Проектная технология как условие развития социокультурной компетентности учащихся

Раздел Завучу
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная технология как условие развития социокультурной компетентности учащихся

Савицкая Любовь Юрьевна,

г. Ачинск Красноярского края

Происходящие в современности изменения в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, использование педагогических технологий, связанных с индивидуальным развитием личности, технологий, формирующих навык самостоятельного движения в информационных полях. Современный ученик должен уметь ставить и решать задачи. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Учащийся современной школы должен эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

В современных условиях складывается национальная концепция воспитания в новых общественно - политических и экономических условиях. Основными приоритетами является идея воспитания человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка.

Во внеурочное время учащиеся должны быть вовлечены в научно - исследовательские, творческие виды деятельности.
Воспитанию должны способствовать не только отдельные мероприятия, а сам «дух» школы, каждый урок в ней, каждое проводимое мероприятие и даже перемена. Таким образом, необходимы новые «механизмы», которые привели бы в движение всю образовательно-воспитательную систему школы.

Курс «ОРКСЭ» и предметная область ОДНКНР занимают в этом ряду особое место. Они не только знакомят с особенностями мировых религиозных культур, культурой стран изучаемого языка, но путём сравнения знакомят учащихся с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействуют воспитанию школьников в контексте «диалога культур».

Освоение учащимися духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение к культурным и религиозным богатствам предшествующих поколений, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности.

Можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Познание, прежде всего своей культуры, а далее и культур других мировых сообществ - наша важнейшая задача.

Сегодня основной задачей является расширение и углубление роли социокультурного компонента и развитие коммуникативных способностей учащихся.

Почему из всех компетенций, формирование и развитие именно социокультурной коммуникативной компетенции, столь важно?

Во-первых, развитие социокультурной компетенции ведёт к формированию других ключевых компетенций, а именно:

- информационной;

- познавательной;

- коммуникативной;

- целостно-смысловой;

- и компетенции личностного самосовершенствования.

Во-вторых, развитие именно этой компетенции делает учебный процесс наиболее интересным и познавательным, обеспечивает духовно-нравственное развитие школьников, их толерантное отношение к иной культуре.

В-третьих, развитие социокультурной компетенции способствует развитию коммуникативных умений, умений вступать в диалог.

В-четвёртых, изучение иной культуры ведёт к более глубокому пониманию своей собственной.

В связи с модернизацией образования характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию, программа формирования общеучебных умений и навыков, отраженная в федеральном государственном образовательном стандарте, включает в себя значимость формирования проектной грамотности.

Учебный процесс выстраивается как поисково-исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии, рождаются творческие проекты.

Развитию социокультурной компетенции, способствует широко используемый метод проектов, посредством которого школьники приобретают знания и умения социокультурного контекста общения. Метод проектов даёт большой простор вариативности: как вариативности отбора содержания, так и вариативности форм организации деятельности учащихся.

Организация работы над проектами тоже может быть самой разнообразной. Следует подчеркнуть, что метод проектов может использоваться в рамках изучения любой темы программы, сочетаться с любым УМК и может быть включён в различные формы общей системы работы над изучаемым материалом.

На сегодняшний день метод проектов является актуальным в современной школе. Он является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение.

Необходимо, чтобы проект был связан с реальной жизнью, был интересен участникам. Учитель должен быть лишь консультантом - координатором. Учащиеся должны обладать умениями самоорганизации и ответственности.

В образовательных организациях г. Ачинска реализованы проекты метепредметной направленности, создающие условия для развития социокультурной компетентности, посредством реализации курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.

Ярким примером этому служат проекты: «Пасха Православная», «Мы вместе», «Свет Рождественской звезды» (приложение №1).

Проектная технология имеет широкий спектр учебных возможностей и придаёт процессу обучения личностно - ориентированный и деятельностный характер. Она позволяет успешно развивать все компетенции, в т. ч. и социокультурную.


Приложение №1

Название проекта

Цели, задачи

Концептуальные основы

Результаты

«Мы вместе»

Сохранение духовно-нравственного наследия, формирование положительной установки на взаимодействие с представителями разных национальностей

Деятельность в рамках проекта предполагала создание пространства для межкультурного взаимодействия (развития и совершенствования компетентности учащихся в сфере межкультурной и межличностной коммуникаций, формирования ценностной ориентации у подрастающего поколения посредством приобщения к культуре других народов и познания культуры своего народа). Через участие в экскурсиях, этнографических экспедициях, творческих мастерских, мастер - классах, апробации настольной игры, интерактивных музейных занятий была создана уникальная атмосфера для «погружения» в мир культуры народов России.

Механизм реализации проекта включал в себя реализацию следующих содержательных моментов:

1.Разработка и реализация маршрутов этнографических экспедиций в п. Елга Большеулуйского района Красноярского края и п. Ключи Ачинского района Красноярского края.

2.Организация и проведение музейных занятий «Встреча разных культур» для учащихся ОО г. Ачинска

3.Проведение творческих мастерских и мастер - классов.

4.Проведение школьного фестиваля национальных культур «В дружбе народов единство России».

-более 80% участников проекта удовлетворены мероприятиями;

-создана передвижная экспозиция музея, в которой представлены элементы национальных костюмов и быта народов, представленных в этнографической карте Красноярского края и города Ачинска;

-в мероприятиях проекта приняло участие 759 человек;

-подготовлены экскурсоводы для проведения этнографической экспедиции в п. Елга из членов ДОО «Дети России»;

-проведено 5 мастер - классов для разных категорий (дети-инвалиды, учащиеся начальной школы, учащиеся среднего звена, студенты);

-проведено две презентационных площадки с целью тиражирования опыта реализации проекта.

«Свет Рождественской звезды»

Формирование осознания себя частью своей страны, идентичности со своим народом.

знакомство с историей возникновения праздника Рождества Христова;

воспитание чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Проект «Свет Рождественской звезды», включает в себя 5 основных мероприятий разного направления и разных по форме проведения, но объединенных одной идеей создания рождественского вертепа.
1. Литературная гостиная «Природа в тихом ожидании…»

2. Организация и проведение Форума «Рождественские чтения».

3. Творческая мастерская «Вертеп».

4.Постановка театрализованного представления «Свет Рождественской звезды».

5. Проведение тематического вечера «В целом мире торжество - наступило Рождество».

-создание условий для знакомства учащихся начальной школы с новыми произведениями русской и зарубежной литературы;
-формирование навыков эффективного коммуникативного общения;
-создание 20 вертепов, других рождественских атрибутов;
-формирование интереса к истории праздника Рождества Христова у учащихся, изучающих др. модули курса ОРКСЭ;
-установление партнёрских взаимоотношения с родителями.

«Пасха Православная»

Знакомство учащихся с пониманием и смыслом праздника Пасхи в русской православной культуре, создание условия для взаимодействия учащихся разных модулей курса ОРСКЭ и разных ступеней обучения

Деятельность в рамках проекта предполагала создание образовательного пространства для взаимодействия учащихся образовательной организации, относящихся к разным конфессиям, разным социальным статусам и включала две основополагающих компоненты:

1.Проведение внеурочного занятия после изучения темы «Пасха» учащимися модуля «Основы православной культуры» для учащихся других модулей.

2.Проведение творческой мастерской «Пасхальная открытка», проведение акции «Открытка для любимого учителя в Светлый праздник Пасхи».

-создание условий для межкультурного диалога, изучения традиций встречи праздника Пасхи в русской православной культуре;

-формирование навыков эффективной коммуникации;

-развитие эстетического вкуса, творческих способностей учащихся посредством проведения творческой мастерской.


Список литературы

1.Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: «Просвещение», 2015.

2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: «Просвещение», 2015.

3.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года//29.05.2015

4.Федельный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

© 2010-2022