- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление Методика и организация образовательного процесса с младшими школьниками в МСКОУ №72
Выступление Методика и организация образовательного процесса с младшими школьниками в МСКОУ №72
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Измоденова М.А. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление "Методика и организация образовательного процесса
с младшими школьниками в МСКОУ №72"
Понятие «метод обучения» на разных этапах развития педагогики как науки имел различные определения, однако в основном он рассматривался как способ организации познавательной деятельности учащихся. Не случайно тема сегодняшнего семинара и звучит «Методика и организация образовательного процесса с младшими школьниками в МСКОУ №72»
Специальная (коррекционная) школа VIII вида применяет в основном те же методы работы, что и массовая школа. Только в школе VIII вида эти методы являются более дифференцированы: там, где в массовой школе мы имеем один определенный методический прием, в школе коррекционной на этот же материал обычно есть целая градация методических приемов в системе определенного метода. Школа VIII вида пользуется целой системой дополнительных средств и приемов, которые в итоге создают специфику методической работы. Эту специфику не всегда возможно четко выделить и определить. Она лучше всего познается в практике, но некоторые основные моменты особенностей методической работы можно наметить.
Ученики специальной (коррекционной) школы VIII вида требуют к себе особого индивидуального подхода. В методической работе он выражается в подборе отдельных приемов к отдельным ученикам.
У педагога специальной (коррекционной) школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он в праве ожидать от каждого из них. Особую важность приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков. Сегодня нашими педагогами начальной школы будут представлены разнообразные приемы и методы работы с учащимися, которые в полном объеме реализуют принцип индивидуального и дифференцированного подхода как основного при работе с детьми с нарушением интеллекта в развитии.
Учитывая психофизические особенности учащихся, учитель хорошо понимает, что такие дети недостаточно четко воспринимают окружающее, они не выделяют существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщают, строят отвлечения, они снижают момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и т.д. Все эти черты, характеризующие ребенка с нарушением интеллекта, заставляют соответствующим образом строить и учебную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал, особенно в первых классах.
Педагог должен ясно представлять себе специфику овладения знаниями ребенком с нарушением интеллекта. Он должен уметь закрепить знания, приобретенные учеником в процессе обучения, создать условия для возможности применения знаний на практике. Только при этих условиях он будет иметь возможность ставить перед собой не только проблему обучения, но и проблему развития учащихся, т.е. вполне сознательно организовать коррекционно-воспитательную работу, используя методические приемы как средство возможного преодоления дефекта.
Возвращаясь к методике и организации образовательного процесса, нужно помнить, что для успешного обучения учителю нужно не только знать свой учебный предмет, но и очень хорошо владеть методами и приемами обучения, эффективно использовать имеющиеся средства. С понятием «метод», «прием» тесно связано понятие «средство обучения». К ним относится все, что помогает учителю и учащимся. Все эти средства вы сможете отметить на уроках, которые будут показаны в рамках нашего семинара. Это все те средства, которые помогают учителю и учащимся: слово учителя, учебники и учебные пособия, справочная литература, технические средства обучения, наглядные пособия, учебное оборудование и др.
Дети с нарушением интеллекта, как правило, приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в массовой школе) включения в процесс обучения в младших классах методов, вызывающих интерес к учению. Вы сможете увидеть, как учителя начальных классов на своих уроках используют элементы познавательных игр, создают занимательные ситуации, применяют элементы игры, работают с раздаточным материалом и т.д.
В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, а, следовательно, важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, которые эту связь обеспечивают. Это вы тоже сможете проследить на уроках наших педагогов.
Многие приемы, применяемые в процессе обучения младших школьников, довольно специфичны. Например, для запоминания изучаемой буквы учителя используют приемы обводки букв, вырезанных из наждачной бумаги, согнутых из проволоки, складывание их из отдельных элементов, палочек, раскрашивание и т.п.
Большое значение имеет сочетание разных методов. В специальной (коррекционной) школе VIII вида это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учащихся. Вот здесь и реализуется принцип индивидуального и дифференцированного подхода, о котором подчеркивалось выше. Например, одним учащимся успешно справиться с пересказом помогает использование беседы и картинного плана, другие лучше и полнее рассказывают с опорой на словесный план, третьим ученикам нужно сочетание картинного плана, беседы по прочитанному, чтение отрывков из текста. Такие методы обучения вы сможете проследить на уроке чтения во 2 классе. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения, школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета. Все разнообразие этих приемов вам продемонстрируют наши педагоги на своих уроках.
Практический блок сегодняшнего семинара представлен показом уроков в следующих классах:
Урок письма и развития речи в 1 классе
«Строчная буква Ю в начале слова».
Т.С.Яковлева, учитель I категории (специальное коррекционное образование).
Урок чтения и развития речи в 3б классе (дети с тяжелой умственной отсталостью)
«Изученные гласные и согласные звуки, буквы. Деление слов на слоги».
А.Л. Футерман, учитель I категории (специальное коррекционное образование).
Урок чтения и развития речи во 2 классе
«Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».
Ю.В. Коновалихина, учитель I категории (специальное коррекционное образование).
Урок математики в 3а классе
«Деление на равные части. Деление по содержанию».
С.И.Старкова, учитель II категории (стаж педагогической работы лет).