- Преподавателю
- Директору, завучу
- Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»
Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павленко М.Ю. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Павленко Марина Юрьевна
«Формальное образование поможет
Вам выжить. Самообразование
приведёт вас к успеху».
Джим Рон
Мастер - класс
«Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»
Цель: передать опыт работы по проблеме самообразования учителей слушателям путем прямого и комментированного показа.
Алгоритм технологии мастер - класса:
I.Презентация педагогического опыта
Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя.
В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено изменением педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности.
Администрация школы должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В процессе работы вставал вопрос: «Как обеспечить высокий уровень самообразования педагогов школы?», какие методы работы использовать для того, чтобы наши учителя не просто отрабатывали свои часы, но стремились повысить уровень своего педмастерства, чтобы у них возникла потребность в профессиональном самовоспитании, формировалась способность к критическому анализу.
Именно на эти вопросы, мы постараемся ответить в ходе нашей совместной деятельности. Во-первых, следует разобраться с самим словом «самообразование». Самообразование- это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования лежит интерес сочетающийся с самостоятельностью.
Сущность самообразования заключается в умении самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практических делах, развитии личности и совершенствовании профессионального мастерства. Процесс образования должен осуществляться добровольно, сознательно и планироваться человеком самостоятельно.
II.Представление системы методической работы мастером.
Какую же работу следует проводить в школе администрации для повышения уровня самообразования учителей? Эффективным путем, первым шагом в практическом решении этой важной проблемы является составление учителем плана по самообразованию.
Данная деятельность осуществляется по определённому алгоритму. А вот каков он, мы выясним с помощью наших коллег.
III. Имитационная игра.
Мастер: Уважаемые коллеги, вам предстоит собрать восстановить алгоритм работы по самообразованию. Для каждой группы разрезаны этапы работы над проблемой самообразования, распределите их по порядку.(Приложение1)
1. Выбор направления и темы самообразования.
2.Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Конечно, данный алгоритм не является идеальным и не может быть признан как единственно правильный. Возможно вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе по самообразованию. Самое главное на наш взгляд это помочь каждому учителю составить поэтапный творческий план самообразования, вовремя проконтролировать выполнение его этапов, организовать отчётные работы.
Итак, вы абсолютно правильно справились с поставленной задачей, а сейчас вам предстоит составить план-схему самообразования, используя данный алгоритм.
1. Тему самообразования следует выбирать исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. Методическая тема школы звучит так: «Повышение эффективности работы педагогического коллектива как залог продвижения к качественному образованию».
-Помощники, Вам на выбор предлагаются несколько тем для самообразования, выберите наиболее соответствующую, интересную, актуальную тему. (Приложение 2 )
2.Цель самообразования следует формулировать так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования. Задачи самообразования - это шаги по достижению цели самообразования.
- Выберите из предложенных целей и задач, те которые наиболее подходят вашей теме.
Целями самообразования могут быть:
-
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
-
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
-
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
-
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии и др.
3.Рассмотрим основные источники для занятий самообразованием.
-Уважаемые коллеги, заполните блок-схему «Источники самообразования».
Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применять приобретённые знания на практике.
4.Что касается выбора формы самообразования, то все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей. Именно при сочетании всех форм учитель достигнет максимального результата.
5. На основании выбранной темы, цели и задач учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Итак, мы подошли к составлению плана по самообразованию. В плане указываются: название темы; цели; задачи; но мы должны ещё учитывать, что существуют и этапы работы.
Коллеги, вам предстоит поработать с матрицей и восстановить этапы работы по самообразованию.
Выделяют 5 этапов: установочный (диагностический), обучающий (прогностический), практический, этап теоретического осмысления и обобщения накопленных фактов, итогово-контрольный (внедренческий). На каждом этапе работы важна консультативная помощь администрации школы, коррекция и своевременное изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного. От их работы зависит не только пропаганда и внедрение научных знаний в практику работы педагогического коллектива, но и такая организация, при которой объединяющим началом становиться творческий замысел.
Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.
Этапы работы:
1 этап
установочный
(диагностический)
2 этап
обучающий
3 этап
практический
4 этап
теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
5 этап
итогово-контрольный
создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
ознакомление с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов
Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы
Организация коллективного обсуждения прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
подведение итогов своей самостоятельной работы, обобщение опыта, оформление результатов. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
6. На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав намеченный алгоритм, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста, соответствующий определённому этапу.
Для составления плана можно предложить педагогам следующие направления деятельности:
1.Профессиональное.
2.Методическое.
3.Психолого-педагогическое.
4.Историческое.
5.Политическое.
6.Охрана здоровья.
Вам предстоит заполнить матрицу плана самообразования. Мы остановимся на 2-х направлениях: профессиональном и методическом. (Приложение 3)
Задание 1группе - предположите, что вы молодой специалист, и находитесь на первом установочном(диагностическим ) этапе.
Задание 2 группе - Предположите, что вы удачно прошли все этапы работы по самообразованию и находитесь на завершающей стадии, т.е. на итогово - контрольном этапе.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии. и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
7. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
А что, по вашему мнению, может быть результатом работы по самообразованию?
Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
-
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
-
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
-
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
-
доклады, выступления;
-
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
-
разработка пакета тестового материала в электронном виде;
-
разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
-
создание главы или страницы электронного учебника;
-
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
-
создание комплектов педагогических разработок;
-
разработка модели образовательного процесса;
-
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
7. Этап «Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета».
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Главное, чтобы педагог научился систематизировать и обобщать накопленный опыт, чтобы самообразовательная потребность стала основой его личностной характеристики.
Формами отчетных работ могут быть:
-
обобщение опыта;
-
доклад;
-
сбор и анализ отчетной документации;
-
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
Очень важно предоставлять подготовленные материалы на научно-практических конференциях, семинарах, педагогических чтениях и фестивалях. Эффективно показать результаты педагогического творчеств путём размещения материалов в сети Интернет.
IV. Моделирование.
Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Умело организованная методическая работа делает процесс самообразования учителя перспективным, целесообразным и творческим! Уважаемые коллеги, я познакомила вас с одним из вариантов составления плана самообразования, который позволит учителю творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом. Попробуйте смоделировать, сможете ли вы организовать работу по самообразованию в своей школе по данному алгоритму?
V. Рефлексия. (1 мин)
-Для подведения итогов совместной работы я прошу вас высказать собственное мнение.
«Я» как чувствовал себя в процессе мастер-класса, было ли комфортно, интересно, доволен ли своей работой, приобрёл ли новые знания, опыт
«МЫ» каков результат совместной работы, эффективно ли сработала группа
«ДЕЛО» имеет ли проделанная работа положительный результат, достигла ли конкретных целей, участники получили определённые знания и умения
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А.Дистервег
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Выбор направления и темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Выбор формы самообразования.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Тема самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе».
Цель: Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в начальных классах.
Задачи: - изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в начальных классах;
- пройти курсы повышения квалификации;
- посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;
- принять участие в работе сообщества «ИКТ и начальная школа» на портале «Сеть творческих учителей»;
- посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
- разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
-
- апробировать данный комплект на практике.
Тема: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода»
Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Задачи:
-
-обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
-
-повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
-
-совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
-
-разработка учебных, научно - методических и дидактических материалов,
-
-сосредоточение основных усилий на создание научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.
Тема: : «Повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по математике»
Цель: Повышение профессионального уровня,
-
Компьютеризация учебного процесса школьников
Задачи:
1. Усиление роли гражданской позиции уроков математики, как одного из условий подготовки школьников, использование материалов истории
математики на уроках и во внеклассной работе
2. Реализация творческих возможностей учителя. как основы успешной учебной деятельности учащихся.
3. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по математике.
Тема самообразования: Разработка и внедрение углубленной программы по математике в профильных классах.
Цель : Разработка и освоение содержания и организации деятельности в профильных классах углубленного изучения 10А-тематики.
Задачи:
• продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики;
• разработать и внедрить в практику программы по предпрофильным элективным курсам по математике для 9-го класса;
• разработать и внедрить в практику образовательной деятельности углубленную программу по математике в профильных классах;
• разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
• изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся
через систему использования информационных технологий при обучении биологии и химии»
Цель: Разработка дидактического материала и сбор материала, накопленного учителями биологи и химии посредством Интернета, который можно внедрять в практику с использованием ИКТ.
Задачи:
-
обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки инновационной практики отечественного и зарубежного опыта;
-
развитие творческой инициативы;
-
использование ИКТ в самообразовании.
Тема: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания».
Цель: Создание условий для развития самостоятельности у учащихся
в процессе обучения.
Задачи:
- повышать свой теоретический, научно- методический уровень;
- прорабатывать потребности у учащихся в самостоятельной
деятельности на уроках и внеурочное время;
- совершенствовать формы и методы в процессе обучения;
- повышать качество знаний учащихся путем развития
самостоятельной и познавательной деятельности с использованием
современных образовательных технологий;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Тема: «Развитие коммуникативных компетентностей учащихся»
Цель: Создание условий, а также системы коммуникативно-развивающего обучения, сочетающей в себе гуманитарный потенциал.
Задачи:
- проанализировать уровень развития коммуникативных способностей учащихся;
- определить совокупность критериев в оценке основных характеристик речевой деятельности учащегося;
- разработать этапы развития коммуникативных способностей учащихся на основе изучения учебного предмета «Русская литература».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План самообразования на __________ уч. год
I этап
Направление деятельности
Действия и мероприятия
Сроки
Профессиональное
Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета
Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами
Принимать активное участие в работе школьного методического объединения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Принять участие во Всероссийском конкурсе «Современный урок».
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Оформление ПОРТФОЛИО.
Методическое
Посещать научно-практические конференции, семинары, педагогические чтения, форумы и т.д.
Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.
Изучать и внедрять актуальный опыт коллег.
Познакомиться с новыми педагогическими технологиями, связанными с темой самообразования.
Через предметные издания познакомится с новыми формами, методами и приемами обучения.
Изучать новую литературу по ПРЕДМЕТУ и методике преподавания.
Собственная рейтинговая оценка.
План самообразования на __________ уч. год
V этап
Направление деятельности
Действия и мероприятия
Сроки
Профессиональное
Курсы повышения квалификации учителей.
Принимать активное участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.
Участвовать в Неделе открытых уроков, Едином методическом дне, Фестивале «Современный урок»
Участвовать в школьных семинарах: «Самообразование учителя - основа его профессиональной компетентности»,
«Компетентность современного учителя», «Анализ и самоанализ урока - средство повышения мастерства учителя», «Современный урок: цели, методы обучения, формы контроля»
Принимать активное участие в работе районного методического кабинета.
Демонстрация Мастер- класса в рамках ежегодного конкурса педмастерства «Педагогический автограф»
Участвовать в профессиональных конкурсах
Проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Оформить ПОРТФОЛИО.
Методическое
Обобщить опыт работы по теме самообразования.
Осуществлять распространение опыта путем обновления сайта
Проводить мастер-классы для коллег в рамках программы методической учёбы педагогических кадров.
Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов В РАМКАХ УЧАСТИЯ в участия в конкурсе «Педагогический автограф»
Создавать пакет сценариев уроков с применением изученной технологии.
Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.(теоретические материалы и разработки уроков с использование цифровых образовательных ресурсов)
Создавать комплект дидактики по предмету:
* дифференцированные.задания по темам для 1-4 кл.
* задания для групповой работы
* контрольные тесты
Консультативная помощь учителям и учащимся.
Создать персональный сайт и еженедельно его обновлять.
Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».
Публикация методических разработок, статей.
Собственная рейтинговая оценка.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1 этап
установочный
(диагностический)
2 этап
обучающий
3 этап
практический
4 этап
теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
5 этап
итогово-контрольный
- 15 -