- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление по теме «Курс ОРКСЭ. Светская этика. Из опыта работы МОУ «липицкая СОШ»
Выступление по теме «Курс ОРКСЭ. Светская этика. Из опыта работы МОУ «липицкая СОШ»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юдина Г.А. |
Дата | 18.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Первые шаги.
Нищете материальной нетрудно помочь,
Нищете души невозможно.
М.Монтень.
Во главу современного образования ставится личность. Учителю все чаще и чаще приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человечка так, чтобы из него вырос Человек с большой буквы, Гражданин своей страны. Как воспитать Личность, способную впитать культуру своего народа, человечества, способную шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры. Как научить детей видеть хорошее в человеке? Сделать это совсем непросто. Российское общество и государство за короткий промежуток времени претерпело множество радикальных изменений. Ребенок принимает вседозволенность за личную свободу, свободу мнений. Поэтому нужно предпринимать шаги к формированию у детей нравственных приоритетов.
Прежде чем сделать шаг, нужно выбрать дорогу. Курс ОРКСЭ является новым для образовательных учреждений. Как выбрать верный путь и не превратить урок в рамках данного курса в нравоучения? Мы хотим поделиться своим опытом работы, пусть еще не очень богатым. В 2012-2013 учебном году впервые четвероклассники нашей школы начали изучение модуля «Светская этика». Это был выбор родителей, который они сделали в результате большой подготовительной работы. Классные руководители знакомили родителей на собрании с нормативно-правовой базой, рассказывали обо всех модулях, объясняли, что у родителей есть право выбора, знакомили с вопросами анкеты, предлагали познакомиться с отзывами в соцсетях. На повторном родительском собрании было проведено анкетирование родителей, анкеты собрали и обработали данные. Наверно, 100% выбор модуля «Светская этика» не случаен, так как внеурочные занятия по курсу «Этика» являются своеобразной пропедевтикой. Кроме этого родители видят реальный позитивный личностный результат своего ребенка.
Второй год в учебном плане ООП НОО МОУ «Липицкая СОШ» 1 час в неделю отводится на изучение ОРКСЭ. Курс рассчитан на 34 часа в год. Обучение безотметочное. Учителя четвертых классов осуществляют реализацию модуля «Светская этика» по учебникам А.А.Шемшурина.
Цель: нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных ориентаций жизнедеятельности младших школьников.
Задачи:
- помочь учащимся обрести ценностные ориентиры, смыслы;
- способствовать формированию гуманности, как критерию доброжелательного и уважительного отношения к людям;
- воспитывать ответственность к собственному слову, поступку, делу, их последствиям;
- воспитывать чувство собственного достоинства, как проявление отношения к самому себе, как самоуважение, основанное на уважении к другим людям.
Средство реализации цели и задач: актуализация нравственного потенциала личности.
Способ достижения цели: выявление и формирование нравственного ядра личности:
-
гуманность (отношение к другим, доброжелательность, уважение к людям).
-
ответственность (отношение к своему слову, поступку, делу, предвидение последствий).
-
чувство собственного достоинства (отношение к себе, основанное на отношении к другим).
Формирование качеств личности обусловлено индивидуальными особенностями ребенка и отдельными психическими процессами, что требует психологической установки в организации образовательного процесса, выборе методов и упражнений.
Организация социально открытого пространства развития и воспитания младшего школьника, нравственного уклада его жизни, осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития;
- социальной востребованности воспитания.
Можно выделить следующие этапы нравственного развития учащихся:
-
Различные упражнения.
-
Накопление опыта.
-
Стимуляция усилий.
-
Создание условий для самоопределения.
-
Развитие потребностей.
Педагогические направления воспитательного влияния уроков ОРКСЭ:
-
на нравственное сознание (развитие представлений младших школьников о значении нравственных норм и ценностей),
-
на эмоциональную сферу (формирование у ребенка общечеловеческих гуманистических ценностей),
-
на поведение (личностное развитие и саморазвитие на основе нравственно-этических категорий),
-
на нравственную оценку и самооценку.
Общие требования к урокам ОРКСЭ
-
Элементы необычности при выборе места проведения занятия (комфортная, домашняя обстановка, в зависимости от темы и идеи)
-
Решение нравственной проблемы, близкой детям, коллективное общение по поводу нравственной проблемы, где не может быть «правильных» и « неправильных» ответов (в отличие от конкретных естественно-научных, не могут быть догматичными не столько знания, сколько суждения)
-
Полярность в получении этических знаний (добро-зло, хитрость-простодушие, скромность-вульгарность, тактичность-хамство, жадность-щедрость, глупость-мудрость, неряшливость-опрятность)
-
Отсутствие позиции «стыдно» (идет процесс формирования личности, уменьшение социально-личностной нагрузки)
-
Законченность эпизодов занятия
-
Использование диагностик отслеживания результатов
-
Использование различных форм поведения занятия, музыки, наглядности
-
Наличие рефлексии
-
Строгое соблюдение основной формулы: «Знания, чувства, поведение (мотивация)» - соблюдение единства этих понятий»
Особенности проведения уроков ОРКСЭ в начальной школе
-
Основные формы занятий: урок-диалог, «урок-игра», «урок-тренинг», «урок-мастерская», «урок-спектакль» (сюжетные, для детей обязателен эмоциональный настрой)
-
Наличие сюжета урока: завязка, кульминация, развязка (яркая канва, динамичность развития действия с быстрой сменой впечатлений, но чувство меры)
-
Увеличенный эмоциональный аспект урока (наличие положительного нравственного опыта переживаний). Напряженная эмоциональная жизнь «героев» урока, освоение этической терминологии
-
Положительная эмоциональная атмосфера
-
Систематизация нравственных знаний, накопление этических понятий конкретным содержанием
-
Наглядность должна быть действенной, четко привязанной к внутреннему замыслу
-
Продолжительность урока 45 минут
Часто учителя используют дополнительные материалы - это литература для углубления проблемы урока.
Виды работы:
-
работа с текстовыми карточками, в которых необходимо закончить недописанный текст, по которому строится дальнейший диалог;
-
работа с рисунками, сопровождающимися опорными словами или небольшим текстом;
-
ролевая игра, которая обогащает детей опытом социального поведения и этики общения;
-
психологические упражнения, направленные на развитие рефлексии школьников, коррекцию поведения;
-
творческая деятельность, к которой относится коллективное придумывание сказки, создание картины на доске, театрализация.
В разделе «Оценка качества знаний» ООП НОО МОУ «Липицкая СОШ» отражены способы оценки качества знаний по ОРКСЭ. Основной формой является наблюдение. Кроме этого учителями разработаны карточки-сорбонки, которые позволяют определить уровень освоения терминов и понятий, по каждому разделу рабочей программы разработаны тестовые материалы.
В школе создан банк методических разработок уроков и презентаций.
Подводя итог выступления, нужно отметить - ребенок играет, рисует, решая метапредметные задачи, формируя познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия и личностные результаты.
Курс ОРКСЭ, в частности модуль «Светская этика», для начальной школы обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития осознанного нравственного поведения младшего школьника в полном соответствии с требованием Стандарта.