• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Доклад на тему: Индивидуально-ориентированная образовательная технология «Педагогическая мастерская» как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Доклад на тему: Индивидуально-ориентированная образовательная технология «Педагогическая мастерская» как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Индивидуально-ориентированная образовательная технология «Педагогическая мастерская» как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.     «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».      Жан-Жак Руссо.        Образование – это индивидуальный труд, который при соответствующей организации обеспечивает самодвижение к самосовершенствованию и проявлению способностей и дарований человека. В традиционном понимании образовательный процесс – процесс обучения – является трансляцией знаний от учителя к ученику. Ключевая фигура при такой организации процесса – педагог. Руководствуясь нормативными документами, он определяет цели урока и его содержание, а также выбирает традиционные формы и методы обучения...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: Индивидуально-ориентированная образовательная технология «Педагогическая мастерская» как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.Индивидуально-ориентированная образовательная технология «Педагогическая мастерская» как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна - одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».

Жан-Жак Руссо.

Образование - это индивидуальный труд, который при соответствующей организации обеспечивает самодвижение к самосовершенствованию и проявлению способностей и дарований человека. В традиционном понимании образовательный процесс - процесс обучения - является трансляцией знаний от учителя к ученику. Ключевая фигура при такой организации процесса - педагог. Руководствуясь нормативными документами, он определяет цели урока и его содержание, а также выбирает традиционные формы и методы обучения. От ученика при этом требуется усвоение транслируемых знаний путем участия в процессе обучения, то есть посещение занятий, выполнение практических заданий, сдача зачетов, выполнение контрольных работ и т.д. Позиция ученика носит подчиненный характер по отношению к позиции учителя.

Сегодня во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду, и мы понимаем, что детей надо учить по-новому. Организация процесса образования должна стать такой, когда усилия участвующих в ней сторон будут направлены на обеспечение процесса учения, а не обучения ребенка. Позиция педагога становится принципиально другой: он не транслирует знания, а создает учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать со своим опытом, продвигаться своим путем к достижению поставленной самим учеником цели.

Переход от процесса обучения к процессу учения требует смены не только позиции учителя, но и позиции ученика. Позиция приемника информации меняется на позицию строителя собственного знания, когда ученик размышляет и конструирует знание, которое образуется в ходе самостоятельного поиска в ситуации открытого столкновения собственных сомнений и противоречий с сомнениями и противоречиями других. Ребенок является активным открывателем и создателем знания, он ответственен за свою учебу.

В связи с тем, что у многих современных школьников в силу ряда объективных причин исчезло стремление к получению образования, учителю необходимо отказаться от традиционных приемов преподавания, от сковывающих строгих рамок инструкций, и найти новые методы обучения и воспитания, созвучные сегодняшнему дню, побуждающие учащихся к активности и воспитывающие интерес к знаниям. Научить учиться не просто. Передавать способы деятельности, а не конкретные знания - непростая, но важная задача для учителя «новой школы».

В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, учащихся необходимо вовлекать «…в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать и понимать, и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа".)

Педагогическая мастерская - это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Из существующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, которые опираются на логические противоречия и связи, творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества.

Образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Мастерская как форма организации образовательного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и смыслов в рамках той или иной учебной темы, была разработана французскими педагогами-представителями Французской Группы Нового Образования (далее - ЖФЕН) в 20-е гг. XIX века. Деятельность группы ЖФЕН была направлена на разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка и опиралась на глубоко обоснованную фундаментальную и оригинальную теоретическую концепцию.

Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:

1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности:

а) отношение учителя к ученику, как к равному себе;

б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации, и самостоятельного решения творческих задач;

в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

4. Новый тип педагога. Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.

В начале 90-х годов XX века группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства адаптировала эту технологию в практику отечественного школьного образования, в рамках которой педагог реализует роль не учителя, не руководителя, а, скорее, «проводника»-мастера, основная цель которого - обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской.

Они выявили следующие особенности организации деятельности учителя.

1. Создание доброжелательной атмосферы.

2. Специфика деятельности учителя не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта.

3. Учитель не задает вопросов, и сам не торопится отвечать на них, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса.

3. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся.

4. Сотворчество учителя и ученика.

5. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение.

6. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого). Атмосфера взаимопомощи и взаимной поддержки, создаваемая в группе, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.

7. Исключается официальное оценивание работы учащегося (учитель не выставляет отметок в журнал, не ругает), но через социализацию и афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения и самокоррекции.

Мастерские отличаются и особенностью организации деятельности учащихся:

1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

2. Групповая форма учебного взаимодействия.

3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует творческому саморазвитию личности ребенка. Постулаты «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» создают условия для наиболее полного самовыражения школьника и требуют от педагога особого внимания к состоянию эмоциональной сферы ребенка, ведь основная задача мастера - подарить ученику радость открытия.

Хотя в мастерской ученикам и предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения.

Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. Это обеспечивает введение ребенка в процесс познания, самостоятельного поиска новых знаний, практически исключает прямой «приём» информации в готовом виде и формирует у школьника новое, самостоятельно выстроенное на основе личного опыта знание, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни. Очевидно, что процесс познания индивидуален, поэтому нет единых требований к результатам и темпу решения учебных и творческих задач. В мастерской все могут проявить свои таланты.

Таким образом, «педагогические мастерские - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества».

В современной педагогике достаточно разнообразна классификация мастерских в зависимости от состава участников; целей и способов деятельности; продолжительности процесса. По составу они могут быть только для учащихся или только для педагогов, или для учащихся и педагогов. По целям и способам деятельности: мастерские творческого письма; построения знаний, конструирования; самопознания; отношений и ценностных ориентаций.

Г.К. Селевко предлагает данную классификационную характеристику мастерских:

По уровню применения: локальная + частнопредметная.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + интериоризаторская.

По характеру содержания: проникающая, приспосабливающаяся.

По типу управления: система малых групп + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная.

По подходу к ребенку: свободного воспитания.

По преобладающему методу: проблемно-поисковая + диалогическая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся: продвинутого образования.

Основные этапы работы мастерской.

1. «Индуктор» - это прием, обеспечивающий "наведение на проблему", свернутый смысл темы (это начало, мотивирующее деятельность каждого; это обращение к ассоциативному образному мышлению, чаще всего неожиданное для участников) - от латинского «ввожу, навожу, побуждаю».

Его задача - создать эмоциональный настрой, личное отношение к предмету, пробудить желание включиться в учебный процесс.

Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям (по Ланге Л.В., учителя математики МОУ СОШ № 91, г. Челябинск):

  1. актуализация личного жизненного опыта каждого ученика;

  2. доступность, "нетрудность" задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению;

  3. "открытость" задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения;

  4. неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность;

  5. внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.

Учитель предлагает детям в качестве индуктора слово или предмет, музыкальный фрагмент, рисунок - желательно неожиданные, и ученики пишут, рисуют свои ассоциации.

Задача учителя при подготовке мастерской постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы и примеры. Главное - найти действие для раскрытия смысла. Это задание должно актуализировать личный опыт участника, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Ассоциации включают воображение и способствуют развёртыванию творческого процесса деятельности участника.

2. Работа с материалом (с текстом, моделями, схемами индивидуально или в групповом взаимодействии) - это процесс создания творческого продукта.

Задача - «строительство» знаний путем «деконструкции» (анализ текста, схем, моделей, иллюстраций, заданий) и «реконструкции» (создания новых знаний).

2.1. Деконструкция - превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания; разъединение, рассогласование избранных для работ материалов и представлений.

2.2. Реконструкция - поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д.; создание из разрозненных частей своего текста, рисунка, который надо будет предъявить всем участникам мастерской.

В процессе работы необходимыми элементами являются «самоконструкция» и «социоконструкция».

«Самоконструкция» - диалог ученика с самим собой, это индивидуальное создание текста, гипотезы, рисунка и т.д.

«Социоконструкция» - выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д.; коллективное (в группе или в паре) построение знаний.

Любой вид деятельности непременно заканчивается «социализацией».

«Социализация» - "обнародование", защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой); соотношение своей деятельности с деятельностью остальных, предъявление созданного продукта всем участникам мастерской, коллективная работа.

Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, оценить гипотетически идеи возможности их реализации.

2.3. «Афиширование» - это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников (текстов, рисунков, схем).

3. «Разрыв» - кульминация творческого процесса, психологическое состояние человека в мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение и новое осознание предмета, озарение как скачок от незнания к знанию, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с источником.

«Разрыв» может быть на любом этапе.

4. «Рефлексия» (может быть промежуточная или итоговая) - самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания в процессе и в результате мастерской.

Этап рефлексии необходим для того, чтобы сосредоточить внимание участников на способах работы в мастерской, для выработки направления в создании своего стиля изучения нового.

Вышеперечисленные этапы технологии «Педагогическая мастерская» призваны обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.

Изучив теоретические основы образовательной технологии «Педагогическая мастерская», мы разработали серию мастерских по естественно-научному и гуманитарному циклу предметов: урок-мастерская по математике в 6 классе «Координатная плоскость», учитель Е.Ю. Каршова (приложение 1), урок-мастерская по русскому языку в 5 классе «Роль имен прилагательных в речи» (приложение 2) и урок-мастерская по литературе в 6 классе «В песне - душа народа» (народная лирическая песня), учитель Т.Б. Пучкова (приложение 3).

Мы считаем, что возможно использование данной технологии и во внеурочной деятельности с учащимися (классные часы, дополнительное образование) и в работе с педагогами (семинары, педсоветы).

Потенциал мастерской как средства воспитания и обучения достаточно велик, разнообразны направления применения технологии. Но, какой бы вариант ее использования не выбрал педагог, он обязательно должен помнить, что главное действующее лицо на занятии - ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет «инсайд» - озарение, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного, свободного, не скованного авторитетными мнениями, творчества.

В процессе данной технологии учащиеся добиваются не только предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования, но и, что не мало важно, личностных: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы» и метапредметных: «межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории».

Список использованной литературы

1. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности (диссертация),

2000, Санкт-Петербург.

2. Ланге Л.В. Педагогические мастерские // Преподавание математики festival.1september.ru/articles/312141/ - сайт журнала «1 сентября».

3. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

5. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. - М., ЦГЛ, 2006. - 160 с.

6. mon.gov.ru/dok/akt/6591/ - официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

7. standart.edu.ru/ - официальный сайт ФГОС.

Русский язык. 5 класс. Урок - творческая мастерская (2 часа).

Учитель: Закирова Э.Ф

Тема: «Роль имён прилагательных в речи».

Цель: формирование умения использовать прилагательные в художественном тексте в качестве эпитетов для создания выразительности речи.

Задачи урока:

предметные - организовать наблюдение за ролью имен прилагательных в научном и художественном описании; распознавание прилагательных, употребленных в прямом и переносном значении;

личностные - формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

метапредметные - совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).

Оборудование: ТСО (ПК, проектор, экран); карточки с текстами и заданиями + опора (стили и типы речи, обоснование выбора); чистые листы бумаги, ручки, карандаши; толковые словари.

Использованная литература:

1. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 5 класс». - М. Мнемозина, 2008

2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 - 7 класс. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

3. Учебник «Русский язык. 5 класс. В 3 ч.: для общеобразовательных учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2009.

1. Оргмомент (2 мин.). Класс разделен на группы по 4 - 6 человек.

Учитель: Кем бы вы, ребята, не стали в будущем: врачами, инженерами, учеными ... - вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо и правильно говорить и писать, то общение с другими людьми принесет вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. На уроках русского языка вы развиваете этот дар слова!

Сегодня у нас с вами урок пройдет в форме творческой мастерской, в которой каждый участник - творец, поэтому одновременно вы равны и мнение каждого уникально. Запомните, пожалуйста, обязательные правила мастерской: смело высказывай свою точку зрения; не перебивая и не критикуя, внимательно выслушивай других.

2. Этап индукции (10 мин.). Индукторы - загадка, стихотворение, отрывок из комедии (инсценирование).

Учитель: Ребята, послушайте загадку и назовите опорные слова или словосочетания, которые помогли вам отгадать ее.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное.)

Учитель: Ребята, найдите в стихотворении Сергея Баруздина имена прилагательные и назовите их.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые.

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, отрывок из комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина, в которой её герой Митрофанушка говорит, что он выучен грамматике, и на вопрос, что он знает из неё, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофанушка. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофанушка. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофанушка. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Учитель: Вот и получается из рассуждений Митрофанушки, если дверь не навешена на петли - она имя существительное, а если навешена, то имя прилагательное.

- А какие у вас возникают ассоциации при словах «Имя прилагательное»? Напишите их.

Чтение ассоциаций всеми учащимися, повторение понятийного аппарата.

3. Деконструкция (2 мин.).

Учитель: Итак, ребята, вы уже поняли, о чем пойдет речь на уроке?

Ответы учащихся (формулирование темы урока).

Учитель: Сегодня на уроке, наблюдая за ролью имен прилагательных в текстах разных стилей, мы попробуем создать художественный текст, в котором прилагательные используются не только в прямом значении, но и в переносном, в качестве эпитетов, для создания выразительности речи.

4. Реконструкция, работа с материалом (45 минут).

Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Выразительное чтение некоторых текстов можно обыграть, т.е. прочитать по ролям.

Социоконструкция

(построение знаний группой)

Социализация

(обсуждение в классе)

Текст № 1 (упр. 821).

- Это чёрная?

- Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что зелёная.

Задания к тексту № 1.

1. Выразительно прочитайте диалог.

2. Догадались ли вы, о чем идет речь в этом диалоге? 3. Чтобы определить, на какой языковой особенности построена шутка в данном тексте, воспользовавшись толковым словарем, назовите многозначное прилагательное и каковы некоторые его значения?

4. Определите стиль данного текста. Обоснуйте своё мнение.

Примерные ответы.

2. О смородине.

3. Зелёный - 1) цвета зелени; 2) о плодах: недозрелый; 3) перен. неопытный.

4. Разговорный стиль. Разговорная речь используется в непринужденной беседе (1 - 1, НО), задача речи - обменяться впечатлением (общение).

Текст № 2 (упр. 829).

Ландыш растёт в лесах, изредка на заливных лугах. Корневище ползучее с многочисленными корнями и ползучими побегами. Весной из верхушечных почек отрастают два или три листка и цветочная стрелка. Нежные большие листья соответствуют условиям жизни в тени. Бурное цветение начинается в мае и продолжается до середины июня. Белые душистые, в виде колокольчиков, цветки собраны в рыхлую однобокую кисть. Ландыш - лекарственное растение. Из его цветков готовят целебную настойку, которая регулирует работу сердца.

Задания к тексту № 2.

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Какова цель автора? Какая часть речи употребляется в тексте для достижения этой цели? Эти слова подчеркните. В прямом или переносном значении они употреблены?

3. Определите тип речи. Обоснуйте своё мнение.

4. Определите стиль речи. Обоснуйте своё мнение.

Примерные ответы.

2. Сообщить информацию о цветке. Имена прилагательные: на заливных лугах, корневище ползучее с многочисленными корнями и ползучими побегами, из верхушечных почек, цветочная стрелка, нежные (слабые, хрупкие) большие листья, бурное (стремительное) цветение, белые душистые, в рыхлую однобокую кисть, лекарственное растение, целебную настойку.

3. Описание предмета. В тексте содержится описание ландыша. Типовое значение этого фрагмента текста определяется как «предмет (данное) и его признаки (новое)». Общий вопрос к тексту, в котором выражается коммуникативное задание - каков предмет (его части)? Признак выражен различными морфологическими средствами: чаще 1) именами прилагательными («корневище ползучее с многочисленными корнями и ползучими побегами», «из верхушечных почек», «нежные большие листья», «бурное цветение», «белые душистые … цветки», «в рыхлую однобокую кисть», «лекарственное растение», «целебная настойка»; 2) существительными и глаголами, имеющими признаковое значение.

4. Научный (научно-популярный) стиль, относящий к книжной речи, обращенной ко многим людям, желающим узнать какую-либо информацию (1 - много, ОО), задача речи - сообщение, используются слова в прямом значении, термины.

Текст № 3.

Пришла весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро росла, потом разделилась на два листочка. Листочки стали большими. Между ними появился маленький росток. Каждое утро мы с Толей ходили смотреть, что же будет дальше.

Вдруг однажды рано утром мы увидели: росток, наклонившись к одному из листочков, расцвёл белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» - спросил я у Толи. «Они очень нравятся мне... Они очень красивые...» «Хорошо, - сказал я. - срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые».

Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Толя все это чувствовал, но сказать ему было трудно. Он стоял у ландышей, очарованный красотой, стоял и молчал.

В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах - неведомые переливы красоты. «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики… Растите, ландыши», - тихо прошептал мальчик. (По В. Сухомлинскому.)

Задания к тексту № 3.

1. Выразительно прочитайте текст и определите его тему. Сформулируйте идею текста. (Или выберите одно из приведенных ниже высказываний:

  1. Мы должны бережно относится к красоте окружающего мира.

  2. Человек порой неосознанно может погубить то, что вызывает его восхищение, приносит ему радость, чтобы избежать этого, он всегда должен обдумывать свои поступки.

  3. Человек по-настоящему может быть счастлив, только тогда, когда он сохраняет красоту, созидает, а не разрушает её.)

2. Определите тип речи выделенных курсивом фрагментов текста. Обоснуйте своё мнение.

3. В прямом или переносном значении употреблены имена прилагательные в этих фрагментах текста? Приведите примеры.

4. Осталось ли у вас после прочтения текста впечатление о ландыше как одном из самых прекрасных цветов? Как автору удалось создать такое представление? Как называются прилагательные, используемые в переносном значении для создания выразительности речи?

5. Какие еще языковые средства используются в данных фрагментах для описания цветов? (Подчеркните их.)

6. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

Примерные ответы.

1. Рассказ о впечатлении от увиденного ландыша.

2. Описание предмета. В тексте содержится описание ландыша. Типовое значение этого фрагмента текста определяется как «предмет (данное) и его признаки (новое)». Общий вопрос к тексту, в котором выражается коммуникативное задание - каков предмет (его части)? Признак выражен различными морфологическими средствами: чаще 1) именами прилагательными; 2) существительными, наречиями и глаголами, имеющими признаковое значение.

3. В тексте использованы прилагательные как в прямом, так и в переносном значении: «… зелёная стрелочка, листочки стали большими, маленький росток, расцвёл белыми колокольчиками, были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, на что-то удивительно красивое, … «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики…».

4. Через образное описание цветка. Прилагательные в переносном значении - эпитеты.

5. Сравнения: «похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя», «как снежные пушинки», «как серебряные колокольчики».

6. Художественный текст обращен ко многим людям и используется в книгах (1 - много, ОО), задача речи - воздействие на чувства и на воображение, для этого употреблены эпитеты, сравнения.

Самоконструкция (10 минут)

(самостоятельное построение знаний)

Социализация

Текст № 4 (упр. 822).

Мы любовались ... закатом. В ... свете горят ... плоды рябины. Покрывается ... земля ... листьями. Наступает ... ночь, спряталось ... солнце, кругом царит ... тишина. Медленно падают ... листья на ... землю.

Задания к тексту № 4.

1. Прочитайте текст. На ваш взгляд, слова какой части речи в нем отсутствуют?

2. Определите стиль речи: это научный или художественный текст? Почему вы так решили? Какие слова (языковые средства) подтверждают ваше мнение? Как они называются?

3. Вставьте пропущенные прилагательные (в прямом и переносном значении). Прочитайте текст выразительно.

Примерный ответ.

1. Имена прилагательные.

2. Художественный текст. Задача речи - воздействие на воображение. Используются следующие языковые средства: метафора - горят, олицетворение - спряталось солнце; переносное значение - царит.

3. Мы любовались румяным закатом. В ярком закатном свете горят багряные плоды рябины. Покрывается озябшая земля разноцветными листьями. Наступает тихая ночь, спряталось усталое солнце, кругом царит удивительная тишина. Медленно падают осенние листья на влажную землю.

5. Афиширование (18 минут) - представление работ учащихся (выразительное чтение текстов).

6. Рефлексия (3 мин.).

Учитель: Мы говорили сегодня о роли имен прилагательных в речи, а вот русский лингвист XX века Виктор Владимирович Виноградов ее определил следующим образом: «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Сколько раз вы представляли мнение группы или свое собственное?

  2. Довольны ли вы своей работой на уроке?

  3. Что вам удалось лучше всего?

  1. Какова роль имен прилагательных в речи?

Ответы учащихся.

Приложение 3.

Литература. 6 класс. Урок - творческая мастерская (2 часа).

Тема: «В песне - душа народа» (Народная лирическая песня).

Учитель: Пучкова Т.Б.

Цель урока: анализ особенностей народной лирической песни, ее поэтической структуры (композиционные формы и приемы: поэтический параллелизм, цепное построение, ступенчатое сужение образов); образного строения, опираясь на исследование Л. А. Поникаровой;

Задачи:

предметные - формировать навык анализа текста и создания письменного высказывания с учетом жанра;

личностные - развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера;

метапредметные - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формировать навык устной и письменной речи, монологической контекстной речи.

Оборудование: ТСО (ПК, проектор, экран, магнитофон); записи народных песен; карточки с текстами и заданиями + опора (литературоведческие термины); чистые листы бумаги, ручки, карандаши.

Библиография:

1. Ельцова О.В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г. Кутузова: 6 класс. - М.: ВАКО, 2007.

2. Петрова Т.С. Анализ Художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. - М.: Московский Лицей, 2002.

3. Филимонов В.П. Память жанра. О путях постижения сюжетно-жанрового содержания литературных произведений в средней школе: пособие для учителя. - Владимир, 1994.

4. Учебник «В мире литературы». 6 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под ред. А.Г. Кутузова. - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

1. Организационный момент. Деление класса на четыре группы. Ознакомление учащихся с оборудованием.

  1. Этап индукции.

Звучит попурри на основе народных лирических песен и современных эстрадных мелодий.

Учитель: Ребята, к какому жанру относятся данные произведения? Какие у вас возникают ассоциации (ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), когда вы слышите русскую народную лирическую песню и современную эстрадную? Ассоциации запишите в два столбика.

Чтение ассоциаций всеми учащимися.

Учитель: В чем различие между народными лирическими и современными эстрадными песнями? Какие мелодии «задевают за живое» и «бередят душу»? О каких песнях можно сказать: «В песне - душа народа»? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Русский писатель М. Горького сказал: «В творчестве истинно народном эстетика - учение о красоте - всегда тесно связана с этикой - учением о добре».

Русская народная песня пришла к нам из далекой древности. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки писали о славянских песнях. Русские песни стали собирать еще в XVII веке, а настоящее их исследование началось в первых десятилетиях XIX века. Несказанно прекрасен мир русских народных песен, которые разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды.

«У нас народ, - писал литературный критик XIX века Николай Александрович Добролюбов, - сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое веселье и печаль». А известный собиратель русского фольклора XIX века П.Н. Рыбников отметил, что: «Начиная от колыбели, песня провожает русского человека до детских игр, к забавам молодых лет, к первому пробуждению любовного чувства; она в трогательных образах представляет девушке горький переход от девичьей воли к замужнему безволью, но она же подсказывает мужу и жене задушевные речи любви...; песня оживляет тяжелую будничную работу на страдах в непогоду и зной и в душной избе при свете лучины и праздничный отдых в хороводе или на беседах».

  1. Деконструкция.

Учитель: Ребята, в течение 5 минут запишите всё, что вы знаете о народной песне (определение, жанровые особенности, названия песен).

Фронтальное обсуждение.

Учитель: Русские народные песни делятся на обрядовые и не обрядовые: календарное обрядовое творчество, отражающее ту органическую связь всей жизни человека с природой, которая характерна для фольклора в целом, и свадебные обрядовые песни; а к внеобрядовой поэзии относятся хороводные, игровые, плясовые песни; среди собственно лирических песен можно выделить любовную, семейно-бытовую и военно-бытовую лирику, разбойничьи, ямщицкие, трудовые, бурлацкие песни, артельную лирику.

Как разобраться в таком жанровом многообразии? (Учащиеся пытаются сформулировать цели урока).

  1. Реконструкция.

Учитель: На уроке мы будем выявлять специфику русских народных лирических песен как жанра устного народного творчества, их композиционно-сюжетные и образные особенности.

Ребята, ваша задача, работая в группе, новые сведения о народной лирической песне оформить в виде таблицы (или кластера, схемы), которые вам помогут закрепить полученные знания и подготовить домашнее задание: рассказать об особенностях поэтической структуры и образного строения народной лирической песни.

  1. Социоконструкция. «Народный песенный стих».

Задание для 1 группы: Литературные произведения условно можно разделить на три рода; эпические, драматические и лирические. Лирика - особый способ художественного мышления и осмысления жизни. Вспомните, кто, в отличие от эпоса и драмы, в лирических произведениях главное лицо, а место действия ... . Что лежит в основе лирического понимания мира?

Задание для 2 группы: Прочитайте вслух слова песни «Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь...» (учебник с. 62). Какую интонацию надо соблюдать при чтении? Какое настроение характерно для народной лирической песни, почему?

«Изображение пространства в народной лирической песне».

Задание для 3 и 4 групп: Со спецификой народной русской лирики связана и образная организация сюжетного пространства. К какой топографической (пространственной) образности тяготеют данные фрагменты (какое пространство представлено) и чем это можно объяснить:

1) Ах, не одна-то, не одна, эх, во поле дороженька,

Ах, не одна пролегла...

2) Не пыль, не кура в поле поднималася -

То белые лебеди с моря поднимались ...

3) Сторона ль ты моя, сторонушка чужедальная!

Я прошел тебя, сторонушка, всю с конца в конец...

4) ... Я на Волгу приду - я судейца не найду,

Хотя суденце найду - весельца не сыщу,

Хотя весельце сыщу - я гребца не найму,

Хоть гребца я найму - Волга-река протечет,

А меня, молодешеньку, вниз по реке понесет!..

Социализация. Примерные ответы учащихся.

1 группа: В отличие от эпоса и драмы, в лирических произведения главное лицо - сам автор, а место действия - его внутренний мир. В основе лирического понимания мира лежат переживания героя, его сердца и духа.

2 группа: Лирические песни протяжные, напевные, т.к. они чаще всего исповедальные либо повествующие о каком-то эпизоде жизни, ситуации, состоянии, пережитых или переживаемых человеком как нечто близкое ему, волнующее его. Для народной лирической песни более всего характерно настроение грусти, тоски, печали.

Учитель: Почему изнутри народной лирики, для которой характерно настроение грусти, тоски, печали, вырывается в то же время и другое, как бы противоположное настроение, может быть, связанное с какой-то удалой размашистостью, со стойким нежеланием подчиняться горю? Может быть, это связано с особенностью изображения пространства в народной поэтике?

Социализация. Примерные ответы учащихся.

3 и 4 группы: В данных фрагментах представлена дорожная топография, здесь пространство сюжета - степь, дорожка широкая, близка к этой топографии и Волга-матушка с её широким раздольем.

Социоконструкция. «Композиционные формы».

Задание для всех групп: Прочитайте отрывок из книги Виктора Петровича Филимонова «Память жанра»:

«Композиционный строй лирической народной песни довольно прост. Часто это монолог героя или героини: излияния любовного чувства, размышления бурлака о своей доле и воспоминания ямщика и т.п. …

... Не менее часто встречаются песни в форме диалога: девушки со своим милым, подругами, родителями; удалого разбойника с государем; молодого рекрута с матушкой; всех этих и других героев с природой и т.п. Однако реплики диалога, как правило, не равнозначны. ...

...Есть и выражено повествовательная лирика, хотя сюжет в ней не настолько, конечно, развит, как в собственно эпическом произведении, и его образы носят открыто символическое значение.

Встречаются и песни описания. Их образы призваны передать главное настроение, таковы, например, образы тумана, красного солнышка, опускающегося за темные леса

Часто все перечисленные здесь композиционные формы переплетаются, выступают во взаимосвязи. Подавляющее большинство традиционных лирических песен имеет следующую композиционную форму: в начале - описательно-повествовательная часть, а затем следует часть, содержащая монолог или диалог героев».

Задание для 1 группы: Какие композиционные формы могут быть представлены в народной лирической песне? В качестве примеров используйте тексты песен из учебника с. 62 - 67.

Задание для 2 группы: Используя в качестве примеров тексты песен из учебника с. 62 - 67, уточните, с чего начинаются песни-монологи?

Задание для 3, 4 групп: В.П. Филимонов говорит о неравнозначности реплик диалога. Какую закономерность выделяют исследователи и заметили вы относительно первостепенности и второстепенности роли героев диалога. Речь какого участника диалога, первого или второго, имеет второстепенную, подчинительную роль, а какого - выражает основное содержание песни, кто из них стремиться занять место лирического героя? В качестве примеров используйте тексты песен из учебника с. 62 - 67.

Социализация. Примерные ответы учащихся всех групп.

1 группа: Песня-монолог - «Ну, Господь же с тобой, батюшка, ...»; песня-диалог - «Ах что же ты, голубчик, не весел сидишь…»; повествовательная лирика - «Мимо садику, мимо виноградного...»; песня-описание - ... ; смешанный вид - «Ай вы, ветры, ветры буйные, ...» (в начале - описательно-повествовательная часть, а затем следует часть, содержащая монолог).

2 группа: Песни-монологи начинаются обычно с обращений: к людям, к родной сторонке или природе.

3, 4 группы: Исследователи выделяют такую закономерность неравнозначности реплик в песне-диалоге: речь первого героя имеет второстепенную, подчиненную роль, а речь второго героя выражает основное содержание песни, именно он и стремиться занять место лирического героя.

Учитель: В песнях-монологах, начинающихся обычно с обращений: к людям, к родной сторонке или природе, - ещё нет той абсолютной погруженности в себя, которая свойственна авторской лирике.

  1. Социоконструкция. «Образный строй народной лирической песни».

Задание для всех групп: Прочитайте отрывок из статьи Т.С. Петровой «Особенности образного строя народной лирической песни»:

«В народной лирической песне чувства человека, его настроение, состояние передается, как правило, в соотнесенности с состоянием природы. На основании такой соотнесенности в фольклоре складывается целая система символического изображения человеческих переживаний, чувств. Так, символы счастья-несчастья находятся в контрастном соотношении:

Символы радости, счастья, добра

Символы горя, несчастья, тоски, зла

1. Солнце, звезды, месяц, ясное небо

1. Тьма, тучи, дождь, снег, сильный ветер, закат солнца, падение звезды, угасание свечи

2. Цветущий сад, зеленеющие деревья, распускающиеся цветы, сплетающиеся растения; хмель, калина, виноград

2. Сохнущий сад, шумящие деревья, клонящиеся к земле, теряющие листья; ива, осина, полынь, ковыль

3. Радостно поющие птицы

3. Улетающие или жалобно поющие птицы, кукующая кукушка, воющие звери

4. Чистая, прозрачная вода

4. Мутная, бушующая вода, роса, разлив реки, зыбучие болота

5. Белый, яркий цвет (голубой, золотой)

5. Черный, блеклый цвет

6. Весна, лето, утро, день

6. Осень, зима, вечер, ночь

7. Чистое поле, берег реки (моря)

7. Жемчуг (= слезы)

В разных контекстуально-ситуативных условиях некоторые образы-символы могут реализовать различные значения, вплоть до противоположных. Например, кольцо (подарить, надеть на палец, получить в подарок) - это знак любви, обещания или осуществления; потерять кольцо - значит утратить любовь (возлюбленного); венок (обрести, надеть, плести) - получить или ожидать любовь; утратить венок (утонул, засох) - значит потерять любовь.

Давайте рассмотрим, как представлено символическое выражение человеческого чувства, настроения в следующей народной песне:

И лучше пойду я с великой кручинушки

Я в темны лесушки, горюша, и дремучи...

И хоть в этих темных лесах дремучих

И там от ветрышка деревца шатаются

И до сырой земли деревца да приклоняются,

И хоть шумят эти листочки зеленый,

И поют да там ведь птички жалобнешенко,

И уж тут моя кручина не уходится...

И стать на горушки мне да на высокии

И выше лесушка глядеть да по поднебесью,

Идут облачка они да потихошеньку,

И в тумане пече красно солнышко,

И во печаля я, горюша, во досадушке,

И уж тут моя кручина но уходится...

И мне пойти с горя к синему ко морюшку,

И мне к синему, ко славному Онегушку...

И на синем море вода да сколыбается,

И со желтым песком вода да помутилася,

И круто бьет теперь волна да непомерная,

И она бьет круто во крутой этот бережок,

И по камешкам волна да рассыпается,

И уж тут моя кручина не уходится.

Задание для 1 группы: Обведите в овал слова, прямо называющие чувства героини. Какое настроение передает песня?

Задание для 2 группы: Подчеркните слова и выражения, называющие образы-символы, которые передают в песне горе, печаль человека.

Задание для 3 группы: Какие средства помогают создать лирический тон, напевность интонации, передают фольклорный характер песни? Заключите в квадратные скобки примеры лексического повтора.

Задание для 4 группы: Какие средства помогают создать лирический тон, напевность интонации, передают фольклорный характер песни? Заключите в квадратные скобки примеры повтора уменьшительно-ласкательных суффиксов и звуковые повторы.

Социализация. Примерные ответы учащихся всех групп.

1 группа: Слова, прямо называющие чувства героини: кручинушка, кручина - в троекратном повторе; печаль, досадушка, горе.

2 группа: Образы-символы, передающие в песне горе, печаль человека: темны лесушки, дремучи; от ветры деревца шатаются, до сырой земли /.../ да на высокии; в тумане пече красно солнышко; на синем море вода да сколыбается; со желтым песком вода да помутилася; круто бьет волна да непомерная, и по камешкам волна да рассыпается.

3 группа: Прежде всего, это различные повторы: повтор союза И в начале строки (анафора); лексический повтор, часто соединенный с параллелизмом: в темны лесушки - в темных лесах, деревца шатаются - деревца да приклоняются; к синему ко морюшку - к синему - на синем море; вода да сколыбается - вода да помутилася.

Особенно акцентирован повтор слов с корнем крут- (круто бьет - бьет круто во крутой этот бережок); по звучанию эти слова соотносятся со словом кручина - ключевым в передаче настроения песни; повтор выделяет этот ключевой образ.

4 группа: Можно обратить внимание и на повтор уменьшительно-ласкательных суффиксов, за счет чего подчеркивается лирический, сердечный тон песни, создается фольклорный колорит: кручинушка, лесушки, горюша, ветрышка, деревца, листочики, жалобнешенько, горушки, облачка, потихошеньку, солнышко, досадушка, морюшко, бережок, камешки.

Наконец, особую выразительность несут в себе звуковые повторы: шипящих звуков в основной части текста (лучше, кручинущки, лесушки, горюша, ветрышка, шатаются и т.д. - налицо инструментовка на щ) - активных рокочущих р в конце: круто, непомерная, во крутой, бережок, рассыпается, кручина.

Учитель: Ребята, давайте подытожим, какие же средства помогают создать лирический тон, напевность интонации, передают фольклорный характер песни? Прежде всего, это различные повторы:

  1. повтор союза И в начале строки (анафора); лексический повтор;

  2. особенно акцентирован повтор слов с корнем крут-, который выделяет ключевой образ в передаче настроения песни - кручина;

  3. за счет повтора уменьшительно-ласкательных суффиксов подчеркивается лирический, сердечный тон песни, создается фольклорный колорит;

  4. наконец, особую выразительность несут в себе звуковые повторы: шипящих звуков в основной части текста - активных рокочущих р в конце;

  5. повторы позволяют наблюдать в этом тексте нарастание в представлении чувства от начала песни к её концу (градацию): кручинушка - печаль - досадушка - горе; картина бурного моря в конце песни с инструментовкой на Р усиливает выражение чувства, завершает образ.

  1. Социоконструкция. «Образный строй народной лирической песни».

Задание для всех групп: На какие части делится эта песня? Какие образные (в каждой части выделите образ (картину природы)) и структурные элементы песни (каким предложением-повтором отделяется одна часть от другой) позволяют выделить эти части?

Социализация. Примерные ответы учащихся: Песня делится на три части; в каждой из них развивается свой образ: 1 часть - темны лесушки, шум и увядание; 2 часть - горушки высокие; в тумане красно солнышко; 3 часть - бурное синее морюшко. Каждая часть отделяется от другой повтором строки «И уж тут моя кручина не уходится».

Учитель: Важнейшим структурным элементом песни выступает повтор-рефрен (повтор строки «И уж тут моя кручина не уходится»), который отделяет одну часть от другой и одновременно объединяет текст: в этой строке - главное эмоциональное содержание песни, её пафос.

Таким образом, главный композиционный принцип в этой песне - принцип повтора.

Кроме того, состояние человека в этой песне передается в параллельной соотнесённости с состоянием природы: леса шумят, солнце печет, море волнуется - и человеку нет нигде успокоения («И уж тут моя кручина не уходится»).

  1. Социоконструкция. «Композиционно-образные особенности народной лирической песни. Психологический (поэтический) параллелизм».

Задание для всех групп: Прочитайте отрывок из книги Виктора Петровича Филимонова «Память жанра»:

«Очень важен в лирической песне повтор как основа её композиции. Одной из композиционных форм повтора в широком смысле этого слова является открытый А.Н. Веселовским поэтический параллелизм. В песнях, построенных по принципу параллелизма, всегда наблюдается такая закономерная последовательность: вначале дается природная, образная картина, а затем следует картина-образ из человеческой жизни. Вместе взятые эти две картины представляют собой художественное целое, но по своему значению они далеко не равноценны. «Общая схема психологической параллели, - поясняет Веселовский, - нам известна: сопоставлены два мотива, один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием.

В параллельных конструкциях первая картина - своеобразное эмоциональное вступление, создающее определенное настроение и намек на «человеческое» содержание песни. Во второй картине раскрываются основное содержание песни, выражаются конкретные чувства и мысли героя или героини».

Задание для 1 группы: Например:

Отлетала лебедь белая,

Что от стада лебединого,

Отъезжала красна девица

От своих подруг Авдотьюшка.

Или:

Порассыпься, крупный жемчуг,

По столам, столам дубовым,

Порасплачься, невеста-душа...

См. также в семицкой песне:

На мне венок

Не сохнет, не вянет

На мне венок!

По мне дружок

Не тужит, не плачет

По мне дружок!

На какие части делятся тексты? Какие образы в них соотносятся? Как соотносятся части текста по строению? А по выражению настроения, состояния?

Задание для 2 группы: Например, данная ниже песня исполнялась на рукобитье, т.е. предсвадебном сговоре. Расплести русу косу, пролить слезы девицы значит сосватать её, объявить невестой. Несложно обнаружить в этой песне две части - символическую и реальную и найти между ними образные и структурные соответствия:

- Уж вы, гуси, вы гуси, серые,

Далече ли вы летали?

- Уж мы летали, летали,

С одного моря на море!

- Уж вы что, гуси, видели?

- Уж мы видели, видели

Серу птицу в тихой заводи!

- Вы зачем её не взяли?

- Сизо перье расщипили,

Горячую кровь пролили!

- Уж вы, бояра, бояра,

Вы бояра Васильевы!

Далече ли вы ездили?

- Уж ездили, ездили

Мы с города на город!

Вы что, бояра, видели?

Уж мы видели, видели

Красну девицу в высоком тереме!

- Вы зачем её не вязи?

- Мы хотя её не взяли,

Но русу косу расплели,

Горючи слезы пролили!

В какой части, символической или реальной, заключается основной эмоциональный заряд песни, а в какой - обрядовый смысл? Единый или разные художественные образы представлены то символически, то реалистически?

Задание для 3 группы: Например:

Не две тучи сходилися,

Две соперницы об молодце бранилися;

Не ясен ли сокол, сокол по горам летал,

Расхорош, пригож милой в лужках гулял.

На какие части делятся тексты? Какие образы в них соотносятся? Через что связаны части единой картины (единого образа)?

Задание для 4 группы: Рассмотрите, как проявляется психологический (поэтический) параллелизм в песне, построенной в форме диалога:

- Ты о чем, горька кукушечка,

О чем ты кукуешь?

- Как же мне, горькой кукушечке,

Как мне не куковать?

Что один, один-то был зеленый сад,

И тот засыхает!

Что один-то в саду был соловьюшка,

И тот вылетает!

- Ты о чем, красна девушка,

О чем тужишь, плачешь?

- Ну, и как же мне, красной девушке,

Не тужить, не плакать?

Что один-то разлюбезный был,

И тот покидает!..

Каждая из двух строф этой песни состоит из вопросов и ответа, т.е. из двух диалоговых реплик. А как проявляется параллельная соотнесённость первой и второй строфы в образном и структурном плане? (Какие образы в них соотносятся? Как соотносятся части текста по строению?)

Социализация. Примерные ответы учащихся.

1 группа: В 1 - 2 строках - лебедь белая, в 3 - 4 строках - красна девица. Части текста построены одинаково (параллельно); это подчеркивается и перекличкой приставок и предлогов: отлетала - отъезжала, от стада лебединого - от своих подруг.

2 группа: Принцип психологического параллелизма наблюдается и в композиции свадебной лирической песни, когда она строится по типу «символическая часть + реальная». Символ при этом заключает в себе основной эмоциональный заряд песни, а обрядовый смысл содержится во второй, реальной части; в целом же в песне строится единый художественный образ, «который осмысливается то реалистически, то символически».

3 группа: Характернейшим для фольклорной поэтики выступает так называемый отрицательный параллелизм, при котором сопоставляемые части единой картины (единого образа) связываются через отрицание.

4 группа: В 1-ой и 2-ой строфе соотнесены образы горькой кукушечки и красной девицы; причина их горя тоже выражена в сопоставимых образах: сад засыхает, соловьюшка вылетает - и разлюбезный друг девицу покидает.

Параллелизм проявляется и в структуре каждой строфы: в них употреблены однотипные конструкции с повторяющимися элементами: «Ты о чем /.../, о чем» - «как мне»; «Что один-то был - и тот»; «Как мне не куковать (не тужить, не плакать?)».

Учитель: Как видим, образный параллелизм связан с параллелизмом структурным: части текста соотносятся друг с другом в синтаксическом строе, а также в морфологических и лексических чертах.

Параллелизм образов представляет две формы выражения единого целого; в целом передается одно состояние, настроение, единый образный смысл.

4.6. Динамическая пауза «Найди свою пару». (Л.А. Поникарова предлагает ряд упражнений для закрепления понятия психологический (поэтический) параллелизм.) Каждый участник получает по листку с надписью. Добавьте к данной первой части стиха вторую по принципу поэтического параллелизма (или: найдите данным картинам природы соответствия из жизни человека).

1. Белая березонька к сырой земле клонится - (несчастная девушка домой просится).

2. Во поле туман растуманился - (знать, мой милый друг припечалился).

3. В темном лесу листики шумят - (в чужом доме девушка горюет).

4. Расцвели цветы лазоревы - (полюбились парень с девицей).

5. Ластятся голубь с голубкою - (любятся Иван с Марьею).

6. Куковала кукушка в садочке - (плакала девица в светличке).

7. Желтый лист о стебель бьется перед бурей - (сердце бедное трепещет пред несчастьем).

8. Греет, греет солнышко зимой не по-летнему - (любит-любит миленький, любит не по-прежнему).

9. Не осенний мелкий дождичек брызжет, брызжет сквозь туман - (слезы горькие льет молодец на свой бархатный кафтан).

10. Ах, как цвели-то цвели в поле алы цветики, цвели да поблекли - (как любил-то, любил парень девушку, любил да покинул).

Учитель: В поэтической параллели возникает устойчивая ассоциация. Например, «голубка» первой части совершенно закономерно обернется «девицей» во второй. Но если бы в первой части был, скажем, селезень, то во второй жди молодца.

Принцип поэтический ассоциации затем надолго сохранится в лирике. Однако впоследствии эта ассоциация из устойчивой (символико-реальной) превратилась в свободную, реальную. Отдельные картины песен в таком случае объединяются не по устойчивым символическим связям, а на основе свободной образно-поэтической ассоциации. Такой композиционный принцип организации С. Лазутин называет принципом цепочного построения песни.

4.7. Социоконструкция. «Композиционно-образные особенности народной лирической песни. Принцип цепочного построения песни».

Задание для всех групп: Прочитайте тексты.

Текст для 1 и 2 группы: «С. Лазутин указал на следующий композиционный принцип организации народной лирической песни - принцип цепочного построения песни, при котором песня строится на основе свободной образно-поэтической ассоциации; при этом картины, составляющие песню, связываются как звенья цепи; последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины - первым образом третьей (своего рода образный подхват) и т.д. Так сюжет разворачивается до самой важной (последней) картины, выражающей основное содержание песни. Образы как бы вырастают один из другого. Каждый последующий является продолжением и конкретизацией, поэтическим развитием предшествующего ему образа».

Проследим это в песне:

Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет...

Веселая беседушка, где батюшка пьет.

Он пить не пьет, родимый мой, за мной, младой, шлет.

А я, млада-младешенька, замешкалася,

За утками, за гусями, за лебедями,

За мелкою за пташкой, за журушкою...

Как журушка по бережку похаживает,

Шелковую он травушку пощипывает,

Студеною водицею захлебывает,

За реченьку за быструю поглядывает.

За реченькой за быстрою четыре двора,

Во этих ли во двориках четыре кумы.

Вы, кумушки, голубушки, подружки мои!

Пойдете во зеленый сад, возьмите меня;

Вы станете цветочки рвать, нарвите и мне;

Вы станете венки плести, сплетите и мне,

Пойдете вы на реченьку, возьмите меня;

Вы будете венки бросать, вы бросьте и мой!

Как все венки поверх воды, а мой потонул;

Как все друзья домой пришли, а мой не бывал!»

Текст для 3 и 4 группы: Отрывок из книги Виктора Петровича Филимонова «Память жанра»:

«/.../ С. Лазутин упоминает также ступенчатое сужение образов. Чаще всего этот прием употребляется во вступительно-повествовательной части песни, которая содержит описательно-повествовательную часть плюс монолог или диалог. Посредством этого приема создается картина, в которой образы следуют друг за другом в направлении их пространственного сужения. Наиболее «суженный» образ и является наиболее важным. Весь прием и рассчитан на предельную концентрацию внимания на этом образе. Например:

В чистом поле при долине

Луговинка зелена;

Что на этой луговинке

Зелен садочик стоит,

Что во этом во садочке

Рябинушка выросла;

И на той ли, на рябинке

Соловьюшко поёт.

- Ты не пой-ка, соловейко,

Во зеленом во саду! /...»

Задание для 1 группы: Выделите шесть картин в этой песне, и в каждом сюжетном фрагменте (картине) - образ, выполняющий центральную роль. С образа какого человека начинается и заканчивается песня? Как эти образы соотносятся композиционно?

Задание для 2 группы: Какова структурная основа песни? (Найдите и подчеркните повторяющиеся образы. Соединив их, что схематично мы можем изобразить?) Что означает запев (первая строка)? В чем специфика соединения последних двух строк? По какому принципу они взаимосвязаны?

«Композиционно-образные особенности народной лирической песни.

Прием ступенчатого сужения образов».

Задание для 3 и 4 групп: Выделите образы, соотнесенные друг с другом по принципу сужения. Какой картиной (образом) и какой интонацией заканчивается песня? Что означает (символизирует) заключительный образ?

Какие еще элементы придают фольклорное, народно-поэтическое звучание этой песне?

Социализация. Примерные ответы учащихся.

1 группа: В этой песне выделены все шесть картин, связанные цепочно следующими образами млада - журушка - реченька - кумушки - венки. Образы эти выполняют центральную роль в соответствующих сюжетных фрагментах. Интересно, что в первой картине главный образ - батюшка, а в финальной - дружок младой девицы. Эти образы в смысловом отношении как бы закольцовывают песню.

2 группа: Выделив повторяющиеся образы и соединив их, мы обнаружим звенья цепи, которая и представляет структурную основу песни.

Особое место занимает запев («Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет» - иносказательно символизирует девицу) и концовка, которая построена по принципу психологического параллелизма: строки лострсны однотипно (по модели «как всё..., а мой...»); в них соотносятся символические выражение несчастья («Как все венки поверх воды, а мой потонул») - и буквально его представление: «Как все друзья домой пришли, а мой не бывал».

3 и 4 группа: Образы, соотнесенные по принципу сужения: поле, долина - луговинка - садочек - рябинушка - соловьюшко. Заключительный образ - отказ от песни соловья - означает отказ от любви, от радости - песня заканчивается грустной интонацией.

Фольклорное, народно-поэтическое звучание этой песне передается следующим: плавность, напевность подчеркивается звукописью: повторами звука Л в сочетании с разными гласными; фольклорный характер придают песне уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах луговинка, садочик, рябинушка, рябинка, соловьюшко, соловейко; повторы предлогов: «Во этом во садочке», «на той ли на рябинке», «во зеленом во саду»; постоянные эпитеты: в чистом поле, луговинка зелена, зелен сад.

Учитель: Таким образом, для языкового строя лирической песни характерно отражение фольклорной символики, постоянные эпитеты, активнейшим и важнейшим средством выразительности и композиционной организации выступает повтор в различных разновидностях.

  1. Афиширование конспектов групп.

  2. Рефлексия. Учитель: Давайте подведем итог нашей работы. Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. Почему эта информация так важна для нас, россиян, говорящих на русском языке?

Учитель: Нечасто услышишь сейчас на современных праздниках, народных гуляньях или семейных торжествах русские народные песни в исполнении старшего поколения, а вы, ребята, наверно, их вообще даже не слышали. Но нельзя забывать, что традиции нашего народа - это живая историческая память. Воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений, а в трудную минуту получить необходимую поддержку и жизненную опору. Изучайте и сохраняйте народные лирические песни - эти перлы народной поэтики - ибо «в песне - душа народа».

Домашнее задание: подготовить рассказ о специфике русских народных лирических песен как жанра устного народного творчества, их композиционно-сюжетные и образные особенности; по желанию - сочинить песню, стилизованную под народную лирическую (РТ, с. 26) или выполнить задание в рабочей тетради, с. 23 - 25.



© 2010-2022