Доклад Особенности обучения физики в условиях перехода еа 12 - летние образование с позиции компетентностного подхода

Особенности обучения физики в условиях  перехода на 12 – летние образование с позиции компетентностного подхода   Педагог- это не только воспитатель-это друг,  человек, который помогает нашему обществу  подниматься на высшую ступень культуры.                                                                Я.Колас 
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности обучения физики в условиях перехода на 12 - летние образование с позиции компетентностного подхода

Педагог- это не только воспитатель-это друг,
человек, который помогает нашему обществу
подниматься на высшую ступень культуры.
Я.Колас

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд, следующие:
• как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
• как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
• каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.
Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Задачей педагога при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование учащихся самоценной образовательной деятельностью на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить данную задачу, можно, адаптировав классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика с его индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.
Школа сегодня как социальный институт при всем многообразии конкретных условий должна обеспечить необходимый для современной жизни уровень развития подрастающего поколения.
Глава государства в своем программном выступлении "Казахстан
- только вперед!" выделил основные направления дальнейшего
развития Казахстана:
"Это высокое качество жизни.
Это конкурентоспособная экономика.
Это политическая модернизация".
Если не во всем, то во многом качество жизни человека,
благополучие, процветание, конкурентоспособность государства определяет уровень образования, интеллектуальный потенциал
общества и в этом контексте образование - важнейшая
составляющая национального богатства, а образованность
человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные
задачи - основа прогресса, устойчивости и безопасности страны.
На основе приоритетов Стратегического плана разработана и реализуется сегодня Государственная программа развития образования на 2010-2020 годы, одной из ключевых задач которой является переход на 12-летнее среднее общее образование.
Система образования претерпевает постоянные изменения:
во-первых, необходимо адаптироваться к изменениям в обществе;
во-вторых, школа как «дворец науки» испытывает все большую конкуренцию со стороны других источников знания;
в-третьих изменилась парадигма образования в обществе.
Основные факторы, подтверждающие необходимость перехода на 12 летнее
обучение:

• Изменение парадигмы образования,

• Повышение качество знании,

• Сохранение здоровья детей,

• Социализация учащихся, снижения
социальной напряженности,
Признание отечественных аттестатов за рубежом.

Структура модели 12-летнего среднего образования Республики Казахстан
предполагается, что школа будет состоять из 3-х ступеней.
1 ступень
начальное общее образование (1- 5 классы)
Возраст начала обучения - 6 лет
Продолжительность обучения - 5 лет
Основное назначение 1 ступени - раскрытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореализации, осмыслении знаний об окружающей действительности; формирование желания и умения учиться, т.е. создание подлинной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, формирование у младших школьников целостной учебной деятельности.
Обеспечение становления личности ребенка, целостного развития его способностей. Организация учебной деятельности в начальной школе, способствующей приобретению необходимых умений и навыков, привития навыков чтения, письма, счета, овладение элементами творческого мышления, основами личной гигиены и здоровьесебережения.
2 ступень
основное среднее образование (6-10 классы)
Продолжительность обучения - 5 лет
Основное назначение 2-й ступени - создание условий для получения основного общего образования; формирование целостного мировоззрения, культуры межличностного и межэтнического общения; самоопределение личности, организация учебной деятельности, способствующей овладению механизмами самоорганизации личности, методами научного познания, способами теоретического мышления, навыками исследовательской культуры, возникновению профессиональных и познавательных намерений.
Основная школа является обязательной базовой, позволяющей продолжить обучение в профильной школе или организациях начального и среднего профессионального образования.
Особенностью данной ступени является введение предпрофильной подготовки, как системы педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школы, способствующей подготовке учащихся к осознанному выбору будущего профиля обучения и сферы профессиональной деятельности в школе третьей ступени

3-я ступень
общее среднее образование (11-12 классы)
Продолжительность обучения - 2 года
Основное назначение третьей ступени - создание условий для реализации профильного обучения, которое является завершающим этапом среднего общего образования, ориентированного на индивидуализацию и дифференциацию обучения, осознанному и ответственному выбору будущей профессиональной деятельности, личностному и жизненному самоопределению учащихся.
Профильное обучение осуществляется по следующим направлениям: естественно-математическому, социально-гуманитарному, технологическому.
Реализация профильного обучения осуществляется в общеобразовательной школе, гимназии, лицее, специализированной школе для одаренных детей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями.
В последние десятилетия подход к образованию существенно изменился. Как воспитать человека новой формации? Этот вопрос в моей работе стоит особенно остро, т.к. в одном классе обучаются учащиеся, в сферу интересов которых не входит изучение физики вне рамок базового уровня, и те, кто намерен продолжить её дальнейшее изучение в ВУЗе. Решать эту проблему мне помогает компетентностный подход к преподаванию физики. Я реализую компетентностный подход в преподавании физики, решая следующие основные задачи:

  • освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;

  • выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету физика, индивидуальных учебных планов.

Основными характеристиками экономики знаний являются следующие:

  • обучение как «создание знаний» на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации;

  • обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения;

  • совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем;

  • своевременное и актуальное обучение вместо обучения «на всякий случай, вдруг понадобится в будущем»;

  • применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения;

  • обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию;

  • организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом.

Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни.

Компетенция - это вопросы, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Признаком компетенции является постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе.

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Кроме этого, компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

Составляющие элементы понятия "компетенция":

  • Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

  • Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

  • Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

  • Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.

  • Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Виды компетенции:

  • ключевые

  • базовые

  • функциональные.

Ключевые компетенции - это компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Они становятся универсальными и применимыми в разных ситуациях

Базовые компетенции - компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности.

Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.

Один из самых важных моментов урока - постановка учебных задач, целепологание. Я и до этого старалась формулировать цели совместно с учащимися, а теперь мы это делаем только вместе. В этом учебном году я работала с семиклассниками. С ними мы только учились ставить цели самостоятельно. Наиболее удачно это получается в начале любой темы. Приведу несколько примеров.

7 класс.

Тема «Взаимодействие тел».

Ставлю перед учащимися вопросы:

  • Нужно ли изучать механические явления?

  • Зачем?

  • Где это нам может пригодиться?

Это стандартные вопросы, которые можно использовать практически на каждом уроке в 7-ом классе. Выслушивая мнения учеников, акцентирую внимание на личностно окрашенные примеры. Узнаю, откуда у ребёнка эти знания, где он познакомился с ними. Деятельность учащихся при этом обогащается принципиально новым содержанием, характеризующимся направленностью на развитие способности учащихся к целеполаганию, к рефлексии собственных знаний.

8 класс.

Тема «Электрические явления».

Здесь я уже предлагаю учащимся самим сформулировать вопросы, на которые они хотели бы искать и найти ответы. Из множества сформулированных вопросов школьники сами отделяют те, которые касаются физической сути явления, его происхождения, закономерностей, проявления и установления причинно-следственных связей. Этим приёмом я стимулирую формирование познавательного запроса учеников к учителю, часть вопросов из которых я переадресовываю к другим источникам (родителям, научно-популярной литературе).

Почти всегда находятся и среди сверстников источники знаний, к субъективному опыту которых я привлекаю внимание. В результате ученики формулируют учебные цели или ставят задачи как свободно выбранные, исходя из своих запросов и интересов.

Чаще всего учащиеся сами выясняют, сколько часов отведено на тему, будут ли лабораторные работы и экспериментальные задания. От урока к уроку школьники развивают способности к планированию своих действий и прогнозированию результатов, способности собственными усилиями прокладывать маршрут в незнаемое, т. е. учиться (учить себя). Таким образом, мы вместе создаём ситуацию жизненной необходимости новых знаний.

А вот теперь мы должны получить эти новые знания, для этого необходимо создать ситуацию самостоятельного поиска. Помогает мне в этом эксперимент.

Стараюсь на каждом уроке в 7-8-ых классах проводить фронтальные экспериментальные задания. Одни из них рассчитаны на 5-10 минут, другие, усложняя, можно проводить в течение всего урока. Самое ценное заключается в том, что их можно включать в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач. Если в начале года эти задания по своему содержанию представляют собой просто наблюдение и изучение физических явлений, то к концу года это уже наблюдение зависимостей между физическими величинами, экспериментальные задачи.

Приведу пример.

7 класс. Тема «Простые механизмы». Урок посвящён изучению блоков.

Кто знает, что такое блок? Если не получаю вразумительных ответов, объясняю и показываю работу блоков сама. Демонстрацию работы подвижного и неподвижного блока провожу с приборами из набора по статике на магнитных держателях (удобно, быстро, наглядно).

Чем отличаются блоки? Как их можно назвать? Даем определения подвижного и неподвижного блоков. Сравниваем наши определения с определениями, данные в учебнике, выписываем определения в тетрадь.

Что мы можем узнать о блоках? Поскольку в 7-ом классе мы только учимся ставить цели урока, обобщая предложения учащихся, проговариваю их сама.

Какое оборудование необходимо для этих исследований? Составляем план действий, выполняем эксперимент и делаем выводы по работе.

Очень интересна реакция школьников, когда они понимают, что подвижный блок даёт выигрыш в силе. Здесь очень важно ответить на вопрос: почему? Есть возможность показать, что без математических знаний нам с физикой не разобраться.

Практически всегда я раздаю листочки с заранее напечатанным ходом работы, где обязательно есть вопросы по теме эксперимента. В зависимости от целей урока, я либо собираю тетради и оцениваю работу каждого ученика или оцениваю работу учащихся на самом уроке, и тогда ответы на контрольные вопросы проговариваем вслух.

В ходе этого урока проверяем справедливость «золотого» правила в механике, но делаю это демонстрационно, на магнитной доске с целью экономии времени.

Такое построение уроков позволяет мне не вводить знания в готовом виде, ученик добывает их сам.

В конце урока - обязательны итоги. Снова серия продуманных вопросов:

  • Чем занимались на уроке?

  • Какие сделали открытия?

  • Каким способом мы добыли эти знания?

  • Что вызвало наибольшие трудности?

  • Что нового ты узнал?

  • О чём тебе захочется рассказать дома?

  • Чем понравилось заниматься?

  • Что не понравилось на уроке?

Если в начале года семиклассникам нравится на уроке всё, то потом они всё смелее высказывают свои замечания по уроку и я, конечно, их учитываю. Таким образом спроектированные уроки физики способствуют формированию у школьников надпредметных компетенций.

Примеры формирования компетентности учеников на разных этапах урока.

Этапы урока

Цель

Результативность

Виды деятельности

Проверка домашнего задания

Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

Результативность: формирование познавательной компетентности

1.Рецензирование ответов

(домашнего задания)

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память

Результативность: формирование самообразовательной компетентности

2. Физический диктант (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Объяснение нового материала

Цель: учить исследовательской работе

Результативность: формирование поликультурной компетентности

1. Доказательство гипотез и т.п.

Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

Результативность: формирование информационной компетентности

2. Лекция с использованием приобретенной учениками информации

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость

использования знаний

Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей

3. Исследовательская лаборатория

(коллективная экспериментальная работа)

Физкульт-минутка

Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность

Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью

Игры-физкультминутки

Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель: изучить теорию, и т.п.

Результативность: формирование познавательной компетентности

1. Учебная самостоятельная работа

Цель: закрепить знания, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию

2. Исследование различных видов памяти

Цель: закрепить умение решать задачи

Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетентностей

3. Решение задач с комментированием

Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать

Результативность: формирование познавательной компетентности

4. Физическая эстафета

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности

5. Решение задач несколькими способами

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей, развивать индивидуальные способности

6. Работа с учебником

(учебная практическая работа)

Творческая работа

Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты

Результативность: формирование поликультурной компетентности

1. Создание проектов

Контроль

Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

Результативность: формирование поликультурной,

коммуникативной компетентностей

2. Заседание кружка

Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности

1. Создание рекламы(презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой

Домашнее задание

Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

Результативность: формирование социальной компетентности

2. Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию

1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности

2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п.

Важнейшей целью государственной кадровой политики является создание интеллектуального и профессионального ресурса, способного обеспечить высокие темпы социально-экономического развития страны, которое невозможно без качественного казахстанского образования.
Согласитесь, что во всей государственной образовательной политике главным остается личность человека. И поэтому приоритетная значимость должна отводиться формированию нравственно-духовного становления личности, развитию патриотизма у детей и подростков. Наши дети должны получать в стенах школы не только знания. Здоровые, образованные дети, с развитым чувством гражданственности - мечта и основная надежда любого общества.
Эффективное решение вопросов обеспечения организованного перехода на 12-летнее обучение требует консолидации усилий всего педагогического сообщества, от каждого из нас будет зависеть, насколько успешно будет реализовываться национальная политика Республики Казахстан в области образования в условиях перехода на 12- летнее среднее общее образование.
В заключение хотела бы отметить, что развитие экономики и качество жизни в стране напрямую зависит от системы профессионального образования.

Помните великий Абай говорил: "Хочешь быть богатым - учись ремеслу".

© 2010-2022