Статья Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды

Ответом на задаваемый каждым учителем вопрос: что необходимо ученику «дать», а что «вырастить»? является следующее - «дать» нужно информационно-образовательную среду с точками проблематизации, а также способы действий в этой среде. В результате самостоятельной деятельности,  в созданной учителем информационно-образовательной среде,   ученик всегда будет иметь личный опыт решения задач, собственные результаты, а также будет знать и сможет сопоставить со своим опытом общекультурные достижения, тем...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды.

учитель физики МБОУ СОШ № 52

г. Нижнего Новгорода

Панкова Марина Эдуардовна

Ответом на задаваемый каждым учителем вопрос: что необходимо ученику «дать», а что «вырастить»? является следующее - «дать» нужно информационно-образовательную среду с точками проблематизации, а также способы действий в этой среде. В результате самостоятельной деятельности, в созданной учителем информационно-образовательной среде, ученик всегда будет иметь личный опыт решения задач, собственные результаты, а также будет знать и сможет сопоставить со своим опытом общекультурные достижения, тем самым осваивая и их также, но уже через сопоставление со своим опытом.

В течение последних лет основным тезисом моей педагогической деятельности является следующее: эффективность обучения физике и качество знаний учащихся будет выше, если конструирование информационно-образовательной среды будет опираться на систему обучения физике с применением ИКТ. Проектирование учителем обучающей среды с применением образовательных информационных технологий позволяет создать систему обучения физике, которая не только обобщает, конкретизирует, систематизирует знания по предмету, но и повышает мотивацию учащихся к предмета.

Наиболее значимые цели конструирования учебного процесса с применением образовательных ИК - технологий состоят в повышении мотивации учащихся, в автоматизации учебного процесса, развитии рефлексии, творческой мысли учащихся и др.

Как показывает мой опыт работы, рациональная, дидактически обоснованная последовательность работы в ИОС, наравне с традиционной классно-урочной системой, невозможна без прохождения следующих этапов:

 изучение теоретического материала по учебнику или конспектам уроков;

 осмысление и закрепление теории на уроках-практикумах;

 приобретение и развитие практических умений с использованием виртуальных лабораторных практикумов;

 решение практических задач с помощью специализированного программного обеспечения.

Однако, в отличие от классно-урочной системы, деятельность в ИОС ориентирована на самостоятельную, индивидуальную работу учащегося, а значит, способствует развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности.

В настоящее время быстрого развития информационных технологий современное обучение невозможно без пяти новых педагогических инструментов: интерактивности, мультимедиа, моделирования, коммуникативности, производительности, главным из которых является интерактив, как стержневой педагогический инструмент, всегда присутствующий в той или иной степени. Все другие новые педагогические инструменты используются только вместе с первым, создавая ему новую информационную среду применения.

Как показывает опыт, применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках физики, соответствующих образовательным задачам и основным видам учебной деятельности, кроме всего прочего, способствует распространению нетрадиционных моделей обучения и форм взаимодействия педагога и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся, что составляет метапредметную часть требований к результатам освоения основной образовательной программы.

На уроках и во внеурочное время можно активно использовать основные направления применения ЭОР:

  • Информационные модули, которые содержат теоретический материал и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность через использование интерактивных учебных материалов;

  • Конспекты - это электронный информационный ресурс, представляющий собой текст с иллюстрациями, формулами, таблицами;

  • Интерактивная лекция позволяет достичь целостного восприятия фрагмента учебного содержания в удобном для учащегося темпе и форме;

  • Пошаговая анимация, которая содержит интерактивную модель, инструкцию пользователю, краткую теоретическую справку, а также методические материалы для учителя;

  • Видеофрагменты - незаменимое средство обучения, которое использую чаще всего при объяснении нового учебного материала;

  • Тесты и задачи, которые чаще всего представлены самыми различными вариантами сложности: от простейших до олимпиадных задач, также включены интерактивные задачи. Интерактивные задачи позволяют наглядно продемонстрировать учащимся условие задачи - особенности работы отдельных объектов или систем;

  • Интерактивные модели позволяют наглядно продемонстрировать учащемуся особенности работы отдельных объектов или систем, без чего невозможно целостное восприятие учебного материал;

  • Лабораторные работы обеспечивают формирование умений и навыков, значимых с точки зрения осуществления экспериментальной деятельности.

На уроках активно используются готовые электронно-образовательные ресурсы на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Данные программы также предназначены для уроков практикумов, которые применяются для решения задач с последующей проверкой на компьютерной модели, что стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Особое внимание при проектировании ИОС уделяется приобретению и развитию практических умений с использованием виртуальных лабораторных практикумов.

Не являясь альтернативой занятиям в учебной лаборатории, виртуальный лабораторный практикум, основанный на ЭОР, имеет ряд преимуществ: безопасность, отсутствие необходимости в сложном лабораторном оборудовании, возможность индивидуализации деятельности учащихся (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия), самостоятельное получение выводов и самопроверка. Эти ресурсы обеспечивают развитие активно-деятельной формы обучения.

Современные инструментальные средства, ориентированные на интернет-технологии, открывают широкие возможности для визуализации учебных материалов и построению интерактивных виртуальных лабораторных практикумов, органично встроенных в учебный процесс. Примерами таких средств являются следующие программные продукты: «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы» (научный центр «Физикон»), «Физика, 7-11 кл.» (Библиотека наглядных пособий), «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты» («Физика в школе»), «Виртуальная физическая лаборатория», «1С: Репетитор. Физика+Варианты ЕГЭ», «Физика в картинках» (научный центр «Физикон»), VirtuLab - виртуальная образовательная лаборатория и др.

Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий: Интернет - учебная, справочная информация; Интернет - ЕГЭ; Интернет - практикумы, уроки; Интернет - олимпиады, конкурсы. Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета есть список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией. Такой список находится на специальном стенде в кабинете физики. Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, для организации исследовательской работы.

Проектирование ИОС невозможно без учета использования её во внеурочной работе.

Большое внимание во внеурочной работе по физике уделяется подготовке проектов прикладной направленности, так как это повышает уровень самостоятельности учащихся. Используя различные цифровые среды, редакторы и ресурсы, приложения MS Office, ребята готовят сообщения, доклады, дополнения к материалу урока. Я формулирую ученикам конкретную задачу, а технологию выполнения этого задания ученики выбирают сами, я же оцениваю конечный результат. Важно, чтобы используемый материал (схемы, диаграммы, текстовая информация, анимации, видео, иллюстративный графический материал) был логически выдержан и нес конкретную необходимую информацию.

Используемые технологии, без сомнения, дают положительный результат моей педагогической деятельности. Мониторинг учебной деятельности по физике наглядно показывает качественный рост обученности по предмету. С 2009 по 2012 годы приращение качества обучения физике составило

Большие информационные потоки, с которыми сталкивается сегодня каждый человек, требуют от системы общего образования решения задач обучения молодых граждан способам работы с информацией. Создание ИОС каждым учителем открывает широкие возможности для построения учебного процесса, учитывающего индивидуальные возможности и склонности обучающихся, их включения в самостоятельную исследовательскую деятельность, что, в свою очередь, способствует созданию условий для максимальной реализации каждого.

Литература

1.А. В. Кавторев. Особенности использования компьютерных моделей при работе с сильными и слабоуспевающими учащимися.

2. Африна Е.И; Использование электронной почты на уроках физики. // Вопросы Интернет-образования. - 2003. - №1.

3. Баранова Ю. Ю., Перевалова Е.А., Тюрина Е.А., Чадин Е.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе.// Информатика и образование. - 2000. - №8. - G.43-47.

4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001. - 128 с.

5. Кавторев А. Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». - М.: ООО «Физикон», 2000. - 50с.

6. Кавторев А. Ф. Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений// Первое сентября. Физика. 2001. № 20. С. 5 - 8.

7. Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Подготовка учебных материалов для включения в состав информационно-образовательной среды - М. МГИЭМ, 1999 г.

Интернет-ресурсы:

learning.itsoft.ru/docs/ptt.html

fizkaf.narod.ru/labr.htm

nsportal.ru

Статья Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды

© 2010-2022