- Преподавателю
- Директору, завучу
- Инновационные подходы к воспитательной работе, интеграция основного, дополнительного и высшего образования
Инновационные подходы к воспитательной работе, интеграция основного, дополнительного и высшего образования
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Свалов В.А. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Инновационные подходы к воспитательной работе, интеграция основного, дополнительного и высшего образования.
В современных социокультурных условиях России модернизация системы образования и воспитания в значительной мере определяется тем, насколько эффективно в образовательную среду учреждения вписываются инновационные процессы. За последние пятнадцать - двадцать лет система воспитания претерпела большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания воспитания и педагогических технологий.
Современная система образования ставит личность ребенка в центр мироздания, это позволяет ему органично вписаться в новые образовательные процессы, направленные, на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития. Все это невозможно без внедрения в образовательную среду инновационных процессов.
Образовательные учреждения нового образца, соответствующие требованиям новых образовательных стандартов, каким, например, является Тюменское президентское кадетское училище (ТПКУ), с первых дней своего существования, в процессе становления, развития и дальнейшей деятельности неотъемлемо связано с инновационными процессами.
Все инновационные процессы в училище имеют определенный цикл развития: зарождение идеи - принятие ее коллективом - целеполагание - разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) - процесс реализации инноваций в практике - педагогический мониторинг - качественные изменения «образа» ТПКУ.
Работа в режиме развития требует определенных условий - это и достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения, и хорошая учебно - материальная база по воспитанию, и высокий уровень профессионализма педагогического коллектива; и готовность кадет и родителей к восприятию нового и многое-многое другое.
Инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно. В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, очень важны индивидуальные особенности личности педагога. Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам преподаватель, воспитатель становится важнейшим инноватором.
Одним из ярких примеров инновационного процесса в училище является интеграция основного, дополнительного и высшего образования. Интеграция основного и дополнительного образования встречается повсеместно, во всех образовательных учреждениях основного общего образования, и стала давно традиционным, понятным и необходимым процессом. Но что касается интеграции с высшим образованием, здесь, на мой взгляд, у нашего училища есть явное преимущество, так как оно фактически находится на территории Тюменского Высшего Военного Инженерно-командного училища имени маршала А.И. Прошлякова (ТВВИКУ).
Эффективность процесса интеграции основного, дополнительного и высшего образования кадет во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы ТПКУ.
С тем, чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности (управленческие, методические, кадровые), я представлю вам модель интеграции основного, дополнительного и высшего образования на примере одного направления - патриотического. В ней представлены взаимосвязи объектов образования (уроки; занятия в дополнительном образовании; праздники, конкурсы, экскурсии, концерты); преподавателей, воспитателей, руководителей кружков, студий и секции, офицеров и курсантов ТВВИКУ.
С целью формирования у кадет целостного представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о ключевых ценностях современного общества России на основе историко-культурологического подхода в данный момент разрабатывается и опробируется программа «Патриот», носящая комплексный (взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности) интегрированный (общность целей, содержательных направлений), и модульный (взаимозаменяемость и взаимодополняемость программ творческих объединений) характер. Основными принципами построения программы были определены - системный подход в отборе основных тем, скрепляющих программу по вертикали и по горизонтали; система праздников; система внеурочных дел; историко-культурологическая основа деятельности кадет; опора на содержание основного образования, ключевых тем учебных программ; воспитательная доминанта занятий с кадетами, военная составляющая; первоочередное внимание решению духовно - нравственных проблем; игровая основа занятий; включение родителей в совместную деятельность; принцип активного участия в различных видах деятельности и формах занятий, а не только победы в конкурсе.
Успешность интеграции основного, дополнительного и высшего образования зависит от профессионализма педагогов, повышения которого в условиях ТПКУ осуществляется через методический кабинет. Одной из эффективных форм методической деятельности является «Школа воспитателей». Основными направлениями работы «Школы воспитателей» стали основные принципы деятельности, заключающиеся в равнозначном отношении к изучению теоретических и практических аспектов изучаемых проблем, учете личных интересов и потребностей педагогов; постоянной рефлексии собственного опыта, открытости работы педагогической мастерской, постоянном сотрудничестве с родителями.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагогов позволило добиться важных результатов, о чем свидетельствует: рост активности и конструктивности сотрудничества преподавателей, воспитателей, руководителей дополнительного образования; расширение образовательного и культурного пространства их совместной деятельности; развитие общекультурного кругозора, интереса к истории России, истории различных времен и народов; возможность лучше узнать кадет, с которыми педагог работает; совершенствование профессионального мастерства; создания авторских образовательных программ; развитие воспитательного потенциала уроков и занятий в системе дополнительного образования; совершенствование содержания и форм работы с родителями; активизация исследовательской и опытно-экспериментальной работы; развитие системы опытом, проведения открытых занятий, мастер-классов.
Дополнительное образование детей - это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством образовательных программ как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Оно строится на таких приоритетных идеях, как: свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации.
Соотношение между общим образованием и дополнительным образованием детей характеризуется как сотрудничество, содружество, корреляции, взаимосвязь и взаимодействие.
Наиболее значимыми содержательными линиями программы были определены:
- формирование общественно-политического мировоззрения на основе прогрессивных общественных идеалов, знакомства с социально-политическим и правовым строем отечества, исторических, правовых, социальных, политических знаний;
- подготовку к активной социально-значимой деятельности на благо общества и государства.
По своему содержанию и формам проявления, патриотизм содержит в себе два главных элемента: духовно-нравственный и социально-психологический. Они тесно связаны между собой и взаимодействуют.
К духовно-нравственным элементам относятся нравственные идеалы, принципы, убеждения, ценности, морально-нравственные нормы, определяющие отношение человека к Отечеству, государству, обществу, народу. Это фундаментальные, наиболее устойчивые элементы в структуре патриотизма.
Социально-психологические элементы включают коллективные и индивидуальные эмоции, чувства и настроения, возникающие в процессе социально значимой деятельности человека или социальных групп. Это подвижные, изменчивые элементы в структуре патриотизма.
На личностном уровне человека-патриота характеризуют такие черты, как наличие устойчивого мировоззрения, нравственных идеалов, соблюдение норм поведения. На общественном уровне патриотизм можно понимать, как стремление усилить значимость своего Отечества, государства, народа, повысить его авторитет в мировом сообществе.
Систему ценностей патриотического воспитания кадет условно разделили на три сферы:
- общественно-государственную - защита социально-экономических, духовных, геополитических и других интересов россиян, их свободы и независимости, а также суверенитета и целостности страны;
- патриотическую - любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу, честность, коллективизм, взаимовыручка, готовность оказания помощи согражданам в чрезвычайных ситуациях.
- профессиональную - добросовестное отношение к социально значимому труду, стремление к повышению своего профессионализма, для достижения личного и общественного благополучия, гарантированных положительных результатов при выполнении работ.