«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»

Глобальные преобразования в нашем обществе выявили потребность в  людях творческих,  неординарно-мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи. Любому обществу нужны одарённые люди. Одарённые люди определяют судьбу страны и человечества. Не случайно в нашей стране идёт постоянное совершенствование системы среднего образования. В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»

«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования» «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»

ПЕДСОВЕТ:

«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»




Не существует сколько-нибудь достоверных

тестов на одарённость, кроме тех,

которые проявляются в результате

активного участия хотя бы в самой

маленькой поисковой исследовательской

работе.

А.Н. Колмогоров

Глобальные преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, неординарно-мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи.

Любому обществу нужны одарённые люди. Одарённые люди определяют судьбу страны и человечества. Не случайно в нашей стране идёт постоянное совершенствование системы среднего образования.

В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Именно поэтому необходимо с первых шагов изучения естественно-научных дисциплин развивать у школьников навыки самостоятельной исследовательской работы, создавать условия для развития творческого и интеллектуального потенциала молодёжи.

Развивающие приемы обучения, семинары, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, самореализации.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт - сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг», -

Знакомые всем пушкинские строки вполне подходят в качестве девиза творческой (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня.

  • Как привлечь школьников к постижению тайн мироздания?

  • Как научить их видеть «необычное в обычном» и «обычное в необычном»?

  • Как помочь их творческому росту?

  • Как обучить школьника проведению самостоятельной исследовательской работы?

  • Как раскрыть творческие качества ученика?

Эти и многие другие проблемы подчёркивают необходимость разработки таких средств организации образовательной деятельности школьников, которые бы позволили каждому ученику, с любым уровнем теоретической подготовки, полноценно реализовать себя. И, несомненно, главную роль в этом играет исследовательская деятельность учеников, которая позволяет им не только прочнее и осмысленнее усвоить материал учебной программы, но и овладеть методами научного познания.

Учебно-исследовательская деятельность - это такая форма организации образовательного процесса, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее не известными результатами.

Научно-исследовательская деятельность является:

  1. мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;

  2. одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

Целью учебно-исследовательской деятельности является:

  • не только получение знаний, но развитие исследовательских способностей, формирование умственных навыков,

  • расширение кругозора,

  • изменение мотивации учащихся,

  • формирование личности, способной к преобразованию социальной культуры.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности:

  • интегрированные уроки-исследования;

  • внеурочная деятельность;

  • учебно-исследовательские проекты.

Важно так организовать учебную работу детей, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

  • мотивация исследовательской деятельности;

  • постановка проблемы;

  • сбор фактического материала;

  • систематизация и анализ полученного материала;

  • выдвижение гипотез;

  • проверка гипотез;

  • доказательство или опровержение гипотез.
    Здесь задача учителя найти простые и удобные средства для практической реализации каждого из названных этапов.

Учебно-исследовательская деятельность

Исследовательская

работа

дома

Исследовательская работа

в лаборатории

Диспуты

Проекты

Работа с раздаточным материалом

Медиазадания

Решение экспериментальных задач

Эвристические задания

Моделирование

Работа с учебной и научно-популярной литературой

Составление контролирующих заданий

Решение экспериментальных задач

Составление рассказа-задачи

Медиазадания

Исследовательские эксперименты

Медиазадания

Моделирование

Составление контролирующих заданий

Составление отчета

Работа с литературой

Конструирование

Мысленный эксперимент

Лабораторная работа

Практическая работа

Работа с литературой

Моделирование

Экспериментальное исследование

Исследовательская работа

в классе

В приобщении учащихся к исследовательской деятельности необходимо нацеливаться не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать, вовлечь в

атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: «Он призван обеспечить,

во-первых, творческое применение знаний,

во -вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска и применения их,

в-третьих, он формирует черты творческой деятельности.

И, наконец, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают.»

Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В результате исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и четко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности.

Необходимость организации исследовательской работы среди учащихся в настоящее время не вызывает сомнений. Однако для её проведения требуются не только желание, но и знания, навыки, опыт. Организовать творческий процесс на своих занятиях можно лишь в том случае, когда сам творчески подойдёшь к его подготовке и сможешь научить школьников поверить в свои силы.

По мысли Рубинштейна, учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником.

И, конечно же, учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем к этому уровню подготовить и себя, и учеников.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету.

Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысление фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжение урока-исследования может стать какая-либо форма поисково - творческой деятельностью во внеурочное время.

Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений.

Как правило, учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников.

Учитель предъявляя ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности.

Учителю важно найти тему, проблему, в решении которых ученик может ставить "Свое Слово", направить поиск, предложить методику исследования.

Такая работа позволяет ученику познать себя, свои возможности, свой творческий потенциал. Создается модель учения с увлечением. И ожидаемый результат - повышение качества образования.

В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности, а этому, в свою очередь, активно способствуют создаваемые на базе школ научные общества учащихся.

В нашей школе научное общество учащихся существует с 2006 года, и основу его составляют учащиеся, тематика исследований которых связана с различными школьными предметами.

Общество состоит из 5 секций: секция искусства, естественных, общественных, филологических, естественно-математических наук. Деятельность школьного научного общества учащихся выстраивается в соответствии с этими направлениями. Каждую секцию возглавляет опытный учитель-предметник. Ученик может выбирать в какой секции он будет плодотворно работать, творить, создавать.

Любое научное общество учащихся ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях школы. Данная работа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к детям в образовательном процессе.

Цели нашего школьного научного общества учащихся органично совпадают с интересами учеников. Это:

  • выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

  • привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;

  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • содействие в профессиональной ориентации;

  • развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности;

  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.

Школьное научное общество на своих заседаниях дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении, принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в образовательном процессе, а также направление наиболее значимых работ на районные конкурсы.

Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьных конференциях по защите избранных тем. В марте нынешнего учебного года в нашей школе была проведена конференция "Итоги исследовательской практики". По итогам конференции было принято решение наградить лучших участников грамотами.

На подобные конференции представляются такие исследовательские работы учащихся как:

- реферат (творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме);

- учебное исследование (его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции учащихся);

- проект (творческая работа связанна с планированием, достижением и описанием определенного результата - построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.).

Организовывая подобные конференции, нужно учитывать, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты.

1. Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:

- актуальность и новизна исследования;

- характеристика использованных источников и литературы;

- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;

- обоснование выбора методов исследования;

- основные выводы по содержанию работы.

2.Творческая модель защиты предполагает:

- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;

- демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;

- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;

выводы по работе.

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ :


2006/2007 учебный год

  • 1 место на районном конкурсе заняла работа Барковской Т. «Акцентологическая норма - душа русской речи» (руководитель Касьянчик В.А.)

  • Грамотами отмечены работы:

  • Супрун Н. «Употребление буквы е» (руководитель Говоровская Е.Ф.)

  • Учащихся 4Б класса «История семьи Реутов» (руководитель Шелунцова И.В.)

  • Архипенко М. «Петр Миронович Машеров как руководитель и личность» (руководитель Буценко Т.А.)


2008/2009 учебный год

  • 1 место на районном конкурсе заняли работы:

  • Супрун Н. «Образно-изобразительные средства в пейзажной лирике М.Богдановича» (руководитель Малашко Н.А.)

  • Гатальской Е. «Интернет-зависимость» (руководитель Шавловская И.Р.

  • Грамотами отмечены работы:

  • Учащихся 4А класса «Из истории олимпийских игр» (руководитель Тозик Н.М.)

  • Учащихся 4Б класса «Древнейшие животные» руководитель Конорева М.Н.

  • Ярошенко В. «Дорогами славы» (Руководитель Буценко Т.А.)

  • Сафроненко М., Петрушенко В.«Решение систем уравнений»(руководитель Горохова И.И.)

  • Брель Я. «Особенности национального характера англичан» (руководитель Парукова Е.А.)


2009/2010 учебный год

  • Дипломами на районном конкурсе были отмечены работы:

  • Учащихся 3А класса «Изучение источников загрязнения воздуха» (руководитель Шверин Л.В.)

  • Учащихся 3Б класса «История развития открытки» (руководитель Шелунцова И.В.)

  • Гринько А. «Стоунхендж- загадка Англии» (руководитель Буценко Н.А.)

2010/2011 учебный год

  • Дипломом І степени на районном конкурсе была отмечена работа Ильяш Р., Петрушенко В. «Там на неведомых дорожках» (руководитель Третьякова Н.Н.)

  • Дипломом ІІ степени была отмечена работа Логвиненко В. «Традиции и обычаи Шотландии» (руководитель Енютина З.В.)

  • Дипломом ІІІ степени были отмечены работы:

  • Учащихся 3А класса «Древний Египет» (руководитель Зубарь Н.В.)

  • Учащихся 3Б класса «Муравьи - лесные санитары» (руководитель Минкова Н.Н.

2011/2012 учебный год

  • Дипломом І степени на районном конкурсе была отмечена работа

  • Учащихся 9А класса «Милостливая государыня…» (руководитель Касьянчик В.А.)

  • Климовой В. «Беларусь - азёрны край» (руководитель Печерская Т.М.)

  • Дипломом ІІ степени была отмечена работа Бойко М. «Кулинарные традиции Великобритании» (руководитель Филипкова Ю.М.)

  • Дипломом ІІ степени на международном фестивале исследовательских работ отмечена работа

«Милостливая государыня…»

2012/2013 учебный год

  • Дипломом ІІ степени на районном конкурсе были отмечены работы

  • Сулик О.«Эволюция личных имен учащихся средней школы №3 г.Калинковичи» (руководитель Говоровская Е.Ф.)

  • Брель А., Сергеенко Л. «Промышленность Калинковичского района на современном этапе» (руководитель Третьякова Н.Н.)

  • Учащихся 6А класса «Кто мы? Сколько нас?» (руководитель Булавко Е.В.)

  • Дипломом ІІІ степени были отмечены работы

  • Гнедько К. «Мифология древних славян»(руководитель Шавловская И.Р.)

  • Сирож В., Григоренко Ю. «Легенды замков Англии и Беларуси» (руководитель Садовская Е.А.)

  • Прищепа А. «10 способов решения квадратных уравнений» (руководитель Горохова И.И.)

  • Учащихся 3А класса "Глобус - модель Земли» (руководитель Булавко Н.В.)


Проводя анализ работы научного общества учащихся и исследовательской деятельности учащихся в целом, можно отметить положительную динамику в повышении мотивации к обучению. Результаты анкетирования учащихся:

«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»

2011 2012 2013

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность приводит к повышению мотивации и соответственно повышению качества образования, что говорит об эффективности работы научного общества учащихся в данном направлении.

Помимо осознания полученных результатов исследования учащиеся приобретают следующие компетенции:

  • умения работать с литературой;

  • умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщать и делать соответствующие выводы, моделировать;

  • умения творчески мыслить и творчески подходить к решению поставленной цели и задачи, что создает предпосылки для развития креативности;

  • умения правильно оформлять работу;

  • навыки использования таких эмпирических методов исследования как: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документов и опыта (сбор необходимой информации), эксперимент, демонстрация опыта;

  • речевые навыки;

  • опыт отстаивания своей точки зрения;

  • ведения дискуссии.

Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:

- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

- значительно расширяется круг у учащихся в предметных областях;

- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;

- формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.

Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукам вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений, исследований, решений.

Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.

Учитель ставит перед классом и перед собой проблему дискуссионную, нуждающуюся в исследовании не только ради умиротворения, но и ради поиска решений.

Ну а решением всякой проблемы, по словам Гете, служит проблема новая.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что учебно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.

Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал "мертвым" грузом, а активно использовался и самими учащимися, и их преподавателями как во внеучебном, так в учебном процессе.

Организация учебно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся нашей школы способствует развитию социально-активной личности участников образовательного процесса. В школе создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы.

Результаты учебно-исследовательской деятельности школьников

Эмоционально-образные

Оценочные

Материальные

  • Умение создавать «образ» решения проблемы

  • Умение интуитивно мыслить

  • Умение оперировать воображаемыми «образами»

  • Умение «вживаться» в изучаемый объект

  • Умение оригинально мыслить, преодолевать трудности

  • Умение целеустремлённо действовать

  • Умение критически мыслить

  • Умение сравнивать и сопостав-лять различные точки зрения

  • Умение давать объективную оценку происходящему

  • Умение давать прогноз и формулировать гипотезы

  • Умение рефлексиро-вать свою деятель-ность

  • Умение конструиро-вать

  • Умение ставить опыты и проводить эксперимент

  • Умение проводить наблюдение

  • Умение моделировать

  • Умение формулировать гипотезы

Теоретические

Информационные

Формируемые исследовательские умения учащихся

  • Умение создавать новое «знание»

  • Умение генерировать идеи, способы решения учебных проблем

  • Умение задавать вопросы

  • Умение обобщать и систематизировать учебную информацию

  • Умение преобразовывать учебную информацию

  • Умение кодировать и декодировать учебный материал

  • Умение контекстно интерпритировать информацию

Опыт исследовательской деятельности учеников


ряд методических рекомендаций:

  • Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования;

  • На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы;

  • Учитель должен "использовать различные стратегии обучения, проявляя уважение к индивидуальности ученика", задания распределять по учащимся на основе учёта их индивидуальных особенностей;

  • Взаимодействие учителя с учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным;

  • Учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.



© 2010-2022