Конспект урока на тему «Приемы конструктивного разрешения конфликта - документ к презентации»

Здравствуйте, представляю вашему вниманию материалы к уроку на тему: «Приемы конструктивного разрешения конфликтов«В данном материале представлено знакомство с основными понятиями такой дисциплины как конфликтология, также сразу даются задания, главной целью которых является формирование практических навыков контролирования конфликта и умения вести переговоры, показано как необходимо правильно реагировать на поведение провокаторов, самоконтроль своего эмоционального состояния в стрессовой ситу...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Навыки профессиональной и личной эффективности №3.

«Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения.

Цель: знакомство с приемами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

1.Познакомиться со структурой и видами межличностных конфликтов.

2.Разобрать способы поведения в конфликтных ситуациях.

3.Рассмотреть стадии конфликтного взаимодействия.

4.Научиться техникам эффективного поведения в коллективе.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Введение

Можно ли жить без конфликтов? Скорее всего нет, т.к. в основе конфликта всегда лежит противоречие, несовпадение жизненных целей, ценностей, установок. И вряд ли найдется человек, который скажет, что его картина мира полностью совпадает с картиной мира всех людей, с которыми он взаимодействует дома или на работе. Неразрешенный конфликт может привести к обидам, раздражительности, гневу, депрессии и другим негативным состояниям. Следовательно, надо научиться анализировать, понимать и управлять конфликтами.

В данном курсе рассматриваются причины возникновения, различные стратегии поведения в конфликте и способы разрешения наиболее типичных проблемных ситуаций.

Мы познакомимся с основными понятиями конфликтологии и выполнить задания, направленные на формирование практических навыков управления конфликтами, ведения переговоров, оптимального реагирования на провоцирующее поведение, саморегуляции своего эмоционального состояния в напряженной ситуации.

Попытаемся проанализировать реальные конфликты, которые достаточно часто встречаются в педагогической практике.

Слайд № 1 - титульный лист

Слайд № 2 - конфликт - это нормально

Слайд № 3 - негативные последствия конфликта

Слайд № 4 - условия для возникновения конфликта

Слайд № 5 - что такое межличностный конфликт

Слайд № 6 - структура конфликта

Слайд № 7 - виды межличностных конфликтов

Слайд № 8 - типы конфликтов

Слайд № 9 - виды педагогических конфликтов

Слайд № 10 - особенности педагогических конфликтов

Вывод: основной особенностью педагогических конфликтов является ответственность учителя за их разрешение.

Вопросы и задания для размышления. См. пособие стр.11.(Приложение1.)

Слайд № 11 - стили разрешения конфликта.

Выбор стиля урегулирования конфликта определяется типом конкретной ситуации. Если противоречия не имеют для нас особого значения, мы применяем стратегию уступчивости или избегания. В случае особой значимости объекта конфликта - использовать стратегию доминирования или компромисса. Подростки предпочитают использовать компромисс как способ урегулирования конфликта, но их поведение меняется в зависимости от того, кто выступает их оппонентами в конфликте. В случае семейных конфликтов они предпочитают использовать избегание; в конфликтах в школе - соперничество или сотрудничество.

Взрослые в конфликтах с представителями администрации используют уступчивость или избегание, с учениками - сотрудничество или компромисс.

Вопросы и задания для размышления. См.пособие стр.14.(Приложение2)

Слайд № 12,13 - негативные факторы конфликтного взаимодействия

Вопросы и задания для размышления. См.пособие стр.18-20

(Приложение 3).

Слайд № 14 - стадии конфликтного взаимодействия.

Вопросы и задания для размышления. См.пособие стр.25 (Приложение 4).

Слайд № 15 - техники эффективного поведения в конфликте.

Слайд № 16 - принципы признания личной ответственности за происходящее

Слайд № 17 - набор подготовленных реакций(НПР)

Слайд № 18 - активные реакции

Вопросы и задания для размышления. См.пособие стр.29 (Приложение 5).

Слайд № 19 - пассивные реакции

Слайд № 20 - правила поведения педагога в «трудной» ситуации.

Слайд № 21 - Спасибо за внимание.







Приложение №1.

Ситуация 1.

Возник конфликт между учеником и учителем: учитель возмущен плохой успеваемостью ученика и дает ему возможность исправить оценки с помощью реферата, ученик соглашается и на следующий урок приносит реферат. Во-первых, не по теме, а так, как ему вздумалось, хотя и потратил, по его словам, на подготовку весь свой вечер. Во-вторых, весь помятый.Учитель возмущен еще сильнее и в резкой форме говорит, что это унижение его как учителя. Ученик демонстративно встает и начинает раскачивать ногами вперед и назад, держась за парту. Учитель сначала пытается усадить ученика, но, не выдержав, хватает его и выталкивает из класса, потом отводит к директору, оставляет его там и уходит в класс.

Ситуация 2

Учитель математики после звонка задержал класс на перемене. В результате учащиеся опоздали на следующий урок - урок физики. Разгневанный учитель физики высказывает свое негодование учителю математики, т.к. у него была запланирована контрольная работа. Его предмет, как он считает, очень сложный, и терять время урока из-за опоздания учащихся он считает недопустимым. Учитель математики возразил, что его предмет не менее важен и труден. Разговор происходит в коридоре на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.

1.Укажите структурные компоненты (предмет, участники, макросреда, образ) конфликта в каждой представленной ситуации.

2. Определите вид конфликта каждой ситуации.

Приложение2.

Урок в 8 классе. Проверяя домашнее задание, учитель трижды вызывает одного и того же ученика. Все три раза ученик отвечал молчанием, хотя обычно по этому предмету хорошо успевал. В результате - «2» в журнале. На следующий день опрос начинается вновь с этого ученика. И, когда он опять не стал отвечать, учитель удалил его с урока. Такая же история повторилась на следующих двух занятиях, потом последовали прогулы и вызов родителей в школу. Но родители выразили учителю недовольство тем, что он не смог найти подход к их сыну. Учитель в ответ высказал претензии в адрес родителей, что те не уделяют внимания сыну. Разговор продолжился в кабинете директора.

Определите стили поведения участников данной конфликтной ситуации.

1.Какой стиль поведения характеризует учителя, ученика, родителей?

2. Какой стиль урегулирования конфликта, по Вашему мнению, наиболее эффективен в данной ситуации?

Приложение 3.

Вопросы и задания для размышления .

Определите привычный для Вас способ поведения. Для этого внимательно прочтите пословицы. По пятибалльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использованию в своем обычном поведении:

5 баллов - типично для поведения 4 балла - часто 3 балла - иногда 2 балла - редко

1 балл - совсем нетипично

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Один ум хорошо, а два - лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь - не поедешь.

9.С паршивой овцы- хоть шерсти клок.

10.Правда - то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своих добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты мне - я тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит - гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - ни одной.

24. Кто дарит, друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.

27. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя бросили камень - брось в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай, без устали: докопаешься до истины.

Бланк ответов.

№пословицы

1

2

3

4

5

Балл






№пословицы

6

7

8

9

10

Балл






№пословицы

11

12

13

14

15

Балл






№пословицы

16

17

18

19

20

Балл






№пословицы

21

22

23

24

25

Балл






№пословицы

26

27

28

29

30

Балл






№пословицы

31

32

33

34

35

Балл






Сумма б-ов






тип

I

II

III

IV

V



Интерпретация значений.

Тип I «Черепаха» - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности(избегание)

Тип II «Акула» - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование)

Тип III«Междвежонок» - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего, жертвуют успехом (уступчивость)

ТипIV «Лиса» - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс)

Тип V«Сова» - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Типичный для Вас стиль поведения определяется по максимальному количеству баллов, набранных Вами по одной из указанных стратегий поведения.

В случае, если сумма баллов равна по нескольким типам, можно говорить об использовании нескольких стратегий взаимодействия с людьми.





Приложение 4.

Проанализируйте предложенные ситуации с точки зрения проявления динамики конфликта.

Ситуация 1.

Родители пришли в детский сад, чтобы забрать документы своего ребенка. Ребенок посещал д/с 3 дня, после чего заболел, и родители приняли решение забрать ребенка.
Заведующая потребовала, чтобы родители оплатили пребывание ребенка в д/с через Сбербанк. Но родители не захотели идти в банк и предложили заплатить деньги лично ей. Заведующая объяснила родителям, что она не может принять деньги. Родители возмутились и, наговорив массу оскорблений в ее адрес и в адрес д/с, ушли, хлопнув дверью.

Ситуация 2.

До начала урока 10 минут. В классе - учитель и несколько учеников. Обстановка спокойная, доброжелательная. В класс входит другой учитель с целью получить информацию у коллеги. Подойдя к коллеге и ведя с ним беседу, вошедший учитель вдруг обрывает ее и обращает свое внимание на сидящую напротив ученицу 10 класса, у которой на руке золотое колечко. «Ты посмотри, ученики все в золоте ходят.Кто тебе разрешил носить в школу золото?!» Не дождавшись ответа ученицы, учитель повернулся к двери, и, продолжая громко возмущаться, покинул кабинет, хлопнув дверью. Один из учеников спросил: «Что это было?»Вопрос остался без ответа. Сидящий в классе учитель все это время молчал, не находя выхода из сложившейся ситуации. Ученица сняла колечко, спросила «Почему и за что?». В ее глазах стояли слезы.

Приложение5.

Правильные сообщения

Ошибочные сообщения

Прошу тебя приходить на встречу в то время, которое мы заранее оговорили

Прошу не обижать меня своими опозданиями. Я требую к себе уважения (чувства, а не действия)

Мне необходимо услышать ответ на вопрос,чтобы оценить уровень знаний

Мне необходимо, чтобы ты изменил свое отношение к школьным предметам(изменить отношение, а не поведение)

Назовите мне, пожалуйста, критерии оценки качества моей работы

Вы оцениваете мою работу несправедливо. Я не согласна с вашей оценкой(имеет место обвинение и обобщение, нет ясности в понимании того, что означает «справедливость»

Приложение 5.

Установите соответствие между правильными сообщениями и ошибочными.

1.Прошу тебя приходить на встречу в то время, которое мы заранее оговорили

2. Мне необходимо услышать ответ на вопрос, чтобы оценить уровень знаний

3. Назовите мне, пожалуйста, критерии оценки качества моей работы

А. Мне необходимо, чтобы ты изменил свое отношение к школьным предметам(изменить отношение, а не поведение)

Б. Прошу не обижать меня своими опозданиями. Я требую к себе уважения (чувства, а не действия)

В. Вы оцениваете мою работу несправедливо. Я не согласна с вашей оценкой(имеет место обвинение и обобщение, нет ясности в понимании того, что означает «справедливость»



© 2010-2022