меня самым дорогим всю жизнь. Данный реферат занял 1-е место на районной конференции, а на республиканском конкурсе. «Человек в истории» - получил почетную грамоту. Много кружковцев выбирают темы своих будущих работ по региональному принципу. Это я считаю очень важно, так как знание материала о своем крае будет способствовать воспитанию чувства бережного отношения к своему прошлому, укреплению чувства гордости и любви к своей Родине и ее истории:

« Экологическая обстановка в Артинском районе», « Заповедные места Артинского района», « Градообразующее предприятие поселка», « История улиц поселка» и еще очень много других тем, по истории поселка, которые были написаны моими учащимися.

Можно определенно сказать, что у каждого реферата есть своя предыстория, которая непременно начинается с выбора темы. Не скрою, что выбор своей темы - самое трудное - как всякий первый шаг.

3. Предложение перечня возможных направлений будущих исследований:

  • История улиц, площадей, рек.

  • История отдельных зданий, сооружений, памятников истории и культуры.

  • История учебных заведений, музеев.

  • Исторические портреты людей, прославивших поселок.

  • История быта, этнографии, традиций, праздников района.

  • Народы нашего края в прошлом и настоящем.

  • История краеведения и судьба краеведов .

  • «Белые пятна» в истории поселка.

  • Революционные события края.

  • Школьные музеи - поиски и находки.

  • История развития транспорта, промышленности в поселке.

  • Моя родословная /на материалах семейных архивов/.

  • Родословная знаменитых артинских родов.

  • Выдающиеся организаторы промышленности поселка.

Вывод:

Данные рекомендации составлены, основываясь на личный опыт педагога, и неоднократно апробированы на практике. Эффективность данных рекомендаций подтверждается высокой результативностью предъявляемых на разных уровнях (ОУ, муниципальном, областном) исследовательских работ. С учетом этих рекомендаций повышается уровень мотивации к исследовательской деятельности. Это проявляется в свободном выборе тем рефератов, с учетом склонностей и интересов учащихся, а также в широком спектре методов и способов исследований. Учащиеся не только делают выбор из предложенных педагогом тем, но и формулируют их самостоятельно.










6МАОУ « Артинский лицей»

© 2010-2022