Студийное занятие творческой группы учителей

Данная разработка рекомендована для проведения студийных занятий в педагогическом коллективе. Аналогичные занятия можно составлять и планировать в течение учебного года с целью совершенствования педагогического мастерства. Направления работы группы: феликсология педагогической деятельности; сохранение психологического здоровья педагога; счастливый профессионал; помощь молодым специалистам; совершенствование методологической подготовки педагога; психологическая культура. Занятия проходят один раз... Руководствуясь логикой разумной преобразовательной деятельности, педагоги творческой группы по феликсологическому направлению в образовании постоянно совершенствуют мастерство самоуправления с целью личного воздействия в формировании и развитии аналогичного умения у своих воспитанников.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус»

Студийное занятие творческой группы учителей





Новое поколение

(эссе).







Составитель: Екимова Любовь Владимировна,

учитель русского языка и литературы.















п. Кедровый

2014 год

Новое поколение.

Студийное занятие творческой группы учителей

Мы все идём к своему благополучию или успеху через познание.

В начале жизни - это первые открытия в мире бытия. Помню детские ощущения счастья от познания нового. Душа моя парила в высоте и замирала от счастья. Школьные годы - это каждодневные открытия, озарения. Счастливые мгновения от успеха, преодоления трудного в познании истины. С тех пор познание для меня - это влечение к новому, неизведанному, это счастье бытия, без которого бессмысленна жизнь. Может быть, поэтому я не смогла после окончания школы расстаться с ней? Вот уже 30 лет… душа моя парит, летает, стремится к познанию и увлекает за собой единомышленников-учителей и учеников. А за нами волей-неволей идут остальные. Кто-то увлечённо и страстно, а кто-то медленно и неохотно, но все идут вперёд - по пути познания, ощущая в разных мерах счастье бытия....

В детстве я стремилась быть похожей на счастливых героев художественных произведений, восхищалась творчеством авторов и мечтала сама быть творцом, чтобы улучшить мир вокруг. Частично мои мечты сбылись. На мой взгляд, урок, любое учебное занятие, тоже произведение, с той разницей, что герои здесь постоянные. Увлекать тех, кто с тобой сегодня и ежедневно, ещё труднее. Они ждут нового, лучшего от тебя и в тебе.

- Откуда брать силы? Что может быть для учителя источником вдохновения?

- Дети, творчество, познание.

Моя философия

Как учитель литературы я должна ввести ученика в мир культуры. Помочь ему освоиться в нём, сделать своими культурные ценности.

Цель своей работы вижу в том, чтобы мои ученики сохранили на всю жизнь интерес к жизни, стремление к самопознанию, саморазвитию. Понимаю особую роль учителя литературы в создании нравственного микроклимата класса и школы. Главным средством в работе считаю гуманитарные техники: феликсологический подход, дискурс, рефлексию. Вот почему я работаю над методической темой « Феликсологическое образование в условиях перехода к ФГОС».

На уроках помогаю ученикам максимально раскрыть свои возможности, поощряю поиск нестандартных решений. Учу их вдумчиво читать. Размышлять над прочитанным.

Моя система работы имеет последователей и единомышленников в корпусе. Объединившись, мы создали творческую группу «Перемена».

Цель работы: реализация феликсологического подхода в образовательной среде. Основные задачи: осуществление психолого-педагогического сопровождения каждого школьника, создание условий для саморазвития всех членов ученического и учительского коллективов, внедрение в практику технологии феликсологического образования в условиях перехода к ФГОС.

Цикл заседаний творческой группы учителей «Перемена»

Заседание1

Студийное занятие творческой группы педагогов «Перемена»

«От счастливого учителя - к счастливому ученику» (феликсологическое направление в педагогической деятельности).


Цель:

Формирование и развитие ценностного отношения педагогов к проблемам феликсологического воспитания школьников.

Задачи:

  1. Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

  2. Углубление процессов самораскрытия, саморазвития.

  3. Анализ и рефлексия своей профессиональной деятельности.

Члены группы садятся в два круга. Каждой команде даётся задание: познакомиться с содержанием текста, ответить на вопросы, выполнить задания и создать свой текст для выступления.

1 команда. Текст «Педагогическая аксиология»[3]

Аксиология (от греч aksi -ценность и logos- учение)- учение о природе ценностей и структуре ценностного мира.

Педагогическая аксиология стала пользоваться вниманием исследователей лишь в последние годы. Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, научное их обоснование. Намечаются рекомендации разработки и внедрения в практику технологии аксиологического образования школьников.

С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция).

Необходим более продуманный подход к отбору ценностей как в содержательном так и количественном отношении. Идея полезности позволяет наилучшим образом наполнить учебные планы, предметные программы, учебники такими ценностями, которые апробированы многолетней школьной практикой, дополнить их такими, которых там до сих пор не было, но в которых очень нуждается современный ученик.

Эта же идея позволяет положить конец перегруженности школьных программ и учебников второстепенным, бесполезным, ничего не значащим для развития личности ученика материалом. Нет необходимости уточнять, какую громадную роль в этом процессе сыграет творческий подход учителя к делу. Именно творческий подход поможет ему научиться уяснять сущность и актуальность ценностей в жизни, в программах и учебниках, давать им необходимое оценочное обоснование. Такая работа вполне по силам думающему, и заинтересованному в успехе дела учителю.

Осваивая ценность, ученик в той или иной мере сам становится комплексной ценностью, что также требует педагогически целесообразного осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей наличия ценности в его личности. Ценностное содержание личности ученика должно быть заботой всех причастных к делу воспитания людей: родителей, учителей, наставников, воспитателей.

Образование как общечеловеческая ценность ни у кого не вызывает сомнения. Аксиологическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, её достоинству, принятие её личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни.

Наконец, аксиологическая технология позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Реализация аксиологического подхода обеспечивает переход к построению современной педагогики на идеях гуманизма. Аксиологические функции образования подтверждают идею о том, что выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Вопросы и задания.

  1. В чём суть аксиологического образования?

  2. Какова специфика применения аксиологического подхода в педагогике?

  3. Дайте определение традиционных групп ценностей.

  4. Почему образование - это общечеловеческая ценность?

  5. Дайте определение педагогическим ценностям.

  6. Составьте тематику классных часов на учебный год по аксиологическому воспитанию.

  7. Приведите пример аксиологического подхода из своей практики.

  8. Назовите проблемы аксиологического образования в нашем Центре образования.

  9. Создайте коллаж на тему « В чём суть ценностей?»

2 команда. Текст «Педагогическая феликсология»[4].

Феликсология воспитания - это научно-педагогическое направление теоретической мысли педагога, разрабатывающей содержательную характеристику воспитания, которая обеспечивает способность ребенка быть счастливым в этой на этой земле.

Речь идет о педагогическо-профессиональном содействии развитию способности ребенка проживать счастье жизни во всех ее проявлениях. Человека следует научить умению воспринимать мир во всем его удивительном многообразии, и, взаимодействуя с объектами мира, он обретает возможность обнаружить за каждым мигом такого взаимодействия ценностное содержание. Параллельная сказанному забота педагога о развитии способности осознавать себя в мире социальных связей - столь же плодотворная подготовка к счастью жизни.

Конструктором счастья является субъект, поэтому там, где отсутствует субъект, там не присутствует счастье. Не размещается счастье и там, где отсутствует смысл жизни. Таким образом,

условия феликсологического воспитания:

  1. формирование ценностей;

  2. развитие ценностного содержания восприятия;

  3. становление ребенка как субъекта;

  4. развитие у ребенка в деятельности максимума умений по взаимодействию с миром.

Методики педагогического воздействия для развития способности воспринимать, расценивать жизнь на земле как счастье, чтобы проживать счастье «здесь и сейчас»:

  1. «Предъявление мира».

  2. «Предъявление своего «Я».

  3. Притчи, предания, легенды.

  4. Свободный разговор.

  5. Игровые методики.

  6. «Рисуем счастье»

  7. Художественный образ счастья.


Вопросы и задания.

1. В чём суть феликсологического воспитания?

2. Какова специфика применения феликсологического подхода в педагогике?

3. Дайте определение методики педагогического воздействия.

4. Почему образование - это общечеловеческая ценность?

5. Дайте определение педагогическим ценностям.

6. Составьте тематику классных часов на учебный год по феликсологическому воспитанию.

7. Приведите примеры приёмов феликсологического воспитания из своей практики.

8. Назовите проблемы феликсологического образования в нашем центре образования.

9. Создайте коллаж на тему «Условия феликсологического воспитания».

Рефлексия занятия:

1. Что трудного?

2. Что неожиданного?

3. Что полезного?

4. Что бесполезного?

5. Что интересного?

6. Что нового?

7. Что изменил бы или добавил?

Заседание 2

(советы для создания разработки родительского собрания)

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми». (Оскар Уайльд).

Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети. А. Макаренко

Феликсология - наука о счастье; аксиология - наука о ценностях.

Феликсологическое воспитание - это воспитание счастливого человека, содействие формированию личности ребенка как человека-гуманиста в условиях гуманистического отношения к ребенку.

Гуманистическое отношение - это содействие осуществления человека в человеке. Родители должны вооружать своего ребенка умением быть счастливым в этой жизни и способностью выстраивать собственное счастье.

Технологии воздействия на развитие в ребенке способности проживать счастье, воспринимать жизнь как счастье.

  1. Предъявление мира. Родители предъявляют мир в очень простых и привычных явлениях:

Голос скрипки (душевные переживания)

Студийное занятие творческой группы учителей

Запах костра (источник жизни)

Студийное занятие творческой группы учителей

Полевой цветок (символ красоты)

Студийное занятие творческой группы учителей

2. Свободный разговор (самая простая форма):

- Какой сегодня замечательный дождь! Как красиво цветут цветы!

Студийное занятие творческой группы учителей

Потребность сделать счастливыми окружающих:

- А давайте посадим цветы перед домом.

- Давай приготовим сюрприз для (потребность сделать что- то для другого человека, поскольку в проживании счастья всегда нужен другой);

3. Провести игру «День, наполненный счастьем».

Отыскать в обычном дне признаки счастья:

- Мне было…

- Я думаю, что испытал счастье…

- Я запомнил это…

- Когда я вспоминаю…

- Спасибо, что…

Студийное занятие творческой группы учителей

4. Обсуждение впечатлений от прочитанной книги, просмотренного вместе фильма.

- Чем понравился сюжет?

- Какой самый интересный момент?

- Кто из героев вызвал симпатию?

- Почему так называется фильм (или книга)?

- Кому ты посоветовал бы посмотреть (или прочитать), почему?

5. Рисуем счастье. «Каким ты видишь счастье?»

Цветок счастья: 6 лепестков, написать на них, что нужно для счастья…

Студийное занятие творческой группы учителей

Цветок можно нарисовать свой.

6. Примеры из жизни великих, известных людей. Студийное занятие творческой группы учителей Студийное занятие творческой группы учителей

  1. Художественный образ счастья: приготовить стихотворение, выступление или театрализованное представление для семейного праздника.

Посмотреть спектакль.

Студийное занятие творческой группы учителейСтудийное занятие творческой группы учителей

Обсудить выступления:

- что особенно понравилось и почему?

- что можно придумать к следующему концерту для семейного праздника?


  1. Стихи о счастье, о маме, о литературе воспитанника КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус» Александра Остапенко:

Студийное занятие творческой группы учителей


Литература

Вся жизнь моя - литература.

Она везде со мной была.

И в повседневную культуру

Меня с рождения вела.

Все басни, все рассказы, сказки,

Что мать читала перед сном,

Как только закрывал я глазки,

Их видел, словно за окном.

Когда я рос, то окружали

Меня чудесные стихи.

Их постоянно осуждали,

Но говорили: «Не плохи!»

Теперь и сам я стал поэтом,

Пишу стихи, поэмы я,

Но и заканчивать на этом

Не собираюсь никогда.

Сейчас литература в музе,

Вокруг меня она всегда.

Литература - не обуза,

Я ей обязан навсегда!

Как хорошо, когда ты жив!

Как хорошо, когда ты жив!

Пусть даже ты не знаменитость,

Но в этой жизни не ленив,

А просто - жизненная милость.

Как хорошо, что есть любовь!

Даже, когда та безответна.

Без приглашенья входит вновь,

Любовь - она нам незаметна.

Когда ты любишь просто так,

Не замечая на взаимность.

Ты не какой-нибудь чудак,

Чудак, в котором есть наивность!

И каждый чудный божий день

Ты слышишь пенье птиц, шум ветра.

И видишь просто чью-то тень,

Застыл на миг, пройдя полметра.



Спешите делать добрые дела…

Спешите делать добрые дела,

Ведь нам так мало жить на этом свете.

Хоть, кажется, что жизнь лишь начата,

Но это только кажется, поверьте!

Не надо быть угрюмым никогда,

Ведь лучше быть веселым и счастливым,

И оставаться жизнерадостным всегда,

Так человек становится красивым.

Пусть среди нас кого-то рядом нет,

Поплачьте тихо, в первый раз поможет.

Нельзя озлобиться на целый свет,

Никто не виноват в том, что случиться может.

И улыбайтесь в каждый грустный день,

И боль пройдет, вы удивитесь сами.

Хоть делать что-то даже просто лень,

Всю волю вы сожмите кулаками.

Спешите делать добрые дела,

Ведь нам так мало жить на этом свете.

Хоть, кажется, что жизнь лишь начата,

Но это только кажется, поверьте!


  1. Литературная гостиная.

Величие человека состоит в умении поворачивать неудачи так, чтобы в них раскрывалась радость. «Какое счастье, что…»

О наказании. Стихотворения Э. Асадова «Не бейте детей!»

…Не бейте детей, никогда не бейте!

Поймите, вы бьете в них сами себя,

Неважно, любя их иль не любя,

Но делать такого вовек не смейте!...

Разрыв

Студийное занятие творческой группы учителей

- Мы расстаёмся... совсем... окончательно,

Так нужно, так лучше... И надо решить.

Ты не пугайся. Слушай внимательно:

С мамой иль с папой будешь ты жить?

Смотрит мальчишка на них встревожено.

Оба взволнованы... Шутят иль нет?

Палец в рот положил настороженно.

- И с мамой и с папой, - сказал он в ответ.

- Нет, ты не понял! - И сложный вопрос


Сергей Михалков «Раздумье»

Студийное занятие творческой группы учителейСтудийное занятие творческой группы учителей

Не надо обижать мальчишек!

Их жизнь и без того сложна,

Ведь, кроме синяков и шишек,

Мужская ласка им нужна.

Парнишке, что, в глаза не глядя,

Соврал или хотел соврать,

Ты ради правды, чести ради…

Было бы ошибочно думать, что надо составить программу действий по инсценированию феликсологической способности. Она - результат всего воспитания; всего, что ценится в жизни:

Семья.

Дружба.

Общение.

Искусство.

Природа.

Здоровый образ жизни.

Необходимо создать условия, внести в воспитание такие элементы, которые учат быть счастливым. Почти каждый момент жизни семьи обладает возможностью быть феликсологическим.

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. (А. С. Макаренко).

Но при этом советую помнить слова Хамила Шибрана:

Ваши дети - не ваши дети.

Они дочери и сыновья желания жить.

Они приходят в мир благодаря вам, но они - не вы.

И хотя они с вами,

Они не принадлежат вам.

Вы можете дать им свою любовь, но не свои мысли, ибо у них

Собственные мысли.

Вы можете дать приют их телу, но не душам, ибо их души

Обитают в краях,

Куда вам не добраться даже в самых смелых своих мыслях.

Заседание 3. Педагогические чтения. «Управление качеством образования»
(из опыта работы с детьми по созданию условий для успеха).

Учителя из творческой группы «Перемена» выступают с сообщениями на педсоветах и заседаниях МО, распространяя опыт феликсологического воспитания, рекомендуя разработки, приёмы, методические советы. Тем самым вовлекая в свои ряды единомышленников. Темы направлений работы распространяются и на совместную деятельность с учащимися. Инициативная группа воспитанников разрабатывает проект по теме: «Счастье в нашем доме». Ребята из группы НОУ работают над темой «Кадетское счастье».

Студийное занятие творческой группы учителейСтудийное занятие творческой группы учителейСтудийное занятие творческой группы учителей

Стареют книги - нет, не переплёт, не тронутые плесенью страницы,

А то, что там за строками живёт, и никому уж больше не приснится.

Остановило время свой полёт, исчезла старых сказок медуница,

И никогда читатель не поймёт: что озаряло наших предков лица?

Но мы должны спускаться в этот мир, как водолазы в сумрак Атлантиды.

Чужих миров забытые обиды - не просто стёртый начисто пунктир.

Века в своей развёрнутой поэме из тьмы выходят к Свету, к Вечной теме.

Всеволод Рождественский.

Студийное занятие творческой группы учителей

«Не учите их, дайте им учиться самим!»

У сегодняшней системы образования много проблем, но одной из главных является оторванность этой системы от конкретного ученика, её нацеленность на какого-то аморфного среднестатистического индивида. Поэтому она предъявляет общие стандартные требования ко всем.

Огромный поток информации, который обрушивается на ученика в школе, подавляет ее личностное осмысление, а значит и использование. Насаждается чувство необходимости следования преподносимым образцам поведения, не остается места для полета творческой мысли. Большая часть предлагаемых знаний довольно абстрактна, никогда в жизни не будет востребована, чрезмерное усвоение таких знаний притупляет способность к творческому мышлению, потому что в подсознании выстраивается сценарий на усвоение чужих знаний, происходит навязывание трафаретов примитивного массового сознания[6].

«Не учите их, дайте им учиться самим!» - известный лозунг нашей эпохи гласит, что нам нужны креативные подходы к обучению, развитию и воспитанию.

Каждому времени соответствует определённое качество образования:

- век Спарты - физическое совершенство;

- 20 век - техническое образование;

- 21 век - творческие компетентности (креативность).

Владение креативными способностями в наш век проводит линию разрыва между теми, кто прорывается вперёд, к успеху, и теми, кто отстаёт. Аналитическое мышление по-прежнему необходимо, но его одного уже недостаточно. Великая сила созидания заложена в каждом, помочь ей расти и действовать - профессиональное дело педагогов. Для этого и сами педагоги должны развивать в себе креативность. Такие педагоги движимы внутренней мотивацией, верой в достижение поставленных целей, готовы преобразовать учебный процесс, внося перемены. Педагог, обладающий креативностью, может научить детей мыслить нестандартно, используя множество приёмов и всего несколько простых методов. Наиболее продуктивные методы:

  1. готовность пойти на компромисс, умение быть гибким в любых жизненных ситуациях;

  2. умение выбирать разные способы решения проблемы;

  3. умение понимать позицию другого человека, рассматривать его точку зрения.

Поиск новых путей достижения результата, стремление к преобразованиям, самопознание отличает креативную личность от тех, кто игнорирует множество возможностей в рассмотрении насущных проблем и нахождении ответов. Сложнейший вопрос, как улучшить качество образования, затрагивает все уровни системы образования.

Качество образования как результат - интегрированное понятие, включающее: качество условий плюс качество процесса. Очень важно взаимодействие процесса преподавания (субъект - учитель) с процессом учения (субъект - ученик). Основа образования - саморазвитие. Цель образования - готовность к сотрудничеству (не к соревнованию), развитие созидательной деятельности. Роль учителя - действовать центрированно: (профессионально любить каждого) и автономно (владеть репертуаром: входить в разные группы компетентностно-коммуникативные). Профессиональный педагог учит детей умению добывать и применять знания. В век творческих компетенций, в коем мы живём, приоритетными новообразованиями, которыми должен овладеть ученик, являются:

  1. познавательная (когнитивная) - мышление, воображение, память;

  2. аффективная (эмоционально-волевая) - чувства радости, сопереживания;

  3. психомоторная (работа малых мышц) - жесты, мимика;

  4. операциональная - управление своей деятельностью: умение ставить цель, выбирать средства, принимать решения, корректировать, оценивать…

Второй профессиональный подход в области новообразований: формировать и развивать четыре группы ключевых компетенций:

  1. учиться познавать - анализировать, делать выводы, обобщения, выделять главное…

  2. учиться делать - уметь запоминать, применять знания…

  3. учиться жить вместе - уметь понимать позицию другого человека…

  4. учиться быть - развивать толерантность, коммуникабельность, тактичность…

Для этого важно разработать критерии:

- умение получать пользу из полученных знаний;

- умение планировать;

- умение применять средства, приёмы, методы, способы;

- умение представлять результат;

- умение рефлексировать;

- умение контролировать…

Важным условием при этом является формирование и развитие критического мышления. Главная задача педагога - отвечать потребностям школьника, но потребности эти надо формировать. Только педагог, сумевший мотивировать своих учеников, получит главный результат - КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: личную ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за себя и за всё происходящее в мире. Первостепенная задача педагога по отношению к самому себе: дело делать качественно, чтобы предметом ученики занимались увлечённо.

Школа помогает воспитывать семьянина: родители - главная роль, своеобразная профессия. Репертуар семьянина - условность, но ответственность за своё успешное благополучие школьник развивает в условиях предоставления самостоятельности. Самоконтроль и саморазвитие не приходят просто так - их надо формировать и развивать при профессиональном сопровождении педагога. Мы все идём к успеху через труд. Я согласна с утверждением великого педагога Сухомлинского «Учёба - это труд. Важно этот труд сделать привычным - полезным - приятным». Психологические установки: преодоление и способность действовать активно с учётом возраста. Мы все идём к успеху через ТРУД.

Главное достоинство нашего педагогического коллектива КГБОУ КШИ «Кедровый корпус» заключается в том, что у нас есть педагоги - лидеры (креативные личности), которые являются важным ресурсом, необходимым для нахождения ответов на сложные вопросы в осуществлении перемен в образовании.

Педагоги творческой группы «Перемена», работающие по феликсологическому направлению, разработали и поддерживают субъект-субъектную деятельность по принципу четырёх «Д»:

  1. Дружи с детьми.

  2. Доверяй детям.

  3. Думай о детях.

  4. Делай то, что обещал, и вместе с детьми.

Воспитанники нашего корпуса под руководством педагогов принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах на уровне края и РФ. В течение учебного года многие участники стали лауреатами и победителями различных соревнований. Ученики двух 5х классов приняли участие во Всероссийском конкурсе« СТУПЕНИ УСПЕХА. СУПЕРПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ».

По результатам конкурса четыре команды пятиклассников стали Лауреатами и получили приглашение на очный тур Всероссийского летнего фестиваля «Созвездие талантов». Одна из команд приняла активное участие в летнем фестивале «Созвездие талантов» в пансионате «Дагомыс Олимпийский». Неповторимые впечатления и мгновения счастья остались у всех участников летнего фестиваля.

Заседание 4

Мастер-класс (презентация, приложение 1)

Технология феликсологического воспитания (технология воспитания счастливого человека в школе).

Цель: осознание педагогами своей индивидуальности, поиск резервов для более эффективной работы.

Задачи:

  1. Раскрытие новых личностных ресурсов.

  2. Привлечение внимания к психологическому здоровью учителя со стороны администрации школы.

  3. Популяризация идей инновационных подходов в образовании.

Студийное занятие творческой группы учителей

Студийное занятие творческой группы учителей

Студийное занятие творческой группы учителей

Заседание 5

Тренинг личностного роста для педагогов.

Цель: осознание педагогами своей личной значимости, помощь в коррекции эмоционального отношения к себе.

Задачи:

  1. Совершенствование коммуникативных умений, эмпатии по отношению к другим людям, способности пзнавать себя.

  2. Развитие интереса к собственному мироощущению.

  3. Снятие «синдрома педагогической усталости».

Педагогу, как и любому человеку, нужен успех в его деятельности. Руководствуясь логикой разумной преобразовательной деятельности, педагог постоянно совершенствует мастерство самоуправления с целью личного воздействия в формировании и развитии аналогичного умения у своих воспитанников. Нельзя не согласиться со словами выдающегося педагога и психолога Ю.Б. Гиппенрейтер: «Личность учителя - инструмент его деятельности» [1]. Но, увы, личностью становится не каждый. Учим мы порой не тому, чему надо, а тому, что умеем сами. Только тот педагог будет обладать внутренним ресурсом Мастера, который сумеет преобразовать полученную информацию в знания, затем в умения и навыки, а в итоге - в опыт. Такой педагог будет успешным, а значит и его ученики тоже. Для достижения этой благородной цели необходимы постоянные усилия в саморазвитии. Эти усилия - вечные преодоления. Даже понятие слова «воспитание» имеет в толковых словарях многообразие оттенков. В одном из словарей «воспитание - насилие, воздействие на формирование и развитие психики человека всей окружающей обстановки, происходящих событий, всего общественного строя…» [4];

Нельзя не согласиться и со словами Л.Н.Толстого: «Всё дело в мыслях. Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями».

Советы психолога:

Психологическая диета

  1. Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.

  2. Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.

  3. Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов

Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.

Для обычного уравновешенного состояния - 3:1.

  1. Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.

  2. Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:

- в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы;

- постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени;

- разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему.

Релаксация «Поплавок»

Сядьте удобно.… Почему бы вам не расслабиться и не успокоиться, в то время как с вами будет происходить что-то полезное…Расслабленность, покой, отдых бывают приятнее, когда глаза закрыты. Закройте глаза. Вы слышите мой голос и можете еще больше расслабиться и успокоиться, еще больше, ровно настолько, насколько это надо вашему организму…вашему телу…вашему мозгу…вашему подсознанию.

Почувствуйте, как вы дышите. С каждым вдохом ощущение покоя усиливается.… С каждым выдохом все тревоги, заботы дня уходят на задний план.

Для того чтобы добиться положительных внутренних изменений, нужно научиться задавать себе самому вопросы. Ответив на них, вы сможете разобраться в самих себе.

Итак, ответьте самому себе: «Что я сейчас делаю? Что я чувствую? О чем думаю?»

Теперь давайте, активизируем наше воображение. Вообразите, что вы - маленький поплавок в огромном океане.… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна на некоторое время накрывает вас, но вы вновь выныриваете на поверхность.…Попытайтесь ощутить эти толчки, эти падения и выныривания.…Ощутите движение волны…тепло солнца…брызги воды…эту силу, которая не дает вам пойти ко дну и поддерживает вас.

Вот так и в жизни - то вы оказываетесь, накрыты волной проблем и тревог, то вдруг - опять на поверхности.…Никогда не надо терять самообладания.…Будем учиться у природы, у окружающего мира житейской мудрости…

Хорошо! А сейчас вспомните такой момент вашей жизни, когда вы чувствовали эмоциональный подъем, когда вы были счастливы.…Вспомните, когда вы были кому-то нужны, были дороги и любимы.…Вспомните или немого пофантазируйте.

Когда вы почувствуете, что уже отдохнули, вспомнили, что хотели, или помечтали, вы откроете глаза.… Каждый откроет глаза тогда, когда ему этого захочется.

Несколько способов победить стресс

Стресс, напряжение, тревога - все это вырастает в проблему, если вовремя не схватиться. Вот некоторые советы, как победить стресс.

ОБЩИЕ:

- поговорите о своих проблемах с кем-нибудь их близких;

- если вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить;

- скажите себе «Нужно расслабиться»;

- запомните: вы не можете отвечать за настроение других людей;

- постарайтесь перестать беспокоиться о том, что пребывает вне предела вашего контроля, над чем вы не властны.

ДОМА:

- отключите телефон и полежите в теплой ванне;

- купите сами себе букетик цветов;

- вспомните какие-нибудь самые счастливые мгновения вашей жизни;

- выберите такое хобби, которое явно отличалось бы от работы;

- устройте себе спортивную разминку;

- понежьте себя - массаж;

- сделайте себе какой-нибудь подарок;

- подумайте о том, как вы питаетесь, и поменяйте рацион;

- встаньте утром пораньше, прогуляйтесь и хорошенько позавтракайте;

-купите кассету с шумом прибоя или джунглей;

- сделайте что-нибудь исключительно и только для себя.

НА РАБОТЕ:

- не сердитесь на справедливую критику и сделайте выводы;

- все лишнее, что мешает работе (старые бумаги и т.д.), выбрасываете безжалостно;

- время от времени вытягивайте ноги, поводите головой из стороны в сторону, распрямите спину;

- после окончания работы дайте себе десять минут, расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами;

- «формула выживания» профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходить 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма, расслабления, чувственной разрядки, «очищения». Переключение мыслей - вместо переживаний можно быстро придумать, как исправить положение

- если можешь изменить обстоятельства - измени, не можешь изменить - измени отношение к ним;

- жизнь ритмична: спады чередуются с подъемами;

- не переделывай окружающих под свой лад;

- не оставайся один на один с неприятностями. Ничто не обескураживает больше, чем неудачи; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающими мыслями от неудачи лучше всего с помощью воспоминаний об успехе;

- совершенствуй себя (вырабатывай чувство собственного достоинства);

- умей смотреть на себя со стороны, люби и цени себя.

Наши ученики, как правило, - это …

Мой любимый ученик - это …

Трудный ученик тот, который …

Я бы не хотела работать с учащимся, который …

Я бы очень хотела работать с учениками, которые …

Наиболее часто встречающиеся позиции ученика школы - это …

Я бы хотела видеть моих учеников ...

«От интересного учителя к интересному ученику…»

Опираясь на мои педагогические принципы, педагогическую концепцию: «От интересного учителя к интересному делу - от интересного дела - к интересной личности» работу продолжаю в сотрудничестве с детьми и коллегами. Результатом совместной творческой деятельности учеников и учителей стала работа в школьной газете «Кадет», информационном периодическом издании, где принять участие может каждый из коллектива.

Газета «Кадет» сейчас приобрела статус информационного выпуска в электронном виде на сайте кадетского корпуса. А те ребята, которые стояли у истоков создания газеты, продолжают публиковать свои произведения в виде стихов, поэм, сказок, рассказов. Очень приятно и радостно осознавать, что кадеты не забывают свой Дом и поддерживают общение.

Заключение

«От здорового, творческого учителя к здоровому, творческому ученику!»

(перспективы дальнейшего развития деятельности творческой группы педагогов КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус» «Перемена»)

Введение феликсологического подхода в образовательном процессе чрезвычайно необходимо. Многие идеи, предназначенные для улучшения образования, применимы не только в школьной аудитории, но и в любой деятельности, для которой свойственны перемены.

Владение креативными способностями в современной школе - необходимость. Интересное дело даёт школьнику сильный импульс. Знания, полученные на интересном уроке, сохранятся более прочно. Многое зависит от учителя, который своей деятельностью отвечает потребностям современного школьника, профессионально формируя эти потребности через учебный опыт.

Современный учитель - артист, исполняющий роль от урока к уроку, от его роли зависит успех взаимной деятельности ученика и учителя. Увлечённый учитель, преодолевая трудности, придёт к успеху и приведёт за собой воспитанников. Одному учителю трудно, и ресурсы необходимо пополнять в кругу единомышленников. Единые требования педагогического коллектива обладают силой и направляют к совместному преодолению трудностей, к главному результату - образованности с чувством ответственности за себя и всё происходящее в мире.

Программа творческой группы педагогов «Перемена» направлена на повышение психологической и профессиональной грамотности. Планируется создание циклов тренингов, посвящённых феликсологической направленности в образовании. Ожидаемые результаты имеют длительную направленность. Достижения первые уже есть для педагогов и для учащихся. Критерии оценки эффективности:

- в результате проведения тренинговых занятий повысится стрессоустойчивость и эмоциональное благополучие педагогов, раскроются новые личностные ресурсы;

- активизируется творческая активность учащихся и педагогов в совместной деятельности;

- совершенствуется объединение наиболее заинтересованных участников в группу «Перемена».

Перспективы дальнейшего развития данной деятельности:

  1. Сбор и подготовка практического материала для дальнейшей организации исследования по феликсологическому направлению образования.

  2. Проведение психологических тренингов по повышению психолог-педагогической грамотности и здоровья для педагогов и учащихся.

  3. Создание WEB - сайта по вопросам феликсологического воспитания.

  4. Создание позитивной социальной рекламы в рамках здорового образа жизни современной школы.

Введение феликсологического подхода в образовательном процессе чрезвычайно необходимо. Многие идеи, предназначенные для улучшения образования, применимы не только в школьной аудитории, но и в любой деятельности, для которой свойственны перемены к лучшему через преодоление трудностей, через самопознание, саморазвитие, самообразование.

В нашей школе есть много инициативных учителей, работающих в творческих группах по разным темам, но именно группа педагогов «Перемена» привлекает внимание новизной исследования в области феликсологического образования. На практических занятиях преображаются все участники. Позитивный настрой, улыбки, радость, смех, искренние чувства, объединяющие увлечённых своим делом единомышленников.

Горжусь работой в группе и верю в общий успех начатого дела.

Литература.

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Психологическая теория деятельности» Psychology Onlain. Net

  2. Павлова Е. П., Щуркова Н. Е. "Как воспитать счастливого" Педагогическое общество. России. 2002 г.

  3. Павлова Е. П., Щуркова Н. Е. "Как воспитать счастливого" Педагогическое общество. России. 2002 г.

  4. Сущенко Л. Б. "Организация жизнедеятельности классного коллектива на феликсологических основаниях"foliants.ru›BOOKSTOR /88630/280733/

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010г.

  6. Устав КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус» п.Кедровый, Емельяновского района, Красноярского края.

  7. Стивен Кови «7навыков высокоэффективных людей» Psychology Onlain. Net


© 2010-2022