Создание условий для развития инновационной деятельности в МБОУ ДОД

Создание условий для развития инновационной деятельности и формирование инновационного пространства остается на протяжении нескольких лет одним из главных направлений в образовательной деятельности Дворца детского и юношеского творчества.  Главная цель инновационной деятельности в ДДЮТ – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик. ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание условий для развития

инновационной деятельности в УДО

Инновационное развитие образования диктует новые требования к системе образования в целом, а значит, и к системе дополнительного образования.

Для того чтобы система дополнительного образования детей оставалась конкурентно способной, привлекательной и востребованной для детей и родителей, учреждения дополнительного образования должны обеспечить доступность образования нового качества. Именно на это направлена инновационная деятельность учреждения.

Инновации - характерный признак истинно современного образовательного учреждения, в том числе и учреждения дополнительного образования. За любой инновацией предполагается наличие инновационно - педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания образования.

Создание условий для развития инновационной деятельности и формирование инновационного пространства остается на протяжении нескольких лет одним из главных направлений в образовательной деятельности нашего Дворца.

Для реализации задач инновационной деятельности была определена тактика и стратегия работы с педагогами для развития их творческого потенциала:

  • всемерная поддержка инновационных начинаний педагогов,

  • повышение квалификации педагогов дополнительного образования,

  • систематическая отчётность педагогов дополнительного образования о ходе образовательного процесса перед педагогическим советом, методическим советом и администрацией.

Главная цель инновационной деятельности в ДДЮТ - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик.

Нами были проведены семинары по инновационной деятельности «Инновационная деятельность в УДО», где ознакомили педагогов с опытом инновационной работы в Лицее №1, провели педагогический Совет по теме «Нужны ли инновации в дополнительном образовании?» по технологии «оксфордских дебатов», изучили инновационный потенциал педагогов через анкеты и собеседования. Педагогам были предложены анкеты по самооценке, по уровню готовности педагогов к инновационной деятельности, оценивался уровень творческого потенциала личности, творческий, деловой и психологический климат в коллективе. Разработали инновационное поле МБОУ ДОД «ДДЮТ». Проанализировав результаты, мы поняли, что при достижении желаемой цели педагог должен входить в соуправление развитием учреждения наравне с администрацией. При этом он трижды предстает как управленец:

  • управляет детским коллективом;

  • управляет собственной педагогической деятельностью;

  • входит в коллективное самоуправление развитием учреждения.

Инновационная деятельность ДДЮТ может быть представлена в виде определённой структуры. По масштабности охвата педагогов работа ведётся на трёх уровнях: системном, модульном и локальном.

На системном уровне в той или иной степени в инновационной деятельности участвует весь педагогический коллектив. Коллективные формы организации деятельности (педагогический совет, методический совет, педагогический клуб «СОТы»), позволяют рассматривать проблемы и принимать решения по вопросам жизнедеятельности всего учреждения в целом.

На модульном уровне инновационная деятельность ведётся на заседаниях в педагогическом клубе «СОТы», где педагоги знакомятся и применяют в своей работе современные образовательные и воспитательные технологии, работают в проблемных творческих группах.

Проблемная творческая группа «Электронное портфолио ПДО» объединяет педагогов, работающих над созданием и разработкой формы электронного портфолио педагогов дополнительного образования. Здесь можно говорить о локальной новизне для Дворца творчества, так как идея портфолио уже сама по себе не нова. Но электронного портфолио педагога дополнительного образования еще нет. И мы можем говорить об относительной или даже об абсолютной новизне этой работы. Эта работа дала возможность проявить себя педагогам и представить свой опыт работы по данной проблеме.

Проблемная творческая группа «Электронный учебно-методический комплекс» работает над созданием электронных методических комплексов к программам дополнительного образования. Здесь также можно говорить об инновационности этой работы, так как не разработаны не только ЭУМК, но просто УМК для программ дополнительного образования. В ДДЮТ уже есть положительный опыт создания ЭУМК. Например, ЭУМК к программе «Юный медик» Шанауриной Т.А., «Вышивка лентами» как часть ЭУМК к программе «Декор-стиль» Тетериной И.Н. и др. Анализ работы группы показал, что работа по созданию ЭУМК вызывает большой интерес своей продуктивностью, даёт возможность наглядно продемонстрировать результаты деятельности педагогов и возможность включения в эту деятельность детей.

Проблемная творческая группа «Педагогическая диагностика» ставит своей целью создание системы мониторинга результативности дополнительных образовательных программ. Педагоги изучают теоретические основы диагностики, апробируют различные ее формы, разрабатывают собственную систему отслеживания результатов обучения, развития и воспитания. Такая деятельность помогает педагогам в определении приоритетов в своей деятельности, цели и ожидаемых результатах. Организация мониторинга в образовательной деятельности помогает педагогу в осуществлении индивидуально-ориентированного подхода, выстраивании своих взаимоотношений с ним и с детским коллективом в целом. И, в тоже время, диагностическая деятельность помогает педагогу в саморефлексии, в осмыслении и коррекции своей деятельности.

Локальный уровень инновационной деятельности - это индивидуальная работа педагогов над конкретными вопросами педагогической деятельности:

  • работа над индивидуальной методической темой,

  • самообразовательная работа,

  • работа над обновлением образовательных программ,

  • внедрение новых методик и технологий,

  • внедрение современных педагогических технологий,

  • нетрадиционных форм организации деятельности детей.

В инновационном режиме работает методический отдел Дворца. Методисты поставили и успешно выполняют цель по использованию в своей работе новых активных форм работы с педагогами.

Чтобы мотивировать педагогов к методической работе стала традиционной методическая выставка «Педагог, его творческое призвание». Кстати это мероприятие вышло за рамки учреждения и стало муниципальным.

Форма фестиваля «Золотая россыпь» успешно подводит итог работы педагогов над индивидуальной методической темой.

Начата работа по организации виртуальных методических формирований для разных категорий педагогов.

Педагоги Дворца активно включились в поиск инновационных форм работы с детьми и одержали победу в муниципальном конкурсе инновационных проектов. Проект «Интеллект - профи» О.Л. Пестовой занял I место в 2013 году.

Педагогический коллектив не останавливается на достигнутом и в Программе развития МБОУ ДОД «ДДЮТ» на период с 2013 по 2018 годы запланирована разработка и реализация следующих инновационных проектов:

  • проект «Использование современных образовательных технологий как фактор повышения качества образовательного процесса»;

  • проект реализации целевых программ «Одаренные дети», «Семья», «Здоровьесберегающее пространство Дворца», «Диалог культур».

  • проект «Медиатека Дворца - информационный ресурс Дворца»

  • и др.

Были проведены семинары с использованием нетрадиционных форм:

  • методический коктейль (по теме самообразования педагога)

  • методическая панорама (по теме личностно-ориентированных технологий)

  • методическая мозаика (по теме здоровьесбережения в УДО)

  • методический пробег (по теме «Воспитательный потенциал учебных занятий ДДЮТ)

  • валео-кафе (по теме имиджа современного педагога дополнительного образования)

Организация инновационной деятельности неизбежно влечёт за собой изменения в управлении учреждением. Административный корпус ДДЮТ полностью перешел на использование электронного документооборота. Формируются электронные базы данных по различным направлениям деятельности: банк учета детей, банк одаренных детей, универсальный банк педагогической информации и другие.

Все вышеизложенное позволяет констатировать, что во Дворце сложилась такая система создания, внедрения и освоения педагогических новшеств, которые являются мощным ресурсом повышения качества образования.


© 2010-2022