Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

Мастер – класс  «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»   Цель: передать опыт работы по проблеме самообразования учителей слушателям путем прямого и комментированного показа. Алгоритм технологии  мастер - класса: I.Презентация педагогического опыта       Проблема  эффективности управления учителем  учебно-познавательным  процессом  учащихся  в  школе  может  быть  решена  только  при  условии  обеспечения  высокой  компетентности  и     соответствующег...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Павленко Марина Юрьевна

«Формальное образование поможет

Вам выжить. Самообразование

приведёт вас к успеху».

Джим Рон

Мастер - класс

«Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»


Цель: передать опыт работы по проблеме самообразования учителей слушателям путем прямого и комментированного показа.

Алгоритм технологии мастер - класса:

I.Презентация педагогического опыта

Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя.

В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено изменением педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности.

Администрация школы должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В процессе работы вставал вопрос: «Как обеспечить высокий уровень самообразования педагогов школы?», какие методы работы использовать для того, чтобы наши учителя не просто отрабатывали свои часы, но стремились повысить уровень своего педмастерства, чтобы у них возникла потребность в профессиональном самовоспитании, формировалась способность к критическому анализу.

Именно на эти вопросы, мы постараемся ответить в ходе нашей совместной деятельности. Во-первых, следует разобраться с самим словом «самообразование». Самообразование- это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования лежит интерес сочетающийся с самостоятельностью.

Сущность самообразования заключается в умении самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практических делах, развитии личности и совершенствовании профессионального мастерства. Процесс образования должен осуществляться добровольно, сознательно и планироваться человеком самостоятельно.

II.Представление системы методической работы мастером.

Какую же работу следует проводить в школе администрации для повышения уровня самообразования учителей? Эффективным путем, первым шагом в практическом решении этой важной проблемы является составление учителем плана по самообразованию.

Данная деятельность осуществляется по определённому алгоритму. А вот каков он, мы выясним с помощью наших коллег.

III. Имитационная игра.

Мастер: Уважаемые коллеги, вам предстоит собрать восстановить алгоритм работы по самообразованию. Для каждой группы разрезаны этапы работы над проблемой самообразования, распределите их по порядку.(Приложение1)

1. Выбор направления и темы самообразования.

2.Формулирование цели и задач самообразования.

3. Определение круга источников информации.

4. Выбор формы самообразования.

5. Составление плана самообразования.

6. Определение результата самообразования.

7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Конечно, данный алгоритм не является идеальным и не может быть признан как единственно правильный. Возможно вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе по самообразованию. Самое главное на наш взгляд это помочь каждому учителю составить поэтапный творческий план самообразования, вовремя проконтролировать выполнение его этапов, организовать отчётные работы.

Итак, вы абсолютно правильно справились с поставленной задачей, а сейчас вам предстоит составить план-схему самообразования, используя данный алгоритм.

1. Тему самообразования следует выбирать исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. Методическая тема школы звучит так: «Повышение эффективности работы педагогического коллектива как залог продвижения к качественному образованию».

-Помощники, Вам на выбор предлагаются несколько тем для самообразования, выберите наиболее соответствующую, интересную, актуальную тему. (Приложение 2 )

2.Цель самообразования следует формулировать так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования. Задачи самообразования - это шаги по достижению цели самообразования.

- Выберите из предложенных целей и задач, те которые наиболее подходят вашей теме.

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;

  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии и др.

3.Рассмотрим основные источники для занятий самообразованием.

-Уважаемые коллеги, заполните блок-схему «Источники самообразования».

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применять приобретённые знания на практике.

4.Что касается выбора формы самообразования, то все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей. Именно при сочетании всех форм учитель достигнет максимального результата.

5. На основании выбранной темы, цели и задач учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Итак, мы подошли к составлению плана по самообразованию. В плане указываются: название темы; цели; задачи; но мы должны ещё учитывать, что существуют и этапы работы.

Коллеги, вам предстоит поработать с матрицей и восстановить этапы работы по самообразованию.

Выделяют 5 этапов: установочный (диагностический), обучающий (прогностический), практический, этап теоретического осмысления и обобщения накопленных фактов, итогово-контрольный (внедренческий). На каждом этапе работы важна консультативная помощь администрации школы, коррекция и своевременное изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного. От их работы зависит не только пропаганда и внедрение научных знаний в практику работы педагогического коллектива, но и такая организация, при которой объединяющим началом становиться творческий замысел.

Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.

Этапы работы:

1 этап


установочный

(диагностический)

2 этап


обучающий

3 этап

практический

4 этап

теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов

5 этап


итогово-контрольный

создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

ознакомление с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов

Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы

Организация коллективного обсуждения прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

подведение итогов своей самостоятельной работы, обобщение опыта, оформление результатов. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

6. На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав намеченный алгоритм, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста, соответствующий определённому этапу.

Для составления плана можно предложить педагогам следующие направления деятельности:

1.Профессиональное.

2.Методическое.

3.Психолого-педагогическое.

4.Историческое.

5.Политическое.

6.Охрана здоровья.

Вам предстоит заполнить матрицу плана самообразования. Мы остановимся на 2-х направлениях: профессиональном и методическом. (Приложение 3)

Задание 1группе - предположите, что вы молодой специалист, и находитесь на первом установочном(диагностическим ) этапе.

Задание 2 группе - Предположите, что вы удачно прошли все этапы работы по самообразованию и находитесь на завершающей стадии, т.е. на итогово - контрольном этапе.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии. и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

7. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

А что, по вашему мнению, может быть результатом работы по самообразованию?

Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;

  • доклады, выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • разработка пакета тестового материала в электронном виде;

  • разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

  • создание главы или страницы электронного учебника;

  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов педагогических разработок;

  • разработка модели образовательного процесса;

  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

7. Этап «Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета».

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Главное, чтобы педагог научился систематизировать и обобщать накопленный опыт, чтобы самообразовательная потребность стала основой его личностной характеристики.

Формами отчетных работ могут быть:

  • обобщение опыта;

  • доклад;

  • сбор и анализ отчетной документации;

  • презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

Очень важно предоставлять подготовленные материалы на научно-практических конференциях, семинарах, педагогических чтениях и фестивалях. Эффективно показать результаты педагогического творчеств путём размещения материалов в сети Интернет.

IV. Моделирование.

Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Умело организованная методическая работа делает процесс самообразования учителя перспективным, целесообразным и творческим! Уважаемые коллеги, я познакомила вас с одним из вариантов составления плана самообразования, который позволит учителю творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом. Попробуйте смоделировать, сможете ли вы организовать работу по самообразованию в своей школе по данному алгоритму?

V. Рефлексия. (1 мин)

-Для подведения итогов совместной работы я прошу вас высказать собственное мнение.

Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

«Я» как чувствовал себя в процессе мастер-класса, было ли комфортно, интересно, доволен ли своей работой, приобрёл ли новые знания, опыт

Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

«МЫ» каков результат совместной работы, эффективно ли сработала группа

Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

«ДЕЛО» имеет ли проделанная работа положительный результат, достигла ли конкретных целей, участники получили определённые знания и умения

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А.Дистервег


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выбор направления и темы самообразования.

Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»


Формулирование цели и задач самообразования.

Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

Определение круга источников информации.

Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

Выбор формы самообразования.

Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

Составление плана самообразования.

Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

Определение результата самообразования.

Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

ПРИЛОЖЕНИЕ2

Тема самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе».

Цель: Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в начальных классах.

Задачи: - изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в начальных классах;

- пройти курсы повышения квалификации;

- посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;

- принять участие в работе сообщества «ИКТ и начальная школа» на портале «Сеть творческих учителей»;

- посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

- провести самоанализ и самооценку собственных уроков;

- разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;

  1. - апробировать данный комплект на практике.

Тема: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода»

Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

Задачи:

  • -обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

  • -повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

  • -совершенствование видов и форм диагностики и контроля;

  • -разработка учебных, научно - методических и дидактических материалов,

  • -сосредоточение основных усилий на создание научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.

Тема: : «Повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по математике»

Цель: Повышение профессионального уровня,


  • Компьютеризация учебного процесса школьников

Задачи:

1. Усиление роли гражданской позиции уроков математики, как одного из условий подготовки школьников, использование материалов истории

математики на уроках и во внеклассной работе

2. Реализация творческих возможностей учителя. как основы успешной учебной деятельности учащихся.

3. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по математике.

Тема самообразования: Разработка и внедрение углубленной программы по математике в профильных классах.


Цель : Разработка и освоение содержания и организации деятельности в профильных классах углубленного изучения 10А-тематики.
Задачи:
• продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики;
• разработать и внедрить в практику программы по предпрофильным элективным курсам по математике для 9-го класса;
• разработать и внедрить в практику образовательной деятельности углубленную программу по математике в профильных классах;
• разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
• изучить психологические и возрастные особенности школьников.

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся

через систему использования информационных технологий при обучении биологии и химии»

Цель: Разработка дидактического материала и сбор материала, накопленного учителями биологи и химии посредством Интернета, который можно внедрять в практику с использованием ИКТ.

Задачи:

  • обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки инновационной практики отечественного и зарубежного опыта;

  • развитие творческой инициативы;

  • использование ИКТ в самообразовании.

Тема: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания».

Цель: Создание условий для развития самостоятельности у учащихся

в процессе обучения.

Задачи:

- повышать свой теоретический, научно- методический уровень;

- прорабатывать потребности у учащихся в самостоятельной

деятельности на уроках и внеурочное время;

- совершенствовать формы и методы в процессе обучения;

- повышать качество знаний учащихся путем развития

самостоятельной и познавательной деятельности с использованием

современных образовательных технологий;

- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Тема: «Развитие коммуникативных компетентностей учащихся»

Цель: Создание условий, а также системы коммуникативно-развивающего обучения, сочетающей в себе гуманитарный потенциал.

Задачи:

- проанализировать уровень развития коммуникативных способностей учащихся;

- определить совокупность критериев в оценке основных характеристик речевой деятельности учащегося;

- разработать этапы развития коммуникативных способностей учащихся на основе изучения учебного предмета «Русская литература».





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План самообразования на __________ уч. год

I этап

Направление деятельности

Действия и мероприятия

Сроки

Профессиональное

Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета

Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами

Принимать активное участие в работе школьного методического объединения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Принять участие во Всероссийском конкурсе «Современный урок».

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Оформление ПОРТФОЛИО.

Методическое

Посещать научно-практические конференции, семинары, педагогические чтения, форумы и т.д.

Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.

Изучать и внедрять актуальный опыт коллег.

Познакомиться с новыми педагогическими технологиями, связанными с темой самообразования.

Через предметные издания познакомится с новыми формами, методами и приемами обучения.

Изучать новую литературу по ПРЕДМЕТУ и методике преподавания.

Собственная рейтинговая оценка.

План самообразования на __________ уч. год

V этап

Направление деятельности

Действия и мероприятия

Сроки

Профессиональное

Курсы повышения квалификации учителей.

Принимать активное участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.

Участвовать в Неделе открытых уроков, Едином методическом дне, Фестивале «Современный урок»

Участвовать в школьных семинарах: «Самообразование учителя - основа его профессиональной компетентности»,

«Компетентность современного учителя», «Анализ и самоанализ урока - средство повышения мастерства учителя», «Современный урок: цели, методы обучения, формы контроля»

Принимать активное участие в работе районного методического кабинета.

Демонстрация Мастер- класса в рамках ежегодного конкурса педмастерства «Педагогический автограф»

Участвовать в профессиональных конкурсах

Проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Оформить ПОРТФОЛИО.

Методическое

Обобщить опыт работы по теме самообразования.

Осуществлять распространение опыта путем обновления сайта

Проводить мастер-классы для коллег в рамках программы методической учёбы педагогических кадров.

Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов В РАМКАХ УЧАСТИЯ в участия в конкурсе «Педагогический автограф»

Создавать пакет сценариев уроков с применением изученной технологии.

Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.(теоретические материалы и разработки уроков с использование цифровых образовательных ресурсов)

Создавать комплект дидактики по предмету:

* дифференцированные.задания по темам для 1-4 кл.

* задания для групповой работы

* контрольные тесты

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Создать персональный сайт и еженедельно его обновлять.

Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

Публикация методических разработок, статей.


Собственная рейтинговая оценка.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1 этап


установочный

(диагностический)

2 этап


обучающий

3 этап

практический

4 этап

теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов

5 этап


итогово-контрольный














Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

- 15 -

© 2010-2022