Система рейтинга учебной активности в старшей школе

Данная статья описывает систему рейтинга учебной активности в старшей школе, цели и задачи её введения в учебно-образовательный процесс, преимущества, которые она предоставляет. Основная часть статьи - Положение о рейтинге учебной активности в старшей профильной школе, на котором строится система работы с рейтингом, и которое, несомненно, будет полезно директорам и завучам школ.
Раздел Завучу
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Петухов Ю.М.,

заместитель директора

по организации работы

старшей школы



Система рейтинга учебной активности в старшей школе.

Положение о рейтинге учебной активности в старшей профильной школе создавалось в ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа» около шести лет назад, когда в крупнейших ВУЗах страны рейтинговая оценка набирала свою популярность. Хотелось, чтобы нашим выпускникам было легко привыкать к новым, вузовским формам работы, чтобы они чувствовали себя более комфортно и были конкурентоспособными.

За это время действительно удалось совместными усилиями администрации и всего педагогического коллектива старшей школы сделать так, что рейтинг был принят всеми старшеклассниками и прочно вошёл в систему работы старшей школы, являясь одним из принципов её работы. В целом удалось достичь тех целей и задач, которые мы ставили (при условии грамотного использования учителями этого ресурса):

- повышение качества обученности через комплексную дифференцированную оценку результатов учебной работы старшеклассников

- повышение учебной мотивации старшеклассников путём более высокой

дифференциации оценки их учебной работы;

- повышение уровня организации образовательного процесса в старшей школе;

- стимулирование регулярной самостоятельной работы старшеклассников;

- совершенствование системы контроля знаний, умений и навыков обучающихся, выработки единых требований к оценке знаний в рамках каждой отдельной учебной дисциплины.

Старшеклассники с нетерпением ждут объявления результатов рейтинга по итогам очередной четверти, с нескрываемым интересом следят за церемонией награждения победителей, с удовольствием используют те возможности, которые предоставляют им сертификаты победителей.

Положение о рейтинге учебной активности в старшей профильной школе, которое приведено ниже, утверждалось на заседаниях методических объединений, а критерии оценки (показатели рейтинга) предлагались учителями и руководителями методобъединений.

Положение о рейтинге учебной активности

в старшей профильной школе.

1.Общие положения.

  1. Настоящее положение ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа» разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы и регламентирует содержание и порядок начисления рейтинговых баллов по учебным предметам обучающимся старшей школы.

  2. Рейтинг - индивидуальный накопительный индекс старшеклассника, который вводится для учёта результатов всех форм промежуточного контроля знаний и творческой активности.

  3. Рейтинговая система оценки учебной работы обучающихся - инструмент управления образовательным процессом, предполагающий ранжирование старшеклассников по результатам кумулятивной (накопленной) оценки их персональных достижений в учебной урочной и внеурочной деятельности.

  4. Учебный рейтинг устанавливает уровень подготовки обучающегося старшей школы относительно других старшеклассников в сопоставимых условиях.

  5. Рейтинг рассчитывается индивидуально для каждого обучающегося старшей школы и используется при решении задач конкурсного отбора, поощрения, награждения и иных мероприятий, проводимых с учётом успеваемости старшеклассников.

  6. Рейтинговые баллы начисляются обучающимся старшей школы по результатам каждой учебной четверти по следующим предметам:

- русский язык;

- литература;

- алгебра;

- геометрия;

- английский язык;

- история;

- обществознание;

- биология;

- география;

- физика;

- химия;

- информационные и коммуникационные технологии, информатика.

  1. Целью введения рейтинговой системы в старшей школе является повышение качества обученности через комплексную дифференцированную оценку результатов учебной работы старшеклассников.

  2. Задачи введения рейтинговой системы:

- повышение учебной мотивации старшеклассников путём более высокой

дифференциации оценки их учебной работы;

- повышение уровня организации образовательного процесса в старшей школе;

- стимулирование регулярной самостоятельной работы старшеклассников;

- совершенствование системы контроля знаний, умений и

навыков обучающихся, выработки единых требований к оценке знаний в

рамках каждой отдельной учебной дисциплины.

  1. Рейтинговая система оценки учебной работы обучающихся вводится в старшей школе с 1 сентября 2008 года.

  2. Учебный рейтинг старшеклассников проводится на основе существующей пятибалльной системы выставления отметок.

  3. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми преподавателями, участвующими в учебном процессе старшей школы.

2. Процедура подсчёта рейтинга.

2.1 Рейтинговая система строится на основе кумулятивной (накопительной) оценки

успеваемости обучающихся на протяжении всего периода обучения в старшей

школе.

2.2 Рейтинг каждого старшеклассника определяется в конце каждой учебной четверти

и учебного года путём суммирования баллов, начисленных по каждому предмету.

Итоговый рейтинг обучающегося представляет собой сумму всех объявленных

рейтингов на данный момент времени.

2.3 Учебный рейтинг по предметам представляет собой сумму баллов за установленный период (четверть, полугодие, год) и складывается из следующих показателей:

2.3.1. Русский язык

  • сумма отметок за контрольные работы (диктанты, изложения, зачётные, административные);

  • сумма баллов, набранных за выполнение тестов в формате ЕГЭ;

  • сумма отметок за грамотность в сочинениях по литературе;

  • сумма отметок за словарные работы;

  • сумма отметок за творческие работы (рефераты, доклады, сочинения, эссе, статьи в газетах, журналах, сайте школы);

2.3.2 Литература

  • сумма отметок за контрольные работы (сочинения, итоговые письменные работы);

  • сумма отметок за монологические устные ответы на уроках;

  • сумма отметок за творческие работы (рефераты, доклады, сочинения, эссе, статьи в газетах, журналах, сайте школы;

2.3.3 Алгебра и начала анализа

  • сумма отметок за контрольный устный счёт;

  • сумма отметок за контрольные работы;

  • сумма отметок за курсовые (индивидуальные тематические домашние) работы;

  • сумма баллов, набранных за выполнение тестов в формате ЕГЭ;

  • сумма отметок за теоретическую и практическую часть тематического зачёта.

2.3.4 Геометрия

  • сумма отметок за контрольные работы;

  • сумма отметок за теоретическую и практическую часть тематических зачётов;

  • сумма отметок за курсовые (индивидуальные тематические домашние) работы.

2.3.5 Английский язык

  • сумма результатов за тесты по изученным модулям (в %);

  • результат за лексико-грамматический тест (в %);

  • результат за контроль навыка чтения в первой четверти (в %);

  • результат за контроль навыка письма во второй четверти (в %);

  • результат за контроль навыка аудирования в третьей четверти (в %);

  • результат за контроль навыка монологической речи в четвёртой четверти (в %);

  • результат за контроль навыка диалогической речи в четвёртой четверти (в %);

  • отметка за проект в четвёртой четверти 10 класса;

  • отметка за проект во второй четверти 11 класса.

2.3.6 История

  • сумма отметок за тематические зачёты;

  • сумма отметок за тематические контрольные работы;

  • сумма отметок за творческие работы, представленные на уроке или внеурочном мероприятии;

  • сумма баллов, набранных за выполнение тестов в формате ЕГЭ;

  • среднее арифметическое отметок, полученных на уроках в течение четверти.

2.3.7 Обществознание

  • сумма отметок за тематические зачёты;

  • сумма отметок за контрольные работы в течение учебной четверти;

  • сумма отметок за творческие работы, представленные на уроке или внеурочном мероприятии;

  • сумма баллов, набранных за выполнение тестов в формате ЕГЭ;

  • среднее арифметическое отметок, полученных на уроках в течение четверти.

2.3.8 Физика

  • сумма отметок за контрольные работы;

  • сумма отметок за лабораторные работы;

  • сумма отметок за выполнение творческих заданий по предмету;

  • сумма отметок за выполнение домашних работ;

  • отметка за работу с дополнительными источниками (журналы, научно-популярная литература, Интернет).

2.3.9 Биология

  • сумма отметок за зачётные работы;

  • сумма отметок за лабораторные работы;

  • сумма отметок за выполнение творческих заданий по предмету;

  • отметка за работу с дополнительными источниками (журналы, научно-популярная литература, Интернет).

2.3.10 Химия

  • сумма отметок за контрольные работы;

  • сумма отметок за лабораторные работы;

  • сумма отметок за выполнение творческих заданий по предмету;

  • сумма отметок за выполнение домашних работ.

2.3.11 География (подсчитывается для обучающихся 10 класса (потока))

  • сумма отметок за зачётные работы;

  • сумма отметок за лабораторные работы;

  • сумма отметок за выполнение творческих заданий по предмету;

  • сумма отметок за выполнение домашних работ;

  • отметка за работу с дополнительными источниками (журналы, научно-популярная литература, Интернет).

2.3.12 Информационные и коммуникационные технологии и информатика

  • сумма отметок за контрольные и зачётные работы;

  • сумма отметок за практические работы;

  • сумма отметок за тестовые и самостоятельные работы;

  • среднее арифметическое текущих отметок, полученных в течение учебной четверти;

  • сумма отметок за ведение тетради;

  • отметка за реферат или презентацию, если это предусмотрено.

2.4 За каждый пропуск урока обучающимся старшей школы без уважительной причины из его учебного рейтинга по предмету вычитается 1 балл.

2.5 За каждое невыполненное домашнее задание обучающимся без уважительной причины из его учебного рейтинга по предмету вычитается 1 балл.

2.6 С целью создания равных условий для всех старшеклассников при подсчёте рейтинга преподавателями во внимание принимаются те отметки, на которые контрольные, зачётные, лабораторные и иные виды работ написаны первый раз.

2.7 Преподаватель, куратор класса (потока), руководитель методического объединения по своему усмотрению вправе добавить обучающемуся от 1 до 70 баллов за успехи в изучении дисциплины, не предусмотренные настоящим Положением.

2.8 Руководитель методического объединения добавляет в учебный рейтинг обучающегося по предмету следующее количество баллов за победу или участие в предметных олимпиадах различного уровня:

  • за победу во Всероссийской олимпиаде - 200 баллов, за второе место - 180 баллов, за третье место - 160 баллов, за участие - 100 баллов;

  • за победу в городской олимпиаде - 100 баллов, за второе место - 90 баллов, за третье место - 80 баллов, за участие - 50 баллов;

  • за победу в окружной олимпиаде - 80 баллов, за второе место - 70 баллов, за третье место - 60 баллов, за участие - 40 баллов.

    1. Подсчёт и объявление очередного рейтинга производится четыре раза в год перед очередными каникулами.

3. Организация процесса и управление.

3.1 Заместитель директора по организации работы старшей школы:

- разрабатывает ведомости для занесения учителями-предметниками и

руководителями методических объединений результатов рейтинга;

- собирает и обрабатывает информацию о результатах учебного рейтинга

обучающихся старшей школы, в конце каждой учебной четверти подводит

итоги;

- по представлению информации кураторов классов (потоков), преподавателей,

руководителей методических объединений принимает окончательное

решение о начислении в рейтинг обучающимся дополнительных баллов за

успехи, указанные в пункте 2.7 настоящего Положения;

- своевременно доводит информацию о результатах учебного рейтинга до

обучающихся;

- решает вопрос о поощрении и награждении обучающихся, имеющих высокий

рейтинг по итогам учебной четверти.

3.2 Ответственность за подсчёт учебного рейтинга по предметам, заполнение рейтинговых ведомостей, а также полноту, достоверность и своевременность информации возлагается на преподавателей.

3.3 Преподаватель каждого предмета, по которым определяется учебный рейтинг, в начале учебного года обязан проинформировать обучающихся о критериях подсчёта учебного рейтинга по предмету, а также доводить информацию о промежуточных результатах рейтинга в течение четверти.

3.4 Ведомости с результатами рейтинга по предмету сдаются преподавателями заместителю директора по организации работы старшей школы за три дня до окончания каждой учебной четверти.

3.5 Информация о результатах учебного рейтинга обучающихся старшей школы является открытой, объявляется старшеклассникам на общем собрании заместителем директора по организации работы старшей школы и вывешивается на стенд для ознакомления. Кроме того, информация о десятке старшеклассников каждого класса (потока), имеющих лучшие результаты, публикуется на сайте школы.

3.6 Видами поощрения и награждения обучающихся за высокие результаты рейтинга могут быть:

  • грамота или диплом;

  • освобождение от сдачи зачёта во время зимней или весенней зачётной сессии;

  • полное освобождение от сдачи зачётной сессии;

  • размещение информации о победителях на сайте школы;

  • запись победителей рейтинга в книгу почёта Ломоносовской школы;

  • вручение сертификата на получение одной или нескольких текущих отметок «5» по любому предмету в следующей за объявлением результатов рейтинга четверти на усмотрение обучающегося;

  • вручение сертификата на добавление дополнительного балла к отметке по любому предмету в следующей за объявлением результатов рейтинга учебной четверти на усмотрение обучающегося;

  • другое по усмотрению администрации школы.

3.7 Контроль за исполнением данного положения возлагается на заместителя директора по организации работы старшей школы.


© 2010-2022