- Преподавателю
- Директору, завучу
- «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»
«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Булавко Е.В. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЕДСОВЕТ:
«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одарённость, кроме тех,
которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской
работе.
А.Н. Колмогоров
Глобальные преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, неординарно-мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи.
Любому обществу нужны одарённые люди. Одарённые люди определяют судьбу страны и человечества. Не случайно в нашей стране идёт постоянное совершенствование системы среднего образования.
В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.
Именно поэтому необходимо с первых шагов изучения естественно-научных дисциплин развивать у школьников навыки самостоятельной исследовательской работы, создавать условия для развития творческого и интеллектуального потенциала молодёжи.
Развивающие приемы обучения, семинары, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, самореализации.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг», -
Знакомые всем пушкинские строки вполне подходят в качестве девиза творческой (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня.
-
Как привлечь школьников к постижению тайн мироздания?
-
Как научить их видеть «необычное в обычном» и «обычное в необычном»?
-
Как помочь их творческому росту?
-
Как обучить школьника проведению самостоятельной исследовательской работы?
-
Как раскрыть творческие качества ученика?
Эти и многие другие проблемы подчёркивают необходимость разработки таких средств организации образовательной деятельности школьников, которые бы позволили каждому ученику, с любым уровнем теоретической подготовки, полноценно реализовать себя. И, несомненно, главную роль в этом играет исследовательская деятельность учеников, которая позволяет им не только прочнее и осмысленнее усвоить материал учебной программы, но и овладеть методами научного познания.
Учебно-исследовательская деятельность - это такая форма организации образовательного процесса, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее не известными результатами.
Научно-исследовательская деятельность является:
-
мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;
-
одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.
Целью учебно-исследовательской деятельности является:
-
не только получение знаний, но развитие исследовательских способностей, формирование умственных навыков,
-
расширение кругозора,
-
изменение мотивации учащихся,
-
формирование личности, способной к преобразованию социальной культуры.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности:
-
интегрированные уроки-исследования;
-
внеурочная деятельность;
-
учебно-исследовательские проекты.
Важно так организовать учебную работу детей, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
-
мотивация исследовательской деятельности;
-
постановка проблемы;
-
сбор фактического материала;
-
систематизация и анализ полученного материала;
-
выдвижение гипотез;
-
проверка гипотез;
-
доказательство или опровержение гипотез.
Здесь задача учителя найти простые и удобные средства для практической реализации каждого из названных этапов.
Учебно-исследовательская деятельность
Исследовательская
работа
дома
Исследовательская работа
в лаборатории
Диспуты
Проекты
Работа с раздаточным материалом
Медиазадания
Решение экспериментальных задач
Эвристические задания
Моделирование
Работа с учебной и научно-популярной литературой
Составление контролирующих заданий
Решение экспериментальных задач
Составление рассказа-задачи
Медиазадания
Исследовательские эксперименты
Медиазадания
Моделирование
Составление контролирующих заданий
Составление отчета
Работа с литературой
Конструирование
Мысленный эксперимент
Лабораторная работа
Практическая работа
Работа с литературой
Моделирование
Экспериментальное исследование
Исследовательская работа
в классе
В приобщении учащихся к исследовательской деятельности необходимо нацеливаться не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать, вовлечь в
атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: «Он призван обеспечить,
во-первых, творческое применение знаний,
во -вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска и применения их,
в-третьих, он формирует черты творческой деятельности.
И, наконец, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают.»
Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В результате исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и четко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности.
Необходимость организации исследовательской работы среди учащихся в настоящее время не вызывает сомнений. Однако для её проведения требуются не только желание, но и знания, навыки, опыт. Организовать творческий процесс на своих занятиях можно лишь в том случае, когда сам творчески подойдёшь к его подготовке и сможешь научить школьников поверить в свои силы.
По мысли Рубинштейна, учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником.
И, конечно же, учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем к этому уровню подготовить и себя, и учеников.
Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету.
Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысление фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжение урока-исследования может стать какая-либо форма поисково - творческой деятельностью во внеурочное время.
Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений.
Как правило, учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников.
Учитель предъявляя ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности.
Учителю важно найти тему, проблему, в решении которых ученик может ставить "Свое Слово", направить поиск, предложить методику исследования.
Такая работа позволяет ученику познать себя, свои возможности, свой творческий потенциал. Создается модель учения с увлечением. И ожидаемый результат - повышение качества образования.
В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности, а этому, в свою очередь, активно способствуют создаваемые на базе школ научные общества учащихся.
В нашей школе научное общество учащихся существует с 2006 года, и основу его составляют учащиеся, тематика исследований которых связана с различными школьными предметами.
Общество состоит из 5 секций: секция искусства, естественных, общественных, филологических, естественно-математических наук. Деятельность школьного научного общества учащихся выстраивается в соответствии с этими направлениями. Каждую секцию возглавляет опытный учитель-предметник. Ученик может выбирать в какой секции он будет плодотворно работать, творить, создавать.
Любое научное общество учащихся ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях школы. Данная работа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к детям в образовательном процессе.
Цели нашего школьного научного общества учащихся органично совпадают с интересами учеников. Это:
-
выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
-
привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;
-
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
-
содействие в профессиональной ориентации;
-
развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности;
-
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.
Школьное научное общество на своих заседаниях дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении, принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в образовательном процессе, а также направление наиболее значимых работ на районные конкурсы.
Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьных конференциях по защите избранных тем. В марте нынешнего учебного года в нашей школе была проведена конференция "Итоги исследовательской практики". По итогам конференции было принято решение наградить лучших участников грамотами.
На подобные конференции представляются такие исследовательские работы учащихся как:
- реферат (творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме);
- учебное исследование (его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции учащихся);
- проект (творческая работа связанна с планированием, достижением и описанием определенного результата - построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.).
Организовывая подобные конференции, нужно учитывать, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты.
1. Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:
- актуальность и новизна исследования;
- характеристика использованных источников и литературы;
- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;
- обоснование выбора методов исследования;
- основные выводы по содержанию работы.
2.Творческая модель защиты предполагает:
- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;
- демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;
- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
выводы по работе.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ :
2006/2007 учебный год
-
1 место на районном конкурсе заняла работа Барковской Т. «Акцентологическая норма - душа русской речи» (руководитель Касьянчик В.А.)
-
Грамотами отмечены работы:
-
Супрун Н. «Употребление буквы е» (руководитель Говоровская Е.Ф.)
-
Учащихся 4Б класса «История семьи Реутов» (руководитель Шелунцова И.В.)
-
Архипенко М. «Петр Миронович Машеров как руководитель и личность» (руководитель Буценко Т.А.)
2008/2009 учебный год
-
1 место на районном конкурсе заняли работы:
-
Супрун Н. «Образно-изобразительные средства в пейзажной лирике М.Богдановича» (руководитель Малашко Н.А.)
-
Гатальской Е. «Интернет-зависимость» (руководитель Шавловская И.Р.
-
Грамотами отмечены работы:
-
Учащихся 4А класса «Из истории олимпийских игр» (руководитель Тозик Н.М.)
-
Учащихся 4Б класса «Древнейшие животные» руководитель Конорева М.Н.
-
Ярошенко В. «Дорогами славы» (Руководитель Буценко Т.А.)
-
Сафроненко М., Петрушенко В.«Решение систем уравнений»(руководитель Горохова И.И.)
-
Брель Я. «Особенности национального характера англичан» (руководитель Парукова Е.А.)
2009/2010 учебный год
-
Дипломами на районном конкурсе были отмечены работы:
-
Учащихся 3А класса «Изучение источников загрязнения воздуха» (руководитель Шверин Л.В.)
-
Учащихся 3Б класса «История развития открытки» (руководитель Шелунцова И.В.)
-
Гринько А. «Стоунхендж- загадка Англии» (руководитель Буценко Н.А.)
2010/2011 учебный год
-
Дипломом І степени на районном конкурсе была отмечена работа Ильяш Р., Петрушенко В. «Там на неведомых дорожках» (руководитель Третьякова Н.Н.)
-
Дипломом ІІ степени была отмечена работа Логвиненко В. «Традиции и обычаи Шотландии» (руководитель Енютина З.В.)
-
Дипломом ІІІ степени были отмечены работы:
-
Учащихся 3А класса «Древний Египет» (руководитель Зубарь Н.В.)
-
Учащихся 3Б класса «Муравьи - лесные санитары» (руководитель Минкова Н.Н.
2011/2012 учебный год
-
Дипломом І степени на районном конкурсе была отмечена работа
-
Учащихся 9А класса «Милостливая государыня…» (руководитель Касьянчик В.А.)
-
Климовой В. «Беларусь - азёрны край» (руководитель Печерская Т.М.)
-
Дипломом ІІ степени была отмечена работа Бойко М. «Кулинарные традиции Великобритании» (руководитель Филипкова Ю.М.)
-
Дипломом ІІ степени на международном фестивале исследовательских работ отмечена работа
«Милостливая государыня…»
2012/2013 учебный год
-
Дипломом ІІ степени на районном конкурсе были отмечены работы
-
Сулик О.«Эволюция личных имен учащихся средней школы №3 г.Калинковичи» (руководитель Говоровская Е.Ф.)
-
Брель А., Сергеенко Л. «Промышленность Калинковичского района на современном этапе» (руководитель Третьякова Н.Н.)
-
Учащихся 6А класса «Кто мы? Сколько нас?» (руководитель Булавко Е.В.)
-
Дипломом ІІІ степени были отмечены работы
-
Гнедько К. «Мифология древних славян»(руководитель Шавловская И.Р.)
-
Сирож В., Григоренко Ю. «Легенды замков Англии и Беларуси» (руководитель Садовская Е.А.)
-
Прищепа А. «10 способов решения квадратных уравнений» (руководитель Горохова И.И.)
-
Учащихся 3А класса "Глобус - модель Земли» (руководитель Булавко Н.В.)
Проводя анализ работы научного общества учащихся и исследовательской деятельности учащихся в целом, можно отметить положительную динамику в повышении мотивации к обучению. Результаты анкетирования учащихся:
2011 2012 2013
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность приводит к повышению мотивации и соответственно повышению качества образования, что говорит об эффективности работы научного общества учащихся в данном направлении.
Помимо осознания полученных результатов исследования учащиеся приобретают следующие компетенции:
-
умения работать с литературой;
-
умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщать и делать соответствующие выводы, моделировать;
-
умения творчески мыслить и творчески подходить к решению поставленной цели и задачи, что создает предпосылки для развития креативности;
-
умения правильно оформлять работу;
-
навыки использования таких эмпирических методов исследования как: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документов и опыта (сбор необходимой информации), эксперимент, демонстрация опыта;
-
речевые навыки;
-
опыт отстаивания своей точки зрения;
-
ведения дискуссии.
Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется круг у учащихся в предметных областях;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
- формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.
Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукам вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений, исследований, решений.
Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.
Учитель ставит перед классом и перед собой проблему дискуссионную, нуждающуюся в исследовании не только ради умиротворения, но и ради поиска решений.
Ну а решением всякой проблемы, по словам Гете, служит проблема новая.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что учебно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.
Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал "мертвым" грузом, а активно использовался и самими учащимися, и их преподавателями как во внеучебном, так в учебном процессе.
Организация учебно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся нашей школы способствует развитию социально-активной личности участников образовательного процесса. В школе создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы.
Результаты учебно-исследовательской деятельности школьников
Эмоционально-образные
Оценочные
Материальные
-
Умение создавать «образ» решения проблемы
-
Умение интуитивно мыслить
-
Умение оперировать воображаемыми «образами»
-
Умение «вживаться» в изучаемый объект
-
Умение оригинально мыслить, преодолевать трудности
-
Умение целеустремлённо действовать
-
Умение критически мыслить
-
Умение сравнивать и сопостав-лять различные точки зрения
-
Умение давать объективную оценку происходящему
-
Умение давать прогноз и формулировать гипотезы
-
Умение рефлексиро-вать свою деятель-ность
-
Умение конструиро-вать
-
Умение ставить опыты и проводить эксперимент
-
Умение проводить наблюдение
-
Умение моделировать
-
Умение формулировать гипотезы
Теоретические
Информационные
Формируемые исследовательские умения учащихся
-
Умение создавать новое «знание»
-
Умение генерировать идеи, способы решения учебных проблем
-
Умение задавать вопросы
-
Умение обобщать и систематизировать учебную информацию
-
Умение преобразовывать учебную информацию
-
Умение кодировать и декодировать учебный материал
-
Умение контекстно интерпритировать информацию
Опыт исследовательской деятельности учеников
ряд методических рекомендаций:
-
Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования;
-
На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы;
-
Учитель должен "использовать различные стратегии обучения, проявляя уважение к индивидуальности ученика", задания распределять по учащимся на основе учёта их индивидуальных особенностей;
-
Взаимодействие учителя с учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным;
-
Учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.