Выступление по теме «Курс ОРКСЭ. Светская этика. Из опыта работы МОУ «липицкая СОШ»

Эпиграфом к данному выступлению стали слова М.Монтеня: «Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души невозможно.Материал содержит описание работы по выбору модуля ОРКСЭ в учебном учреждении, отражает цели и задачи модуля «Светская этика», средства и способы реализации целей и задач, общие требования к урокам ОРКСЭ, особенности проведения уроков ОРКСЭ в начальной школе.Кроме этого в выступлении содержится описание форм работы с младшими школьниками и способы оценивания планируемых результатов...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Первые шаги.


Нищете материальной нетрудно помочь,

Нищете души невозможно.

М.Монтень.


Во главу современного образования ставится личность. Учителю все чаще и чаще приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человечка так, чтобы из него вырос Человек с большой буквы, Гражданин своей страны. Как воспитать Личность, способную впитать культуру своего народа, человечества, способную шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры. Как научить детей видеть хорошее в человеке? Сделать это совсем непросто. Российское общество и государство за короткий промежуток времени претерпело множество радикальных изменений. Ребенок принимает вседозволенность за личную свободу, свободу мнений. Поэтому нужно предпринимать шаги к формированию у детей нравственных приоритетов.

Прежде чем сделать шаг, нужно выбрать дорогу. Курс ОРКСЭ является новым для образовательных учреждений. Как выбрать верный путь и не превратить урок в рамках данного курса в нравоучения? Мы хотим поделиться своим опытом работы, пусть еще не очень богатым. В 2012-2013 учебном году впервые четвероклассники нашей школы начали изучение модуля «Светская этика». Это был выбор родителей, который они сделали в результате большой подготовительной работы. Классные руководители знакомили родителей на собрании с нормативно-правовой базой, рассказывали обо всех модулях, объясняли, что у родителей есть право выбора, знакомили с вопросами анкеты, предлагали познакомиться с отзывами в соцсетях. На повторном родительском собрании было проведено анкетирование родителей, анкеты собрали и обработали данные. Наверно, 100% выбор модуля «Светская этика» не случаен, так как внеурочные занятия по курсу «Этика» являются своеобразной пропедевтикой. Кроме этого родители видят реальный позитивный личностный результат своего ребенка.

Второй год в учебном плане ООП НОО МОУ «Липицкая СОШ» 1 час в неделю отводится на изучение ОРКСЭ. Курс рассчитан на 34 часа в год. Обучение безотметочное. Учителя четвертых классов осуществляют реализацию модуля «Светская этика» по учебникам А.А.Шемшурина.

Цель: нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных ориентаций жизнедеятельности младших школьников.

Задачи:

- помочь учащимся обрести ценностные ориентиры, смыслы;

- способствовать формированию гуманности, как критерию доброжелательного и уважительного отношения к людям;

- воспитывать ответственность к собственному слову, поступку, делу, их последствиям;

- воспитывать чувство собственного достоинства, как проявление отношения к самому себе, как самоуважение, основанное на уважении к другим людям.

Средство реализации цели и задач: актуализация нравственного потенциала личности.

Способ достижения цели: выявление и формирование нравственного ядра личности:

  • гуманность (отношение к другим, доброжелательность, уважение к людям).

  • ответственность (отношение к своему слову, поступку, делу, предвидение последствий).

  • чувство собственного достоинства (отношение к себе, основанное на отношении к другим).

Формирование качеств личности обусловлено индивидуальными особенностями ребенка и отдельными психическими процессами, что требует психологической установки в организации образовательного процесса, выборе методов и упражнений.

Организация социально открытого пространства развития и воспитания младшего школьника, нравственного уклада его жизни, осуществляется на основе:

- нравственного примера педагога;

- социально-педагогического партнерства;

- индивидуально-личностного развития;

- социальной востребованности воспитания.

Можно выделить следующие этапы нравственного развития учащихся:

  1. Различные упражнения.

  2. Накопление опыта.

  3. Стимуляция усилий.

  4. Создание условий для самоопределения.

  5. Развитие потребностей.

Педагогические направления воспитательного влияния уроков ОРКСЭ:

  • на нравственное сознание (развитие представлений младших школьников о значении нравственных норм и ценностей),

  • на эмоциональную сферу (формирование у ребенка общечеловеческих гуманистических ценностей),

  • на поведение (личностное развитие и саморазвитие на основе нравственно-этических категорий),

  • на нравственную оценку и самооценку.


Общие требования к урокам ОРКСЭ


  • Элементы необычности при выборе места проведения занятия (комфортная, домашняя обстановка, в зависимости от темы и идеи)


  • Решение нравственной проблемы, близкой детям, коллективное общение по поводу нравственной проблемы, где не может быть «правильных» и « неправильных» ответов (в отличие от конкретных естественно-научных, не могут быть догматичными не столько знания, сколько суждения)


  • Полярность в получении этических знаний (добро-зло, хитрость-простодушие, скромность-вульгарность, тактичность-хамство, жадность-щедрость, глупость-мудрость, неряшливость-опрятность)


  • Отсутствие позиции «стыдно» (идет процесс формирования личности, уменьшение социально-личностной нагрузки)


  • Законченность эпизодов занятия


  • Использование диагностик отслеживания результатов


  • Использование различных форм поведения занятия, музыки, наглядности


  • Наличие рефлексии


  • Строгое соблюдение основной формулы: «Знания, чувства, поведение (мотивация)» - соблюдение единства этих понятий»

Особенности проведения уроков ОРКСЭ в начальной школе


  • Основные формы занятий: урок-диалог, «урок-игра», «урок-тренинг», «урок-мастерская», «урок-спектакль» (сюжетные, для детей обязателен эмоциональный настрой)

  • Наличие сюжета урока: завязка, кульминация, развязка (яркая канва, динамичность развития действия с быстрой сменой впечатлений, но чувство меры)

  • Увеличенный эмоциональный аспект урока (наличие положительного нравственного опыта переживаний). Напряженная эмоциональная жизнь «героев» урока, освоение этической терминологии

  • Положительная эмоциональная атмосфера

  • Систематизация нравственных знаний, накопление этических понятий конкретным содержанием

  • Наглядность должна быть действенной, четко привязанной к внутреннему замыслу

  • Продолжительность урока 45 минут

Часто учителя используют дополнительные материалы - это литература для углубления проблемы урока.

Виды работы:


  • работа с текстовыми карточками, в которых необходимо закончить недописанный текст, по которому строится дальнейший диалог;

  • работа с рисунками, сопровождающимися опорными словами или небольшим текстом;

  • ролевая игра, которая обогащает детей опытом социального поведения и этики общения;

  • психологические упражнения, направленные на развитие рефлексии школьников, коррекцию поведения;

  • творческая деятельность, к которой относится коллективное придумывание сказки, создание картины на доске, театрализация.

В разделе «Оценка качества знаний» ООП НОО МОУ «Липицкая СОШ» отражены способы оценки качества знаний по ОРКСЭ. Основной формой является наблюдение. Кроме этого учителями разработаны карточки-сорбонки, которые позволяют определить уровень освоения терминов и понятий, по каждому разделу рабочей программы разработаны тестовые материалы.

В школе создан банк методических разработок уроков и презентаций.

Подводя итог выступления, нужно отметить - ребенок играет, рисует, решая метапредметные задачи, формируя познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия и личностные результаты.

Курс ОРКСЭ, в частности модуль «Светская этика», для начальной школы обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития осознанного нравственного поведения младшего школьника в полном соответствии с требованием Стандарта.


© 2010-2022