Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

         В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества обучающегося как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, учител...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций.

Анализ деятельности ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района» основан на исследовании Программы развития школы. В школе создана система работы по созданию условий для успешной реализации учебно-воспитательного процесса, направленного на обеспечение высокого качества обученности учащихся, выраженного в эффективной подготовке обучающихся и эта система развивается и совершенствуется. Школа-гимназия является школой инновационного типа, в которой осуществляется системная, многогранная подготовка обучающихся. Основой данной системы является разработанное и утвержденное планирование по всем направлениям деятельности, базирующееся на нормативно-правовых документах в области образования и воспитания.

Педагогический коллектив школы-гимназии целенаправленно работает над совершенствованием профессионального мастерства и созданием благоприятной среды для самореализации творческого потенциала учителя и ученика. В школе проводится своевременный мониторинг эффективности образовательного процесса, образовательная деятельность осуществляется на диагностической основе. Управленческие решения принимаются администрацией школы-гимназии на основании анализа деятельности всех структур школы, проведенных мероприятий в течение учебного года. В основе деятельности педагогического коллектива лежит адаптивная система образовательного процесса, основанная на личностно-ориентированном развивающем обучении, направленная на создание необходимых условий для самореализации личности школьника, на развитие его творческого потенциала, формирование базовых, ключевых и предметных компетенций, обеспечение повышения качества образования.

Конечный результат образовательной деятельности школы-гимназии ориентирован на индивидуализацию обучения и социализацию ребят, в т.ч. с учётом реальных потребностей рынка труда.

Качественный состав кадрового потенциала по уровню развития педагогического мастерства и соответствующие категории на начало учебного года имеет следующее ранжирование

Высшая категория - 17 человек (28,8 %)

Первая категория - 12 человек (20,3 %)

Вторая категория - 15 человек (25,4 %)

Без категории - 15 человек (25,4%)

Анализ данных кадрового потенциала показывает, что количество учителей, имеющих высшую, первую и вторую категории составляет 74,6 %, что свидетельствует о достаточно высоком уровне профессионального опыта учителей для обеспечения качественного образовательного процесса и обладающих достаточным потенциалом для внедрения в учебный процесс новых подходов в обучении и преподавании. Об этом также свидетельствуют результаты анкетирования учителей, проведенного на вводном коучинге: «Теоретические основы Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения» (приложение 1). Методическая работа направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышение уровня профессионального саморазвития учителей, реализацию творческой инициативы, открыта для внедрения нововведений.

Непрерывное образование обеспечивает развитие педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных качеств, при условии осознания им своей общественной значимости, высокой личной ответственности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самосовершенствованию. Свидетельство этому прохождение 3-х месячных курсов повышения квалификации на основе международной образовательной программы, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа» (НИШ Казахстан) и Кембриджским университетом (Великобритания). 3-й (базовый) уровень прошли 10 педагогов, 2-й уровень 3 учителя, на данное время обучаются 3 педагога на 1-м уровне, 1 на втором и 1 на третьем. В 2010-2012 году 40 учителей прошли обучение по программе в центре современной педагогики «Обучение без границ». Такой широкий спектр квалификационной подготовки педагогов позволяет осуществлять реальную связь содержания и характера методической работы с совершенствованием учебного процесса на современном уровне, введению в учебный процесс новых подходов в обучении и преподавании.

Модернизация процесса образования требует от учителя повышения его профессионального уровня, формирования и совершенствования педагогической культуры, соответствующей запросам современной жизни, требует обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагога и дополняется методической, социальной и личной компетентностью.

Многообразие возможностей, их открытость обеспечивает каждому педагогу школы право выбора и построение индивидуального плана самообразования, самоопределения, самосознания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Одной из важных форм непрерывного образования является совместная работа учителей над единой методической темой (проблемой) школы, которая конкретизируется в индивидуальной методической работе каждой кафедры и каждого педагога. Единая методическая тема школы: Развитие креативности в педагогической среде с целью повышения качества образования. В связи с тем, что сейчас на практике в школе находятся 3 педагога, обучающиеся по Программе первого (продвинутого) уровня и уже были проведены предварительные исследования, методические темы школьных объединений были пересмотрены. Учителя кафедры общественно-гуманитарного направления и начальных классов выбрали область внедрения в учебный процесс проблемы «Работа с одаренными и талантливыми детьми», кафедра естественно-математического направления «Оценивание обучения. Оценивание для обучения». Методическая тема школы и методические темы по кафедрам, направлены на реализацию творческого, компетентностного подхода к обучению, актуальны для педагогического коллектива, созвучны современным педагогическим идеям; обеспечивают связь с имеющимся передовым педагогическим опытом; способствуют созданию сообщества единомышленников, понимающих сущность процесса обучения, способных к интегрированию различных стратегий, подходов и методов для улучшения процесса обучения и развития учеников.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества обучающегося как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, учителю необходимо творчески использовать компетентностный подход в образовательном пространстве урока. В свете современных требований к выпускнику образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Учителя школы умеют применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. На это направлена работа методической службы школы. Первостепенное внимание уделяется в школе уроку как основной единице учебного процесса, т.к. качество урока обеспечивает качество знаний учащихся. Учителя планомерно работают над развитием учебно-методической базы урока, которая включает в себя: нормативное обеспечение, обеспечение процесса обучения учебниками нового поколения и учебной литературой, современными средствами обучения и контроля, прежде всего, интерактивным оборудованием, внедрением в учебный процесс новых подходов в обучении и преподавании, апробируют внедрение на уроке 7 модулей обучения.

Важной стратегией учебно-воспитательного процесса является применение современных образовательных технологий, ориентированных на развитие творческого потенциала личности ученика. Результаты анкетирования по вопросам «Изучение степени использования современных образовательных технологий педагогами» показали следующую картину:

21% - учителей могут поделиться опытом по использованию педагогических технологий;

56 % - используют технологии, их элементы;

16 % - начинают, апробируют внедрение технологий;

7 % - изучают технологии.

Анализ посещенных уроков показывает, что учителя используют в практике работы такие образовательные технологии, как:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология разноуровневой дифференциации;

  • игровые технологии обучения;

  • технология развивающего обучения;

  • технология проектного обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • интерактивные технологии;

  • технология адаптивного обучения;

  • технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;

Все учителя школы владеют информационными технологиями. Кабинет информационных технологий оснащен современными компьютерами, что позволяет учителям через Интернет, используя взаимодействия в сетевых сообществах быть в курсе новаций и использовать их в практике своей работы и быть активными участниками в сети Интернета. Многие учителя имеют сертификаты за публикацию своих проектов. Учителя, прошедшие трёхмесячную уровневую подготовку на данном этапе применяют в своей практике новые подходы в обучении и преподавании, которые дают положительные результаты.

Инновационная работа, проводимая в школе-гимназии, сплотила педагогический коллектив, создала устойчивую внутреннюю мотивацию у большинства членов педагогического коллектива. Администрация школы-гимназии создала такие условия, когда каждый работник имеет возможность на своем рабочем месте выразить себя, показать собственные способности, испытывать профессиональную гордость, собственную значимость за результаты своего труда, ценность вклада в решение стратегических и тактических задач школы-гимназии. Коллективно выработанная система морального и материального стимулирования, способствует созданию в коллективе здорового морально-психологического климата, обеспечению равных условий для реализации возможностей каждого члена педагогического коллектива.

Ученики считают введение новых технологий обучения эффективными и относятся к нововведениям с интересом. В процессе исследования были анкетированы 22 учащихся 7- классов, после использования на уроке в форме групповой работы модуля ОдО, в частности критериального оценивания: 88% считают данную работу эффективной, 41% учащихся подтверждают использование нетрадиционных технологий проведения урока. На вопрос считаете ли Вы работу, проведенную на уроке полезной и эффективной, учащиеся писали « Форма проведения урока интересная, сами искали материал. Сами оценивали своих одноклассников и себя», «…работа сплотила нас…», «урок прошел в интересной форме, сами оценивали и себя и других» (приложение 2). Не мало важным является отношение к данному вопросу других субъектов учебно-воспитательного процесса, то есть родителей. Не секрет, что каждый родитель хочет с гордостью сказать, что его ребенок - отличник, первый по учебному рейтингу и вообще почетный ученик. Что же определяет этот особый уровень отцовско-детского престижа? Конечно же, оценки. Но что на самом деле значат эти цифры для родителей? Неужели они имеют такую неоспоримую важность для учебного процесса? Нередко оценки - это первоочередное средства ограничения успехов ребенка в школе. Успеваемость учащихся ограничивается набором букв либо цифр на куске бумаги: от высшей похвалы до самого низкого балла. Некоторые родители поощряют своих детей за хорошие оценки, приписывая абстрактной цифре материальную стоимость. Другие же родители наказывают своих чад за оценки плохие, лишая их различных привилегий: карманных денег, свободного времени, любимого хобби. Конечно же, родители заслуживают права знать об успехах своих детей, а ученики лишь выигрывают от того, что получают оценку своей деятельности. Однако то, каким образом происходит эта цепочка, может негативно повлиять на развитие ребенка и его отношение к обучению в целом и школе в частности. Исследования показали: 56% из опрошенных родителей считают, что новые формы работы на уроке плодотворно повлияли на их детей. Появился интерес к обучению, учащиеся стали ответственно подходить к выполнению домашнего задания, проявляют интерес к тем урокам, на которых учителя применяют новые формы обучения и преподавания (приложение 3). Результаты проведенного исследования анкетных данных позволило выявить основные приоритеты развития школы, одним из них является оценочная система, а именно оценка учебных достижений учащихся. Многие исследователи в сфере образования давно сомневаются в целесообразности оценочной системы. Для реализации и решения данной проблемы необходим эффективный инструментарий. Введение в учебный процесс модуля «Оценивания обучения. Оценивания для обучения» даст возможность комплексного диагностирования всех участников образовательного процесса:

  • учащихся (определять особенности сформированности не только учебных достижений, но и личностных сфер: познавательной, психофизической, мотивационной, действенно-практической, эмоционально-волевой, выявлять особенности познавательного стиля каждого ученика, его учебный профиль);

  • педагогов (определять уровень сформированности профессиональной компетентности, позволяющей им работать в режиме личностно-ориентированного образования, их возможные проблемы);

  • родителей (определять уровень их психолого-педагогической подготовки, возможность активно работать как полноправному партнеру по обучению, воспитанию, развитию своего ребенка).

Хотя в школе созданы условия для плодотворной профессиональной деятельности и реализации потенциала есть и проблемные области, которые необходимо решать, а именно:

  • деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на развитие вариативных форм сотрудничества на межрегиональном уровне, вхождение в сетевые сообщества, осуществляющие аналогичную деятельность по внедрению в учебную деятельность новых подходов в обучении и преподавании;

  • педагогам необходимо актуализировать и совершенствовать использование современных информационно-коммуникационных технологий и дистанционного обучения для расширения рамок единого информационно-методического и образовательного пространства;

  • педагогам необходимо обеспечить оптимальную среду для формирования и развития социально необходимых компетенций личности школьника, умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях через систему разноуровневых социально-ориентированных учебных заданий, оптимальное сочетание организационных форм и методов работы и оценки учебных достижений учащихся, моделирование эффективных педагогических ситуации;

  • важной проблемой изменения качества управления школой-гимназией является активное привлечение родителей, других социальных партнеров в образовательную деятельность школы.

Новые социально-экономические условия, приоритеты развивающей парадигмы образования, заложенные в документах стран участниц ОЭСР, Республики Казахстан, анализ социального заказа рынка труда, семей учащихся являются основными движущими силами, ведущими школу для создания непрерывной, целостной системы личностного роста участников образовательного процесса.


Используемая литература

Программа развития ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района» на 2012-2016 гг «Школа личностного роста»


Приложение 1

Анкета

для определения объективных условий функционирования школы

1.Исследование и рефлексия


редко

иногда

часто

практически всегда

1.1 В школе мы обсуждаем качество преподавания

1

-

14

37

1.2 В школе мы анализируем динамику и результативность внесенных нами изменений в практику преподавания и обучения

1

8

22

19

1.3 Учителя посвящают свое время самоанализу практики в классе

1

12

33

6

1.4 Школа соблюдает принцип конфиденциальности в необходимых случаях

5

12

14

19


2.Планирование

редко

иногда

часто

практически всегда

2.1 Наши долгосрочные цели отражены в планах школы

-

1

10

41

2.2 Процесс планирования в нашей школе является более значимым, нежели его ре результат- документально зафиксированный план

13

14

13

7

2.3 Весь коллектив школы ознакомлен с п приоритетами развития школы

1

2

7

41

2.4 Мы совместно анализируем и корректируем наши планы

1

14

11

26

3. Вовлеченность

редко

иногда

часто

практически всегда

3.1 Мнение учащихся значимо на предварительном этапе внесения принципиальных изменений в практику преподавания и обучения в школе

6

14

11

21

3.2 Школа принимает во внимание мнения родителей на этапе, предшествующем внесению серьезных изменений в практику преподавания и обучения

11

14

17

9

3.3 Руководство, администрация и весь персонал школы работают согласованно, принимая решения об определении перспективных направлений работы

4

9

16

23

3.4 В работу по развитию школы активно вовлекаются внешние организации и отдельные независимые лица (пед. ВУЗы, эксперты, консультанты и др)

9

15

12

16

4. Развитие персонала


редко

иногда

часто

практически всегда

4.1 В школе поддерживается процесс профессионального обучения сотрудников

3

7

17

25

4.2 При разработке политики школы приоритетным является процесс профессионального развития ее сотрудников

2

8

21

21

4.3 Процесс профессионального развития в школе обусловлен содержанием работы в условиях класса

1

8

20

20

4.4 Руководство школы осуществляет целенаправленный процесс профессионального развития сотрудников

3

7

12

29

5. Координирование


редко

иногда

часто

практически всегда

5.1 Персонал, координирующий работу школы, обладает необходимыми профессиональными навыками работы с коллегами

1

3

17

30

5.2 Выполнение заданий осуществляется в условиях командной работы

-

8

23

21

5.3 Персонал своевременно информирован о принятых ключевых решениях

4

6

13

28

5.4 В школе изучается и обобщается лучший опыт по совершенствованию практики преподавания и обучения

2

2

12

35

6. Лидерство иногда


редко

иногда

часто

практически всегда

6.1 Школьный персонал имеет четкое видение стратегических перспектив развития школы

1

4

23

24

6.2 Опытный персонал школы выполняет наиболее сложные задания

1

4

19

28

6.3 Более опытные школьные лидеры берут на себя ведущую роль в достижении установленных приоритетов развития школы

2

6

21

23

6.4 Персоналу школы предоставляются возможности в выполнении лидирующих функций

2

10

17

23

№ п/п

Вопросы

да

нет

1

Были ли вам понятны цели процесса коучинга?

52

-

2

Признаете ли вы данные цели коучинга соответствующие Вашим потребностям?

51

1

3

Осознали ли Вы свою вовлеченность в процесс коучинга?

51

1

4

Вдохновил ли Вас проведенный коучинг в внесение изменений в собственную практику преподавания и обучения?

51

1

Результаты предварительного анкетирования педагогов

ГУ «Аулиекольская школа гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района»

29.08.2013 года

Исследование и рефлексия

  1. В школе мы часто обсуждаем качество преподавания

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. В школе мы анализируем динамику и результативность внесенных нами изменений в практику преподавания и обучения

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. Учителя посвящают свое время самоанализу практики в школе

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. Школа соблюдает принцип конфиденциальности в необходимых случаях

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций


2. Планирование

1. Наши долгосрочные цели отражены в планах школы

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций


  1. Процесс планирования в нашей школе является более значимым, нежели его результат-документально зафиксированный план

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций


  1. Весь коллектив школы ознакомлен с приоритетами развития школы

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. Мы совместно анализируем и корректируем наши планы

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций


3.Вовлеченность

1. Мнение учащихся значимо на предварительном этапе внесения принципиальных изменений в практику преподавания и обучения

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

2. Школа принимает во внимание мнения родителей на этапе, предшествующем внесению серьезных изменений в практику преподавания и обучения

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. Руководство, администрация и весь персонал школы работает согласованно, принимая решения об определении перспективных направлений работы

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. В работу по развитию школы активно вовлекаются внешние организации и отдельные независимые лица (пед.ВУЗы, эксперты, консультанты и др)

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

4. Развитие персонала

1. В школе поддерживается процесс профессионального обучения сотрудников

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

2. При разработке политики школы приоритетным является процесс профессионального развития ее сотрудников

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. Процесс профессионального развития в школе обусловлен содержанием работы в условиях класса

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. Руководство школы осуществляет целенаправленный процесс профессионального развития сотрудников

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций


  1. Координирование

1.Персонал, координирующий работу школы, обладает необходимыми профессиональными навыками работы с коллегами

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

2. Выполнение заданий осуществляется в условиях командной школы

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

3. Персонал своевременно информирован о принятых ключевых решениях

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. В школе изучается и обобщается опыт по совершенствованию практики преподавания и обучения

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. Лидерство

  1. Школьный персонал имеет четкое видение стратегических перспектив развития школы

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. Опытный персонал школы выполняет наиболее сложные задачи

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. Более опытные школьные лидеры берут на себя ведущую роль в достижении установленных приоритетов развития школы

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

  1. Персоналу школы предоставляются возможности в выполнении лидирующих функций

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

Приложение 2

АНКЕТА для учеников

(в исследовании приняли участие 22 обучающихся 7-х классов)

1) Применяются ли на уроке другие формы оценивания, кроме отметки?

Редко -19

Иногда-3

Часто -0

Практически всегда-0

2) Практикуется ли на уроке групповые формы работы или работа в парах

Редко-5

Иногда-10

Часто-7

Практически всегда-0

3) На протяжении всего урока как вы бываете опрошены?

Редко-1

Иногда-1

Часто-6

Практически всегда-14

4) Школьный балл (оценка) на уроке. Всегда ли он (она) справедлив (а)?

Редко-11

Иногда-2

Часто-7

Практически всегда-2

5) Применяются ли на уроках другие формы обучения, кроме традиционной?

Редко-4

Иногда-9

Часто-9

Практически всегда-0

6) Дают ли учителя исчерпывающие ответы на Ваши вопросы? Удовлетворяют ли они Вас?

Редко-2

Иногда-4

Часто-3

Практически всегда-13

Наименование параметров

Шкала оценивания

Редко

Иногда

Часто

Практически всегда

Применяются ли на уроке другие формы оценивания, кроме отметки?

19

3

0

0

22

Практикуется ли на уроке групповые формы работы или работа в парах

5

10

7

0

22

На протяжении всего урока как вы бываете опрошены?

1

1

6

14

22

Школьный балл (оценка) на уроке. Всегда ли он (она) справедлив (а)?

11

2

7

2

22

Применяются ли на уроках другие формы обучения, кроме традиционной?

4

9

9

0

22

Дают ли учителя исчерпывающие ответы на Ваши вопросы? Удовлетворяют ли они Вас?

2

4

3

13

22




Наименование параметров

Шкала оценивания

Редко (%)

Иногда (%)

Часто (%)

Практически всегда (%)

Применяются ли на уроке другие формы оценивания, кроме отметки?

86,36

13,64

0,00

0,00

100

Практикуется ли на уроке групповые формы работы или работа в парах

22,73

45,45

31,82

0,00

100

На протяжении всего урока как вы бываете опрошены?

4,55

4,55

27,27

63,64

100

Школьный балл (оценка) на уроке. Всегда ли он (она) справедлив (а)?

50,00

9,09

31,82

9,09

100

Применяются ли на уроках другие формы обучения, кроме традиционной?

18,18

40,91

40,91

0,00

100

Дают ли учителя исчерпывающие ответы на Ваши вопросы? Удовлетворяют ли они Вас?

9,09

18,18

13,64

59,09

100

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций

Стартовые возможности школы-гимназии, анализ исходных позиций


Приложение 3


Анкета для родителей

по изучению удовлетворенности образовательными услугами

1. Довольны ли Вы, что Ваш ребенок учится именно в нашей школе?

Да 97 Нет 4 Затрудняюсь с ответом 12

2. С интересом ли Ваш ребенок посещает учебные занятия?

Да 60 Нет 7 Интересно не на всех занятиях 46

3. Оцените уровень знаний, которые получает Ваш ребенок в школе.

Высокий 11 Выше среднего 36 Средний 63 Низкий 3

4. Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка?

Да 85 Нет 5 Удовлетворяют частично 23

5. Имеете ли Вы возможность вносить предложения по улучшению образовательного процесса?

Да 59 Нет 22 Мне это не нужно 32

6. Находите ли Вы понимание и поддержку педагогов при решении проблем, связанных с обучением и воспитанием Вашего ребенка?

Да 73 Нет 3 Не всегда 37

7. Оцените уровень мотивации (желания) обучения Вашего ребенка.

Высокий 12 Выше среднего 24 Средний 60 Низкий 7

8. Общаетесь ли Вы с педагогами в неформальной (внеучебной, внешкольной) обстановке?

Да 61 Нет 34 У меня нет времени 18

9. Оцените требования учителей, предъявляемые Вашему ребенку.

Соответствуют способностям моего ребенка 53 Требования завышены 6 Требования занижены 17 ответить затрудняюсь 37

10. Оцените степень своего участия в деятельности ОУ?

Стараюсь принимать и принимаю активное участие 29 Готов(а) принимать участие, но нет возможности 55 Не принимаю участия 21 Не считаю необходимым 8


19

© 2010-2022